Дом музей Булгакова как добраться?

Дом музей Булгакова как добраться?

Электронная выставка

М. А. Булгаков любил путешествовать. Ему нравился Кавказ, он ездил в Крым, бывал в родном Киеве и Ленинграде, но мечтал о путешествии по Европе, которое, по его мнению, должен совершить каждый писатель. >>>

Электронная выставка

Выставка «Новые поступления Музея М.А. Булгакова — 2020» представляет часть предметов, поступивших в музейное собрание в 2020 году. >>>

«Пушкинская карта»

Москва Михаила Булгакова

Первый в России исследовательский и образовательный мультимедийный проект, посвященный булгаковский местам. Проект включает печатную карту-путеводитель, навигационное мобильное приложение и сайт о булгаковской Москве.

ДОМ НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ

В 2015 году в Музее М.А. Булгакова прошла выставка «Дом на Большой Садовой», посвященная более чем вековой истории дома Пигита и его жильцов — знаменитых и не очень, художников и самогонщиков, пролетариев, врачей, писателей и инженеров.

Электронная выставка

Новая выставка на платформе «Музейная Москва онлайн» расскажет о первых годах Михаила Булгакова в Москве на материале дневника писателя.
>>>

Банк вакансий в культуре

Кадровый центр Департамента культуры г. Москвы представляет Банк вакансий в сфере культуры г. Москвы

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы “Музей М.А. Булгакова” (ГБУК г. Москвы “Музей М.А. Булгакова”)

Телефон: +7(495)699-53-66

e-mail: bulgakovmuseum@gmail.com

Если вы хотите получать рассылку новостей о мероприятиях музея, впишите свой e-mail в форму внизу страници или напишите на электронный адрес pr@bulgakovmuseum.ru

Запись на обзорные экскурсии по телефону: +7 (495) 699-53-66

Билеты на театрализованную экскурсию вы можете заказать на сайте ponominalu.ru
по телефону: +7 (495) 699-53-66 или через кассу музея М. А. Булгакова.

Заказ специальной групповой театрализованной экскурсии (для группы до 25 человек)
по телефону: +7 (903) 006-91-92

Оцените качество работы музея, пройдя опрос. Ознакомьтесь с результатами опроса и узнайте
подробности о независимой оценке деятельности музея

Контакты для прессы
e-mail:
pr.bulgakovmuseum@gmail.com

Директор
Петр Владимирович Мансилья-Круз
+7 495 650-69-63
e-mail: bulgakovmuseum@gmail.com
Приемные часы: первый и третий вторник месяца с 17.00 до 19.00

Заместитель директора по научно-просветительской работе
Мария Александровна Котова
e-mail: m.kotova@bulgakovmuseum.ru

Главный хранитель музейных предметов
Ирина Викторовна Чупина
e-mail: i.chupina@bulgakovmuseum.ru

Главный бухгалтер
Екатерина Юрьевна Мочалкина
e-mail: e.mochalkina@bulgakovmuseum.ru

Ученый секретарь
Марина Эрнстовна Савранская
e-mail: m.savranskaya@bulgakovmuseum.ru

Заведующий отделом научно-исследовательской деятельности
Иван Александрович Назаров
e-mail: i.nazarov@bulgakovmuseum.ru

АДРЕС:

Большая Садовая ул., дом 10, 4 этаж, помещение 50, комната 1, Москва, 123001.

ПРОЕЗД:

м. Маяковская, выход по указателю «К музею М. А. Булгакова»
далее налево – мимо Концертного зала им. П. И. Чайковского, Театра Сатиры, сада «Аквариум», Военного университета МО РФ.

Moscow.org городской портал Москвы

Адрес: ул. Большая Садовая, 10, 4 этаж, кв. 50

Телефон: +7(495)699 53 66

Время работы: вт–ср: 12:00–19:00, чт: 14:00–21:00, пт–вс: 12:00–19:00.

Как добраться до музея А.М, Булгакова: от ст. метро Маяковская (выход к концертному залу) повернуть налево, пройти до дома 10, войти в арку, дойти до дальнего подъезда набрать на домофоне номер 50, подняться на последний этаж.

Здание, в котором располагается музей Булгакова Квартира 50, или, как он известен среди почитателей творчества писателя, «Нехорошая квартира», было построено в 1902-1903 годах в модном тогда стиле модерн. Владельцем дома был состоятельный московский купец, владелец существующей и в наше время табачной фабрики «Дукат», Илья Давыдович Пигит. Изначально здание планировалось как производственный корпус, но власти запретили строить фабричные цеха в границах Садового кольца, и дом пришлось перестраивать под доходный. Пигит был известен в Москве как меценат, и в его доме в основном селились творческие люди и интеллигенция: художники, артисты, врачи.

