Кидекша достопримечательности что посмотреть за один день?

Кидекша. Деревушка с мировым именем

Во Владимирской области в 4-х километрах от Суздаля находится небольшое село, больше похожее на деревню, по своей ценности и древности ничем не уступающее своему всемирно известному соседу. Имя этому селу — Кидекша. Путешествуя по Золотому кольцу, мало кто заезжает в это забытое богом место. Хотя и ехать-то близко — Кидекша располагается рядом — только руку протяни.

Есть легенда, что это не первое поселение на этом месте. Поговаривают, что раньше здесь располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. Не напрасно наверное Юрий Долгорукий построил тут в 1152 году церковь, названную их именем. Не смотря ни на что церковь стоит и сейчас, спустя почти 9 веков.
«В конце XII-начале XIII века город Кидекша уже был достаточно большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины (около 1 км) валы были в Дмитрове, и ненамного длиннее — около 1,4 км — в Суздале.» (Википедия)

После смерти князя Кидекша утратила свое значение. Сын Долгорукого Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир, а резиденцию сделал в своем любимом Боголюбове.

  • церковь святых князей Бориса и Глеба (1152),
  • церковь святого архидиакона Стефания (1780),
  • колокольня (XVIII в.),
  • святые ворота с оградой (XVIII — XX вв.)

Ограда (XVIII — XX вв.)

Ворота с оградой (XVIII — XX вв.)

Ворота (XVIII — XX вв.)

Церковь святого архидиакона Стефания (1780)

Святые ворота с оградой (XVIII — XX вв.). Фото с сайта: suzdal.org.ru

Наклон колокольни — не оптический эффект. Она действительно наклонена.
Не зря ее называют «падающей» колокольней.

Колокольня (XVIII в.)

Колокольня (XVIII в.)

Церковь святых князей Бориса и Глеба (1152). Западный фасад

Церковь святых князей Бориса и Глеба (1152)

Церковь святых князей Бориса и Глеба (1152)

Церковь святых князей Бориса и Глеба (1152). Фрагмент южной стены

Церковь святого архидиакона Стефания (1780)

Ограда (XVIII — XX вв.)

Сквозь ограду просматривается берег реки. Кидекша стоит на месте впадения реки Каменки в реку Нерль

Название «Кидекша» в переводе с мерянского означает «каменистая речка». Все вполне правдоподобно.

Церковь святых князей Бориса и Глеба (1152). Вид с северо-восточной стороны

опять Церковь святых князей Бориса и Глеба (1152). Вид с южной стороны

Суздаль-Кидекша

Совсем недалеко от Суздаля, всего в пяти километрах, находится старинное село Кидекша, в котором теперь постоянно проживают всего-то 137 человек (это посчитано было в 2010 году). Это сейчас Кидекша — маленькое и незаметное сельцо, а в древности это было знаковое поселение, где находилась резиденция князя Юрия Долгорукова, через село проходил важный торговый путь из Суздаля в Городец и дальше в Нижний Новгород.

В 1152 году в Кидекше была построена белокаменная церковь Бориса и Глеба,

которая считается одним из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси и древнейшим в Северо-Восточной Руси. Но вскоре, всего через три года, в 1155 году Юрий Долгорукий уехал княжить в Киев, где через некоторое время умер, и Кидекша потеряла своё значение. Сын Долгорукого, Андрей Боголюбский, предпочел построить новую резиденцию в Боголюбово.

При Юрии Долгоруком во Владимиро-Суздальском княжестве было построено пять белокаменных храмов, из которых до нашего времени дошли только два: Борисоглебская церковь в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Они — самые древние белокаменные постройки Северо-Восточной Руси. Белокаменные храмы стали «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского, а затем и Московского княжества. После Юрия Долгорукого традицию белокаменного строительства продолжили Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Святослав Всеволодович, Юрий Всеволодович, Константин Всеволодович. Батыево нашествие лишь ненадолго задержало развитие белокаменного строительства, и уже вскоре появляются белокаменные храмы в Твери, Москве, Коломне, Нижнем Новгороде, Можайске, Звенигороде, Старице, Угличе, Сергиевом Посаде. Из белого камня при Дмитрии Донском были возведены стены Московского Кремля. Одной из последних крупных белокаменных построек стал Успенский собор Московского Кремля (1475–1479 годы, архитектор Аристотель Фиораванти).

