Европейская комиссия где находится?

Европейская комиссия: понятие, значение и история возникновения

Чтобы быть в курсе происходящих в мире событий и понимать политические процессы, следует разбираться в структуре существующих органов власти ближайшего и дальнего зарубежья. Одним из наиболее масштабных объединений является Европейский Союз, в особенностях устройства которого можно разобраться в первую очередь.

Что такое Европейская комиссия?

Любое государство или объединение государств нуждается в управлении. Контроль деятельности в пределах Европейского Союза осуществляет комиссия, являющаяся не только высшим органом исполнительной власти, но и владеющая правом законодательной инициативы. Целями существования данного органа власти является контроль за соблюдением договоров и правовых актов, выполнение решений Европарламента и разработка новых законопроектов.

Принципы работы

Комиссия Европейского Союза состоит из двадцати восьми членов, которых также называют комиссарами. Каждый из них представляет отдельную страну-участницу объединения, в которой был избран в национальном правительстве.

Деятельность Европейской комиссии

Работа данного органа власти является неотъемлемой частью работы ЕС. Законы, которые разрабатывает Европейская комиссия, рассматриваются в Совете, который осуществляет дальнейший контроль процесса. Кроме того, орган осуществляет контроль за выполнением разнообразных правовых актов и при выявлении нарушений может применять разнообразные санкции. Иногда итогом становится обращение в Европейский суд. Самостоятельные решения Европейская комиссия может принимать в сферах сельского хозяйства, транспорта, работы внутреннего рынка, конкуренции и защиты окружающей среды. Также она занимается управлением фондами, контролем бюджета и созданием сети представительств за границами ЕС для выполнения дипломатических функций. Для работы комиссия еженедельно проводит собрания в брюссельской штаб-квартире. Языками ее работы официально являются английский, французский и немецкий.

Возникновение организации

Европейская комиссия, ООН или НАТО появляются в международных новостях ежедневно. Тем не менее, совсем недавно многих из этих организаций не существовало. Так, первым вариантом высшего руководящего органа в Европе стала комиссия, созданная в 1951 году. Ее члены представляли страны Европейского объединения угля и стали, а председателем учреждения был Жан Моне. Официально комиссия приступила к работе десятого августа 1952 года. Тогда штаб-квартира располагалась в Люксембурге. В 1958-м, в результате Римских соглашений, возникли новые сообщества. Европейская экономическая комиссия нового варианта контролировала цены на зерно и участвовала в переговорах по тарифам и торговле. С каждым новым этапом в истории развития ЕС менялись и принципы работы его высших органов, а политика и структура организаций нередко определялась главой правления.

Вклад Жозе Баррозу

Европейская комиссия входит в структуру правления ЕС с самого начала его существования, но современный формат ее работы появился всего несколько лет назад. В 2004 году председателем стал Жозе Мануэл Баррозу, работа которого стала решающей для развития органа. Он столкнулся с определенными проблемами при формировании состава новых членов из-за протестов оппозиции. В результате Европейская комиссия была ограничена по количеству комиссаров – ранее крупные государства могли направлять сразу несколько представителей, а изменения повлекли установление равноправия между всеми странами союза. По Лиссабонскому договору, разработанному под контролем Баррозу, количество членов зафиксировали на постоянной цифре в двадцать шесть представителей: по одному от каждого государства плюс один представитель в союз по иностранным делам и политике безопасности от державы, не получившей места. Впоследствии размеры ЕС изменились, что повлекло поправки до современного числа в двадцать восемь человек.

Где проходят заседания?