В 1910 году здесь жил вместе с семьей известный художник П.П. Кончаловский, с которым приятельствовал В.И. Суриков, и часто бывал у него в гостях. Проживал Кончаловский в квартире № 29, а его мастерская находилась в квартире № 40, и именно в ней познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. В этой мастерской бывал цвет богемы того времени: Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Белый, Алиса Коонен, Фёдор Сологуб, Анатолий Луначарский. Все эти частые собрания вызывали массу домыслов и сплетен среди других обитателей дома. Именно эти досужие разговоры Булгаков использовал в «Зойкиной квартире». В доме Пигита находились и мастерские таких художников как Г. Якулов и фон Боль.

После Октябрьской революции 1917 года бывший доходный дом Пигита стал одним из первых рабочих домов-коммун, в которых решение всех вопросов по управлению и обслуживанию было передано общественности. Очень зримо этот процесс отражен в рассказе М.Булгакова «№ 13-Дом Эльпит-Рабкоммуна», а также в романе «Собачье сердце». В ходе преобразования жилого фонда в доме образовались огромные коммуналки на 9-10 комнат. В одной из таких комнат среди длинного коридора с 1921 по 1924 год здесь жил и Булгаков.

Вплоть до середины 60-х годов 20-го столетия творчество Булгакова было известно немногим театралам, которые видели спектакли по его пьесам: «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», которые, несмотря на большой успех у зрителей официальная критика встретила в штыки, и у литературоведов.

Лишь после того, как в 1966 году, спустя 25 лет после смерти автора, в нескольких номерах журнала «Москва» был опубликован роман «Мастер и Маргарита», о Михаиле Афанасьевиче Булгакове заговорили широкие читательские массы. У романа сразу же появилось много поклонников. Необычный мистический сюжет, вплетенный в реальное время и обстановку вызвал интерес не только к автору произведения, но и к истинным деталям, описанным в романе.

Спустя несколько лет исследователи-энтузиасты нашли дом по улице Большой Садовой, в котором находилась квартира № 50, в которой, собственно, частично разворачивались странные события романа. В 80-е годы, когда квартира еще не была музеем, поклонники творчества М.А. Булгакова превратили стену вдоль лестницы в подъезде в настоящую галерею признательности. Здесь были слова благодарности и благословения, цитаты из романа и даже иллюстрации. После того, как об этой мемориальной стене узнали журналисты, вышла небольшая заметка в газете Известия, на которую власти отреагировали очень быстро. Буквально на следующий день стены в подъезде покрасили масляной краской, уничтожив все надписи и рисунки. Позднее были попытки возродить старую традицию, но на темной масляной краске все выглядело иначе.

В 1990 году был организован Фонд им. М.А. Булгакова, взявший на себя заботу о сохранении мемориальной квартиры писателя, а в 2007 году решением Правительства Москвы в «Нехорошей квартире» № 50 был открыт первый в России музей Булгакова.

В музее можно увидеть обстановку, в которой жил и работал в Москве М.А. Булгаков, или представить как вели себя в этих стенах герои его романа. Основу коллекции составили экспонаты, подаренные племянницами Булгакова Е. А. Земской и В.М.Светлаевой, а также президентом фонда им. Булгакова, В.Ф. Дименко.

Музей Булгакова в Москве

Государственный музей им. М. А. Булгакова в Москве

Музей Булгакова в Москве – первый в России культурно-просветительский музейный комплекс, посвященный биографии и творчеству знаменитого писателя. Он был открыт в 2007 году в доме на Большой Садовой, где в начале 20-х годов ХХ века проживал Булгаков, в «нехорошей», согласно сюжету романа «Мастер и Маргарита», квартире. Помимо постоянных выставок на небольшой площади организуются временные, посвященные отдельным аспектам жизни писателя, его произведениям, а также проводятся концерты камерной музыки. Сотрудники музея устраивают экскурсии по булгаковской Москве, издают сборники литературоведческих и исторических трудов по материалам научных конференций, показывают театрализованные представления в комнатах «нехорошей квартиры».

Сэкономь на путешествии!