Почему во Владимиро-Суздальском княжестве при возведении храмов начали использовать белый камень — известняк? Ведь белый камень был на порядок дороже обожжённого кирпича, его добыча, обработка и транспортировка тоже были отнюдь не дёшевы и неудобны.

Белый камень везли водным путем — по Москва-реке, далее в районе нынешних Мытищ волоком в речку Ворю, оттуда по Клязьме во Владимир. Затем вверх по Нерли — в Суздаль, Кидекшу. По воде везли и в Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский… Во всех этих городах мы обнаруживаем древние белокаменные храмы. Стоимость транспортировки составляла до 80% стоимости храма, по воде предстояло пройти более 500 км!

Возведение белокаменных храмов требовало мобилизации ресурсов всего княжества. Тем не менее, было нечто такое, что заставило Юрия Долгорукого и его потомков отдать предпочтение именно этому строительному материалу. На протяжении более чем 300 лет все самые лучшие храмы на Руси возводили из белого камня. На этот период падает и период междоусобиц, и ордынское иго, когда страна не имела возможности сорить деньгами.

По одной из версий, строителями храма в Кидекше могла быть артель галицких мастеров — с начала XII века белокаменное строительство распространяется в Галицко-Волынском княжестве, которое по своим традициям было близко Европе. Но, по мнению академика С. В. Заграевского, переход артели через ряд недружественных по отношению к Юрию Долгорукому княжеств выглядит сомнительным. Кроме того, подобный переход целой артели высококлассных мастеров должен был сопровождаться значительными бытовыми сложностями. В то же время, нельзя исключить факта, что отдельные галицкие мастера вполне могли перейти на службу Юрию Долгорукому.

На белокаменные храмы Галицкой и Северо-Восточной Руси большое влияние оказала романская и готическая архитектура Западной Европы. В пользу этого говорят многие заимствования в архитектуре, например, столь излюбленный в древнерусском зодчестве аркатурный пояс, орнаментальный и зооантропоморфный декор, перспективные порталы и др.

Несмотря на геополитическое противостояние, культурное воздействие Западной Европы было очень велико. К XII веку самые значительные соборы строились там из камня, символизируя мощь и величие молодых государств. Из кирпича строились второстепенные церкви и хозяйственные постройки. Возможно, что суздальские «каменных дел мастера», возводившие, в том числе, и церковь в Кидекше, учились в Европе, ездили в Западную Европу, перенимая опыт и секреты мастерства западноевропейских зодчих, а потом перенесли это на родную почву, творчески переосмыслив мономаховы традиции. Как считает Заграевский, весьма вероятно, что архитектор Борисоглебского храма был хорошо знаком с императорским собором в Шпейере (Шпайере) в Германии, построенным в 1029–1106 годах.

Вполне возможно, что именно это во многом и предопределило симпатии Юрия Долгорукого к белому камню — как «имперскому» строительному материалу, символизируя вхождение Владимиро-Суздальской Руси в число ведущих европейских держав.

Во времена ордынского лихолетья белокаменные храмы символизировали величие и мощь ставшей легендарной к тому времени Древней Руси. Отказаться от них было равносильно потере своей идентичности. То, что начиналось как подражание имперскому стилю, утверждение мощи Владимиро-Суздальской Руси и её вхождение в число ведущих европейских держав, впоследствии стало традицией, цементирующей национальное самосознание. Может потому нам так бередит душу белоснежный храм Покрова-на-Нерли?

Читайте также  Суздаль и окрестности достопримечательности что посмотреть?

В 1780 году, уже после упразднения Борисоглебского монастыря были возведены зимняя Стефаниевская церковь, надвратная шатровая колокольня и ограда со святыми вратами.

Кидекша достопримечательности что посмотреть в Кидекше

Содержание:

Главной достопримечательностью Кидекши является белокаменная церковь Бориса и Глеба, построенная в 1152 году по велению Юрия Долгорукого, решившего заложить здесь укрепленную резиденцию.

Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария и их дочь Ефросиния. В интерьере церкви сохранился фрагмент фресок 12 века, изображающий двух птиц и растительный узор в виде переплетающихся стеблей листьев и цветов.