Европейская комиссия работает в здании, расположенном в самом центре Брюсселя. Оно было спроектировано специально для организации и построено на земле, ранее принадлежавшей монахиням, жившим в монастыре Берлемон. Автором проекта стал Де Весте, которому помогали такие архитекторы, как Жан Жильсон и Андре Полак. В плане постройки использован неправильный крест, делающий здание одним из самых оригинальных для своего времени. Для создания «Берлемона» использовались материалы с содержанием асбеста. Позднее учеными были выявлены канцерогенные свойства таких составов, и Европейская комиссия на время покинула штаб-квартиру. С 1991 по 2004 год происходила реконструкция и удаление асбестосодержащих веществ, после чего здание стало шире и глубже. В октябре 2004 г. сотрудники снова приступили к работе в «Берлемоне». Другим заметным событием стал пожар 2009 года, произошедший из-за возникновения проблем в системе электропроводки, но не потребовавший долгой эвакуации или прекращения работы в здании.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ — один из наднациональных политических институтов Европейского союза; орган общего управления.

Соз­да­на в 1965 году в рам­ках ев­ропейских эко­но­мических ин­те­гра­ци­он­ных ор­га­ни­за­ций (с 1967 года Ев­ро­пей­ские со­об­ще­ст­ва). Ста­тус европейской комиссии, по­ря­док фор­ми­ро­ва­ния, пол­но­мо­чия и про­це­ду­ра при­ня­тия ре­ше­ний оп­ре­де­ля­ют­ся уч­ре­дительными ак­та­ми и внутренним рег­ла­мен­том, к ко­то­ро­му при­ло­жен ко­декс над­ле­жа­ще­го по­ве­де­ния чле­нов ад­ми­ни­ст­ра­ции.

Ко­мис­сия со­сто­ит из ев­ропейских ко­мис­са­ров, пред­се­да­те­ля, двух ви­це-пред­се­да­те­лей и чле­нов. Ка­ж­дое го­су­дар­ст­во — член ЕС об­ла­да­ет од­ним ме­стом в со­ста­ве европейской комиссии. Кан­ди­дат на долж­ность пред­се­да­те­ля пред­ла­га­ет­ся Со­ве­том ЕС, под­ле­жит одоб­ре­нию Ев­ропейским пар­ла­мен­том; кан­ди­да­ту­ры других чле­нов европейской комиссии пред­став­ля­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми ко­мис­сия­ми пар­ла­мен­та, окон­чат. ре­ше­ние о на­зна­че­нии при­ни­ма­ет Со­вет ЕС. Срок пол­но­мо­чий европейской комиссии 5 лет.

За­се­да­ния европейской комиссии про­во­дят­ся еже­не­дель­но. Ре­ше­ния при­ни­ма­ют­ся боль­шин­ст­вом го­ло­сов. Ко­мис­сия мо­жет так­же де­ле­ги­ро­вать пра­во при­ня­тия ре­ше­ний сво­им чле­нам в пре­де­лах их ком­пе­тен­ции. Каж­дый ко­мис­сар — член ко­мис­сии ве­да­ет оп­ре­де­лён­ным кру­гом во­про­сов, от­не­сён­ных к его ком­пе­тен­ции.

