Что такое налоговые оффшоры

Офшорные зоны — что это такое и зачем нужны?

  • Что представляет собой офшорная зона?
  • Для чего создаются офшорные зоны и кем они востребованы?
  • Российские бизнесы в офшорах: ужесточение налогового контроля
  • Какие офшорные страны входят в черный список ФНС
  • Итоги

Офшорные зоны используются многими коммерческими предприятиями РФ в качестве альтернативных налоговых юрисдикций. Как на это реагирует российский законодатель, расскажем ниже.

Что представляет собой офшорная зона?

Определение офшорной зоны в правовой системе РФ дано в приказе Минфина РФ «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения…» от 13.11.2007 № 108н. Фактически оно содержится в наименовании данного НПА: Минфин под офшорной зоной понимает государство или территорию, которые предоставляют льготы по налогам, а также позволяют хозяйствующим субъектам не раскрывать информацию о финансовых сделках.

Таким образом, предприятие, зарегистрированное в соответствующем государстве или на территории, вправе рассчитывать на:

  • низкие налоги — вплоть до отсутствия таковых;
  • минимальную отчетность (или вообще ее отсутствие).

Как правило, регистрация предприятия в офшорной зоне характеризуется минимальными барьерами с точки зрения бюрократических процедур и требований к капиталу хозяйствующего субъекта. Во многих случаях государства, на территории которых учреждаются офшорные зоны, значительно облегчают визовый режим для граждан стран, которые могут зарегистрировать свой бизнес в соответствующей юрисдикции.

Отметим, что для пользования офшорной юрисдикцией зарубежному предприятию, как правило, нужно уплачивать в казну государства, в котором открывается представительство, ежегодный взнос.

Для чего создаются офшорные зоны и кем они востребованы?

Есть несколько мнений относительно целесообразности учреждения различными государствами мира офшорных зон. Так, распространена точка зрения, по которой учреждение офшорной зоны — эффективный способ привлечения иностранного капитала в экономику государства.

Действительно, в офшорах на счетах иностранных хозяйствующих субъектов размещаются колоссальные денежные средства, часто сопоставимые с ВВП офшорной зоны, а то и в разы превосходящие соответствующий макроэкономический показатель. За счет комиссий, сервисных сборов, предоставления различных услуг офшорные банки могут весьма прилично зарабатывать для экономики своего государства.

Востребованность офшоров чаще всего связана с желанием хозяйствующего субъекта:

  • сэкономить на налогах — поскольку их величина в офшорной зоне практически всегда существенно ниже, чем в государстве, где этот субъект является резидентом (однако это характерно для средних и крупных бизнесов — малым фирмам обычно выгоднее платить налоги в своей стране);
  • повысить конфиденциальность бизнеса, деловых правоотношений;
  • обеспечить дополнительную защиту активов (заинтересованные лица в государствах налогового резидентства компаний не вправе производить какие-либо действия с офшорными активами этих компаний);
  • обойти препятствия национального законодательства, регулирующего обмен валюты;
  • воспользоваться возможностью вести некоторые виды деятельности, например страхование, банкинг, морскую торговлю, при меньшей интенсивности государственного контроля, чем в своей стране.

Интерес «офшорных» государств в привлечении зарубежного капитала может заключаться также в перспективах трудоустройства граждан: в некоторых странах приняты нормы закона, обязывающие иностранцев, открывающих представительства в офшорных зонах, нанимать на работу местных жителей. Например, такие нормы действуют в Катаре.

Российские бизнесы в офшорах: ужесточение налогового контроля

Активность российских властей в части мониторинга деятельности налоговых резидентов РФ, имеющих офшорные активы, в последнее время заметно усилилась.

Так, до 2015 года российские предприятия, владеющие офшорными активами, могли относительно свободно оформлять фиктивные займы — перечисляя выручку в офшорные зоны на счета контролируемых юрлиц и «возвращая» их себе в виде беспроцентных кредитов с последующим списанием долга. Это позволяло вывести значительную часть выручки из-под налога на прибыль.

В ранее действовавших положениях подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде активов, полученных российской фирмой безвозмездно от дочерней компании, не включались в базу для расчета налога на прибыль — вне зависимости от того факта, является ли дочерняя компания российской или иностранной.

С 2015 года положения подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ действуют в новой редакции. В соответствии с ними указанная выше норма актуальна только в отношении фирм, взявших беспроцентный заем от дочерней компании, расположенной вне территории государств, утвержденных вышеотмеченным приказом Минфина РФ № 108н, то есть вне офшорных зон.

Таким образом, одна из довольно популярных в РФ офшорных схем вывода выручки из-под налогов с недавних пор пресечена законодательно.