Помимо церкви Бориса и Глеба в Кидекше сохранились до наших дней теплая Стефаниевская церковь (1780 г.), Святые ворота, относящиеся к рубежу 17-18 веков и шатровая колокольня с проездной аркой, сооруженная примерно в то же время, что и ворота.

Борисоглебский монастырь Кидекша

На том месте в Кидекше, где сейчас находится монастырь, в начале XII века произошла встреча двух братьев — князей Бориса и Глеба, которые ехали к своему отцу — Владимиру Красное Солнышко. Они были убиты во время молитвы третьим братом — Святополком Окаянным и причислены к святым.

Церковь Бориса и Глеба является старейшей в России белокаменной церковью (из сохранившихся), по ней строились такие великие храмы, как Успенский и Дмитриевский соборы Владимира.

По состоянию на 2014 год в церкви Бориса и Глеба проходит капитальная реставрация. Для посетителей открыт только придел, где расположен музей. В монастыре действует только одна церковь Архидиакона Стефана, являющаяся «тёплой» (отапливаемой).

Представляет интерес колокольня, являющаяся одной из редких «падающих башен». Наклон составляет около 6 градусов.

Из восточной части монастыря открывается живописный вид на долину реки Нерль.

Церковь Бориса и Глеба — Расположение на крте России:

Церковь Архидиакона Стефана в Кидекше

Церковь Архидиакона Стефана в Кидекше — Одна из двух церквей на территории монастыря. В отличие от Борисоглебской, являлась «тёплой» и отапливалась в зимнее время, чтобы верующие могли посещать монастырь круглый год. В настоящее время полностью отреставрирована и действует. Является ярким примером суздальских «зимних» церквей.

Адрес: на территории Борисоглебского монастыря
GPS-координаты: 56.424654, 40.527571

Церковь Бориса и Глеба Кидекша

В старинном Русском городе Кидекша притаилась ещё одна славная достопримечательность Владимирской обл. России — Борисоглебская церковь.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше — Первая на северо-востоке Руси белокаменная церковь, положившая начало Владимиро-Суздальскому зодчеству. Церковь поставлена на том месте, где состоялась встреча двух братьев — Бориса и Глеба, которые ехали к своему отцу — Владимиру Красное Солнышко. Они были убиты во время молитвы третьим братом — Святополком Окаянным и причислены к святым.

Построена в 1152 году. Строгие фасады украшает лишь аркатурный корпус, ставший обязательным элементом резного декора всех последующих белокаменных храмов Северо-Восточной Руси XII-XIII веков. Строительство вели галицкие зодчие, перенявшие опыт европейских строителей.

Храм Бориса и Глеба в Кидекше выглядит— несмотря на свои скромные размеры — мощным, массивным. Это впечатление усиливается лаконичностью отделки: почти полное отсутствие резных элементов в сочетании с крупными каменными блоками, из которых сложен Борисоглебский храм, придают ему немногословное величие.

Храм святых Бориса и Глеба в Кидекше, построенный при Юрии Долгоруком, — предшественник всех белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси.

Церковь сильно пострадала при нашествии монголо-татар, но уже в 1239 году, как явствует из летописных источников, ее отремонтировали и освятили. Впоследствии, с упадком Кидекши как одного из политических и торговых центров Северо-Восточной Руси, храм Бориса и Глеба пришел в плачевное состояние.

В XVI — начале XVII века верх церкви (глава и часть сводов) рухнул, и ее перекрыли четырехскатной кровлей с маленькой главкой. Стефаниевский монастырь, к которому принадлежал храм, постепенно захирел, и в XVIII столетии его упразднили, а Борисоглебскую церковь передали сельскому приходу. В настоящее время она относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

По состоянию на 2014 год церковь находится на реставрации, открыт только придел, где располагается музей. Придел уже восстановлен, а в самом храме идёт полномасштабная реконструкция интерьера. Снаружи удалена старая штукатурка.

Достопримечательности Кидекшы

Интересные места Кидекшы

На сайте собраны достопримечательности Кидекшы — фото, описание и советы путешественникам. Список составлен на основе популярных путеводителей и представлен по типу, названию и рейтингу. Здесь вы найдете ответы на вопросы: что посмотреть в Кидекше, куда сходить и где находятся популярные и интересные места Кидекшы.