Ко­мис­сия обес­пе­чи­ва­ет со­блю­де­ние и ис­пол­не­ние уч­ре­дит. до­го­во­ров и ак­тов вто­рич­но­го пра­ва, при­ня­тых на их ос­но­ве. В слу­чае не­ис­пол­не­ния обя­за­тельств го­су­дар­ст­ва­ми — чле­на­ми ЕС ко­мис­сия мо­жет на­пра­вить им мо­ти­ви­ро­ван­ное за­клю­че­ние и по­тре­бо­вать ис­пол­не­ния при­ня­тых обя­за­тельств, а так­же об­ра­тить­ся с ис­ком о не­ис­пол­не­нии обя­за­тельств в Суд ЕС. Ко­мис­сия — уча­ст­ник нор­мо­твор­че­ско­го про­цес­са. Про­ек­ты ак­тов и ре­ше­ний, под­го­тав­ли­вае­мые европейской комиссией, пуб­ли­ку­ют­ся в фор­ме зе­лё­ной (кон­цеп­ции) или бе­лой (про­ек­ты) кни­ги и вы­но­сят­ся на ши­ро­кое об­су­ж­де­ние. Европейская комиссия под­го­тав­ли­ва­ет про­ект бюд­же­та ЕС и обес­пе­чи­ва­ет его ис­пол­не­ние. Ко­мис­сия со­вме­ст­но с Су­дом ЕС кон­тро­ли­ру­ет со­блю­де­ние и при­ме­не­ние норм ев­ро­пей­ско­го пра­ва. Она на­де­ле­на пра­вом на­ло­же­ния штраф­ных санк­ций, осо­бен­но в це­лях обес­пе­че­ния со­блю­де­ния пра­вил доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции. Европейская комиссия иг­ра­ет так­же важ­ней­шую роль в осу­ще­ст­в­ле­нии внеш­них свя­зей ЕС, вы­сту­пая по об­ще­му пра­ви­лу ини­циа­то­ром при­ня­тия ре­ше­ний о за­клю­че­нии до­го­во­ров и со­гла­ше­ний с треть­и­ми го­су­дар­ст­ва­ми и ме­ж­ду­народными ор­га­ни­за­ция­ми. Ко­мис­сия ру­ко­во­дит дея­тель­но­стью по­сто­ян­ных пред­ста­ви­тельств европейская комиссия в треть­их го­су­дар­ст­вах и ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ци­ях. Европейская комиссия обес­пе­чи­ва­ет про­ве­де­ние пе­ре­го­во­ров и осу­ще­ст­в­ле­ние со­от­вет­ст­вую­ще­го мо­ни­то­рин­га при ре­ше­нии во­про­са о приё­ме в со­став ЕС но­вых чле­нов.

В ве­де­нии европейской комиссии на­хо­дит­ся раз­ветв­лён­ный административный ап­па­рат. Он струк­ту­ри­ро­ван в фор­ме ге­не­раль­ных ди­рек­то­ра­тов, ко­то­рые ве­да­ют кон­крет­ны­ми во­про­са­ми уп­рав­ле­ния (26 в 2007 году). Ка­ж­дый ко­мис­сар име­ет свой лич­ный вспо­мо­гательный административный ап­па­рат. Гла­ва и чле­ны та­ких ка­би­не­тов обес­пе­чи­ва­ют по­ли­тич. со­труд­ни­че­ст­во ко­мис­са­ра с под­чи­нён­ны­ми ему ди­рек­то­ра­та­ми, а рав­но ко­ор­ди­на­цию дей­ст­вий различных ге­не­раль­ных де­пар­та­мен­тов. Ряд административных служб функ­цио­ни­ру­ют не­по­сред­ст­вен­но при пред­се­да­те­ле европейской комиссии. Вспо­мо­гательный административный ап­па­рат об­ра­зу­ет ге­не­раль­ный сек­ре­та­ри­ат. Спе­циа­ли­зированной служ­бой яв­ля­ет­ся юри­дическая служ­ба ко­мис­сии.

Читайте также  Аренда автомобиля в Турции

Европейская комиссия от­ве­ча­ет за реа­ли­за­цию Со­гла­ше­ния о парт­нёр­ст­ве и со­труд­ни­че­ст­ве ме­ж­ду ЕС и РФ (1994). В 2004 году бы­ло при­ня­то Со­гла­ше­ние об от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду ЕС и Рос­си­ей, пре­ду­смат­ри­ваю­щее соз­да­ние 4 об­щих про­странств: об­ще­го эко­но­мич. про­стран­ст­ва; об­лас­ти внеш­ней безо­пас­но­сти; об­ще­го про­стран­ст­ва сво­бо­ды, безо­пас­но­сти и спра­вед­ли­во­сти; об­ще­го про­стран­ст­ва на­уч. ис­сле­до­ва­ний и об­ра­зо­ва­ния. Ко­ор­ди­на­цию дей­ст­вий в РФ осу­ще­ст­вля­ет по­сто­ян­ное пред­ста­ви­тель­ст­во Ев­ропейской ко­мис­сии.