Видео: Музей Булгакова в Москве

Архитектурные особенности дома на Большой Садовой

Дом, в котором располагается музей Булгакова в Москве, был возведен в 1904 году. Автором проекта стал архитектор Эдмунд Юдицкий, построивший в столице около десятка доходных домов и несколько городских усадеб в стиле модерн. Над фасадом и декором трудился его коллега Антонин Милков, также приверженец модерна. Главный фасад здания представлял собой пятиэтажный прямоугольник, позади которого стоял П-образный четырехэтажный дом. Попасть в него можно было через двор-колодец с чахлой растительностью. От модернового интерьера и отделки фасада после многочисленных ремонтов почти ничего не осталось, отдельные детали вроде круглых окон в коридоре можно увидеть в булгаковской квартире.

Читайте также  Сергиево Печерская Лавра где находится?

История булгаковского дома

Интерактивный макет в одной из комнат музея Булгакова в Москве рассказывает об истории дома, который был построен по заказу Ильи Пигита, купца-караима, сделавшего блестящую карьеру от простого рабочего на табачной фабрике до ее директора. С 1891 года, набравшись опыта, он открыл собственное предприятие, специализировавшееся на «народных», недорогих сортах папирос. К концу жизни владельца фабрики на ней трудилось уже около 800 человек. Пигит занимал роскошную десятикомнатную квартиру № 5 и желал, чтобы его соседями были почтенные члены общества – оперная певица, врач, крупный железнодорожный чиновник. Мастерские в четырехэтажке арендовали и художники, в том числе Николай Рябушинский и семейство Кончаловских.

Бездетный владелец дома скончался в 1915 году, наследство досталось племянникам, левым эсерам, поддержавшим революцию. Это не помогло им избежать дальнейших репрессий и не спасло дом от уплотнения. На смену степенным буржуа пришли шумные работники типографии и табачной фабрики, продавцы, уборщики. На коммунальных кухнях жизнь била ключом – все это застал переехавший на Большую Садовую улицу в 1921 году вместе с первой женой Михаил Булгаков. Сначала он занимал квартиру № 50, потом перебрался в 34-ую, с более интеллигентными соседями. В 1924 году писатель и вовсе покинул дом, унося с собой наброски и воспоминания о жизни в коммуналке, которые позднее появятся на страницах его пьес, рассказов и романа «Мастер и Маргарита».

Дом после отъезда Булгакова

В предвоенные годы социальный состав жильцов будущего музея Булгакова в Москве перемешался, в доме появилось немало представителей интеллигенции. Продолжали трудиться и художники. Здесь создал свои лучшие произведения Петр Кончаловский, после смерти живописца в 1956 году мастерскую занял его сын Михаил. Он работал в ней до глубокой старости, пока в 1996 году не передал помещение чете художников – Михаилу Тихонову и Елене Утенковой, содержащей ее и по сей день. Художником-любителем был и сосед Кончаловских фон Бооль, чиновник Императорских театров, известный главным образом скандалами с участием Шаляпина. Потом его мастерская досталась скульптору Митрофану Рукавишникову, основателю знаменитой династии. Студия передавалась по наследству сыновьям, пока не оказалась у правнука Филиппа, тоже известного скульптора.

В 60-е годы коммуналки начали, наконец, расселять, в 80-е опустевшую фасадную часть заняли свободные художники, музыканты, не обращавшие внимания на обветшалые стены и отсутствие комфорта. Это был настоящий андеграунд конца советской эпохи, вопреки сплетням, не злоупотреблявший спиртным, но старавшийся сохранить легендарное здание. В 1996 году и они съехали, а все исторические интерьеры были разрушены новыми хозяевами, превратившими эту часть здания в коммерческую. В наше время и в П-образной части дома Пигита жилых квартир почти не осталось.

Организация фонда Булгакова и музея

В 1990 году был основан фонд Булгакова под руководством Мариэтты Чудаковой, крупного российского литературоведа. Борьба за сохранение булгаковской квартиры завершилась ее передачей фонду на условиях сохранения доступа в нее посетителей. В квартире проходили концерты, конференции, временные выставки, к 2007 году собралась солидная, достаточная для открытия музея Булгакова, коллекция вещей, связанных с именем писателя.

Экспозиция музея

Музей Булгакова в Москве состоит из нескольких комнат, первоначально принадлежавших общежитию Высших женских курсов, а потом превращенных в коммунальную квартиру. Собственно булгаковских вещей на Большой Садовой с 1924 года, естественно, не сохранилось, подлинные экспонаты были переданы сюда наследниками и друзьями вдовы писателя. В гардеробе хранится платяной шкаф конца XIX века, принесенный из квартиры № 19, мещанский сундук, брошенный в сретенской коммуналке, дорожный саквояж и принадлежавшая Михаилу Афанасьевичу вешалка, от греха подальше размещенная под самым потолком.

