Малый театр что посмотреть?

Малый театр

История театра

Малый театр

Малый театр — старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр. » Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров.
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название — Малый театр.
«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет. »
Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.
Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Сегодня Островский и Малый театр — имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

Датой основания Малого театра принято считать 14 октября 1824 г., когда в нынешнем здании Малого театра, на Петровской площади, начались спектакли драматической труппы бывшего Петровского театра, с 1806 г. входившего в систему императорских театров. До 1917 г. Малый театр находился в ведении Московской конторы императорских театров. После Октябрьской революции, в 1918 г., передан в ведение Наркомпроса РСФСР; с 1909 по 1927 г. директором Малого театра был А. И. Южин. С 1936 г. театр находился в ведении Комитета по делам искусств при СНК СССР, Министерства культуры СССР.
В 1937 г. Постановлением ЦИК СССР Малый театр награжден орденом Ленина.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Малый театр

Концерт артистов и оркестра

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Рождество в доме сеньора Купьелло

Москва, Малый театр, Основная сцена

Сказка о Царе Салтане

Москва, Малый театр, Основная сцена

Бешеные деньги

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Горе от ума

Москва, Малый театр, Основная сцена

Перед заходом солнца

Москва, Малый театр, Основная сцена

Не все коту масленица

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Свадьба, свадьба, свадьба!

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Три сестры

Москва, Малый театр, Основная сцена

Восемь любящих женщин

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Тайны мадридского двора

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Мертвые души

Москва, Малый театр, Основная сцена

Вишнёвый сад

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Варвары

Москва, Малый театр, Основная сцена

Недоросль

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Большая тройка (Ялта-45)

Москва, Малый театр, Основная сцена

Не все коту масленица

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Буратино

Москва, Малый театр, Основная сцена

Ретро

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Бедность не порок

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Последняя жертва

Москва, Малый театр, Основная сцена

Молодость Людовика XIV

Москва, Малый театр, Основная сцена

Свадьба, свадьба, свадьба!

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Последний срок

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Мертвые души

Москва, Малый театр, Основная сцена

Месяц в деревне

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Пётр I

Москва, Малый театр, Основная сцена

Буратино

Москва, Малый театр, Основная сцена

Дальше — тишина

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Визит старой дамы

Москва, Малый театр, Основная сцена

Таинственный ящик

Москва, Малый театр, Основная сцена

Женитьба

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Ретро

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Красавец мужчина

Москва, Малый театр, Сцена на Ордынке (Филиал)

Правда — хорошо, а счастье лучше

Москва, Малый театр, Основная сцена

Сказка о Царе Салтане

Москва, Малый театр, Основная сцена

Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году купцом В.В.Варгиным. В 1824 году, формируя ансамбль Петровской площади, О. Бове перестроил здание для театра. В октябре 1824 года московская драматическая труппа дала здесь свой первый спектакль. В 1838-1840 гг. архитектор К. Тон, перестраивая театр (главным образом внутреннюю часть), почти полностью сохранил его внешний вид.

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник А.Н. Островскому.

Сцена на Большой Ордынке (филиал Малого театра)

В 1914 году здание на Большой Ордынке, 69 по проекту арх. Н.А. Спирина было перестроено из кинотеатра «Кино-Палас» в Театр П.П. Струйского. В первую очередь здание предназначалось для обслуживания населения района Замоскворечья. Позже Театр Струйского был преобразован в Театр миниатюр. После 1917 года Театр Струйского был национализирован. На сцене театра с выездными спектаклями выступали разнообразные оперные и драматические коллективы, проходили эстрадные концерты. Подробнее

Сегодня в репертуаре Малого театра почетное место занимают шедевры русских мастеров XIX – XX веков. Но главный театр страны это не только кладезь отечественного искусства, но и место, собравшее лучшее из мирового наследия.

Людмила Максакова, Анастасия Макеева и Константин Хабенский: Топ-6 премьер в театрах Москвы

Московские театры включились в работу на полную катушку и готовят зрителям премьеры и сюрпризы. С новыми постановками, которые выйдут осенью 2021 года, мы сегодня вас и познакомим.

1. «На всякого мудреца»

В Театре Наций первой премьерой сезона станет ироническая постановка Константина Богомолова «На всякого мудреца» – вольное сочинение на тему комедии Островского, в которую вплетены и другие литературные произведения, и даже собственные мысли Богомолова по разному поводу. Все переносится в наши дни, в сегодняшнюю жизнь.