Примеры ужесточения регулирования деятельности бизнесов, связанных с офшорными зонами можно найти и в иных сферах правоотношений.

Так, в 2015 году вступили в силу положения ст. 309.1 НК РФ, введенной законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ. Данная статья регулирует налогообложение прибыли зарубежных фирм, контролируемых российскими налоговыми резидентами (к таковым относятся офшорные). В соответствии с ее положениями с учетом норм, установленных ст. 3 закона № 376-ФЗ, компании РФ, контролирующие офшорные юрлица, должны декларировать нераспределенную офшорную прибыль и уплачивать с нее налог, если размер соответствующей прибыли превышает:

  • 50 000 000 руб. — в 2015 году;
  • 30 000 000 руб. — в 2016 году;
  • 10 000 000 руб. — с 2017 года, включая 2018 год.

В ст. 129.5 НК РФ, также введенной законом № 376-ФЗ, установлены меры ответственности для фирм, уклоняющихся от уплаты налогов с офшорной прибыли.

Эксперты по-разному оценивают отмеченные инициативы властей. Но для многих цель государства очевидна — увеличить собираемость налогов в сложный кризисный период.

Важнейшее законодательное новшество РФ, имеющее отношение к регулированию бизнесов в офшорных зонах — ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ). Теперь ФНС РФ может при необходимости получать от других государств Конвенции, среди которых — многие офшорные страны, информацию о сделках, структурах и банковских счетах российских фирм, имеющих представительства за рубежом.

Какие офшорные страны входят в черный список ФНС

В приказе Минфина от 13.11.2007 № 108н содержится перечень признаваемых российским законодателем офшорных зон. По состоянию на июнь 2018 года в нем 40 государств.

Помимо этого существует более обширный перечень государств и территорий, которые не обмениваются с РФ налоговой информацией. Этот, так называемый черный список, утвердила ФНС приказом от 01.09.2017 № ММВ-7-17/709@, начавшего действовать 1 января 2018 года. В него вошли 107 стран и 18 территорий.

Перечень составлен с простой целью: если российская компания ведет бизнес через государства или территории, не информирующие налоговиков РФ об операциях российских резидентов, то налог на прибыль ей придется платить по жестким правилам, использующимся для налогообложения контролируемых компаний.

Примечательно, что некоторые классические оффшоры избежали участи быть включенными в черный список (Кипр, Нидерланды, и некоторые другие). К компаниям, работающим через них, санкции применяться не будут. Список оффшоров планируется пересматривать ежегодно до 1 октября, и если какая-либо страна решит проигнорировать информационное соглашение, страдать будут компании.

Итоги

Российские коммерческие фирмы, как и бизнесы многих других стран, пользуются возможностями размещения капиталов в офшорах. С 2015 года законодатель существенно ужесточил мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов РФ в офшорных зонах.

Ознакомиться с иными нюансами законодательного регулирования правоотношений с участием российских фирм и иностранных хозяйствующих субъектов вы можете в статьях:

Как работают офшоры в 2020 году

Десять лет назад офшоры использовали, чтобы заплатить меньше налогов и вывести деньги из России. Обычно делали так: создавали промежуточную компанию на Кипре и переводили туда дивиденды по льготной налоговой ставке.

Сегодня за такими схемами следят налоговая, Минфин, банки, Росфинмониторинг, Центробанк, власти других стран. Офшоры в привычном формате больше не работают, но теперь их используют с другими целями.

Офшоры стало сложнее использовать

Юрисдикция — это территория, на которой действуют законы одной страны. Это не только фактическая территория государства, но и любые другие территории, на которых признают эти законы

Обычно офшорами называют юрисдикции, в которых действуют особые условия для иностранного бизнеса: невысокие или нулевые налоги, нет отчетности, можно проводить любые сделки. Схемы с офшорами были распространены десять лет назад, когда не было никакого контроля со стороны государств.

Российская компания открыла офшорную компанию на Кипре, выплачивала ей дивиденды и проценты по займам, которые оформила у нее. По соглашению об избежании двойного налогообложения налог на дивиденды был 5% вместо 15% в России, на проценты по займам — 0%. Так компания легально выводила деньги за пределы страны. При этом в России она оформляла выплаты процентов как расходы и тем самым уменьшала налоговую базу и платила меньше налогов.

Судебное дело Северстали — в базе судебных и нормативных актов

Сегодня подобные схемы уже не работают. Всё изменилось пять лет назад, когда налоговая смогла доказать в суде в деле компании «Северсталь», что льготные ставки не могут применяться просто так — формального права на это недостаточно. Так возникла концепция фактического получателя дохода: чтобы пользоваться льготами по соглашению об избежании двойного налогообложения, нужно экономически обосновать право на это.