Роль и место Европейской Комиссии

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твит
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твит
  • Ещё Скрыть
  • send
  • Поделиться
  • Поделиться
  • send
  • Поделиться
  • Поделиться

Что такое Европейская Комиссия?

Это высший коллегиальный орган исполнительной власти Европейского Союза, комиссия которой состоит из 28 членов стран-участниц, которых также называют комиссарами.

Комиссия возглавляет президент, которым в настоящее время является бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.

Чем занимается Европейская Комиссия?

Комиссия предлагает новые законы и кроме того, она осуществляет контроль за выполнением разнообразных правовых актов и при выявлении нарушений может применять разнообразные санкции. Орган также контролирует бюджет ЕС, управление фондами и создание сети представительств за границами ЕС для выполнения дипломатических функций. Большую роль Комиссия играет и в вопросе о торговых отношениях. Пример тому- переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), который подразумевает под собой соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и США.

Самостоятельные решения Европейская Комиссия может принимать в сферах сельского хозяйства, транспорта, работы внутреннего рынка, конкуренции и защиты окружающей среды.

Какую роль Комиссия играет в структурах Европейского Союза?

Как было сказано выше: Европейская Комиссия обладает исключительным правом законодательной инициативы. Только она может официально вносить законопроекты в Европарламент. Однако Комиссия не в силах утвердить новые законы. Согласно стандартной процедуре, Комиссия вносит предложение, которое должно быть принято Европейским Парламентом и Советом. Главное направление, предложенных проектов, должно быть в защиту интересов Союзов и его граждан, а не отдельных стран или отраслей промышленности.

Нужно также помнить, что Совет Европейского Союза совершенно не тоже самое, что и Европейский Совет. Европейский Совет – объединение глав правительств или государств всех стран ЕС и Председателя Европейской Комиссии. Это орган власти, который определяет основную политику ЕС, во время саммитов. В то время как Совет,- это институт, который состоит из министров правительства всех стран ЕС. Именно Совет регулярно собирается для принятия решений и утверждений законопроектов.

Сколько сотрудников работают в Европейской комиссии?

Еврокомиссия – орган , в которой работает большее число чиновников, чем в других европейских институтах.

Брюссель подготовил “документ, показывающий распределение своих сотрудников”: HTTP : //ec.europa.eu/civil_service/docs/hr_key_figures_2016.pdf. Данные 2016 года свидетельствуют о том, что на Европейскую Комиссию работают 32 966 человек.

Оснвоная часть деятельности Еврокомиссии осуществляется в Брюсселе. Здесь находится и около трети всех сотрудников органа. Это объясняет и тот факт, что наиболее представленная нация среди них-это бельгийцы. Они составляют примерно шестую часть персонала. Почти 10 %, а именно 3121 человек, из всего количества сотрудников работают в департаменте международного сотрудничества и развития является.

В чем состоит основная критика? H3>

Еврокомиссию часто критикуют за чрезмерную либеральность и одновременно за “демократический дефицит”. Последнее аргументируется тем, что члены Комиссии не избираются, а предлагаются правительством его страны. Председатель также должен быть назначен главами государств, а не народом (правда, после европейских выборов 2014 года, результаты выборов должны отражать результат международных опросов).

Еврокомиссия подвергается критике и за многочисленное число директив. Подобная раздробленная система генеральных директоратов часто приводит к затягиванию процессов принятия решения, а также указывает на то, что директораты в некоторых случаях имеют чрезвычайное влияние на комиссаров

  • Четверг, 15 сентября при партнерстве с Google, Euronews будет пресдтавит интервью на своем сайте с президентом комиссии Жан-Клодом Юнкером и тремя известными блогерами Уoutube . Следите за нами в прямом эфире на Euronews.com, на наших страницах в Facebook и Twitter.
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твит
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твит
  • Ещё Скрыть

Европейская Комиссия. Функции и полномочия

Европейская Комиссия — исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из двадцати семи членов, которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат.

