Город Далматово где находится?

Далматово и Далматовский монастырь. Как добраться, что посмотреть.

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастырем.

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастыре

Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата — архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали «Дубинщина». В середине февраля 1774 года – еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина».

К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь!

Как же смогли монахи Далматовского монастыря не раз продержаться так долго, будучи полностью отрезанными от внешнего мира? Исследователи объясняют это наличием целой сети тайных подземных ходов, которые соединяли как внутренние постройки монастыря, так и вели за его пределы. Монахи в любой момент могли незаметно покинуть монастырь и пополнить запасы еды и воды.

В памяти далматовцев сохранились как легенды о подземных ходах, так и реальные рассказы очевидцев. Немало их приведено в книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий». В частности вот рассказ, касающийся юго-западной башни монастыря:

«В 1926 году в бывших апартаментах архимандрита состоялась учительская конференция. Молодые участники этого форума загорелись желанием проверить рассказ одного местного жителя о подземной связи подвалов настоятельского дома с юго-западной башней. И они отыскали эту связь, пройдя коридором путь до самой башни. Вход в башню запирала большая железная дверь, открыв ее, искатели попали в подвальную часть крепостного сооружения — помещение размером примерно 4 на 3 метра. Тяжелый воздух, на ржавых цепях висят какие-то коромысла, в стены вделаны кованые кольца. Кому-то показалось, что обрывки цепей на полу похожи на кандалы узников. Другим чудились в ржавых потеках на стенах пятна крови. Помещение окрестили «пыточной».

Позже, в 1952 году, когда готовили площадку под фундамент литейного цеха, экскаватор вдруг провалился в подземную пустоту. Когда его подняли, оказалось, что внизу – подземный ход с деревянной крепью. По направлению можно было предположить, что он шел от Успенского собора к старой часовне за пределами монастырских стен…

Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако продлилось это недолго. Вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, украшающих город.

В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование такие известные люди, как изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний.

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году у себя дома жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице. Деньги на памятник собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг.

Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дома, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск. Монастырские стены, башни, постройки во времена «похода к светлому будущему» пришли в упадок, потрескались, обветшали. Сейчас Далматовский Успенский монастырь действующий, его неспешно пытаются отреставрировать, но процесс этот, похоже, затянется надолго.

На территории монастыря находятся три храма (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата. Далмат был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник. Несколько веков назад из этого водного источника на берегу Исети пил сам Далмат. По легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возвели часовню. В настоящее время комплекс Далматовского Успенского монастыря и Николаевская церковь в Далматово имеет статус памятников архитектуры республиканского значения

Каменная Николаевская церковь была построена в 1763 году. В советское время ее колокольню снесли, а в стенах церкви до сих пор размещается краеведческий музей. В музее вы сможете узнать об истории города Далматов, о монастыре, жителях города.

Интересна здесь и геология. В частности в 1979 году близ города открыли Далматовское месторождение урана. Уран добывают с глубин 360-510 метров методом подземного выщелачивания.

В наши дни в Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. Итак, побывав в Далматово, вы увидите такие любопытные достопримечательности, как широко известный старинный Далматовский монастырь, святой источник, краеведческий музей, старые купеческие дома, памятник первой учительнице этих мест. Поездка в Далматово – прекрасный познавательный маршрут выходного дня.

Если этого вам покажется мало, то можно посмотреть достопримечательности городов Шадрински Каменск-Уральский. Также по пути находятся порог Ревун и Смолинская пещера. В Курганской области можно посмотреть Чимеевский монастырь, озера Горькое и Медвежье.

Как доехать до Далматово?

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит никакого труда. Также до Далматово можно доехать на автобусе, следующем до Кургана или Шадринска. Если же вы поедете на поезде (следующем до Кургана или через Курган), то ехать нужно до станции Далматово.

Город Далматово где находится?

Административный центр Далматовского района расположен части Курганской области на реке Исеть, от Кургана. Численность населения – более 13 тысяч человек.

Начало освоения территории Далматовского района было положено в 50−е годы XVII века после строительства знаменитого Далматовского Успенского монастыря — одного из крупнейших православных центров Зауралья. Нынешнее название город получил по имени основателя этой «пустыни» — преподобного Далмата (Дмитрия Мокринского). Вся жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастырем.

В начале 18 века село Далматовское было одним из первых центров православия, грамотности и русской культуры в Зауралье, а также местом ссылки старообрядцев. С 1781 г. Далматово — уездный город Екатеринбургской области Пермского наместничеств, а с 1796 г. Пермской губернии. В 19 веке известен как крупный краевой центр по выращиванию огурцов, сбору и продаже дикого хмеля. С 1945 года переименован в рабочий посёлок Далматово. Вторично стал городом в 1947 году.

