Пушкинский музей что посмотреть в первую очередь?

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Как доехать

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком

Адрес: улица Волхонка, дом 12

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00 (касса до 19-00)
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00 (касса до 20-00)

Понедельник — выходной день.

Стоимость билетов в 2020 году

  • Взрослые – 400 рублей
  • Льготные категории – 200 рублей
  • Дети до 18 лет и некоторые другие категории граждан – бесплатно

Есть льготы и бесплатное посещение для отдельных категорий граждан.

Билеты можно купить в кассах и онлайн на официальном сайте

История музея

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года.

Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева.

Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Что посмотреть в Главном здании

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Косметическая ложечка из слоновой кости:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются большие очереди.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии.

10 главных произведений искусства в Пушкинском музее

Искусство для начинающих. Самое важное для знакомства с искусством

Е сли вы хотите лучше разбираться в искусстве, но давно не были в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, то обязательно посетите его. Коллекция включает в себя множество произведений со всего мира. Как понять, на что обратить внимание в первую очередь среди большого количества шедевров? В этой статье мы выделили 10 основных работ из экспозиции от древности до Нового времени, чтобы вам было легче знакомиться с прекрасным.

Искусство Древнего Египта: «Статуэтки Аменхотепа и Раннаи», 1479-1425 гг. до н. э.

Несмотря на то, что в древнеегипетском искусстве существовали строгие каноны, каждое произведение передавало особенности своего времени. В ГМИИ находятся работы, относящиеся к различным периодам в истории Древнего Египта, поэтому посетители смогут составить полное представление о том, как развивалось древнеегипетское искусство и культура.

Статуэтки Аменхотепа и Раннаи – одни из основных шедевров этой цивилизации. Они имеют не только художественную ценность, но и историческую – в них нашли отражение политические события того времени. Благодаря надписям на фигурках известно, что они были сделаны во время правления Хатшепсут (фараон; соправительница Тутмоса III), то есть в начале Нового царства.

Аменхотеп был жрецом уаб (жрец, отвечающий за чистоту храма) и служил в храме царя Тутмоса I в Карнаке. Этот царь был обожествлен и часто отождествлялся с Амоном, поэтому, пытаясь доказать легитимность своей власти, Хатшепсут утверждала, что является дочерью бога и, поэтому, законной наследницей.

Искусство Древней Греции: «Амфора краснофигурная с изображением Эос и Ахилла», Полигнот, ок. 440 г. до н. э.

Произведение Полигнота было выбрано из-за того, что он – один из самых значительных вазописцев и художников того времени. К слову, как раз в V веке до н.э. произошел расцвет античного искусства. Амфора, находящаяся в Пушкинском музее, принадлежит к поздним работам автора. По мнению искусствоведов, именно в позднем творчестве тонкий и чистый рисунок Полигнота становится лаконичнее.

Искусство Древнего Рима: «Портрет юноши», начало I в.

Экспозиция музея также содержит произведения эпохи расцвета римской культуры во времена правления императора Августа. Отличительной чертой господствующего в архитектуре и скульптуре «августовского классицизма» является подражание греческому искусству классической эпохи. Портрет юноши, относящийся к этому направлению, был создан неизвестным скульптором на территории Греции, которая на тот момент уже входила в состав Римской империи. Так что, когда в следующий раз окажитесь в ГМИИ, не забудьте об этом портрете.

Искусство средних веков: «Рождество – поклонение волхвов», XIV- XV вв.

В последние время средневековое искусство привлекает к себе все больше внимания. Можно сказать смело – живущим в столице поклонникам эпохи очень повезло, в Пушкинском музее легко найти работы этого времени.

Рельеф, находящийся там, уникален — это единственный пример английской скульптуры этой эпохи в России (изначально он был изготовлен в Ноттингеме). В ее основе лежат два известных библейских сюжета: о Рождестве и о волхвах, пришедших к Иисусу с дарами.

Искусство средних веков: «Колонна с изображением новозаветных сцен» (слепок), между 1015-1022 гг

Посетители ГМИИ имеют возможность познакомиться с шедеврами со всего мира, благодаря слепкам и копиям конца XIXв.. В одном из залов главного здания находится слепок бронзовой колонны из немецкого города Хильдесхайма. Бронзовая колонна из церкви Санкт Михаэль украшена рельефом,сюжет повествует о жизни Христа. Это точно стоит увидеть интересующимся историей германских земель, так как колонна была возведена в течение епископства Бернварда, который внес значительный вклад в культурную и политическую жизнь своей страны.