Компания выводит деньги на Кипр и дальше переводит их в офшорную фирму с номинальными акционерами и директором на Британские Виргинские острова. Налог на дивиденды у кипрской компании — 5%, а если деньги сразу переводить на Виргинские острова, будет 15%. Но фактическим получателем дохода является компания на Виргинских островах, а значит, ставка налога должна быть 15%.

Читайте также  Карачаево Черкесия где это находится?

Концепция фактического получателя дохода позволила налоговой оспаривать применение льготной ставки, а компании, которые пользовались этой схемой, были вынуждены доплатить недостающие налоги, пени и штрафы.

Компания «Акрон» вывела 1,7 млрд рублей через офшоры

Российская компания «Акрон» — крупнейший в мире производитель минеральных удобрений — подала судебный иск против налоговой.

Во время выездной проверки за 2015—2016 годы налоговая посчитала, что компания злоупотребляет льготами и должна доплатить налогов на 1,7 млрд рублей. Акрон попытался оспорить решение налоговой, но в июне 2020 года суд иск отклонил. По мнению суда компания незаконно выводила деньги. Вот что известно по этому делу:

В 2015—2016 годах Акрон выплатил дивидендов на сумму в 11,8 млрд рублей компаниям на Кипре и в Люксембурге. По соглашению об избежании двойного налогообложения Акрон посчитал налог по ставке 5% вместо 15%. После этого компании в Люксембурге приобрели акции Акрона у компаний на Кипре с отсрочкой платежа в девять лет.

Суд выяснил, что учредители кипрских компаний были номинальными, а люксембургские компании оформили одним днем незадолго до выплаты дивидендов. Фактическими же руководителями были фирмы, которые контролирует Акрон.

Также суд отметил, что часть дивидендов кипрских компаний были перечислены на Британские Виргинские острова. Их потратили на произведения искусства.

За перемещением денег между странами стали следить

Против использования офшоров с целью уйти от налогов или вывести капитал выступает не только российская налоговая, но и власти разных стран. Так, в 2016 году представители 71 страны подписали многостороннюю конвенцию против вывода прибыли из-под налогообложения:

Эта конвенция борется со злоупотреблением соглашениями о двойном налогообложении. Цель конвенции — пресечь ситуации, когда компании перемещают деньги между странами, чтобы полностью или частично уйти от налогов.

Это не формальное соглашение, а рабочий документ, в котором описали, как конкретно будут с этим бороться. Например, теперь международные холдинги не могут преследовать в качестве основной цели получение налоговой выгоды. С этой формулировкой налоговые органы получили право оспаривать любые сделки и лишать компании льготных ставок, если заметят попытки заплатить меньше налогов.

Также по конвенции у иностранных компаний должно быть экономическое и фактическое присутствие: офис, сотрудники, операционные расходы. При этом всё должно соответствовать масштабам деятельности. Налоговая и банки заметят, если у холдинга с оборотом в 40 миллионов долларов офис в пятнадцать метров, один секретарь на полставки, а директора никто не видел.

Офшорные компании к этому оказались не готовы, поэтому российский бизнес вынужден отказаться от них.

Компания «КСА дойтаг дриллинг» смогла доказать законность выплат в офшоры

Компания «КСА дойтаг дриллинг», которая занимается бурением нефтегазовых скважин, проходила проверку налоговой по Сахалинской области. Налоговая заметила, что в 2014 году КСА дойтаг дриллинг перечислила кипрской компании KCA Deutag Holdings Ltd почти всю прибыль, при этом заплатила налог на дивиденды по льготной ставке 5%.

Налоговая решила, что компания на Кипре техническая, создана для вывода денег и ухода от налогов. Фактическим получателем дохода была компания KCA European Holdings Ltd в Великобритании, а по соглашению об избежании двойного налогообложения с Великобританией ставка налога должна быть не 5%, а 10%. Поэтому налоговая потребовала доплатить 40 млн рублей.

КСА дойтаг дриллинг обратилась в суд и выиграла дело. Компания смогла доказать, что кипрская фирма настоящая, много лет ведет предпринимательскую деятельность, владеет разными активами. А перевод на счет в Великобритании был вынужденным из-за финансового кризиса на Кипре — тогда повсеместно замораживали банковские счета.

Суды редко встают на сторону бизнеса в вопросах офшоров, и это дело в конце 2019 года стало первым за несколько лет, когда суд не поддержал налоговую.

Банки отказываются от работы с офшорами

В последние годы изменилось отношение банков к работе с офшорными компаниями и территориями.