Промышленность города представлена предприятиями машиностроения, пищевой и лёгкой промышленности и сельского хозяйства: завод «СТАРТ» (производитель автоцистерн для пищевой и нефтяной промышленности), компания «Промтехоборудование» (производитель спецоборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности), ООО «Радуга» ( производитель спецодежды и тканей), «Далматовский элеватор», комбикормовый завод, пищевой комбинат, выпускающий кондитерские изделия. В Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. В Далматовском районе выращивают пшеницу, ячмень, овёс. Развито скотоводство и свиноводство.

Читайте также  Достопримечательности Крита которые стоит посмотреть?

Интересна здесь и геология. В частности в 1979 году близ города открыли Далматовское месторождение урана. Уран добывают с глубин 360−510 метров методом подземного выщелачивания.

С Далматовский районом связаны имена ученого, изобретателя радио Александра Попова, Героя Советского Союза, Николая Попова, Героя Советского Союза, Михаила Коновалова.

Далматовский мужской монастырь — один из самых известных и красивых памятников Курганской области. Обитель основана в 1644 году Дмитрием Мокринским (в монашестве — преподобный Далмат). Монастырь строился как пограничное укрепление и играл роль опорного пункта освоения русскими Зауралья. Первой постройкой монастыря была деревянная часовня, сгоревшая в 1651 г. Вскоре после этого были построены Успенская церковь, кельи, хозяйственные постройки и ограда. Многократные разрушительные набеги и пожары сделали необходимым замену деревянных построек каменными. Она началась в 1707 году. Первое каменное здание на территории обители – трехпрестольный Успенский собор – строился с 1707 по 1720 гг. В это же время были возведены и мощные каменные стены с высокими башнями. Постепенно вокруг монастыря возникло поселение «Служняя слобода»- ныне город Далматово.

В развитие монастыря вкладывали средства цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, митрополиты, богатые люди и крестьяне. Далматовскому монастырю принадлежит честь открытия первого завода на левом берегу Исети. Руду нашел посельный старец Питирим. В духовных монастырских училищах в разное время получили начальное образование будущий учитель Михаила Лермонтова — А.Ф. Мерзляков, изобретатель радио А.С. Попов, полярный путешественник К.Д. Носилов, фольклорист А.Н. Зырянов. Примерно в 1671 г. здесь складывается первое в Зауралье книгохранилище.

В основе планировочного решения монастыря лежит неправильный шестиугольник. В комплекс входят 3 храма — Собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Иоанна Богослова и Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», часовня и хозяйственные постройки, в которых разместились столярная и швейная мастерские, кузня. Совместно с Николаевской церковью в городе Долматове Курганской области ансамбль монастыря относится к памятникам архитектуры республиканского значения.

Значительную роль Далматовский монастырь сыграл в истории архитектуры Урала. В процессе строительства монастыря в 18 веке была создана местная школа мастеров, которые принимали участие в строительстве церквей в городах Челябинске, Тобольске, Ирбите, Верхотурье.

В 1928 г., как и большинство других святых мест, Далматский монастырь был закрыт, а в его строения в разные годы размешались школа, музей, драмтеатр, детский дом, госпиталь во время войны, а после войны – завод «Молмашстрой». Только в 1989 г. обитель была возвращена церкви, и началось ее восстановление.

К сожалению, при советской власти Далматовский монастырь прекратил свое существование. В разные годы в нем размешались школа, музей, драмтеатр, детский дом, госпиталь, а после войны – завод «Молмашстрой». Для работы промышленного предприятия на территории монастыря были построены диссонирующие здания и сооружения, частично монастырский комплекс был разобран и перестроен. В начале девяностых годов прошлого века монастырь возвращен Русской православной церкви. Началось его возрождение. В настоящее время в монастыре ведется активная реставрационная деятельность за счет средств федерального бюджета.

Адрес: г. Далматово, ул. Советская, 194

Музей был открыт 18 мая 1962 года, в канун 40−летия пионерской организации в Доме пионеров. В 1973 году пионерскому музею было присвоено звание народного. С ноября 1978 года далматовский музей — филиал Курганского областного краеведческого музея. С 1 января 2003 года учредителем музея является Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района. В 2012 году «Далматовский краеведческий музей» получил статус муниципального учреждения культуры.

В экспозиции представлены отделы палеонтологии, природы, истории, отдел Великой Отечественной войны, выставочный зал. Всего в фондах музея — более 15 тысяч экспонатов.