Читайте также  Остров Палаван что посмотреть?

– Я не скрываю, что переписывал текст Островского, добавляя из других авторов, сочиняя самостоятельно, – говорит Богомолов. – В случае с Островским, мне кажется, это наиболее естественным, потому что Александр Николаевич писал свои комедии про здесь и сейчас, реагировал на яркие события своего времени.

Как утверждает режиссер, его спектакль расскажет, насколько нелепо может выглядеть столичная богема, желающая казаться тонкой, передовой, осведомленной. Удастся ли режиссеру иронично посмотреть на себя и свое окружение со стороны, увидим. Богомолов пригласил в свой спектакль актрису Марину Зудину (ее давно не баловали новыми ролями в театре), Александра Новина, Кирилла Власова, Наталью Щукину, Виктора Вержбицкого, Игоря Гордина, Сергея Епишева, Александра Семчева, Григория Верника и других актеров.

  • Когда: 10, 11, 23 и 24 октября
  • Цена билетов: 8000 – 18000 рублей

2. «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена»

На Основной сцене МХТ им. Чехова питерский режиссер Виктор Крамер выпускает собственную инсценировку «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Пьеса написана Крамером при участии Константина Хабенского. И вот что они говорят про свое сочинение:

– Питательной литературной средой для наших «Врак» стали несколько главных источников: реальная жизнь барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена; сами рассказы барона, частично записанные, частично сочиненные Рудольфом Эрихом Распе и немецким поэтом Готфридом Августом Бергером; труды Карла Лебрехта Иммермана и Генриха Теодора Людвига Шнорра, которые тоже посвятили свои произведения нашему герою. Также в пьесе использованы имена персонажей сценария Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».

Это история не о том, как бороться с ветряными мельницами в попытке победить зло и несправедливость. А о том, как пойти другим путем и попробовать создать собственный невзаправдашний, иллюзорный мир, в котором будет радостно жить. «Если этот вирус любви к красоте и иллюзии будет силён в тебе, другие люди тоже захотят жить в твоём фантастическом мире», — полагает режиссер.

В роли барона Мюнгхаузена – Константин Хабенский. Его бывшую жену, прожившая с ним долгую несчастливую жизнь, баронессу Якобину фон Дунтен играет Кристина Бабушкина. Марту, актуальную юную супругу барона с явными признаками беременности, – Надежда Калеганова и Надежда Жарычева.

  • Когда: 16,17, 21 и 22 октября.
  • Цена билетов: 1000 – 10000 рублей

3. «Война и мир»

В Театре им. Вахтангова готовит масштабную премьеру по роману Льва Толстого «Война и мир» режиссер Римас Туминас.

Репетиции начались в прошлом сезоне. Все поколения вахтанговцев брошены на эту эпическую работу: Ирина Купченко, Людмила Максакова, Мария Аронова, Марина Есипенко, Юлия Рутберг, Андрей Ильин, Евгений Карельских, Евгений Князев, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Виктор Сухоруков, Юрий Шлыков, Анна Дубровская, Елена Ивочкина, Ольга Чиповская, Виктор Добронравов, Юрий Красков, Олег Макаров. Молодежь театра: Анна Антонова, Мария Бердинских, Мария Волкова, Ольга Лерман, Юрий Поляк, Павел Попов и многие-многие другие.

Наверняка новый спектакль Туминаса, поставленный по русской классике, вызовет много споров. Но то, что это будет заметное событие театрального сезона, уже сегодня не вызывает сомнений. Журналистам уже показали фрагменты из «Войны и мира». В сцене пожара в Москве великолепная и острохарактерная Людмила Максакова (она играет тетушку Элен Курагиной) выходит на авансцену с канистрой бензина в руках: «Всю Москву сожгу! Уже Каретный ряд запалила! Чтобы ничего не досталось врагу!». Эпизод пока что смотрится как самостоятельный дивертисмент, однако публика из числа журналистов и самих вахтанговцев встретила Максакову в новой роли оглушительными аплодисментами.

Премьера запланирована на ноябрь на основной сцене в канун 100-летия театра. Сам юбилей отметят 13 ноября.