В Синем кабинете воссоздан интерьер последнего места жительства Булгакова в Нащокинском переулке. В гардеробе Елена Булгакова, ставшая прообразом Маргариты, хранила свои платья. За секретером работал сам мастер, кроме того, семейная легенда гласит, что этот предмет мебели, изготовленный во второй четверти XIX века, когда-то принадлежал Гоголю. На пианино играла вторая жена писателя, шкаф-бюро «Монашка», служивший и секретером, и комодом, и платяным шкафом, также стоял в гостиной в Нащокинском переулке. В комнате Булгакова достоверно воспроизведен творческий беспорядок, царивший в кабинете писателя, но действительно принадлежала ему только полка с русалками и несколько книг, да принципиально сохраненные рамы и задвижки выходящего во двор окна помнят 20-е годы. Владельцем стола был дядя писателя, прототип профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

Кухня с обшарпанной мебелью и убогой посудой точно соответствует атмосфере коммунального ада. Помещение украшает фотография Анны Горячевой, выведенной Булгаковым в образе Аннушки-Чумы. Ее презентовал музею правнук соседки Булгакова, блестящий адвокат из Швейцарии. Здесь же можно увидеть старинный примус, подобный тому, что починял Бегемот. Гостиная музея Булгакова напоминает о первоначальном назначении квартиры, в которой проживали студентки. Здесь девушки собирались, чтобы отдохнуть, послушать музыку, почитать книги. В комнате, где проходят концерты, собрана дореволюционная мебель, размещено фортепьяно конца XIX века.

Стилистически отличается от других комнат квартиры Белый зал с лаконичной белой плиткой на стенах. Здесь экспонируются предметы из серии «Слова и вещи», рассказывающие о первых изданиях произведений Булгакова, забытых пьесах и рассказах, неожиданных биографических параллелях. В простом коридоре размещены цитаты из трудов современников и исследователей Булгакова, круглый столик и стойка для зонтов из квартиры в Нащокинском переулке. Еще один зал не связан с историей дома Пигита, но имеет непосредственное отношение к судьбе писателя. В нем воспроизведена обстановка редакции газеты «Гудок», в которой, кроме Булгакова, работали Маяковский, Паустовский, Ильф и Петров, Олеша, Катаев.

Экскурсии по музею и окрестностям

Постоянную экспозицию музея дополняют временные выставки, так или иначе связанные с именем Булгакова. Это иллюстрации к произведениям мастера, его воспоминания о проживании в других уголках Москвы, истории о кинематографической судьбе героев его книг, о коллегах, чей творческий почерк близок Булгакову. «Мастером и Маргаритой» дело не ограничивается: много выставок посвящено рассказам, пьесам, «Белой гвардии».

Акции в музее

Музей Булгакова в Москве организует совместные мероприятия с другими культурными учреждениями. Так, например, «Бестиарий Булгакова» во время «Ночи искусств» – плод усилий музея и Московского зоопарка. Часть экспозиции, посвященная образам антропоморфных животных в творчестве Булгакова вроде кота Бегемота или Шарикова, перенесена в дом Клюева на территории зоопарка. Затем посетителей ждет прогулка пешком до Большой Садовой и экскурсия по музею. Гостей предупреждают, что из-за недостатка места на такие мероприятия требуется предварительная регистрация. Театрализованные ночные экскурсии заслуживают особого упоминания. Сценарий «Сюрпризов пятого измерения» каждый раз пишется заново и становится сюрпризом даже для экскурсовода, экскурсия «50 – квартира со странной репутацией» более предсказуема – в разных уголках квартиры для гостей оживают персонажи «Мастера и Маргариты».

Булгаковские экскурсии по Москве

Музей Булгакова в Москве предлагает 4 маршрута по окрестностям Большой Садовой улицы протяженностью от 1 до 4,5 часов. Самая сложная проводит гостей по следам героев «Мастера и Маргариты». Преодолев чуть более 5 км, туристы посещают 19 адресов. Сюда входят и Патриаршие пруды со скамейкой, на которой беседовали Воланд и Берлиоз с Бездомным, и место, где злосчастная Аннушка разлила масло, и Александровский сад, где грустила Маргарита, и бывший Торгсин, где проказничал Бегемот. Посетители посмотрят на домик, послуживший образцом для жилья Мастера, пройдут по переулку, в котором познакомились главные герои.