Выставка исторического отдела рассказывает об истории города и основании Далматовского мужского монастыря. Представлены макеты деревянной и кирпичной крепостей монастыря, надгробные плиты с монастырского кладбища, цветные фотографии монастыря 1912 года, метрическая книга Николаевской приходской церкви 1898 года, кольчуга русского воина, оружие времен крестьянских восстаний, денежные клады. Посетители смогут увидеть интерьер подлинной крестьянской избы, которой более 200 лет, познакомиться с бытом крестьян, которые были свидетелями пугачевского восстания. Из предметов и орудий труда воссоздан хозяйственный двор.

В отделе Великой Отечественной войны экспонируются удостоверения, личные вещи, письма фронтовиков, тружеников тыла, оформлены интерьеры фронтовой землянки, интерьер комнаты военного времени. В экспозиции палеонтологии и природы представлены ископаемые с отпечатками растений доисторического периода, окаменевшие моллюски, зубы акул, останки мамонта, сибирского шерстистого носорога, быка бизона, а также каменные топоры, бронзовый кинжал, глиняная посуда древнего человека, коллекция чучел птиц и животных.

В выставочном зале проходят художественные выставки, фотовыставки, выставки рисунков творчества. Музей является методическим центром краеведения, собирая вокруг себя исследователей, народных мастеров, носителей культуры. Проводится большая исследовательская работа, результаты которой публикуются в сборниках конференций всероссийского и регионального уровней.

С 2012 года музей находится в здании бывшей земской начальной школы, постройки 1913 года, которая является памятником архитектуры регионального значения.

Адрес: г. Далматово, ул. Энгельса, д.7

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. При Николаевской церкви было открыто первое в уезде училище грамотности для девочек всех сословий с классами для рукоделия. Наставницей училища добровольно согласилась стать мать многочисленного семейства, жена священника Павла Черёмухина.

Многодетная мать, которая вырастила девятерых детей, посвятила 44 года педагогической деятельности. Дочери учились в той же школе. Сыновья стали не только священниками, но и учителями, врачами, юристами и банковскими работниками. Павла Черёмухина стала родоначальницей большой династии учителей, чей общий стаж уже составил более двух тысяч лет. Она ушла из жизни в 83 года и похоронена в ограде Николаевской церкви. Уездное земство за многолетний педагогический труд наградило П. Черёмухину золотой медалью, а на ее могиле долго лежал венок с надписью «В признательство за учительство».

В октябре 2010 года в знак уважения и признательности благодарные потомки установили в Далматово памятник матери, учителю и основателю первой женской школы Зауралья. Кроме того, в Далматовском районе учреждена премия имени П.И. Черемухиной. Она присваивается ежегодно лучшим педагогам района в День учителя.

Месторасположение: внутри ограды Николаевской церкви по улице Советской, 162

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга — км, Кургана — км, Тюмени — 256 км и Челябинска — 209 км, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит большого труда.

От Екатеринбурга до Далматово время в пути – 4 часа, от Кургана – 3 часа 20 минут.

ДАЛМАТОВО

Географические названия мира: Топонимический словарь.— М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .

Смотреть что такое ДАЛМАТОВО в других словарях:

ДАЛМАТОВО

село в Шадринском у. Пермской губ., в 54 вер. от у. г., при р. Исети; некогда монастырская слобода; с 1781 г. у. г. Пермской губ., с 1797 г. заштатный . смотреть

ДАЛМАТОВО

город (до 1947 — посёлок), центр Далматовского района Курганской обл. РСФСР. Расположен на р. Исеть (приток Тобола). Ж.-д. станция в 192 км к С. смотреть

ДАЛМАТОВО

далматово сущ., кол-во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

ДАЛМАТОВО

Далматово — село в Шадринском уезде Пермской губернии, в 54 вер. от уездного города, при реке Исеть; некогда монастырская слобода; с 1781 г. уездный город Пермской губернии, с 1797 г. заштатный город Далматов, по ходатайству жителей переименованный в село. Дворов 682; жителей более 3,5 тыс.; школа, ярмарка, на которой обширный торг мясом, салом, коровьим маслом, конопляным и льняным семенем, рыбой, лошадьми, кожами. В Д. разводится много огурцов, вывозимых тысячами пудов. Сбор и продажа дикого хмеля. Главная примечательность города — Далматовский Успенский-Исетский мужской монастырь; основан в 1644 г.; в 1696 г. обнесен стеной, вооруженной пушками. В 1762 г. монастырь выдержал осаду собственных взбунтовавшихся крестьян, а в 1774 г. — скопищ пугачевцев. К монастырю был приписан Введенский женский монастырь, сгоревший в 1742 г., а также множество селений. В XVIII в. монастырь служил местом ссылки для учителей раскола. В усыпальнице над могилою основателя монастыря, преподобного Далмата, есть несколько замечательных древних вещей. Средства монастыря значительны; он посещается множеством богомольцев, стекающихся поклониться образу Божией Матери (см. Далматская икона). Монашествующих очень немного.