Порядок формирования Европейской комиссии.

Европейская комиссия (Комиссия) — ведущий институт Ев­ропейских сообществ и Европейского Союза. Она призвана стоять на страже и добиваться осущест­вления задач и целей европейской интеграции. Одно из главных предназначений Комиссии — защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия Сообществ и Союза.

Два фактора оказали решающее воздействие на определение порядка формирования Комиссии:

Во-первых, забота о долж­ном представительстве в Комиссии государств-членов, даже если эти представители формально являются независимыми международными чиновниками и назначаются в персональном качестве.

Во-вторых, забота об эффективности Комиссии и ее способности решать те задачи, которые возникают в ходе по­строения и функционирования Сообществ и Союза. Прежде всего решался вопрос о квоте представительства государств-членов в составе Комиссии и ее общей численности. Уже в первом учредительном договоре был закреплен принцип, в со­ответствии с которым каждое государство — член имело не менее одного и не более двух своих граждан в составе Выс­шего руководящего органа, преемником которого стала в по­следующем Европейская комиссия. Установленный еще в 1951 г. общий принцип изменяется только с введением в дей­ствие Ниццского договора 2001 г. Реформа была обусловлена предстоявшим приемом новых членов и численным ростом Европейского Союза.

Согласно Договору после принятия новых государств-чле­нов и проведения парламентских выборов вводится в действие принцип, согласно которому каждое государство-член может рекомендовать в состав Комиссии не более одного гражданина своей страны. Число членов Комиссии изменяется единоглас­ным решением Совета. В последующем по мере дальнейшего увеличения числа членов Комиссии, когда их число достигнет 27, будет введен принцип ротации членов Ев­ропейской комиссии. Условия его применения сформулирова­ны в Протоколе о расширении Европейского Союза.

Несколько иное решение предусмотрено в Конституции ЕС: временно сохранен принцип одно государство — один член Ко­миссии, включая Председателя и министра иностранных дел. В последующем предполагается, что число комиссаров будет равно 2/3 (две трети) числа государств-членов.

В соответствии с осуществляемой реформой изменяется не только численный состав, но и порядок формирования Комис­сии. Он применен после всеобщих выборов 2004 г. До этого действовала формула, согласно которой члены Комиссии на­значались с общего согласия государствами-членами Союза. Некоторые коррективы в осуществление этого принципа были внесены еще ранее Амстердамским договором 1997 г. Им была изменена процедура выдвижения и назначения Председателя Комиссии — его кандидатура подлежала согласованию до при­нятия решения о составе Комиссии в целом. По вопросу о кандидате на пост Председателя государства-члены должны были прийти к общему согласию и представить согласованную кан­дидатуру на одобрение Европейского парламента. Кандидат на пост Председателя, получивший поддержку Парламента, стано­вился активным участником последующего формирования со­става Комиссии.

Европейская комиссия: полномочия.

Главное назначение Комиссии — это обеспечение и защита общих интересов Союза и принятие для этого всех необходи­мых мер. Четыре главных блока полномочий Европейской комиссии.

Во-первых, она обеспечивает осущест­вление учредительных договоров (Конституции с ее вступлени­ем в силу), как равно и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение норм первичного права.

Во-вторых, Комиссия высказывает рекомен­дации и дает заключения по всем вопросам, составляющим предмет учредительных актов.

В-третьих, Комиссия обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Сове­том и Парламентом.

В-четвертых, Комиссия обеспечивает ис­полнение решений, принятых Советом.

Реальные полномочия Комиссии на практике далеко выхо­дят за ограничительные рамки, установленные учредительными актами, причем общей тенденцией остается их неуклонное рас­ширение. Подобное расширительное толкование полномочий и назначения Комиссии уже на ранних стадиях интеграции было подтверждено Судом ЕС и никем практически не оспаривается. Оно стало основанием для признания за Комиссией целого ря­да полномочий, необходимых для выполнения ею обязанностей стража интересов Сообщества и Союза.