Часовая прогулка «Первый адрес» затрагивает 12 объектов, объединенных темой Патриарших прудов. Здесь и места, связанные с биографией Булгакова, и точки, зафиксированные в знаменитом романе. Путешествие «В поисках особняка Маргариты» займет около часа с четвертью. Найдут ли туристы подлинный дом героини – неизвестно. Обычно Булгаков точно относился к архитектурно-топографическим деталям, но описанный в романе готический особняк до сих пор не обнаружен. Скорее всего, автор совместил в нем черты нескольких стоявших по соседству знаний, чтобы подчеркнуть демонический дух хозяйки бала Сатаны. Еще одна экскурсия, знакомство с булгаковской Пречистенкой, растянется на час. В этом районе после переезда с Большой Садовой жил Булгаков и его друзья – представители старомосковской интеллигенции, здесь же разворачивалась история, описанная в «Собачьем сердце».

Читайте также  Пещеры Горячий Ключ как добраться?

Сувениры

В музее Булгакова можно приобрести сувениры – карту с отмеченными памятными местами булгаковской Москвы, магнитики с цитатами из «Мастера и Маргариты», значки, открытки, эко-сумки с изображениями расписанной граффити лестницы, ведущей к квартире писателя.

Часы работы и билеты

Музей Булгакова не работает по понедельникам, в четверг гостей ждут с 14 до 21 часа, в остальные дни – с 12 до 19 часов. Раз в месяц, в третье воскресенье, всех желающих посетить музей пускают свободно. В те месяцы, когда проходят общероссийские акции, например «Ночь музеев», бесплатные визиты по средам отменяются. Стоимость взрослого билета – 150 рублей, школьники и пенсионеры платят 50 рублей, студенты-очники проходят бесплатно. Вечером в среду проводят полуторачасовые экскурсии по 300 рублей с человека. Обзорные экскурсии на 10 человек в обычное время стоят 1500-2500 рублей, в зависимости от возраста посетителей. Ночные театрализованные экскурсии обходятся в 1500 рублей с человека, концерты с предварительной экскурсией по музею Булгакова – в 1000 рублей.

Как добраться

Музей Булгакова в Москве расположен недалеко от театра Сатиры, к нему обычно добираются от станции метро «Маяковская». Вход в квартиру со двора, чтобы попасть в шестой подъезд, нужно пройти под арку. Точный адрес музея: Москва, Большая Садовая улица, 10. Телефон: +7 (495) 970-06-19.

Нехорошая квартира

Все места, связанные с мистикой труднодоступны, а все туристические места скучные. Как думаете, это так и есть? Возможно, в большинстве случаев — да, но сегодня речь про исключение.

Я знаю одно место практически в центре Москвы, где это правило абсолютно точно не работает.

Это музей Булгакова и нехорошая квартира. Здесь интересно, познавательно и атмосфера самая таинственная и мистическая.

Кстати, я не просто так разделил эти два названия. Нехорошая квартира и музей Булгакова – это два совершенно разных заведения, хоть и находятся они практически по одному адресу.

Но давайте обо всем по порядку.

  1. Как найти нехорошую квартиру и музей Булгакова
  2. Культурный центр посвященный Булгакову
  3. Дом-музей Булгакова…
  4. …и нехорошая квартира

Как найти нехорошую квартиру и музей Булгакова

Адрес дома почти такой же, как у «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич жил по адресу: улица Большая Садовая дом 10, квартира 50.

Согласно сюжету романа, Воланд со свитой остановился в квартире, расположенной по адресу: Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, квартира № 50.

Заметили? Сходится все, кроме номера дома.

Чтобы попасть в самую мистическую квартиру Москвы нужно доехать на метро до станции Маяковская. Дальше все очень просто.

Найти нехорошую квартиру, по крайней мере для меня, было гораздо проще, чем ротонду на Гороховой улице в Санкт-Петербурге.

Выходим из метро на Триумфальную площадь. Направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по внутренней стороне Садового Кольца. Идти совсем не далеко.

Проходите мимо Московского академического Театра Сатиры и сада «Аквариум». Кстати, сад очень уютный и спокойный. Если будете там летом, можно просто зайти и отдохнуть, посидеть на лавочке.

В следующем доме находится какая-то военная часть, а сразу за ней вход в арку. В часть вас не пустят в любом случае, а в арке ворота могут быть закрыты, но всегда открыта калитка. Нам как раз сюда.

При входе во двор на старинной большой табличке указан тот самый адрес: Большая Садовая 302-бис. Кто помнит «Мастера и Маргариту», сразу поймет, что это тут.