ДАЛМАТОВО

Районный центр в Курганской области, в 192 км к северо-западу от Кургана, на р. Исеть (бассейн Оби). Железнодорожная станция на линии Екатеринб. смотреть

ДАЛМАТОВО

Далма́тово, город в Курганской области, центр Далматовского района, в 192 км к северо-западу от Кургана. Расположен в Среднем Зауралье, на реке Исе. смотреть

ДАЛМАТОВО

г., р-ный ц. в Курганской обл. Расположен в 192 км к С.-З. от Кургана, при впадении р.Течи в р.Исеть. Первое пос. возникло в 1651-1652 к З. от Дал. смотреть

ДАЛМАТОВО

ДАЛМАТОВО, город (в 1781-97 и с 1947), в Курганской обл., расположен на р. Исеть (бассейн Оби). Ж.-д. станция. 16,4 тыс. жителей (1998). Пищевая промы. смотреть

ДАЛМАТОВО

корень — ДАЛМАТ; суффикс — ОВ; окончание — О; Основа слова: ДАЛМАТОВВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — ДАЛМАТ; ∧ — ОВ; ⏰ — О; Слово. смотреть

ДАЛМАТОВО

ДАЛМАТОВО, город (с 1947), в Российской Федерации, Курганская обл., на р. Исеть. Железнодорожная станция. 17, 6 тыс. жителей (1991). Заводы: «Молмашстрой», консервный; ковроткацкая фабрика.

ДАЛМАТОВО

ДАЛМАТОВО — город (с 1947), в Российской Федерации, Курганская обл., на р. Исеть. Железнодорожная станция. 17,6 тыс. жителей (1991). Заводы: «Молмашстрой», консервный; ковроткацкая фабрика.
. смотреть

ДАЛМАТОВО

ДАЛМАТОВО , город (с 1947), в Российской Федерации, Курганская обл., на р. Исеть. Железнодорожная станция. 17,6 тыс. жителей (1991). Заводы: «Молмашстрой», консервный; ковроткацкая фабрика. смотреть

ДАЛМАТОВО

ДАЛМАТОВО, город (с 1947), в Российской Федерации, Курганская обл., на р. Исеть. Железнодорожная станция. 17,6 тыс. жителей (1991). Заводы: «Молмашстрой», консервный; ковроткацкая фабрика. смотреть

ДАЛМАТОВО

— город (с 1947), в Российской Федерации, Курганская обл., на р.Исеть. Железнодорожная станция. 17,6 тыс. жителей (1991). Заводы:»»Молмашстрой»», консервный; ковроткацкая фабрика. смотреть

Читайте также  Сан Тропе где находится?

«Мой Город»

Далматово

(Курганская область)

Город районного подчинения (Далматовский р-н Курганской области)
Центр: Далматовский р-н

Телефонный код (справочный телефон)
35252***** 9-10-25

Отклонение от московского времени, часы: 2
Географическая широта: 56°16′
Географическая долгота: 62°55′
Высота над уровнем моря, метров: 100
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Далматово

Карта

Далматово: карты

Далматово: фото из космоса (Google Maps)
Далматово: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Далматово. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление.
По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Катайск 21 (23) З
2 Шадринск 48 (55) ЮВ
3 Каменск-Уральский 63 (69) З
4 Камышлов 66 (213) С
5 Еланский (Свердловская область) 70 () С
6 Богданович 78 (172) СЗ
7 Пышма (Свердловская область) 78 (251) С
8 Сухой Лог 90 (188) СЗ
9 Талица 96 (293) СВ
10 Каргаполье 99 () В
11 Троицкий (Свердловская область) 101 (290) СВ
12 Кунашак (Челябинская область) 105 (169) ЮЗ
13 Белоярский (Свердловская область) 107 (132) СЗ
14 Шатрово 109 (157) В
15 Заречный 115 (140) СЗ
16 Рефтинский (Свердловская область) 117 (178) СЗ
17 Щучье 117 (231) Ю
18 Шумиха 117 (265) Ю
19 Асбест 120 (156) СЗ

Краткая характеристика

Город Далматово расположен в Среднем Зауралье, на р. Исеть (бассейн Оби), в 192 км к северо-западу от Кургана. Ж.д. станция.

Территория (кв. км): 170

Информация о городе Далматово на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Основан как слобода при Далматовском Успенском мужском монастыре (основан в 1644 г.), называвшемся по монашескому имени Далмат его основателя. Позже село Далматовское.

В начале 18 в. один из первых центров православия, грамотности и русской культуры в Зауралье. В 18 в. место ссылки старообрядцев.