4. «Розовое платье»

На Основной сцене МХАТ им. Горького – спектакль «Розовое платье» в постановке Эдуарда Боякова по пьесе Наталии Мошиной. Это история невестки чеховских трех сестер Прозоровых — Натальи. Наташа уже пятидесятилетняя женщина, которая живет в сталинской России и работает уборщицей. «За кадром» проходит ее жизнь, как она, молодая провинциалка, полная надежд, влюбленная, воспринимала мир в розовом цвете и носила розовое платье. Но попала в мир, который ее не принял, презрел, и Наташа начала воевать за место под солнцем. Она вспомнит дни своей юности и объяснится, наконец, со всем миром. Вы услышите не только ее откровения, но увидите и множество других действующих лиц на сцене, и даже… в директорской ложе.

Наташу играет Ирина Линдт.

  • Когда: 8 октября.
  • Цена билетов: 2000 – 3500 рублей

5. «203-205»

В «Современнике» премьера с Мариной Нееловой и Леонидом Ярмольником. Спектакль «203-205» по пьесе Нила Саймона «Калифорнийская сюита» ставит режиссер Александр Жигалкин. В театре говорят, что актерский дуэт Нееловой и Ярмольника – что-то из ряда вон выходящее, восторг и (дословно) «уникальное художественное событие». Хочется верить. Вообще это история трёх семейных пар, которые случайно встретились в роскошном отеле «Беверли Хиллз». В каждой семье есть любовь и обиды из прошлого, смех и слезы.

  • Когда: 21, 22, 23 октября
  • Цена билетов: 10000 руб. И они почти проданы.

6. «Восемь любящих женщин»

На Основной сцене Театра им. Моссовета – «женская» премьера по пьесе Робера Тома – «8 любящих женщин». В спектакле заняты актрисы Ольга Остроумова, Ольга Кабо, Екатерина Гусева, Евгения Крюкова, Анна Михайловская, Анастасия Макеева и другие. Режиссер – Олеся Невмержицкая. Это детективная история о том, как дамы трех поколений одной семьи и их домочадцы ведут расследование убийства главы фамилии, совершенное в канун Рождества.

Театр представляет собственный взгляд на популярный сюжет, знакомый многим по одноименному фильму Франсуа Озона.

  • Когда: 10, 15 и 21 октября.
  • Цена билетов: 500 — 5000 руб.

ТОП — 10 самых посещаемых спектаклей Москвы в 2021 году!

Сегодня в Москве около 200 театров и более 3 000 постановок. Мы постараемся сэкономить Ваше время и поможем определиться с выбором.

Так какой же театр посетить и какой выбрать спектакль? Приступим!

Вашему вниманию самые посещаемые спектакли сезона 2020/2021.

* Рейтинг основан на реальных запросах клиентов (покупке билелетов) *

По мотивам пьесы Д. Голдмена «Лев зимой»

Продолжительность: 3 часа 25 минут (с антрактом)

Спектакль Аквитанская львица в Ленкоме — это гармония острых коллизий и запутанного сюжета, полного драматических моментов, дворцовых интриг и закулисных войн. Интерес к этому спектаклю у зрителей вызывает участие в нем Народной артистки СССР, Лауреата Государственных премий СССР и России Инны Чуриковой.

Пьеса в пяти действиях

Продолжительность: 3 часа с 1 антрактом

У спектакля «Пигмалион» в московском театре «Современник» почти двадцатилетняя история. И даже сейчас он продолжает собирать аншлаги. Режиссер постановки — Народная артистка СССР Галина Волчек — однажды призналась, что это ее любимый спектакль . Консультантом по пластике выступила Илзе Лиепа.

«Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу уже дважды переживал возрождение: когда в роли Генри Хиггинса Сергей Маковецкий сменил Валентина Гафта и когда новой цветочницей Элизой Дулиттл вместо Елены Яковлевой стала Алена Бабенко. Каждый раз Галина Волчек с новым актером меняла рисунок роли, и каждый раз театральная Москва шла заново открывать для себя спектакль.

Спектакль «Пигмалион» напоминает большую и красивую сказку для взрослых – со взрослыми непростыми взаимоотношениями и сложными характерами.