Читайте также  Нюрнберг что посмотреть обязательно?

Заметьте, что копии из этой коллекции находятся не только в главном здании музея, но и в его отделе (Учебном музее им. И. В. Цветаева).

Искусство Византии: «Христос благословляет императора Константина VII Багрянородного на царство», ок. 945 г

Любителям культуры и истории Византийской империи необходимо обратить внимание на пластинку с изображением Христа, благословляющего Константина Багрянородного. Произведение было посвящено возвращению правителя к управлению государством. Хотя Константин Багрянородный правил самостоятельно недолго: с 945 до 959 г. (официально он занимал трон в период 908-959 гг., но фактически был отстранен от власти до 945 г.), его имя ассоциируется с культурным подъемом Византии во второй половине IX – первой половине X вв..

Искусство Византии: «Император Юстиниан со свитой» (слепок), 546-548 гг

В собрании музея присутствует копия мозаики из Равенны, изображающей Юстиниана, императора Византии, при котором государство достигло наибольшего процветания, как участника торжественной процессии. Благодаря образу на этой мозаике, мы можем судить об отношении к фигуре правителя Византии, обладавшей, в представлениях людей того времени, священным характером.

Раннее Возрождение: «Благовещение» Боттичелли, 1495-1498 гг

Творчество этой эпохи еще сохраняет некоторые средневековые черты, но влияние античных элементов уже становится преобладающим. Сандро Боттичелли – художник, представляющий Флорентийскую школу, где новые тенденции распространялись быстрее, чем в других областях Италии. Створки из коллекции музея, изображающие Деву Марию и Архангела Гавриила, относятся к позднему периоду творчества итальянского живописца.

Высокое Возрождение: «Мадонна с младенцем в нише», Тициан Вечеллио, ок.1515-1520 гг

Высокое Возрождение — короткий период в эпохе Ренессанса, начавшийся приблизительно на рубеже XV-XVI вв. и завершившийся в 20-х гг. XVI в., связанный с лучшей порой итальянского творчества. Тогда тенденции Ренессанса, такие как подражание античности и внимание к человеку, достигли апогея. Значимое положение, среди самых известных представителей живописи того времени, занимает Тициан Вечеллио. В ГМИИ находится картина, автором которой принято считать Тициана, что вызывает сомнения у некоторых ученых. Тем не менее, независимо от того, кто ее создал, в ней воспроизводятся основные особенности итальянского Ренессанса.

Северное Возрождение: «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», Лукас Кранах Старший, 1520 г

Северное Возрождение отличалось от Ренессанса в Италии: в нем сохранились черты средневековой готики и особенно чувствуется влияние Реформации. В эпоху Ренессанса художники обращались к различным сюжетам, среди них также были и религиозные. Одной из работ, которая посвящена этой теме, является произведение Лукаса Кранаха Старшего — «Мадонна с младенцем». К слову, образ Мадонны часто встречается в работах художника. Хоть картина и сохранилась не полностью, на неё нужно взглянуть, чтобы понять отличия Северного Ренессанса от других направлений того времени.

Пушкинский музей: выставки сегодня и скоро

ГМИИ им. Пушкина в Москве (Пушкинский музей) в 2021 году работает почти как обычно, с учётом коронавирусных ограничений.

Временные правила посещения ГМИИ им. Пушкина
Материал постоянно дополняется и уточняется в соответствии с данными официального сайта музея.

Директор Музея Марина Лошак о Музее

Идём в ГМИИ им. Пушкина онлайн. Из дома >>
***
В расписании указаны сроки, место и стоимость посещения временных выставок. Разумеется, кроме них доступна постоянная экспозиция.
Оба здания Музея находятся в шаговой доступности от метро Кропоткинская (выходить к Храму Христа Спасителя и перейти Волхонку).

Выставки сегодня и завтра

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ
адрес: ул. Волхонка, 12
Фото: Главное здание ГМИИ им. Пушкина

Выставки в Главном здании:
Сегодня и всегда
Постоянная экспозиция

С 19 ОКТЯБРЯ 2021: ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет новую авторскую концепцию постоянной экспозиции старых мастеров, подготовленную французским сценографом и куратором Патриком Уркадом.
Шесть залов первого этажа Главного здания открыли публике новый дизайнерский взгляд на пространство музея.