Кидекша

Во Владимирской области России есть небольшое поселение, которой называется Кидекша, оно находится в 4 км к востоку от Суздаля около рек Каменка и Нерль. Название «Кидекша» в переводе с мерянского означает «каменистая речка». Знаменито это село тем, что здесь сохранился архитектурный ансамбль XII—XVIII веков.

В него входит первая белокаменная церковь северо-восточной Руси — церковь Бориса и Глеба, она относится к ранним памятникам владимиро-суздальского зодчества, так же в этом ансамбле представлен кубический одноглавый храм, облик его близок по виду к сооружениям Новгорода и Пскова. В боле е позднее время к этим памятникам добавились, характерные для суздальского зодчества, такие как Святые ворота (постройка датируется концом XVII века), они вели к спуску на реку Нерль, церковь Св. Стефана (окончание строительства датируется 1780 годом) и шатровая колокольня (предположительно XVIII век).

Координаты: 56.42434600,40.52184400

Архитектурный ансамбль в селе Кидекше

В нескольких километрах от Суздаля расположилось село Кидекша, прославившееся своим архитектурным ансамблем, частью которого является первая белокаменная церковь на Северо-Востоке Руси.

Церковь Бориса и Глеба отстроили в 1152 году, еще при правлении Юрия Долгорукого. Из-за глухих, ничем не украшенных стен и узких, словно бойницы, окон она похожа на крепость. Во внутренних помещениях храма так же никаких излишеств — все просто и сурово.

После разорения городка монголо-татарами и восстановительных работ в Кидекше возникает монастырь, который, вместе с Церковью Стефана и Святыми воротами, выполненными в весьма сдержанном стиле, и образует архитектурный ансамбль.

Координаты: 56.42432200,40.52195400

А какие достопримечательности Кидекшы вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Церковь святых князей Бориса и Глеба

Церковь Бориса и Глеба, которая располагается в Кидекше, была возведена при правлении князя Юрия Долгорукого и датируется 1152 годом. Есть предположения, что сама церковь была заложена великим полководцем в честь своих сыновей Бориса и Глеба, и для первого из них в последствии послужила усыпальницей. Здесь же была погребена и его жена Мария.

Борисоглебский храм замышлялся как главный собор города Кидекши, что отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Но необходимо отметить, что здесь можно наблюдать параллели с западноевропейским романским искусством. Церковь Бориса и Глеба — четырёхстолпная, одноглавая, трехапсидная. Возведена она из отёсанных и положенных насухо квадров, сделанных из качественного белого камня. Над ее западным порталом в стене выложена разгрузочная арка. Внутри храма расположены крестчатые столбы, лопатки которых простые и однообломные, а наружные являются двухуступчатыми.

В XVI — начале XVII века часть сводов церкви и ее глава обрушились. Своды и восточные столпы храма были разобраны, а восточные части северной и южной стен остались лишь до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы снова были сложены, в таком виде храм существует и до сих пор.

Читайте также  Куда сходить в Алании и что посмотреть?

Координаты: 56.42149800,40.44870800

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Кидекше только по фотографиям.

Колокольня ХVIII века

Белокаменный храм был построен в 1152 князем Юрием Долгоруким и располагается в его загородной резиденции под городом Суздаль.

Он представлял собой одноглавое четырёхстолпное трёхапсидное строение. В конце XVII века было сооружено и до сих пор существует одноглавое завершение храма над частью старого объема. Колокольня, которая располагается над воротами обители, с шатром-дудкой, сооружена во второй половине XVIII века. Ее шатер заметно отличается от всех суздальских шатров, которые имеют вогнутую форму – он прямой и имеет широкую «полицу». Ранее, до ХХ века, в звоннице висел колокол, который датируется 1552 годом. Это подарок Ивана Грозного, врученный по случаю взятия Казани. В настоящее время колокольня принадлежит музею-заповеднику.

Координаты: 56.42482100,40.52235900

Самые популярные достопримечательности в Кидекше с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Кидекшы на нашем сайте.

Кидекша

Истории семей, городов и народов, в целом, похожи. Некоторые со временем набирают свою силу и продолжительный период удерживают лидерство, другие переживают стремительный взлет и потом приходят в забвение, третьи живут себе скромно, и о них никто не знает. Когда-то Кидекша была довольно большим городом, но после ордынского нашествия о ней забыли, а зря.

Содержание

Историческая справка

Население поселка — 120 человек (по данным на 2010 год).