С 1781 г. — уездный город Екатеринбургской области Пермского наместничества. С 1796 г. в Пермской губернии.

Во многих справочниках указано, что в 1797 г. заштатный город Далматов по ходатайству жителей преобразован в село, хотя в литературе 19 в. упоминается как заштатный город Далматов.

В 19 в. известен как крупный краевой центр по выращиванию огурцов, сбору и продаже дикого хмеля.

В 1856 г. в уездном городе Далматов Шадринского уезда Пермской губернии насчитывалось 3 церкви, 690 домов, 52 лавки.

Рабочий посёлок Далматово с 1945 г. Вторично город с 1947 г.

Экономика

Заводы: «Старт» (производство цистерн и других ёмкостей для пищевых продуктов, мини-заводов для переработки мяса и молока), молочный, комбикормовый.

Пище- и хлебокомбинаты. АО «Далматовские ковры». Производство мебели, стройматериалов.

В Далматовском районе выращивают пшеницу, ячмень, овёс. Молочно-мясное скотоводство и свиноводство.

Далматово , город

Далматово — небольшой город в Курганской области, недалеко от границы с Челябинской областью. Его население всего-то 14 тысяч человек.

Природа вокруг — самая обычная. Местность ровная как стол. Здесь уже начинается Западно-Сибирская равнина. Вокруг березовые колки, богатые ягодами и грибами. Поля. Болотца. Мимо городка течет река Исеть в которую недалеко, за городком впадает печально известная Теча. Однако этот город весьма примечателен для туристов.

Начать следует с того, что именно со стороны Далматово началось освоение Южного Урала русскими первопоселенцами.

Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далеком 1644 году от Рождества Христова старец Далмат. Личность эта историческая. При этом тарец почитается многими православными как святой. До пострижения в монахи он звался Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился будущий монах в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался уважением братии. И однажды братья во Христе вознамерились поставить преподобного своим наставником. Но Далмат предпочел жить и молиться в уединении, а потому тайно покинул Невьянский монастырь, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери. Поселился он как раз возле слияния Исети с Течей, где после возник монастырь, а затем город. Первым жилищем инока его была пещера около чистого ключа. Вскоре к нему начали приходить люди. Пещера становилась мала, и по благословению Тобольского архиепископа Герасима Кремнева Далмат с товарищами построили деревянную часовню с оградой — первое здание будущего монастыря.

Склонив на свою сторону владельца приисетских земель татарского мурзу Илигея, Далмат добился того, что урочище где он жил и молился с окрестными землями стало собственностью монастыря. В 1659 году описанные земли были окончательно утверждены за монастырем грамотой царя Алексея Михайловича. В дальнейшем территория еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди Во время переписи вотчины Далматова монастыря 1744 году в слободе, получившей к тому времени название села Николаевского и в окрестных деревнях проживало 2156 душ мужского пола. Многие из них позднее отселились на Южный Урал, став поселенцами первых в нашем крае казачьих крепостей.

В восемнадцатом веке здесь жилось очень неспокойно. Тревожили набегами калмыки и киргиз-кайсаки. А в 1774 году к этим местам подступили пугачевцы. Осада монастырских стен продолжалась 20 дней. Но все попытки проникнуть в монастырь через укрепленные ворота, разрушить его обстрелом из пушек, склонить на свою сторону с помощью «увещевательных писем» защитников мятежникам не удались. Осаду пугачевцы сняли, вскоре защитники монастыря расправились с попавшими в их руки мятежниками. В 1781 году село Нииколаевское стало городом с названием Далматов.

Далее, в 19 веке город жил тихо, встречал паломников да специализировался на выращивании огурцов и сборе дикого хмеля. Далматово было примечательно и тем, что здесь открыли духовное училище и в 1869-71 гг. в его стенах учился будущий изобретатель радио Александр Попов. После революции начались гонения на религию, а в монастыре был размещен завод по производству цистерн. Сейчас уникальный комплекс старинных храмовых зданий нуждается в реставрации, а некоторые здания — в восстановлении.

При въезде в город монастырь виден как на ладони и придает городку неповторимое очарование. Одно из старинных церковных зданий встречает туристов почти при въезде. В нем давно не проходят богослужения. Здание отдано под исторический музей, где одними из экспонатов являются обнаруженные недавно под слоем побелки старинные фрески. Музей носит имя местного краеведа А. Зырянова много сделавшего для изучения истории Зауралья. НО службы идут в монастыре, который снова действует. Братия охотно принимает в гости паломников, не откажется их и покормить. В главном храме монастыря установлена рака с мощами преподобного Далмата. При нем некогда была устроена усыпальница, в которой эти мощи и были обретены, став духовным достоянием. От духовного училища остались одни стены, впрочем, весьма живописные. А вот сторожевые башни и часть крепостных стен сохранились неплохо. По этим стенам паломникам разрешают даже прогуляться. С одной из стен есть узкий вход в сторожевую башню. Спуск узок и крут, приходится идти, держась за стены. У подножия другой башни — источник. От обстановки монастыря веет очарованием сохранившейся старины. И эти слова подходят ко всему городку, в котором старинные здания соседствуют с современными.