Продолжительность: 3 часа 20 минут с 1 антрактом

В сказочной шекспировской комедии про античных афинян, одураченных лесными эльфами, блистает новое поколение «Мастерской Петра Фоменко» — и в этом суть. В спектакле, поставленном именитым учеником Фоменко Иваном Поповски (большим любителем всего воздушного и маньеристского), недавние выпускники впервые, кажется, поймали неповторимую интонацию ранних вещей поэтичного театра вроде легендарной «Двенадцатой ночи». Два акта феерического дурачества высшей пробы. Подробнее>>

— Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Драма — Спектакль большой формы», 2016

Читайте также  Что посмотреть в Сантьяго Чили?

— Иван Поповски номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра», 2016

— Ирина Горбачёва номинировалась на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая женская роль», 2016

— Победитель премии КудаGo в номинации «Лучший спектакль», 2016

— Победитель премии «Звезда театрала» в номинации «Спектакль большой формы»

— Ирина Горбачёва стала обладательницей премии «Звезда театрала» в номинации «Женская роль второго плана» за роль Елены (2016)

Этюды мастерской по одноименной повести.

Продолжительность: 2 часа без антракта

РЕЖИССЕР — ПЕТР ФОМЕНКО

Народный артист РФ, Лауреат Государственных премий РФ.

Основатель, художественный руководитель театра Мастерская Петра Фоменко с 1993 по 2012 год.

Одна абсолютно счастливая деревня – знаменитый и совершенно недосягаемый по пронзительности и простоте художественного языка спектакль.

Стремление приобщить зрителей к поэтическому миру прозы Бориса Вахтина, найти родственную автору атмосферу привело создателей спектакля к форме этюдов. Все вместе они складываются в завораживающую картину народной жизни, от которой сжимается горло и предательски пощипывает под веками. Поиски интонации, тонкой грани между условностью и подлинностью переживания были главными в этой работе. Подробнее>>

— Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Драма —Спектакль малой формы», 2001

— Пётр Фоменко номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра», 2001

— Полина Агуреева номинировалась на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая женская роль», 2001

— Сергей Тарамаев номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая мужская роль», 2001

— Лауреат Международной премии им. К. С. Станиславского 2000 г. в номинации «Лучший спектакль сезона»

— Полина Агуреева — лауреат премии «Кумир» 2001 г. в номинации «Надежда года» за роль Полины.

Жанр: комедия положений

Продолжительность: 2 часа 30 минут (с антрактом)

«Номер 13D»: легендарная комедия театра МХТ им. Чехова на новый лад.

«Номер 13» — спектакль МХТ Чехова, хорошо знаком столичным театралам. Премьера первой версии спектакля «Номер 13» состоялась в 2001 году, после чего комедия не покидала сцену театра больше 10 лет. В 2013 году режиссер Владимир Машков решил возродить свое детище. Премьера новой версии спектакля Номер 13 с буквой «D» в названии состоялась 21 января 2014 года.

Секрет такого громкого успеха — потрясающе смешная пьеса Рэя Куни в сочетании с виртуозной актерской игрой и смелыми, агрессивными режиссерскими решениями.

Весь спектакль — фееричная комедия положений. Он ни на секунду не отпускает внимание зрителей и заставляет смеяться до слез. Владимир Машков говорит о своей работе, как о постановке в «джазовом» стиле: с массой импровизаций и ярких актерских партий.

Актерский состав изменился по сравнению с первой версией спектакля. Так, Авангарда Леонтьева в роли Ричарда Уилли сменил Игорь Верник, а Евгения Миронова (Джордж Пигден) — Артем Волобуев. Неизменным осталось участие в спектакле Леонида Тимцуника, который виртуозно играет «мужское тело средних лет» (вор).

По рассказам Василия Макаровича Шукшина

Продолжительность: 3 часа (с антрактом)

Спектакль Рассказы Шукшина — визитная карточка театра Наций. Спектакль дает возможнсоть испытать разную палитру чувств. Спектакль с острыми нотками народного юмора, философской грусти и психологических экспериментов, воплощенных в диалогах и умении молчать так, что зрители замирают в креслах от волнения.

Спектакль «Рассказы Шукшина» волей творческой судьбы с первого мгновения привлек внимание поклонников прекрасным актерским составом. Пикантность постановке добавило участие латышского режиссера Алвиса Херманиса и его авторский подход к исконно русскому первоисточнику.