11 февраля 2021 — 1 ноября 2022
Выставка «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико»
Экспозиция позволит увидеть вместе все работы ведущего венецианского живописца XVIII века Джамбаттисты Тьеполо (1696 Венеция – 1770 Мадрид) и его сына Джандоменико (1727 Венеция – 1804 Венеция), находящиеся в собраниях Москвы. Выставка включает две знаменитые композиции художника из Музея-усадьбы «Архангельское», которые в прошлом были гордостью находившейся там галереи князей Юсуповых, и произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, большая часть которых также происходит из юсуповской коллекции.

Видеозарисовка в залах Главного здания ГМИИ им. Пушкина, до реэкспозиции

ГАЛЕРЕЯ
(Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)
адрес: ул. Волхонка, 14
Фото: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Выставки в Галерее:

Внимание!
Постоянная экспозиция — будет недоступна с 9 августа 2021 до февраля 2022

26 октября 2021 — 30 января 2022
Выставка «Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен»

28 сентября 2021 — 16 января 2022
Выставка «Ксения Хауснер. Правдивая ложь»
На выставке представлено 30 живописных произведений Ксении Хауснер, а также ряд фотографий, которые были созданы художницей в ходе подготовки к написанию картин.

Видео — новая экспозиция

Стоимость билетов и часы работы

Постоянная экспозиция. Входной билет в одно здание: Главное здание или Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:

• 400 рублей – входной билет;
• 200 рублей – льготный билет;
• Бесплатно – дети до 16 лет и другие бесплатные категории (см. ниже).

Постоянная экспозиция. Комплексный входной билет в два здания: Главное здание и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:

• 600 рублей – входной билет;
• 300 рублей – льготный билет;
• Бесплатно — дети до 16 лет и другие бесплатные категории (см. ниже).

Бесплатные билеты:
• дети до 16 лет
• инвалиды 1 и 2 групп (граждане РФ и СНГ), посетители на инвалидных колясках
• лица, сопровождающие инвалидов 1 и 2 группы, детей-инвалидов
• студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства, архитектуры и кинематографии, ВУЗов и СУЗов РФ

Часы работы Главного здания ГМИИ им. Пушкина (ул. Волхонка, 12) и Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, 14):

РАСПИСАНИЕ И ЧАСЫ РАБОТЫ 2021:

Главное здание
(Москва, ул. Волхонка, 12, 119019)
вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, вход до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00, вход до 20:00
пн — выходной
по воскресеньям апреля 2021 продлен режим работы до 21:00!
3 и 10 мая (понедельники) здание открыто с 11:00 до 20:00!

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
(Москва, ул. Волхонка, 14, 119019)
вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, вход до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00, вход до 20:00
пн — выходной
3 и 10 мая (понедельники) здание открыто с 11:00 до 20:00!

Справки о работе Музея (автоответчик): +7(495)609-95-20
По всем возникающим вопросам вы можете обратиться, позвонив по телефону Музея +7(495)697-95-78, каждый день с 11:00 до 19:00

Билеты и правила

Временные правила посещения ГМИИ им. Пушкина
Входные билеты для индивидуального посещения могут быть приобретены в кассах Музея в день посещения или заранее на официальном сайте музея pushkinmuseum.art

ЧТОБЫ НЕ СТОЯТЬ В ОЧЕРЕДИ: (временно не актуально. См. ссылку выше)
Полная и лаконичная инструкция, льготы, контакты: Как купить билеты в Пушкинский музей >>

Посещение большинства выставок входит в стоимость входного билета, но вход на некоторые экспозиции осуществляется по отдельному билету.

В случае приобретения отдельного билета на конкретную выставку (цена которого выше цены входного билета на постоянную экспозицию), как правило, не требуется приобретение дополнительного билета для осмотра постоянной экспозиции.
То есть, например, покупка билета за 500/250 рублей на выставку Томас Гейнсборо дает право посетить данную выставку и постоянную экспозицию Главного здания музея.

Вход в здания Музея и покупка билетов в кассах Музея осуществляется в порядке общей очереди.
Право внеочередного прохода в здания Музея и приобретения входных билетов без очереди предоставляется следующим категориям посетителей при предъявлении подтверждающих документов и общегражданского паспорта (в случае отсутствия фотографии на подтверждающем документе):
— Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;
— Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
— ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
— сотрудникам российских государственных музеев и членам ИКОМ;
— инвалидам 1-й и 2-й групп и одного сопровождающего лица;
— инвалидам 3-й группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и одного сопровождающего лица;
— пожилым людям в возрасте старше 70 лет;
— посетителям с приобретенными заранее билетами (При предъявлении билета или оплаченного электронного заказа);
— посетителям – участникам программ «Друзья Пушкинского», «Выпускник музея», «Меценат Пушкинского», «Корпоративный патрон Пушкинского» (При предъявлении карты участника программы);
— беременным женщинам и посетителям с детьми до 3-х лет.