Архитектурный ансамбль Кидекши

Во Владимире поворачиваем на Суздаль и, промчавшись по пустой дороге, съезжаем в сторону Кидекши. Проехав все село, останавливаемся на площади, где располагаются магазины подарков и сувениров. Необычное сочетание для деревни в 120 человек. Но это понятно: все-таки значение Кидекши для истории русской архитектуры трудно переоценить.

Главная достопримечательность — вовсе не падающая колокольня, а неприметный храм слева от входа. Это церковь Бориса и Глеба, когда-то бывшая главным храмом города Кидекша. Чем же этот неказистый храм примечателен? Когда Юрий Долгорукий стал княжить на Суздальской земле, он начал масштабное строительство. Практически одновременно было заложено 5 белокаменных храмов. До этого ни в Византии, ни в Киеве храмы из камня не строили, использовали плинфу — тонкий обожженый кирпич. Церковь в Кидекше была построена первой. К сожалению, она дошла до нас в несколько измененном виде.

Какие же белокаменные храмы были заложены при Юрие Владимировиче? Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь в Кидекше, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, храм Георгия во Владимире и церковь Спаса в Суздале. Зачем Юрию Долгорукому нужно было строить белокаменные храмы? Основная причина — показать могущество и имперские амбиции Суздальского княжества. В Западной Европе в то время лидирующим государством была Священная Римская империя, и в архитектуре преобладал романтизм. Суздальский князь, строя храмы из белого камня в стиле русской романтики, хотел показать, что его княжество могущественнее Киева и Византии. На это он не жалел никаких ресурсов. Мы можем провести параллели с проведением Олимпиады в Сочи и строительством Москва-сити. Что же получило Ростово-Суздальское княжество в итоге? Ведущий статус Северо-Восточной Руси среди других русских княжеств признавался как в Европе, так и в Орде.

Но была одна серьезная проблема. В местах, где Долгорукий решил строить храмы, подходящего камня не было. В итоге были использованы залежи белого известняка недалеко из Москвы. В середине прошлого века проводились анализы, показавшие принадлежность камня храмов мячковскому горизонту каменноугольных отложений. Каменные глыбы и бутовый камень затем доставляли по рекам. Длина водного пути от Мячково до Кидекши — около 500 километров, затраты на транспортировку составляли около 80% от всего бюджета на строительство храма. Хороших больших камней в наших породах не очень много, только 10% из всей породы составляли подходящие камни, все остальное шло на бут и на известку.

Подавляющее большинство белокаменных зданий Древней Руси строилось в полубутовой технике (из обтесанного белого камня возводятся две стенки-облицовки – внутренняя и внешняя; промежуток между ними является забутовкой, т.е. заполняется бутом – обломками камня, обломками плинфы (кирпича) и булыжниками; затем заливается известковым раствором).

— С.В. Заграевский «Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника»

Нужно сказать, что храмы Юрия Долгорукого строились русскими мастерами, но строительные навыки они получили на «стажировке» в Священной Римской Империи. Поэтому стиль этих храмов можно смело отнести к романтике — тут и аркатурные пояса, и поребрики, и резные валы.

Последние раскопки в храме проводились в 2011 году. В храме частично снят пол и восстановлен до того уровня, который был в XII веке. Обнаружены неизвестные ранее детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса, нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырех ножек и омфалий. Омфалий представляет собой камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. Сейчас его может увидеть любой посититель храма.

Омфалий («пуп») – особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X в. в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV в.

— Вл. В. Седов «Раскопки в церкви Бориса и Глеба в Кидекше»

Также был обнаружен белокаменный саркофаг и фрески XII века.

А это — древнее граффити. Неизвестный нам человек вырезал из камня крест с головой Адама. Возможно, это был строитель храма, а может быть, и сам князь или кто-то из его семьи. Этого нам уже никогда не узнать.

Осмотрев древний храм, посмотрим теперь на более свежие постройки. Это Стефановская церковь, возведенная в 1780 году. Табличка на храме сообщает, что такие постройки были характерны для провинциальных зимних храмов того времени.

Если в соборе Бориса и Глеба сейчас музей, то Стефановская церковь используется по прямому назначению.

Лестница в небо.

Старинное надгробие лежит неподалеку. Надпись довольно хорошо читается.

Одновременно со Стефановской церковью была построена и восьмигранная шатровая колокольня. Со временем она наклонилась, и уклон заметен невооруженным глазом.