Если раньше они пропускали любые платежи, то сейчас появились определенные критерии безопасности. Например, чтобы предпринимателю открыть счет в иностранном банке, нужно объяснить, откуда капитал. Банки проверят происхождение денег и реальный ли у человека бизнес.

Часто бывает, что деньги легальные, но возникли из ниоткуда: у предпринимателя не было активов, а вдруг многомиллионный счет. Банк имеет право спросить, как человек вышел на уровень, когда может совершать многомиллионные сделки.

Чтобы предпринимателю открыть счет в иностранном банке, нужно объяснить, откуда капитал

Европейские и американские банки избегают работать с техническими офшорными компаниями, чтобы не стать соучастниками ухода от налогов. Российские банки также опасаются проблем с Центробанком, ведь за нарушения могут отозвать лицензию или оштрафовать, и вносят в черный список операции с известными офшорными территориями.

Еще у российских банков есть полномочия детально разбираться с каждой международной сделкой: предприниматели должны объяснять, зачем они ее совершают и почему эта сделка разумна. Не получится сказать, что просто так решил, — нужно дать банку экономическое обоснование. Если банк его не получит или засомневается, что сделка необходима, он не пропустит операцию.

Помогают купить гражданство и вывести капитал

Если раньше любой предприниматель мог открыть офшорную компанию, работать через нее по всему миру, переводить куда угодно деньги, то сейчас так не получится. По опыту, такого формата офшоров больше нет, и в ближайшие десятилетия он снова не заработает.

Но понятие офшоров шире, чем обычно думают: это не просто страны с льготными налоговыми условиями — это территории, которые можно использовать для своих налоговых, финансовых и личных целей . В 2020 году интерес сместился с налогов на личные и финансовые вопросы:

  • покупку паспортов. Офшоры — это не только компании, но еще и паспорта, а сегодня покупка гражданства интересует больше, чем бизнес. За 200 000 долларов можно купить паспорт гражданина другой страны с минимальными проверками. Это делают через приобретение недвижимости или специальные дотации в бюджет другой страны. Для российского бизнеса это гарантия безопасности, налоговые преимущества, возможность безвизового въезда сразу во многие страны. Покупкой паспортов стали особенно интересоваться во время пандемии коронавируса;
  • торговую деятельность. Российская компания открывает английское партнерство, закупает для него товар, а потом по чуть завышенной цене продает самой себе в Россию. В России этот товар компания продает и уменьшает налоговую базу на размер расходов. Получается, компания экономит на налогах и переводит капитал в другую страну;
  • зарубежные фонды. Многие обеспеченные люди хотят избежать конфликтного раздела капитала между наследниками, например, если есть дети от разных браков. Для этого они выводят деньги в частные фонды в других странах. Эти фонды не зависят от законов России или других стран, а деньги, которые человек вложил, перестают быть его личными активами, а становятся частью фонда. При этом за человеком закрепляется фактическое право пользоваться ими. Получается, наследники или кредиторы не смогут забрать эти деньги, к примеру, по решению суда, потому что собственности у учредителя фонда нет, а во многих странах суды не поддерживают взыскание активов из фондов.

Все эти схемы ориентированы на личную безопасность и сохранность капитала: если у предпринимателя возникнут проблемы в России, он сможет переехать в другую страну как ее гражданин и сохранить заработанные деньги.

Обеспечивают личную безопасность

Сегодня иностранные юрисдикции используют больше как гарант собственной безопасности и безопасности капитала, чем способ уйти от налогов.

Всё это нужно предпринимателям с капиталом в три—четыре миллиона долларов и больше. Они обращаются в агентства, которые помогают разобраться с этим: предлагают легальные способы обеспечить безопасность денег и личную безопасность, помогают снизить налоги, находят удобные для этого страны.

Если раньше список офшорных зон состоял из десятка стран, то сейчас он не работает. Нужно смотреть на страны, которые лояльны к российскому капиталу, уважают частную собственность и смогут обеспечить безопасность капитала. Это Великобритания, Швейцария и Люксембург.

Считается, что бизнес в России чаще преследуется со стороны властей, а российские банки — не самое надежное место для хранения капитала, потому что на них сильнее влияет государство, чем на банки в Европе или Азии. В России банки вынуждены согласовывать многие сделки с Росфинмониторингом, в Европе банки могут принимать решения сами и зачастую готовы помогать клиенту с хорошим капиталом.

По опыту, в европейских странах важна защита прав собственности, когда как в России всё еще происходят рейдерские захваты или бизнес подвергается необоснованным преследованиям со стороны правоохранительных органов.

Как рейдеры захватывают компании

Даем кассу в рассрочку для легкого старта!