Читайте также  Лас Вегас что посмотреть за 2 дня?

Правила посещения полностью на официальном сайте

Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.

За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.

Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.

Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.

1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

Картина на самом деле являлась этюдом к другому, парадному портрету Жанны Самари . Он сейчас хранится в Эрмитаже.

А знаменитый этюд к этой картине хранится в Пушкинском музее. Несмотря на свою этюдность, он считается лучшим портретом Жанны Самари кисти Ренуара.

Однако большинство искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считает одним из главных шедевров Ренуара.

Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.

Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он висел в его квартире до самой его смерти.

2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.

О других интересных фактах о картине читайте в статье “Детям об искусстве. Путеводитель по Пушкинскому музею”.

Ван Гог написал эту картину в провинциальном городке Арле. Сюда он приехал из Парижа в поисках ярких красок. Поиски его увенчались успехом. Самые яркие и известные картины он создаёт именно здесь. И его знаменитые “Подсолнухи” , и “Ночное кафе” . В том числе “Красные виноградники”.

На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто. Краска наложена очень густыми крупными мазками.

Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги — 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.

О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.

3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.

Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.

Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца” .

Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в ответ.

Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась.

4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.

5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.

Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.

6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.

Кувшинки же появились в пруду незадолго до написания этой картины. До этого Моне писал пруд с чистой гладью воды.

Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».

Об этой серии с японским мостиком читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:

7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.

На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.

Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.

Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.

Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева: “Золотые рыбки и скульптура” 1911 г. Справа: “Золотые рыбки и палитра”. 1914 г.

Читайте также  Задонск что посмотреть за 1 день?

После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.

Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…

Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

Картины, которые хранятся в главном здании музея, вы можете изучить в статье “7 шедевров старых мастеров в Пушкинском музее” .

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина (Пушкинский музей): режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) — один из самых крупных музеев России, в котором представлены произведения европейского и мирового искусства. Его здание, построенное в эклектическом стиле, также является памятником архитектуры. Собрание ГМИИ насчитывает около 670 тысяч экспонатов. Это предметы живописи и скульптуры, графики. Кроме того, здесь представлены памятники археологии и нумизматики.

Часы работы Музея изобразительных искусств имени Пушкина в 2021 году

С 28 октября для посещения музеев Москвы необходимо предъявить QR-код: о вакцинации, о перенесённом COVID-19 в течение полугода, или отрицательный ПЦР тест, сделанный не более чем 72 часа назад.

Главное здание

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница с 11:00 до 21:00
  • Понедельник — выходной
  • Кассы закрываются на час раньше

Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница — с 11:00 до 21:00
  • Понедельник — выходной
  • Кассы закрываются на час раньше

Музей личных коллекций (временные выставки)

  • Основная экспозиция закрыта до 2023 года.

Цена билетов в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 2021 году

Главное здание

  • Для взрослых — 500 рублей
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • Для детей от 7 до 18 лет — 250 рублей
  • Для студентов РФ — 250 рублей
  • Для граждан РФ от 18 до 24 лет включительно — 250 рублей
  • Для граждан РФ 60 лет и старше — 250 рублей

Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

  • Для взрослых — 500 рублей
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • Для детей от 7 до 18 лет — 250 рублей
  • Для студентов РФ — 250 рублей
  • Для граждан РФ от 18 до 24 лет включительно — 250 рублей
  • Для граждан РФ 60 лет и старше — 250 рублей

Как добраться до Музея изобразительных искусств имени Пушкина

Адрес: Москва, ул.Волхонка, д. 12.

Ближайшая станция метро Кропоткинская. Музей находится на противоположной стороне от Храма Христа Спасителя. Музей включает в себя три здания: основное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. и здание музея личных коллекций. Поскольку первым по пути от метро встречается Галерея, на вывеске которой тоже написано, что это музей имени Пушкина, то можно не дойти до основного здания и гулять по Галерее. Иногда в кассу Основного здания бывает очередь, которая может стать ориентиром входа в Музей.