Изюминку в общий искрометный дивертисмент, состоящий из 10 отдельных миниатюр, несомненно, привносят такие театральные звезды, как Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Кумиры зрителей появляются на сцене в разных образах и ипостасях с бесконечной чередой красочных костюмов, затейливого макияжа, задорных или печальных образах. Подробнее>>

«Рассказы Шукшина» – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в трех номинациях:

– драма / спектакль большой формы

– драма / мужская роль (Евгений Миронов)

– драма / работа художника (Виктория Севрюкова)

Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в трех номинациях:

– лучшая женская роль (Чулпан Хаматова)

– лучшая мужская роль (Евгений Миронов)

Победитель VII Международного театрального форума «Золотой Витязь» в номинации «Театр – большая форма».

Лауреат Московской театральной премии СТД России «Гвоздь сезона».

Жанр: современная опера в двух частях

Продолжительность: 2 часа (с антрактом)

Спектакль о вечной любви, который не может оставить равнодушным!

В Московском Ленкоме музыкальный спектакль Юнона и Авось собирает полные залы вот уже почти 40 лет (премьера спектакля состоялась 09 июля 1981 года)

Поэма Юнона и Авось была написана в 1970 году Андреем Вознесенским, на основе реальной истории.

Спектакль рассказывает о любви честно, искренне, насколько можно сильно.

Главные роли в знаменитой постановке Марка Захарова прославили советские звезды Николай Караченцов (Николай Резанов) и Елена Шанина (Кончита).

Музыка к спектаклю Юнона и Авось была написана композитором Алексеем Рыбниковым.

Автор: Джованни Боккаччо

Режиссер: Кирилл Серебренников

«Декамерон» — совместный проект Deutsches Theater Berlin и Гоголь-центра, в котором участвуют 5 российских и 5 немецких актеров. Для Москвы эта премьера действительно долгожданная.

«Декамерон» Боккаччо — одна из главных книг раннего Возрождения, которая состоит из ста новелл, рассказанных десятью молодыми героями, сбежавшими из зараженной чумой Флоренции. По большому счету, это и есть сквозной сюжет книги, а все ее содержание заключается в самих рассказах. Режиссер спектакля и автор инсценировки Кирилл Серебренников выбрал десять очень разнообразных новелл о любви и перенес действие из XIV века в наши дни. Как оказалось, человеческие отношения и страсти не сильно изменились с тех пор.

Для истории современного театра такой формат работы действительно уникален: спектакль стоит в репертуаре сразу

Автор ипостановщик: Дитрий Крымов

Продолжительность: 2 часа 50 минут (с антрактом)

Спектакль «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» очень масштабная колоссальная и дорогая работа, серьезное событие в театральном мире! Художник спектакля Мария Трегубова создаёт декорации, которые могут зависать в воздухе, самостоятельно рушиться и разлетаться вдребезги.

«Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» — это собирательный образ хорошего современного спектакля: отличные актёры, неожиданные спецэффекты, красивая картинка, ироничный сценарий, модный театр и весь спектр эмоций — от посмеяться до глубоко задуматься.

В спектакле заняты: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова

Автор и Режиссер: Алвис Херманис

Самая Громкая премьера 20-21 г.! Спектакль «ГОРБАЧЕВ» Алвиса Херманиса — рассказ о пронзительной любви и судьбах двух человек, который не оставит вас равнодушным.

В спектакле политика занимает не главную роль, это лишь исторический фон, на котором развиваются взаимоотношения супружеской пары. А период с 1985 по 1991 годы, когда Горбачёв был у власти, намеренно исключен из спектакля. По словам Алвиса Херманиса, эта пьеса – не торжественный панегирик на юбилейном собрании. Это рассказ о чувствах, которые развернули ход истории.

Также рекомендуем обратить внимание на такие спектакли как:

10 спектаклей, которые нужно посмотреть в Москве прямо сейчас

Пока Европа ужесточает локдаун, а во Франции началась настоящая забастовка театральных деятелей, россияне, можно сказать, наслаждаются свободой. Московская афиша полна интересных событий, которые не стоит упускать. Театральный обозреватель Алла Шендерова выбрала десять событий, которые можно посетить в ближайшее время.

«Благоволительницы» Микиты Ильинчика

Театр на Малой Бронной

Зловещий роман Джонатана Литтелла разыгрывается тихо, почти по-домашнему. В крошечном кафе, непосредственно перед первым рядом зрителей, бывший эсэсовец Максимилиан Ауэ рассказывает, что такое война.