Всего от 2500р в месяц, встроенный эквайринг с комиссией от 1,35%

Офшорная зона

Офшорная зона – территория, на которой юридически закреплены низкие налоги, либо полностью отсутствующее налогообложение для компаний определенного типа, а также существует упрощенная система регистрации юрлиц и, как правило, созданы условия для относительно анонимного ведения бизнеса. За эти преимущества чаще всего с компаний взимается фиксированный ежегодный сбор.

Читайте также  Что делать если произошла утеря паспорта гражданина Беларуси

Слово «офшор» происходит от английского off-shore, что в буквальном переводе означает «вне побережья», то есть не на территории Великобритании. История развития офшорных юрисдикций начинается с древности, когда торговые операции выносились на отдельные острова Средиземноморья, чтобы избежать уплаты податей и пошлин. Одной из первых таких зон принято считать остров Делос – столицу Афинского морского союза, где вели свободную торговлю финикийские купцы, избегая системы налогообложения Древней Греции. В Средневековье такими зонами стали такие европейские города, как Ливорно, Триест, Шибеник.

Первыми офшорными зонами в современном понимании считаются Швейцария с ее банковским законодательством, встающим на защиту вкладов, а также Нидерланды. Позже, в 1960-х годах, основными офшорными центрами делаются бывшие колонии Британской империи.

На сегодняшний день офшоров насчитывается несколько десятков. Точной цифры не существует, т. к. нет единого их определения: разные законодательства используют различные критерии отнесения юрисдикций к такого рода территориям.

Офшорные зоны делятся на несколько групп:

  • классические офшоры – как правило, это небольшие островные государства, предоставляющие возможность за умеренную плату зарегистрировать на своей территории международную компанию для ведения бизнеса вне этой страны. Примерами таких зон могут считаться Британские Виргинские, Багамские, Каймановы острова и др.;
  • офшорные зоны с низким уровнем налогообложения – территории, где налог на прибыль выплачивается, но в меньшем размере, чем в соседних государствах. Примером может служить Кипр, где налог на прибыль организации составляет 10%;
  • территории, строго говоря, не являющиеся офшорными: штат Делавер в США, Ирландия, Великобритания и др. Однако отсутствие операций, а следовательно, и дохода в стране регистрации позволяет компаниям не платить местные налоги. Это дает таким фирмам возможность участвовать в схемах по налоговому планированию.

Офшорные юрисдикции могут использоваться для нескольких целей. Во-первых, для международного налогового планирования, т. е. для того, чтобы уменьшить размер выплачиваемых налогов. Во-вторых, чтобы скрыть истинных владельцев бизнеса. В этом плане за последние двадцать лет офшорный бизнес претерпел большие изменения. Всемирная борьба с отмыванием денег и международным терроризмом делает компании, зарегистрированные в таких зонах, более прозрачными. На сегодняшний день создано достаточное количество преград для того, чтобы офшорные зоны использовались в откровенно преступных целях. Однако чаще всего местное законодательство не считает уклонение от уплаты налогов в других странах преступной деятельностью. При этом часто используются услуги номинального директора и номинальных акционеров.

В-третьих, офшоры задействуются для упрощения операций и для обхода ограничений, связанных, например, с валютным законодательством некоторых государств. Так, при совершении операций со средствами, находящимися на офшорном счете, отпадает необходимость в процедурах валютного контроля.

В офшорных зонах чаще всего создаются компании, банки, инвестиционные фонды, а также учреждаются трасты.

Многие развитые страны, например Великобритания, лояльно относятся к ведению бизнеса через офшорные зоны. Считается, что частные лица и компании, выводящие средства за рубеж, возможно и получают налоговые преимущества, однако при этом лишаются надежной юридической защиты. В то же время необходимо учитывать, что, когда гражданин Великобритании получает деньги от бизнеса за рубежом, где бы он ни был, этот доход облагается подоходным налогом. Поэтому использование офшорных схем – возможность лишь отсрочить налоговые выплаты, но не избавиться от них вовсе.

Другие государства предпринимают действия, направленные на сокращение операций в офшорных зонах. Так, соответствующие законы приняты в США. В России платежи в те или иные страны регулируются валютным законодательством и инструкциями ЦБ, которые могут ограничивать платежи в классические безналоговые территории.

Основными документами, регламентирующими действия российских организаций с офшорными компаниями, служат:

  • Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • указание Банка России от 7 августа 2003 года № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)»;
  • приказ Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 года № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Реальные пути противодействия выводу денег в офшорные зоны — снижение уровня налогообложения, создание юридических процедур надежной защиты предпринимателей и их инвестиций. Чем более привлекательный климат для бизнеса в стране, тем меньше денежных средств выводится в офшоры.

Как заводят деньги в офшор и как выводят, насколько это законно с точки зрения НК РФ?