Но главный враг построек не время, а человек. В 1935 году местные жители начали разбирать архитектурный ансамбль. Из стен храма Бориса и Глеба вынули камни. Только благодаря усилиям археолога Алексея Варганова удалось остановить разрушение. Наличие в нашей стране древних храмов, построенных русскими зодчими, — это небольшой кирпичик в национальном самосознании, повод для гордости за свою страну и осознание ее величия, именно поэтому мы должны заботиться о сохранении наследия предков, даже если оно и не кажется очень красивым.

С восточной стороны ограды архитектурного ансамбля есть подиум, на него можно подняться и посмотреть на реку Нерль. Примерно в полутора километрах ниже по течению в Нерль впадает Каменка, а в 30 километрах стоит другой белокаменный храм Покрова на Нерли. Построен он был Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого.

Святые ворота в ограде комплекса построены примерно в тоже время, что и зимняя церковь с колокольней. Торопясь к храму, мы не очень рассмотрели село. Давайте теперь вернемся и рассмотрим все без спешки.

Читайте также  Монте Карло что посмотреть за 1 день?

Старая улица

Улиц в селе всего три. Та, на которой мы стоим, называется Старой. Еще есть Новая и Центральная. По ней мы приехали из Суздаля. Сейчас здесь лежит отличный асфальт, и не скажешь, что дороге этой более 800 лет, и ведет она из Суздаля в Городец (Нижегородская область). Интересно, что Городец был основан Юрием Долгоруким в 1152 году, в этом же году был построен и храм в Кидекше.

Дома в Кидекше выглядят хорошо. Есть даже современной архитектуры. Ходят слухи, что где-то в Кидекше живет племянник Президента России господина Путина.

Дом с мезонином и наличниками. Казалось бы, простая архитектура, но резьба делает его сказочным.

Еще пара домов. В ожидании завоза туристов жители выставляют выросшие на плодородных землях Ополья овощи и фрукты.

Но туристов тут не так много. Это видно даже по ценам. Яблоки здесь продают ведрами. Пятьдесят рублей ведро. Покупайте — поддерживайте отечественного производителя!

Казалось бы, крошечное село на окраине Владимирской области, а какой вклад в историю страны и ее архитектуры оно оставило. Сколько загадок разгадано только за прошедшие несколько лет! А сколько еще предстоит разгадать? Сюда нужно приезжать с детьми, гулять, вдыхать свежий воздух, рассказывать им о прошлом. Кто знает, может быть именно ваш ребенок вырастет и разгадает еще несколько загадок в истории Кидекши?

Полезная информация

[osm_map lat=»56.325″ long=»39.525″ zoom=»8″ width=»650″ height=»550″ control=»mouseposition,scaleline» map_border=»thin solid grey» theme=»dark» marker=»56.42478,40.5272″ marker_name=»wpttemp-yellow.png»]
  • Как добраться? 210 километров от МКАД по Горьковскому шоссе. Координаты парковки: 56.4238591N — 40.5262041E
  • Сколько провести времени? На осмотр достопримечательностей уйдет около часа.
  • Чем занять ребенка? В хорошую погоду можно устроить пикник, а летом — и полежать на пляже, и искупаться в реке Нерль.
  • Сколько стоит? Посещение храма Бориса и Глеба обойдется в 50 рублей с человека. Фотосъемка бесплатная.
  • Где поесть? В Кидекше нет кафе и ресторанов, но есть магазин продуктов. В крайнем случае можно проехать 4 километра до Суздаля, где проблем с заведениями питания нет.

Путешествие по постковидной России. Часть 16. Смертоносная Кидекша (фото + видео)

Если раньше все мои рассказы были в хронологическом порядке, то этот – что-то вроде спин-оффа. Про Суздаль у меня будет отдельный рассказ, а пока предлагаю прогуляться за его пределы – в поселок Кидекша. К тому же сделать это можно пешком. Там всего 3 км, если считать от границы Суздаля. Ну и как обычно дополняю текст и фото видеоверсией.

Кстати, отправившись в Кидекшу пешком, мы смогли увидеть немного Суздаля за пределами центра. Как оказалось, интересных или просто симпатичных деревянных домов там тоже много.