Далматово

Администрация

Общие сведения

Далматово – город в Курганской области, административный центр Далматовского района. Расположен на реке Исеть, вблизи впадения в нее реки Течи, в 193 км к северо-западу от областного центра – города Кургана.

Численность населения – 13 240 человек (2015 г.).

Город Далматово является административным центром муниципального образования «Городское поселение Город Далматово»

Фотографии (0)

Улицы и индексы города Далматово (105) Все улицы

История города Далматово

Основание поселения

Свое название город Далматово унаследовал от Далматовского Успенского монастыря, основанного в 1644 г. преподобным Далматом Исетским (в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским) во время заселения русскими людьми Сибири.

Далмат поселился в пещере в урочище Белое Городище, располагавшемся на берегу реки Исеть вблизи впадения в нее речки Теча. Вскоре к нему присоединились и другие люди, вместе они выстроили деревянную часовню, ставшую первым зданием будущего монастыря. В 1659 г. земли в урочище Белое Городище и его окрестностях по грамоте царя Алексея Михайловича были переданы во владение обители. С первых лет своего существования монастырь привлекал к себе новых поселенцев. Сюда прибывали люди с Усолья, из Верхотурского уезда и других мест.

В 1651 г. к западу от монастыря, в версте от него возникла слобода Служняя, где селились крестьяне, подписавшие «порядные грамоты», они работали на монастырской земле, но не вступили в монашеское братство. В числе первых поселенцев слободы был Алексей Иванчиков, обосновавшийся здесь в 1653 г. Он, как и его отец был «гулящим человеком», т.е. не был крепостным. По данным переписи 1669 г. на подворье Алексея проживали еще два гулящих человека.

Согласно переписи 1669 года, проведенной сыном боярским Ефимом Шубиным и подьячим Иваном Аксентьевым по указу тобольского воеводы Петра Ивановича Годунова, в Служней слободе и деревне Нижнеярской было учтено 150 жителей обоего пола (94 мужского и 56 женского), треть из которых проживали первый год.

В 1658 г. в слободе срубили первую деревянную церковь. Но во время «Сентовского бунта», начавшегося в 1662 г., Служняя слобода вместе с церковью, а также Далматовский монастырь были разграблены и сожжены башкирами, многие крестьяне перебиты, их семьи угнаны в степь.

Далмат и часть монахов спаслись и вскоре монастырь был восстановлен. Ожили и деревни вокруг монастыря, сюда все больше стремились переселенцы, которых привлекали прежде всего льготы, даваемые монастырем в период обживания новых мест. Уже в 1673 г. в слободе была построена новая церковь, освященная в честь Николая Угодника, а слобода вскоре после этого стала именоваться селом Николаевским. Впервые в письменных источниках это название встречается в 1691 г. – в переписи монаха Филарета Черницына. Первый храм располагался на северной стороне нынешней улицы Суворова, рядом с ним находилось первое кладбище.

Читайте также  Безвизовый режим для Украины с ЕС

Быт и повинности крестьян

Избы в селе строили небольшие, обычно для них использовали бревна диаметром 30–40 см, двускатные крыши покрывали тесом. На лицевой стороне было, как правило, три маленьких «волоковых» окна, два таких же окна делали на противоположной стороне. Зимой окна затягивали брюшиной, состоятельные хозяева использовали для этого слюду. Стекло в окнах стали использовать только во 2-й половине XVIII столетия.

Печи в избах топили по-черному, дым через дымное окно выходил в сени. Около печи находилось самое теплое место в доме – голбец. По стенам располагались лавки, сверху оборудовали полки, на которых хранили хозяйственную утварь. В домах зажиточных сельчан было до 6 комнат, а печи топили по-белому, т.е. с применением дымовых труб.

Крестьяне находились в зависимости от монастыря. После 1–2 лет предоставляемых льгот, в течение которых они получали освобождение от выплат, согласно порядной записи крестьяне должны были ежегодно отдавать монастырю пятую часть урожая. Кроме этого они заготавливали для монастыря сено и дрова, убирали в монастырских угодьях хмель, пилили и возили лес, добывали на реке Синаре известь, используемую в строительстве храмов и крепостной стены, строили и производили ремонт монастырских помещений, ловили рыбу и выполняли другие работы в пользу монастыря. Крестьяне Далматовской вотчины несли и рекрутскую повинность.