Публикация

Вопрос в такой формулировке периодически задается в поисковиках. Суть вопроса понятна, хотя он не совсем корректен. Давайте разберемся с понятием офшора, «законностью», а потом прокомментируем налоговые последствия таких операций.

Содержание

  1. Что такое офшор?
    1. Прозрачность операций и активов
    2. Препятствование уклонению от уплаты налогов
  2. «Законность» использования «офшоров» с точки зрения российского законодательства
    1. Общегражданские нормы
    2. Валютное регулирование
    3. Сделки и структуры, направленные на уклонение от уплаты налогов
    4. Примеры использования «легитимных» зарубежных структур
  3. Налоговые последствия использования компаний в низконалоговых юрисдикциях в соответствии с НК РФ

Что такое офшор?

В целом, под этим термином обычно подразумевается безналоговая/низконалоговая юрисдикция (или юрисдикция, предоставляющая льготные налоговые режимы), используемая лицами из других стран:

  • для снижения общей налоговой нагрузки по своим операциям за счет их перевода (иногда номинального) в такую юрисдикцию и/или отнесения, потенциально, необоснованно большой части общей прибыли к таким операциям, а также,
  • возможно, для сокрытия информации о своих активах.

Можно, в частности, отметить следующие масштабные международные инициативы и их последствия:

Прозрачность операций и активов

В 1998 году ОЭСР дала определение низконалоговым юрисдикциям или так называемым налоговым гаваням (tax havens). Таковыми признавались юрисдикции, сочетающие четыре основные признака:

  • отсутствие или номинальный налог на доход,
  • отсутствие эффективного обмена информацией,
  • отсутствие прозрачности,
  • отсутствие требования о ведении существенной деятельности.

В 2000 году на основании этих критериев были идентифицированы около 40 стран для включения в список «несотрудничающих налоговых гаваней» (uncooperative tax havens). Для исключения из списка юрисдикциям было предложено взять на себя обязательства по внедрению мер прозрачности и обмена информацией в налоговых целях с другими странами.

В результате, такие государства:

  • постепенно подписывают двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement — TIEA) и
  • присоединяются к автоматическому обмену информацией (AEOI) на основании стандарта по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (CRS).

Расширяется практика создания реестров бенефициарных собственников и предоставления свободного доступа к таким реестрам. Так, страны-члены ЕС обязались сделать реестры бенефициарных собственников публичными в рамках пятой антиотмывочной директивы ЕС. Великобритания сделала свой реестр бенефициарных собственников публичным еще в 2016 году и обязала свои заморские территории последовать этому примеру.

Так, например, БВО и Кайманы ввели такие реестры и, ожидается, что сделают их публичными в 2023 году, как и Джерси, Гернси, о. Мэн.

Препятствование уклонению от уплаты налогов

С одной стороны, страны, чьи налогоплательщики могут использовать низконалоговые юрисдикции, совершенствуют меры, призванные не допустить вывода прибыли из-под своего налогообложения.

Такие меры включают совершенствование правил трансфертного ценообразования, правил контролируемых иностранных компаний (КИК), корпоративного налогового резидентства, недопущение злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения и другие.

С другой стороны, под давлением развитых экономик мира и объединений стран (в частности, ЕС) и угрозой внесения в различные «черные» списки, безналоговые/низконалоговые юрисдикции вводят требования к компаниям об обеспечении их существенного экономического присутствия в стране инкорпорации.

Такие правила разнятся в зависимости от вида деятельности компании и, как правило, в частности, включают:

  • требование о ведении деятельности самой компанией в стране инкорпорации. Может разрешаться аутсорсинг при условии соответствующего управления и контроля;
  • требование о необходимом количестве сотрудников соответствующей квалификации, наличия офиса, и несения компанией адекватных операционных расходов для осуществления такой деятельности;
  • в определенных случаях, компания, не ведущая деятельность в стране инкорпорации, должна подтверждать свое налоговое резидентство в другой стране или наличие налогового постоянного представительства за рубежом;
  • механизм, обеспечивающий соблюдение установленных требований (вплоть до вычеркивания компании из реестра).

Таким образом, в настоящее время «офшор» часто уже совсем не тот, что, скажем, лет 10 назад.

«Законность» использования «офшоров» с точки зрения российского законодательства

Общегражданские нормы

В целом, российские граждане имеют право владеть зарубежными компаниями и осуществлять с ними операции. Каких-то исключений в отношении юрисдикций с низкими налоговыми ставками нет. Однако существуют ограничения для граждан, занимающих определенные должности.

Валютное регулирование

Сама иностранная компания не подпадает под действие российского валютного законодательства за исключением случаев ведения деятельности в России.