Открываете ворота и заходите во внутренний двор. Скорее всего там будет стоять автобус с наклейками «Булгаковская Москва».

Сразу по левую руку стоит скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». С ней фотографируется практически каждый.

Стоит она здесь с 2011 года. Ее установили в честь 120 лет со дня рождения писателя.

Вообще двор достаточно интересный. Там даже капсула времени зарыта, о чем свидетельствует табличка на брусчатке.

Культурный центр посвященный Булгакову

Да, именно так на сайте официального дома-музея называют то, что вы увидите в первую очередь. В самом первом подъезде на первом этаже находится коммерческий музей, посвященный творчеству писателя.

Многие ошибаются, думая, что это и есть та самая нехорошая квартира. Но нет, это именно коммерческий музей. Он тоже интересный и его однозначно стоит посетить.

Обставлено здесь все как надо. Мистическую атмосферу создает полумрак, тяжелые шторы, темная драпировка на мебели, и конечно, многочисленные экспонаты. Все что не за стеклом можно трогать.

Есть даже кафе, в котором можно купить кофе, чай, пирожные и сувенирную продукцию. Здесь проводятся экскурсии и про жизнь писателя можно узнать очень многое.

Есть темная комната с проектором, в которой показывают сюжетные композиции из «Мастера и Маргариты».

В одном из залов есть небольшая сцена для мини-спектаклей. Когда я был там, встретил большого черного кота. Говорят, он там живет.

А может это сам Бегемот приходит посмотреть, как сохраняется наследие прошедшей эпохи.

Дом-музей Булгакова…

После осмотра этого замечательного места выходите на улицу, но не выходите из двора. Наоборот, идите налево, к следующим подъездам.

В подъезде №6 как раз и расположена квартира писателя. Дверь в подъезд закрыта, надо звонить по домофону в квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.

Музей Булгакова в котором вы скорее всего побывали как только вошли во двор, как ни странно не имеет никакого отношения к нехорошей квартире.

На самом деле Михаил Афанасьевич жил именно тут, в шестом подъезде – квартире под номером пятьдесят. Именно это место послужило прототипом «нехорошей квартиры», в которой останавливался Воланд со свитой и которая так подробно описана в романе «Мастер и Маргарита».

Именно там, в бывшей квартире писателя находится официальный, государственный дом-музей Булгакова.

Сразу хочу сказать, что подниматься на пятый этаж и разглядывать стены подъезда, пожалуй, даже интереснее, чем осматривать саму квартиру. Настенное творчество поклонников романа поистине вызывает восхищение!

На третьем или четвертом этаже на момент моего посещения работал эзотерический магазин. Вот тут меня прям взяла зависть!

Хотел бы я, иметь возможность расположить и наш магазинчик в таком замечательном месте. А пока можно посмотреть его только в интернете, вот на него ссылка.

…и нехорошая квартира

Сама квартира — вполне обычная бывшая коммуналка. Таких много сохранилось в старой Москве.

На входе покупаем недорогой билет и начинаем осмотр.

Сразу попадаем в длинный коридор, по обе стороны которого расположены небольшие комнаты. Каждая из них имеет свое название:

  • «Первый московский кабинет»
  • «Синий кабинет»
  • «Редакция»
  • «Кухня»

Интерьер отображает быт и моду эпохи Булгакова. Сотрудникам удалось собрать предметы быта и вещи, принадлежавшие писателю.

Сохранился даже рабочий стол с настольной лампой. Можно увидеть портреты его самого и его женщин.

Вы знали, что Михаил Афанасьевич очень любил женщин и был не один раз женат?

Прежде всего тут важно само осознание факта, что именно здесь жил и творил Мастер.

Музей как я уже писал, государственный. Возможно, именно благодаря этому сохранились в целости паркет, двери, окна и всякие бытовые мелочи.

Можно посмотреть на личные вещи Булгакова и экспонаты той, кажущейся уже такой далекой, эпохи.

По меркам типового современного жилья, квартира кажется очень просторной, но на самом деле территория не большая. При этом тут проводятся экскурсии, чтения и даже концерты.

Кстати, любой может загадать здесь желание. Для этого есть специальное место. Там лежит ручка, бумажки и стоит большая, закрытая урна.

Пишите желание на бумажке и бросайте его в урну. Еще несколько лет назад, в последние выходные лета все бумажки доставали и на воздушных шариках отпускали в небо.

Что делают с бумажками сейчас, я не знаю. Возможно все тоже самое.

Говорят, все желания обязательно сбываются!

Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.