Среди жителей села Николаевского, обслуживавших большое хозяйство монастыря, было много мастеров различных промыслов, иконописцев, резчиков по камню и дереву, столяров, каменщиков, певчих и др.

Село Николаевское в XVIII веке

По данным за 1711 г. в селе проживала 51 семья в 28 дворах. Сельским старостой был Поликарп Кочев. В те времена применялось подворное обложение, а потому налогом было обложено только 28 домохозяев. В 1724 г. при Петре I подворное обложение было заменено подушной податью, которой облагались только мужчины независимо от возраста. Согласно переписи податного населения Далматовской вотчины, проведенной в 1724 г. правительственным чиновником князем Иваном Васильевичем Солнцевым-Засекиным, в селе Николаевском было учтено 330 душ мужского пола.

По данным ревизии владений Далматова монастыря за 1744 г. в селе Николаевское и 18 монастырских деревнях числилось 2 156 душ мужского пола.

Год от года жизнь крестьян становилась тяжелее, число повинностей и сборов только увеличилось. За недоимки крестьяне подвергались различным наказаниям. Указом Петра III от 21 марта 1761 г. «О монастырских штатах» крестьяне были переведены в разряд государственных, что значительно облегчило им жизнь. Тяжелые натуральные сборы были заменены одним налогом – оплатой 1 рубля с души в год.

Однако занявшая престол Екатерина II уже в августе 1762 г. своим указом отменила указ свергнутого Петра III, вернув монастырям их земельные владения и живущих на них крестьян. Ответом на действия императрицы стало мощное крестьянское восстание, вспыхнувшее в Зауралье и вошедшее в историю под названием «Дубинщина». Крестьяне отказывались вернуться в подчинение монастырю, а мастеровые люди с. Николаевского – плотники, каменщики, кузнецы, колесники и другие – отказывались выполнять монастырскую работу. В январе 1763 г. крестьянами села Николаевского даже был изгнан из мирского правления староста, являвшийся ставленником монахов, которого заменили своим выборным.

Почти полгода восставшими удерживался в осаде монастырь, полностью отрезанный от внешнего мира. Только весной 1763 г. крестьянский отряд был разгромлен Азовским драгунским полком под командованием полковника Аборина, участники восстания наказаны розгами и кнутом, а зачинщики повешены.

Крепостные стены Далматовского монастыря и центр города Далматово являются свидетелями и другого восстания – пугачевского. 11 февраля 1774 г. к монастырю подступило 3-х тысячное войско пугачевцев, которым командовал есаул Прохор Пестерев. За монастырскими стенами укрылись монахи, крестьяне из села Николаевского и из других близлежащих деревень. Самого Е. Пугачева в селе не было, но войско бунтовщиков до 2 марта 1774 г. стояло в селе и вело вооруженную осаду монастыря.

На требование пугачевцев сдать обитель без боя монахи ответили отказом. Тогда утром 13 февраля на монастырь обрушился ружейный и артиллерийский огонь, но крепость устояла. При попытках осаждавших подобраться к крепостным стенам защитники монастыря поджигали сено и засыпали наступавших камнями и пулями. 24 февраля ситуация осложнилась: войско пугачевцев пополнилось большим отрядом атамана Митрофанова, к концу февраля численность пугачевского войска уже превысила 5 тысяч человек, которым противостояли около 400 защитников крепости. Оборонявшихся спасло наступление правительственных войск под командованием генерал-поручика И. А. Деколонга. 2 марта 1774 года осада монастыря была снята, пугачевцы отступили без боя к Уксянской слободе (ныне село Уксянское), рядом с которой 9 марта потерпели сокрушительное поражение.

Постепенно жизнь в монастыре и селе Николаевском вернулась в нормальное русло, люди заново отстроили разрушенные и сгоревшие дома, продолжили заниматься сельским хозяйством, торговлей и ремеслами. В селе Николаевском по-прежнему два раза в год устраивалась основанная еще в XVII столетии Далматовская Николаевская ярмарка, приносившая монастырю немалые доходы. В ярмарочные дни солидный доход монастырю давала хлебная и свечная торговля. Кроме того, приезжавшие купцы непременно посещали монастырь, жертвуя на него значительные средства.

27 января (7 февраля) 1781 г. указом Екатерины II «Об учреждении Пермского наместничества из двух областей Пермской и Екатеринбургской, с разделением оных на уезды» село Николаевское было отнесено к разряду уездных городов и переименовано в Далматов – в честь монаха Далмата, основателя монастыря. 17 июля 1783 г. городу был пожалован герб. Но в статусе уездного города Далматов находился недолго. Уже в 1797 г. при укрупнении уездов Далматовский уезд был упразднен, а город стал заштатным.