Читайте также  Окрестности Саранска что посмотреть?

«Благоволительницы» белоруса Микиты Ильинчика, недавнего выпускника мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, — спектакль нового времени, когда в театре не принято надрывно кричать, чтобы никого не травмировать и не оскорбить ничьих чувств. Кажется, при таких вводных поставить роман с подробными описаниями будней Освенцима невозможно, однако режиссеру это удается. Выводов три: во-первых, в Москве появился новый интересный режиссер; во-вторых, на Бронной очень неплохая труппа; в-третьих, зло, к сожалению, не только банально — оно неистребимо.

Когда: 4, 10 апреля
Где: Театр на Малой Бронной в ДК «На Яузе»

«Горбачев» Алвиса Херманиса

Постановщик давнего хита Театра наций «Рассказы Шукшина», ныне — пропагандист традиционных ценностей, опубликовавший кодекс Нового Рижского театра, где, среди прочего, допускается флирт всех со всеми, латыш Алвис Херманис остается — так уж выходит — одним из редких мастеров психологического театра.

Евгений Миронов (Горбачев) и Чулпан Хаматова (Раиса Максимовна) в этом спектакле очень эмоциональны, но рассиживаться на эмоциях им некогда: они непрерывно чем-то заняты — метод физических действий, придуманный Станиславским и кем только не высмеянный, в «Горбачеве» заработал вновь. Только здесь партитура — это метод физических действий Миронова, рассказывающего про Михаила, и Хаматовой — про Раису. Эти действия и есть их жизнь. Лучшего психологического байопика в нашем театре за последние годы не появлялось.

Когда: 29 марта, 25 апреля
Где: Театр наций

«Занос» Юрия Квятковского

Одна из лучших постановок по текстам Владимира Сорокина пройдет в рамках фестиваля «Золотая маска», спектакль претендует на награду сразу в шести номинациях. Даже если вы не поймаете его в этот раз (в зале «Практики» мало мест, а сейчас еще и рассадка неполная), то не упустите потом. Нет смысла дословно описывать, как режиссер Квятковский вместе с прекрасной художницей Полиной Бахтиной переводит пьесу Сорокина на язык сегодняшнего театра. Неизвестно, вспоминал ли он знаменитую фразу Мейерхольда о «Вишневом саде» «В третьем акте, на фоне глупого топотанья, входит ужас», но ужас в его тотальную инсталляцию, по-воландовски раздвигающую пространство «Практики», входит сразу.

Когда: 5 апреля
Где: театр «Практика»

«Ночной писатель» Яна Фабра

БДТ имени Товстоногова

Да-да, вам не показалось: спектакль по дневникам Яна Фабра в БДТ поставил сам великий и ужасный Ян Фабр, премьера была в декабре 2019-го. Теперь в рамках «Золотой маски» его покажут в Москве. Русскими альтер эго Фабра стали два артиста: Андрей Феськов и Александр Молочников, по очереди играющие этот моноспектакль. Посмотреть его стоит, даже если вы никогда не видели театральных постановок, инсталляций и рисунков живого бельгийского классика (чья репутация два года назад была испорчена скандалом, связанным с харассментом). Мало кто сегодня решается так откровенно говорить о самом себе и о том, какие ангелы и демоны вьются вокруг художника.

Когда: 5, 6 апреля
Где: БДТ имени Товстоногова на Другой сцене театра «Современник»

«Пиноккио. Театр» Бориса Юхананова

Как ни странно, на «Золотую маску» выдвинули только вторую часть дилогии Юхананова («Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр»). Если вы не читали «Пиноккио» Карло Коллоди, то помните сказку про Буратино, спасающего кукол от злобного Карабаса. Поразительно, но этот нехитрый сюжет Борис Юхананов и Андрей Вишневский действительно превращают в мистерию и метаоперу (так называют дилогию в театре), сочиняя целую вселенную, которая, как губка, вбирает в себя все: от масок комедии дель арте, голосов и звуков советского театра, музыки Вагнера до соц-артовских скетчей про Брежнева и сегодняшних разговоров о том, как архаичен театр, сохраняющий жесткую вертикаль (это когда все подчинено власти Карабаса, то есть режиссера), и как нужна выстраиваемая неофитами горизонталь. «Пиноккио», хоть и остается в репертуаре Электротеатра, но идет редко, так что не упустите.