Комиссия призвана отслеживать общую ситуацию в Союзе. Ее надзорная функция осуществляется, в первую очередь, при­менительно к выполнению обязательств по учредительным до­говорам и актам вторичного права со стороны государств-чле­нов ЕС. Возложенная на Комиссию обязанность предполагает изучение и систематизацию всех сведений, относящихся к ис-полнению интеграционного правопорядка. Эту работу выпол­няет специализированный аппарат (многочисленные агентства, офисы, статистические службы, исследовательские центры и др.). Соответствующие данные обобщает представляемый Ко­миссией ежегодный доклад о положении дел в Союзе.

Комиссия не только должна констатировать обнаруженные нарушения, но и принять меры к их устранению. Наделение Комиссии правом проведения следственных действий, установления фактов нару­шения и принятия соответствующих решений, налагающих санкции, как правило, имеет место в некоторых специальных областях. Это такие, как право конкуренции, контроль, осуще­ствляемый за соблюдением Пакта стабильности и в целом осу­ществления финансовых обязательств, соблюдение бюджетного режима. Основу контрольных и надзорных действий Комиссии образуют постановления, обязывающие все государ­ства-члены ЕС неукоснительно выполнять обязательства, выте­кающие из членства в интеграционном объединении. Государства-члены должны воздерживаться от принятия лю­бых мер, способных поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора».

Комиссия Европейского Союза и Европейский Совет

ВВЕДЕНИЕ

В условиях нарастающей глобальной нестабильности сравнительно слабыми финансово-экономическими и политическими звеньями мирового сообщества становятся отдельные государства Европейского союза. В силу высокой степени интегрированности и хозяйственной взаимозависимости европейских стран это неизбежно сказывается на положении Евросоюза в целом, рождая в рамках этого объединения разломы и линии повышенного внутриполитического и межстранового напряжения. Последнее особенно заметно, поскольку государства ЕС существуют в разных политических циклах.

Серьезным испытанием для многих стран Европы стала проблема мигрантов и беженцев, вызвавшая цепную реакцию конфликтов внутри Евросоюза, подорвавшая саму основополагающую идею европейского интеграционного проекта. Все это – проявления системного многоуровневого кризиса институтов Объединенной Европы. Связи с этим на сегодняшний день изучение проблематики отношений Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета на современном этапе является актуальной.

Объектом исследования выступает система взаимоотношений институтов Европейского Союза.

Предмет исследования – проблематика отношений Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета на современном этапе.

Цель исследования заключается в анализе системы институтов Европейского союза в частности всестороннем изучении проблематике отношении Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета на современном этапе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить историю становления и формирования Европейского союза;
  • Анализировать организационную структуру и нормативные аспекты Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета;
  • Выявить особенности взаимодействие и соотношение Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета;
  • Определить роль и места Европейского Союза в современном мире.

Степень научной разработанности темы. Проблематика особенностей Европейского союза в последние десятилетия находилось в свете интересов как отечественных так зарубежных исследователей. Среди многочисленной плеяды исследователей можно особо выделить – Д.Д.Ландо, В.И.Самарин[1], Е.С. Громогласова[2], Б.Роджер[3] и др.

Теоретические и методологические аспекты исследования. Теоретические базой исследования послужили нормативные документы Евросоюза, современные научные исследования, посвященные данной тематики.

В работе широко применяли общенаучные методы как описание, наблюдение, а также методы сравнительного анализа.

Структура работы. Данный реферат состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных источников.

История формирования Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета

История Европейского Союза насчитывает уже почти 60 лет. За это время он прошел путь от скромной отраслевой группировки к мощному многопрофильному объединению, которое во многом определяет лицо Европы и является одним из центров современного мира.

Европейские сообщества включают Европейское сообщество (до определения Маастрихтским договором в 1992-ом году – Европейское экономическое сообщество) и Евратом[4]. Эти сообщества состоят из одних и тех же организаций и структур управления.