Далматово в XIX – начале XX вв.

В XIX столетии рубежи российского государства значительно отодвинулись, Далматовский Успенский монастырь теперь находился далеко от границ и ему уже не угрожали набеги кочевников. Потеряв свое оборонительное значение, монастырь сохранял значение просветительское и культурное вплоть до 20-х гг. XX века.

В 1842 г. местный священник Стефан Кубасов открыл в городе мужское училище, в котором священник Николаевского храма Никифор Черемухин преподавал Закон Божий. В 1877 г. в нем учились 35 мальчиков. В 1861 г. Павла Иоасафовна Черемухина, жена священника, открыла в Далматове городское женское училище. Более 40 лет она учила девочек грамоте, пению, рукоделию. Заслуги Павлы Иоасафовны были высоко оценены Земством, наградившим ее памятной лентой и золотой медалью. В 1865 г. в женском училище обучались 25 человек. В 1870 г. оба училища, мужское и женское, были переданы в ведение земства.

В Списке населенных мест Пермской губернии за 1875 г. (по сведениям 1869 г.) Далматов значится как заштатный город Шадринского уезда при реке Исети. В городе числилось 559 домов и 2 775 жителей обоего пола – 1 442 мужского и 1 333 женского. В Далматове располагались: 2 православных церкви, 1 монастырь, приходское училище, волостное правление, становая квартира 3-го стана, почтовая станция. Действовали 2 торжка, базары по субботам.

В 1909 г. в Далматове открылось 4-х классное городское училище, переименованное в 1911 г. в высшеначальное. В 1913 г. в городе построено здание начальной школы.

Важное значение для уезда имело строительство железной дороги Синарская – Шадринск. В 1913 г. железнодорожная линия прошла через Далматово, 6 февраля по инициативе Далматовского городского общества состоялось празднование по случаю прихода на станцию Далматово первого паровоза. Первый вокзал на станции был деревянным, построенным по типовому проекту. Здание с большими окнами, обшитое вертикально досками, было окрашено в коричневый цвет. У входа висел начищенный до блеска колокол, ударом которого сообщалось об отходе и прибытии поезда. Справа от входа в вокзал располагались кассы, слева – буфет. Перрон был замощен деревянными досками. В то время вокзал находился за городом, крайней улицей была Задняя (ныне 4-го Уральского полка).

Советский период

Советская власть в Далматове была установлена 25 января 1918 г. После революционных событий 1917 г. Далматовский Успенский монастырь действовал еще в течение нескольких лет, но в начале 1920-х гг. его закрыли, купола вскоре были сняты, разрушена колокольня, уничтожены иконы и церковная утварь.

В январе 1924. был образован Далматовский район. В январе 1925 г. в Народном доме города Далматова состоялась демонстрация первого кинофильма.

В 1930 г. был упразднен Шадринский округ и Далматовский район был включен в состав Уральской области. В 1934 г. Уральская область была упразднена (разделена на три области), Далматовский район оказался в составе вновь образованной Челябинской области. В 1943 г. Далматовский район был включен в состав вновь образованной Курганской области.

10 января 1945 г. Далматово было отнесено к категории рабочих поселков. В августе 1945 г. принимается решение о строительстве в поселке завода «Молмашстрой» (ныне ОАО «Завод Старт»). Уже в 1946 г., несмотря на тяжелые послевоенные годы, «Молмашстрой» начал выпуск продукции. Осенью 1947 г. здесь открыт цех по производству молочной посуды, долгое время являвшийся ведущим производственным подразделением завода.

Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 7 июня 1947 г. рабочему поселку Далматово присвоен статус города районного подчинения.

В 1956 г. в городе открыто автобусное движение, открылись двери Дома пионеров и школьников имени Павлика Морозова. 18 мая 1962 г. открылся районный пионерский краеведческий музей имени А. Н. Зырянова. В 1965 г. в эксплуатацию сдан консервный завод. В январе 1967 г. построен новый районный детский сад, в сентябре открылась областная санаторная школа-интернат. В июле 1968 г. открыт памятник бойцам 4-го Уральского полка. В марте 1969 г. сдано в эксплуатацию новое здание районной больницы.

В январе 1970 г. новое здание появилось у Далматовской средней школы имени А. С. Попова. В 1971 г. построено здание Дома Советов. Тогда же закончилась электрификация железной дороги Курган – Каменск-Уральский, по которой прошел первый электропоезд. 9 мая 1972 г. состоялось открытие обелиска Победы. В 1973 г. краеведческий музей Дома Пионеров получил звание народного музея и переехал в отдельное помещение.