Когда: 30 марта, 1 апреля
Где: Электротеатр Станиславский

«Последнее чаепитие» Ксении Михеевой

Видео: Ksenia Mikheeva Dance Company/YouTube

Кросс-жанровость — то, к чему стремится современный театр. Поэтому не стоит удивляться, что в драматическую подборку вошел спектакль, претендующий на «Золотую маску» в номинации «Современный танец».

Отправной точкой для проектов Ксении Михеевой часто становится литература — от Островского до Беккета. «Последнее чаепитие» задумывалось как пластическое осмысление чеховского «Дяди Вани». Не ждите от этого спектакля встречи с узнаваемыми чеховскими персонажами, однако час с теми, кого чеховский Фирс называл «недотепами» и кто так естественно заманивает вас в свой мир, гарантирован.

Когда: 5 апреля
Где: Проект Ксении Михеевой (Санкт-Петербург) на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда

«Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего

Еще один спектакль, претендующий на «Золотую маску» в главных номинациях. Это московская работа Андрея Могучего стала одним из самых ярких его спектаклей и бесспорным хитом прошлого сезона. Впрочем, это хит для тех, кто любит сложный визуальный театр. Ну и для поклонников Лии Ахеджаковой и Муси Тотибадзе, конечно, тоже. Муся Тотибадзе как Снегурочка, Лия Ахеджакова как человек с ружьем, «Белые розы» как поминальный плач — Андрей Могучий сочинил вселенную, функционирующую по законам постсоветских 1990-х. И вселенная эта ожила. Рецензию на этот спектакль можно прочитать по ссылке.

Когда: 5 апреля
Где: Театр наций

«Человек без имени» Петра Айду, Александра Барменкова, Никиты Кукушкина, Валерия Печейкина и Кирилла Серебренникова

А вот и главный хит этой весны — спектакль-перформанс, посвященный писателю, философу, музыканту, алхимику и кулинару князю Владимиру Одоевскому. Это редкий пример театра, совмещающего острую актуальность с почти забытой традицией поэтических представлений.

В программке авторы спектакля идут через запятую: Петр Айду, Александр Барменков, Никита Кукушкин, Валерий Печейкин, Кирилл Серебренников — но это не только дань моде на горизонтальность. «Человек без имени» — редкий пример того, когда спектакль до такой степени единое целое, как будто его не ставили — все получилось само.

Когда: 16 апреля
Где: «Гоголь-центр»

«Университет птиц» Шифры Каждан, Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной и Александры Мун

Новый иммерсивный проект «Театра взаимных действий», в котором зритель, как и в предыдущем («Музей инопланетного вторжения», 2016), перемещается по палатам, как по музейным залам. В «Университете птиц» зритель бродит не сам по себе, а в сопровождении перформерок Ольги Власовой и Натальи Соколовской.

Самым страшным моментом путешествия станут кадры уничтожения птиц в маоистском Китае, а самым поэтичным — превращение одного из пространств в неф храма, где вместо икон висят изображения навсегда исчезнувших видов пернатых, а вместо жертвенника — деревянное корыто с птичьими перьями. Брать на спектакль детей не только можно, но и нужно. Где еще они смогут примерить крылья и даже немного полетать?

Когда: 3, 4 апреля
Где: «Боярские палаты СТД РФ»

«Финист Ясный Сокол» Жени Беркович

Видео: Дочери Сосо/YouTube

Документальный спектакль, воплощенный в форме остроумного музыкального перформанса, основан на пьесе Светланы Петрийчук о девушках, знакомящихся в Сети с радикальными исламистами, решающих стать их женами и уезжающих в Сирию. Несколько реальных историй, в том числе протоколы допросов очень разных женщин из России, Казахстана и Узбекистана, привлекают внимание к сразу нескольким болезненным проблемам современного общества. Ведь, прежде чем осуждать радикальный ислам, стоит заметить, сколько насилия по отношению к женщине в нашем собственном гуманном обществе. Все роли в спектакле режиссерки (так она просит называть себя) Беркович исполняют девушки — и делают это виртуозно.

Когда: 5, 6 апреля
Где: компания «Дочери Сосо», «Боярские палаты СТД РФ»