Дорога на Кидекшу хоть и не имеет асфальтового тротуара, но обочина широкая и вполне ровная, так что в хорошую погоду идти приятно и достаточно безопасно.

Войдя в Кидекшу, я сразу же обратил внимание, что и там много красивых обитаемых деревянных домов. Состояние, правда, местами похуже, чем в Суздале, но убитых я не увидел.

Главной же нашей целью была церковь Бориса и Глеба, построенная в 1152 году. То есть она старше остальных домонгольских храмов Владимирской области и вообще центральной России.

Церковь является частью храмового комплекса, который оформился, если не ошибаюсь, в XVIII веке, и сейчас превращена в музей, находясь в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Кстати, с 2016 года я с объектами, входящими в состав музея-заповедника не соприкасался, и, как мне показалось, они за это время прилично осовременились. Появились надписи на английском и китайском, а в Кидекше даже туалет для посетителей сделали, работающий по принципу домофона, то есть чтобы справить нужду, надо взять на кассе специальную ключ-карту, без которой в кабинку не войдешь.
Вход в церковь стоит 150 рублей, и там интересны главным образом фрески.

Кое-что сохранилось с XII-XIII века, но интересна и роспись, появившаяся уже в начале века прошлого. В частности, изображение бога в виде человека, явно пришедшее к нам из западной Европы.

Закончив осмотр церкви, я решил заснять ее с воздуха… и это было ошибкой.

Точнее, моей ошибкой было запустить дрон в защите, которая ограничивала его мобильность…
В общем, не вдаваясь в подробности, в итоге прогулка продолжилась в болоте, куда я отправился на поиски коптера. Завершилось все хорошо, но в процессе было дико страшно и грязно. Если хотите знать подробности – смотрите видео.
В итоге в Суздаль мы поехали уже на такси за 150 рублей, так как иначе я имел все шансы простудиться.
Сейчас, конечно, вспоминать это дико смешно, а тогда было ни разу не до смеха.
Как-то так.

Метки: путешествие, суздаль, кидекша

Комментарии 11

+ за рассказ, но складывается ощущение, что в России, кроме как на церкви, смотреть не на что

Да ну бросьте! У нас интересной гражданской архитектуры тоже хватает.

Вот, хотелось бы побольше гражданской архитектуры, природы и прочих интересных мест. Хотя, возможно, это я просто докапываюсь, т.к. сам родом из Торжка, где церквей и монастырей навалом. Надеюсь, моя критика не в обиду.

Да не в обиду, конечно) Кстати, в Тверской области же Кимры есть, например. Вот там гражданская архитектура как раз интересная.

30 с лишним лет прожил в тверской области, но в Кимрах так и не побывал. Надо это исправить, тем более что летом собираюсь съездить в родные края

+ за рассказ, но складывается ощущение, что в России, кроме как на церкви, смотреть не на что

Увы, но средняя полоса России очень бедна на природу. Гор у нас нет, больших водных объектов тоже, ближайшие (Селигер и Рыбинка) это 350 км. Леса у нас это какой-то адский бурелом, нет тех светлых сосновых лесов как в Карелии, или дремучих как в Сочи; у нас нет прекрасных болот как в Карелии или Ленинградской области; нет быстрых речушек с порогами или водопадами… Поэтому основными достопримечательностями у нас это церкви да усадьбы… Хотя да, они приелись очень сильно, чего уж тут говорить…

Что есть, то есть. 4 года назад переехал на юг, и прямо таки наслаждаюсь здешними степями и оврагами.

den-solotareff

Увы, но средняя полоса России очень бедна на природу. Гор у нас нет, больших водных объектов тоже, ближайшие (Селигер и Рыбинка) это 350 км. Леса у нас это какой-то адский бурелом, нет тех светлых сосновых лесов как в Карелии, или дремучих как в Сочи; у нас нет прекрасных болот как в Карелии или Ленинградской области; нет быстрых речушек с порогами или водопадами… Поэтому основными достопримечательностями у нас это церкви да усадьбы… Хотя да, они приелись очень сильно, чего уж тут говорить…

? Красота — в глазах смотрящего. Это классическое определение, а потому и вне времени.
Что касается усадеб и церквей, то подумайте о плотности исторических событий в средней полосе на годо_квадратный километр. Вы уверены, что хорошо знаете историю этих мест?

Думаю, что не очень. «ЛенЕнградская область» тому свидетель.