Нехорошая квартира Булгакова — экскурсия, исторические факты и фото

Нехорошая квартира Булгакова, расположенная по адресу: город Москва, улица Большая Садовая, 10, является уникальным музеем. Его связывают с романом «Мастер и Маргарита», наиболее выдающимся произведением легендарного прозаика Михаила Афанасьевича. Эта квартира уже много лет пользуется огромной популярностью у москвичей и гостей столицы.

Читайте также  Экопарк Затюменский где находится?

Мистика романа

С момента написания «Мастера и Маргариты» произошло огромное количество мистических событий, которые случались в основном при попытке экранизации или постановки романа. С этим романом связывают смерть великого российского актера Александра Абдулова, который исполнял главную роль в одноименном сериале. Неприятности случались и с другими людьми. Александр Адабашьян, которому досталась роль Берлиоза, через некоторое время после окончания съемок попал в больницу с сердечным приступом. Олег Басилашвили потерял голос после чтения монолога Воланда, а Олег Янковский и вовсе отказался от этой роли.

Виктор Авилов тоже играл Воланда, но не в кино, а в театре. Коллеги рассказывают, как перед началом спектакля в 1995 году у него случилась клиническая смерть, после чего он продолжал играть, и вскоре была выявлена неоперабельная опухоль.

Сам Михаил Афанасьевич долгое время не мог дописать роман. Он то бросал его, то брался за него повторно. Первая рукопись даже была им уничтожена собственноручно. Но не все историки видят в этом какую-то мистику. Дело в том, что накануне был наложен запрет на пьесу Булгакова «Кабала святош».

Также существовала анонимная записка, предупреждающая правительство о резких выпадах в новом сочинении автора, которое он прочитал на съезде писателей, где ему сообщили, что в таком виде цензура произведение не пропустит. Сохранилось письмо правительству, датированное 28 марта 1930 года, в котором Михаил Афанасьевич писал, что своими руками уничтожил роман про дьявола.

История квартиры

Считается, что квартира № 50 на ул. Б. Садовая и стала прообразом той самой «нехорошей квартиры» в «Мастере», в которой поселились Лиходеев и Берлиоз, и которую в конце романа спалил кот Бегемот.

Сам Булгаков проживал в этой квартире в 1921—1922 годах. Своей сестре он писал, что недоволен ею, что не чувствует себя оседлым и ему не нравятся соседи. И это несмотря на то что устроится туда было не так-то просто. В этом Булгакову помогла Надежда Крупская, которая работала вместе с ним в одном из журналов.

Описание музея

Квартирный подъезд усеян надписями, содержащими выдержки из книги, пожеланиями, обращениями к персонажам романа и даже юмористическими картинками. На самом деле квартира расположена на четвертом этаже, а в романе она находится на пятом. Возможно, Булгаков отсчет этажей начинал с цокольного, но данный вопрос остается неразгаданным. Это вызывает много споров в том числе и о том, что эта квартира не является прообразом «нехорошей».

Время работы и стоимость посещения музея Булгакова «нехорошая квартира»:

  • Часы работы: вт-ср 12:00—19:00 , чт 14:00—21:00 , пт-вс 12:00—19:00 .
  • Стоимость билета: 300 р.
  • Директор музея: Пётр Мансило-Круз.

В музее расположен ресторан, в котором можно отведать пирожные и купить сувениры. Чтобы добраться до «плохой квартиры», необходимо доехать до станции метро Маяковская, выйти к Концертному залу имени Чайковского, пройти по улице Большая Садовая до дома номер 10 и войти в дальний подъезд.

В музее расположено 4 основных комнаты-экспозиции:

  • Синий кабинет;
  • Гостиная;
  • Комната Булгакова;
  • Кухня.

После открытия входной двери первое, что видит посетитель, — это прихожая. Она имеет небольшие размеры, в ней находится портрет мастера, стойка для зонтов и небольшой круглый столик. Этот стол стоял в точно такой же прихожей в последней квартире писателя в доме на Нащокинском переулке. На нем Булгаковы оставляли записки друг другу и слугам, стояла ваза с цветами.

Синий кабинет

Сотрудники музея попытались воссоздать реальный образ кабинета писателя на основе фотографии и воспоминаний друзей. Волей случая сюда попало большинство мебели из кабинета на Нащокинском переулке. Таким образом они пытались передать атмосферу, в которой Михаил Афанасьевич творил. Слева расположен секретер, который, по преданию, принадлежал самому Гоголю. С левой стороны размещаются:

  • стол;
  • шкаф-бюро «монашка»;
  • псише;
  • радиоприемник 6Н-1.