Читайте также  Парк Аль Мамзар как добраться?

Российские граждане должны соблюдать валютное законодательство, в том числе, при операциях со своими зарубежными компаниями. Они имеют право вносить со своих счетов в российских банках средства в уставный капитал иностранных компаний или предоставлять им займы; в отношении займов должны соблюдаться правила о репатриации валютной выручки.

Существуют ограничения на операции с использованием зарубежных счетов российских граждан.

Например, существуют ограничения на получение дивидендов от иностранной компании не на российский банковский счет, а на зарубежный счет, если это счет в банке не из государства – члена ЕАЭС или страны, осуществляющей автоматический обмен информацией с Россией.

Сделки и структуры, направленные на уклонение от уплаты налогов

Если структуры создаются или операции осуществляются, как внутри страны, так и с использованием иностранных компаний, с целью уклонения от уплаты налогов, то могут возникнуть административные и уголовные последствия. В этом отношении могут использоваться различные нормы законодательства. В частности:

  • В налоговых спорах применяется статья 169 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности), статья 170 ГК РФ (Недействительность мнимой и притворной сделок);
  • Существуют примеры попыток использовать статью 193.1. УК РФ (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов) к операциям с зарубежными структурами, когда, собственно подложных документов не было, как в соответствии с публикациями в деле «Вятского кваса»;
  • В НК РФ есть статья 54.1, направленная на недопущение недоплаты налогов в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности.

Примеры использования «легитимных» зарубежных структур

Основные черты структур, не направленных на противоправное уклонение от налогов, включают:

  • Основная цель. Существование структуры/операций обусловлено коммерческими, а не налоговыми целями, хотя налоговые факторы могут учитываться при планировании структуры/сделки.
  • Соразмерность прибыли выполняемым функциям. В зарубежной компании генерируется прибыль, соразмерная функциям, выполняемым ею, количеству и квалификации ее персонала, активам, принимаемым рискам.

Примеры ситуаций, когда использование зарубежной компании, в том числе, использующей льготный налоговый режим, может быть обоснованным, в частности, включают:

  • Холдинговая компания для размещения акций на иностранной бирже;
  • Компания для выпуска еврооблигаций;
  • Компания, перепродающая электронные услуги с обоснованной маржой, созданная для облегчения процесса приема платежей от зарубежных клиентов;
  • Торговая компания, активно продвигающая товары в соответствующем регионе за рубежом;
  • Торговые компании, не торгующие с Россией, с реальным управлением и соответствующими специалистами в стране инкорпорации;
  • IT компания, (частично) осуществляющая разработки за рубежом
  • Компании для персональных инвестиций в определенные зарубежные ликвидные ценные бумаги. Это может быть удобнее с точки зрения совершения расчетов. Валюта активов может совпадать с валютой отчетности компании, что позволяет не уплачивать налог в связи с падением курса рубля к соответствующей валюте. Управление инвестициями профессиональными компаниями без активного участия инвестора снижает российские налоговые риски.

Налоговые последствия использования компаний в низконалоговых юрисдикциях в соответствии с НК РФ

При использовании иностранных компаний, особенно из юрисдикций с низким налогообложением, у российских налоговых резидентов могут возникать российские налоговые обязательства и риски. В частности, следует обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Правила контролируемых иностранных компаний (КИК). Российский налоговый резидент обязан уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях при доле участия свыше 10%, о наличии КИК (в случае возникновения контроля над иностранной компанией), предоставлять информацию о прибыли КИК, уплачивать налог с нераспределенной прибыли КИК. В этом отношении существует ряд исключений.
  2. Трансфертное ценообразование. Коммерческие сделки российского налогоплательщика с зарубежной компанией, в целом, должны осуществляться по рыночным ценам и с соблюдением правил трансфертного ценообразования, установленных НК РФ.
  3. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если иностранная компания получает доходы из источников в РФ, в частности, дивиденды, проценты, роялти, некоторые другие доходы, то возникает российский налог у источника выплаты. Применение льготных ставок такого налога в соответствии с СИДН может быть недоступно в связи с особенностями зарубежной структуры. Кроме того, Россия активно пересматривает свои СИДН со странами, компании в которых использовались, главным образом, для применения льгот по СИДН.
  4. Корпоративное налоговое резидентство и (налоговое) постоянное представительство (ПП). У иностранной компании могут возникать российские налоговые последствия, если:
  • компания управляется из РФ. В этом случае компания может быть признана российским налоговым резидентом и должна уплачивать налог на прибыль аналогично российским компаниям. Возникают последствия и по другим налогам.
  • компания осуществляет (часть) своей коммерческой деятельности в РФ. В таком случае у компании возникает российское ПП, и прибыль, генерируемая через такое ПП, должна облагаться налогом в России.