Для того понять внутреннюю политику и внутренние взаимоотношения организации следует подробно изучить историю формирования институтов власти Евросоюза а также сущность деятельности данных структур.

Комиссия Европейского Союза является уникальным институтом. С появлением ЕЭС, возникшим как ответ европейских наций, переживших ужасы Второй мировой войны, на почти столетнее соперничество Франции и Германии, впервые появилась возможность создать наднациональные институты, которые смогли бы преодолеть сопротивление национальных правительств и народов и постепенно прокладывать дорогу к поставленной цели. По мысли «отцов-основателей» ЕЭС именно такому наднациональному институту, каким являлась Комиссия Европейского экономического сообщества, отводилась главная роль в процессе сначала экономического, а затем и политического объединения стран Западной Европы. Один из известнейших председателей Комиссии (1985– 1995 гг.) Жак Делор на праздновании тридцатилетия образования ЕЭС в Риме отмечал: «Комиссия была стратегической силой, созданной отцами-основателями, для того чтобы проталкивать интеграционный проект, несмотря на политические и геополитические грозы»[5]. И хотя в полной степени Комиссия не оправдала возлагавшихся на нее задач, тем не менее, в настоящее время она остается одним из важнейших инструментов, приводящих в действие интеграционную машину Европейского Союза.

Еврокомиссия обладает фактически эксклюзивным правом законодательной инициативы, что наделяет ее статусом движущей силы европейской интеграции. Она подготавливает, а затем вводит в исполнение законодательные акты, принятые Европейским Советом и Европейским Парламентом, в соответствии с политикой Европейского Союза.

Еврокомиссия также имеет права реализации, управления и контроля. Она ответственна за планирование и реализацию общей политики, исполнение бюджета и управление программами Европейского Сообщества. В качестве «хранителя Договоров» она также следит за выполнением европейского законодательства.

Европейская Комиссия назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в Европейский Парламент всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя Союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета.

Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге.

Поначалу в состав Европейской Комиссии входили по два представителя государств ЕС с большим населением и по одному представителю от остальных государств. Однако Ниццкий договор ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Европейский Союз.

В 1974 г. в Париже на встрече глав государств – членов Европейского экономического сообщества было решено создать Европейский совет. Причина создания такого органа вытекала из хода развития ЕЭС после принятия в 1966 г. «Люксембургского компромисса»[6].

У истоков создания Евросовета лежала идея президента Франции Шарля де Голля проводить в неформальной обстановке встречи лидеров стран ЕС, чтобы поддерживать роль национальных государств в рамках интеграционного образования.

European Council — это высший политический орган Европейского Союза. Состоит из глав и правительств стран-участников, а также их заместителей – министров иностранных дел. Председатель Еврокомиссии также является членом Европейского совета.

Заседания проводит глава или премьер-министр государства, председательствующего в данное полугодие в Совете.

Роль Совета – в определении основных стратегических направлений развития Евросоюза, выработке генеральной линии политической интеграции. Европейский совет наделен и политической функцией – правом изменять основные договора европейской интеграции.

Заседания Европейского совета проходят не меньше двух раз в год (фактически четыре раза – по 2 встречи при каждом полугодовом председательстве страны-члена ЕС) в Брюсселе или в государстве-члене ЕС, представитель которого возглавляет на данный момент Совет Евросоюза, и длятся два дня[7].

На встречах Евросовета его участники обсуждают общую ситуацию, острые политические проблемы Евросоюза, ситуацию в мировой экономике и международных отношениях. В результате определяются приоритетные направления деятельности, принимаются стратегические программы и решения.

При необходимости созываются внеплановые заседания, на которых рассматривается, как правило, один крупный вопрос, требующий принятия экстренного политического решения.