Шкаф-бюро «монашка» в музей поступил в 2010 году от Тарасевичей. Этот предмет интерьера находился в квартире Булгакова. В свое время подобная модель была очень популярна, такой шкаф совмещал себе функции комода, секретера и платяного шкафа.

В синей комнате также стоит фортепиано, которое принадлежало Черкашиным. Его хранили на память о второй супруге Булгакова — Любови Евгеньевне Белозерской, которая обладала прекрасным музыкальным слухом. Рядом с фортепиано стоит гардероб Елены Сергеевны — последней жены писателя. Ей также принадлежало псише.

Далее, расположена комната «Редакция». В ноябре 2010 года это была временная экспозиция, которая потом стала постоянной. Это легендарная редакция газеты «Гудок», в которой расположены документы, оригинальная мебель. В ней в 1920-е годы работали Булгаков, Олеша, Ильф и Петров, Маяковский и другие. Она была прямо здесь, в «нехорошей квартире». Комната истории дома несколько выделяется из общего плана своими небольшими размерами и более современной обстановкой.

Комната Булгакова

Основным экспонатом комнаты является письменный стол. Он никогда не стоял в доме писателя, но принадлежал его дяде, Покровскому. Михаил Афанасьевич часто у него бывал в гостях и, несомненно, видел этот предмет интерьера. Как известно, Покровского писатель сделал прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце», там же упоминался и его стол.

Также в кабинете расположена книжная полка. Она единственная находилась в доме писателя в период проживания на улице Большой Садовой. В музей полка поступила от семьи Крешковых в 2008 году, которым она досталась от первой жены Булгакова — Татьяны Николаевны после развода. В библиотеке писателя имелось множество книг русских и зарубежных авторов. Он покупал их всякий раз, когда имелась такая возможность, и был большим ценителям.

После выхода из комнаты Булгакова посетители двигаются по коридору. Ранее в нём находились стилизованные зеркала с силуэтами персонажей романа. Это выглядело достаточно интересно, они превращали квартиру в близкую по духу той самой.

Гостиная и белый зал

По всей видимости, до объединения 50 и 41 квартир, когда они были стандартными коммунальными, эта комната служила общим залом. В ней расположены фортепиано, роскошный буфет начала 19 века, а посередине висит люстра, описанная в романе, на которой катался Кот бегемот, отстреливаясь от группы серьезных мужчин. Если включить воображение, то можно даже представить себе эту картину.

Далее, по коридору расположен белый зал, в котором проходят экскурсионные лекции. Там стоит множество стульев, экспонатов нет. В коридоре имеется огромный сундук, универсальный предмет интерьера той эпохи, совмещающий в себе множество функций: стула, шкафа, комода и так далее.

Коммунальная кухня

Кухня является последней комнатой экспозиции и квинтэссенцией всей квартиры. Здесь устраивались скандалы, сушилось белье, сгорал в печке пигитовский паркет, располагались владения Аннушки-Чумы (женщина, которая стала ее прототипом, также жила в этом доме).

Кухня — самое пекло «нехорошей квартиры». Это место стало источником вдохновения для сотворения персонажей «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Самогонного озера» и других.

Работники музея оставили старые двери, паркет, окна и даже смогли получить мебель, которая принадлежала автору романа. Сердце замирает в подобной обстановке, а у особо чувствительных людей даже возникает ощущение чего-то действительно мистического, поэтому особой популярностью здесь пользуются ночные экскурсии. Они добавляют музею какой-то романтики и мистики. Попасть сюда в позднее время стало возможным лишь с 2012 года. Сейчас в пятницу и субботу музей работает до часа ночи.

Согласно афише, наиболее интересные события проходят в мистические праздники, например, Хэллоуин. В этом же доме на Б. Садовой располагается музей-театр «Булгаковский дом», в котором можно увидеть настоящего кота по имени Бегемот и трамвай 302-бис.

Отзывы посетителей

Сложно обнаружить какую-либо мистику, но этот музей посетить стоит, особенно почитателям романа. Очень понравилась кухня, передающая атмосферу как событий романа, так и исторических.

В каждом экспонате чувствуется скрытый замысел, многое продумано и реализовано замечательно. На посещение музея стоит отвести достаточно времени, чтобы иметь возможность хорошо все рассмотреть.

Экспозиции музея Булгакова в Москве составлены очень интересно, много оригинальных вещей, чувствуется атмосфера романа. Недостаток — большие очереди на входе, мало места.