История

В 1893 году профессор МГУ, доктор римской словесности и историк Иван Владимирович Цветаев задумал создать музей как учебное пособие по истории искусств — с копиями древних античных ваз, скульптур и других предметов. В 1898 году состоялась церемония его закладки. Значительную часть денег на строительство внес меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Конкурс на проектирование выиграл архитектор-самоучка П.С. Бойцов. Руководил постройкой архитектор Р.И. Клейн. В строительстве принимали участие архитекторы И.И. Рерберг и В.Г. Шухов, а также многие талантливые мастера того времени. Внутренняя планировка и план здания создавались в соответствии с идеями П.С. Бойцова. А интерьеры и фасады — работа Р.И. Клейна и его помощников.

31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт. Первым его директором в 1912–1913 годах был его основатель Иван Владимирович Цветаев. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны сами экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Здание, в том числе стеклянные крыши, пострадало от бомбежек. После войны, в октябре 1946 года, когда строение было восстановлено, состоялось открытие экспозиции. С 1980 года по инициативе Святослава Рихтера и директора ГМИИ И.А. Антоновой проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

В 1985 году на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций, призванный сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. В настоящее время идет оцифровка экспонатов ГМИИ. Для всех экспонатов создаются паспорта, необходимые для учета, хранения и реставрации. Высокое качество электронной копии позволяет фиксировать и контролировать состояние экспоната, расположение и глубину микротрещин. В случае реставрации будет возможно восстановить предмет.

Пушкинский музей — экспонаты

В коллекции ГМИИ собраны произведения западных мастеров от античности до XX века. Каждый из залов посвящён определённой эпохе. Вся коллекция насчитывает около 670 тысяч произведений экспонатов, но лишь 1,5 % фондов доступны широкой публике. На первом этаже в основном расположены предметы древности. Здесь расположен Египетский зал. Также представлены предметы древних народов, населявших Переднюю Азию и Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. Один из самых уникальных экспонатов — уникальный клад, обнаруженный немецким археологом Генрихом Шлиманном во время его раскопок в Трое в 1871–1890 годах. Этот клад считался утерянным во время Второй мировой войны. Позже выяснилось, что вместе с другими трофеями он был вывезен из Германии в Советский Союз и хранился в строжайшей секретности в запасниках ГМИИ.

В залах второго этажа представлено более тысячи экспонатов древней Греции и Рима. Это античные амфоры и керамика, скульптура. Здесь находятся копии известнейших скульптур античности. Посетители увидят предметы средневековья и эпохи Возрождения. Представлены работы мастеров 19-го и 20-го столетия, а также большая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе произведения знаменитых художников, таких как Матисс и Пикассо, Гоген и Ван Гог. Особое место занимает коллекция византийских икон. Можно увидеть работы европейских мастеров, таких как Кранах, Боттичелли, Пуссен и Давид. Жемчужинами коллекции являются иконы «Мадонна с Младенцем на троне» и «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами». Многие из предметов оказались в МГИИ после Великой Отечественной войны, в том числе из Дрезденской галереи. Северное Возрождение представлено в зале под названием «Искусство Германии и Нидерландов 15–16 веков». Работы Рембрандта и его учеников расположены в отельной экспозиции. голландской школы 17 столетия. Особой популярностью пользуются залы «Итальянский дворик» и «Греческий дворик». «Греческий дворик» имеет трехуровневый пол, передающий архитектуру Афинского Акрополя. А зал «Итальянский дворик» повторяет внутренний двор палаццо Барджело с угловой лестницей и небольшими колоннами, поддерживающими балкон, легкой аркадой и колодцем в центре.
В ГМИИ многие экспонаты не достаются из запасников, поскольку существуют нормы, согласно которым определено размещение и хранение экспонатов. Музейная экспозиция постоянно изменяется, так как одновременно все экспонаты не могут быть выставлены на обозрение посетителей. Проводятся также выставки шедевров из крупнейших картинных галерей мира.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — информация для туристов

Подразделениями ГМИИ являются Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Создан Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который организует выставки и встречи с художниками, представления и музыкальные концерты. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагает лекции, экскурсии и кружковые занятия. Разработано более 15 различных маршрутов, позволяющих осмотреть экспонаты, созданные мастерами различных исторических периодов. Для посетителей организуются экскурсии с гидом-экскурсоводом на русском и иностранных языках. Для удобства возможно представление транспортного обслуживания — легковых машин и автобусов. Предлагаются услуги аудиогида. Экскурсии в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина можно забронировать.

Телефон

Официальный сайт Музея изобразительных искусств имени Пушкина

Музей изобразительных искусств имени Пушкина находится в самом центре, недалеко от других достопримечательностей Москвы. От Красной площади, Кремля или Храма Христа Спасителя можно дойти пешком за несколько минут.