По итогам встреч председательствующая сторона (Presidency conclusions) делает необходимые заключения в виде политического документа, который в дальнейшем трансформируется в правовые решения и акты. В свою очередь, они принимаются соответствующими институтами Европейского союза. Государства, поддержавшие решения Европейского Совета, обязаны их выполнять.

Необходимо отличать Европейский совет от Совета Европы и Совета ЕС. Формально Евросовет не входит в структуру институтов ЕС. Здесь осуществляется «церемониальное» руководство, то есть значимости и легитимности принятым решениям придает присутствие политиков самого высокого уровня.

Организационная структура Комиссии Европейского Союза и порядок членство в Европейском Совете

Согласно статье 17.5 Лиссабонского договора Комиссия состоит из 28 членов, включая председателя Комиссии[8]. Причем каждая страна – член ЕС должна быть представлена в Комиссии. Количество членов Комиссии должно было составлять две трети от количества государств-членов, включая должность председателя Комиссии, если Европейский Совет, действуя единогласно, не изменит данное соотношение.

Члены Комиссии будут выбираться от тех стран, чья очередь выдвигать своего представителя подошла по системе ротации, которую должен установить Европейский совет, действуя единогласно, принимая во внимание демографический и географический фактор государств-членов. В настоящее время такого решения Совета еще нет. Государства-члены с общего согласия выдвигают кандидата на пост председателя Комиссии, учитывая результаты прошедших выборов в Европарламент и сложившуюся там конфигурацию политических сил. Действуя квалифицированным большинством, Совет предлагает Европейскому парламенту его кандидатуру. Европейский парламент после обсуждения должен проголосовать за предложенную кандидатуру.

Утвержденным считается кандидат, набравший более половины голосов от списочного состава Европарламента. В случае неутверждения предложенной Европейским советом кандидатуры последний имеет месяц, для того чтобы предложить другую кандидатуру. После утверждения Парламентом кандидатуры председателя он совместно с государствами- членами и Европейским советом формирует состав Комиссии. Только пост вице-президента и Высокого представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности не подлежит согласованию с председателем.

После формирования состава Комиссии они должны пройти процедуру голосования в Европейском парламенте. И хотя каждый кандидат предстает перед «своим» профильным комитетом, который должен одобрить его назначение, состав Комиссии голосуется Европейским парламентом списком. Для того чтобы быть одобренным, Комиссия должна, так же как и в случае с председателем, набрать половину голосов плюс один от списочного состава Парламента. После одобрения состава Комиссии Парламентом, Европейский совет назначает Европейскую комиссии нового состава. Комиссия избирается сроком на пять лет через полгода после выборов Европейского парламента.

Такое совмещение сроков функционирования Комиссии и Европейского парламента было введено Маастрихтским договором в 1992 г. для усиления координации между этими двумя органами[9].

Несмотря на то что члены Комиссии назначаются и выдвигаются национальным государством, согласно договорам они должны быть независимы от них в своей работе. Это существенное противоречие сглаживается следующими положениями. Во-первых, Европейское сообщество устанавливает размер оплаты и пенсий членам Комиссии, тем самым обеспечивая им финансовую независимость от своего государства. Во-вторых, членами Комиссии выдвигаются опытные и авторитетные в своем государстве люди, которые могут отстаивать свою собственную позицию и имеют каналы, чтобы довести ее до лиц, принимающих решения.

Так, в Комиссии Жака Сантера (1995– 1999 гг.) было два бывших премьер-министра, три бывших министра иностранных дел и один бывший министр финансов. В-третьих, так как Комиссия принимает решение коллегиально, в процессе выработки решения все равно необходимо идти на определенные компромиссы, и именно члену Комиссии бывает больше всех понятно, до какого предела может пойти национальное государство в отстаивании своих прав без нанесения существенного ущерба Европейскому Союзу и в конечном итоге самому государству. И, в-четвертых, члена Комиссии может отстранить от выполнения его обязанностей только Суд Европейских сообществ строго в соответствии со статьей 247 Лиссабонского договора.