Такая ситуация, в частности, возникает, когда в России находятся сотрудники, фактически работающие на иностранную компанию или управляющие ею.

Выбираем оффшорную юрисдикцию. Условия и требования разных стран

У каждой из юрисдикций есть собственные «правила игры», и, нарушая их, предприниматели сталкиваются с серьезными последствиями. Поэтому при выборе оффшора нужно представлять, какие ограничения накладываются на бизнес. Состав юрисдикций неоднороден — среди международных инструментов оптимизации есть традиционные «гавани», строгие европейские государства с безупречной репутацией, зоны для ведения игорного и IT-бизнеса и так далее.

Среди ключевых отличий, которые нужно учитывать:

  • особенности налогового законодательства — какова корпоративная ставка, облагаются ли внешние инвесторы, не ведущие дела внутри страны, есть ли льготы, на основании чего они начисляются (например, нерезидентный статус компании);
  • условия раскрытия информации — международные организации (ОЭСР, FATF) и национальные органы власти заносят все юрисдикции в списки (черный, серый и белый) по уровню публичности данных о компаниях, их операциях, получателях выгод и предоставления сведений о них по запросу уполномоченных органов;
  • бюрократические сложности — насколько просто зарегистрировать или закрыть компанию, нужен ли для управления номинальный сервис, управляющий-резидент, какой пакет документации предоставляется властям и сколько времени придется ждать их решения;
  • стоимость создания, администрирования и обслуживания — требования к уставному капиталу, необходимости его уплаты (целиком или частью), размер пошлин;
  • имидж страны — престижность, международная репутация, стабильность экономико-правовой и политической систем и так далее.

Налоговые требования

  • Возможность полного освобождения от налогов. Не требуют их уплаты Сейшелы (нет даже гербового сбора) и Британские Виргинские острова (обложению подлежат только операции с недвижимостью и акциями). В Белизе под ставки подпадают только фирмы, владеющие акциями резидентов страны.
  • Территориальный принцип. Практически все оффшоры, а также престижные юрисдикции (Великобритания, Кипр, Гонконг, Люксембург) предлагают механизм, по которому под требования уплатить налоги подпадают только фирмы, ведущие деятельность внутри страны. Если вся прибыль аккумулируется за пределами государства, налоги с нее платить не нужно. Данный принцип используют в Панаме, Сингапуре, ОАЭ.
  • Необходимость уплачивать налоги — это требование присутствует практически у всех европейских юрисдикций и штатов. Если территориальные льготы применить нельзя, то компании будут вынуждены уплачивать от 12,5 до 30–40% от доходов. В качестве компенсации предлагается исключение двойного налогообложения. Международные договоренности есть у Соединенного Королевства, Новой Зеландии, Дании, на Кипре и у других стран.

Требования к раскрытию сведений и престижность юрисдикции

Все страны выставляют разные условия по уровню раскрытия данных фирм, зарегистрированных на их территории. От того, насколько государство открыто международному сотрудничеству, зависит, в том числе, его репутация. Все страны попадают в списки «благонадежности» по степени доступности информации об отчетности и операциях компаний по запросу национальных служб:

  • Белый — участники и исполнители международных соглашений в полном объеме; юрисдикции, с которыми сотрудничают крупные мировые банки, платежные системы, им доверяют партнеры. Полностью открыта информация о дирекции, активах, бенефициарах и акционерах в таких странах, как Великобритания и Ирландия, Кипр, Сейшелы, Мальта, Япония и Австралия, Дания, Швеция, Латвия. Россия, Аргентина, Норвегия.
  • Серый — государства, которые выставляют строгие требования к доступности данных, но сам механизм их разглашения исполняется не целиком. В список входят Монако, Лихтенштейн и Швейцария, Андорра, Багамы, Доминикана, Панама и так далее.
  • Черный — страны, которые не требуют публичности от регистрируемых фирм или занимаются отмыванием денег (Коста-Рика, Филиппины, Науру, Маршалловы острова).

Требования к организации бизнеса и затратам на него

Затраты по регистрации бизнеса разнятся. На Сейшелах, в Белизе, Доминике можно уложиться в тысячу американских долларов; Гибралтар, БВО, Багамы, Панама, Кипр, Гернси не преодолевают порог в 10 000 долларов, а выше него расположились европейские юрисдикции, острова Джерси и Мэн. То же касается требований к уставному капиталу. Есть юрисдикции, где для определенных форм бизнеса минимальный порог не предусмотрен (Люксембург, Белиз), а, например, на Сейшелах он доходит до 100 000 долларов.

Статья по материалам от специалистов компании Прифинанс

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь