Когда отменят налог на пенсию на Украине

В Украине отменили налоги с пенсий: как пересчитают выплаты старикам

Рассмотрев представление 48 народных депутатов Конституционный Суд признал вчера неконституционным обложение налогами украинских пенсий. Соответственно, с даты принятия этого решения — 27 февраля 2018 года — соответствующие нормы Налогового кодекса утрачивают свою силу.

Напомним, налогом с доходов физлиц ( НДФЛ ) и военным сбором по ставке 18% и 1,5%, соответственно, облагаются пенсии свыше 10 размеров прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц на начало отчетного года. Сейчас эта цифра составляет 13 730 грн, а в прошлом году — 12 470 грн.

Разумеется, процент таких лиц в общей массе пенсионеров невелик, но суммы налогов, которые с них удерживались, по некоторым оценкам, составляли минимум 1-1,2 млрд грн. И теперь их придется чем-то компенсировать.

Эти суммы могут быть значительно больше, если украинские пенсионеры захотят вернуть себе удержанные, как теперь выясняется — незаконно — налоги.

Что произошло

КС признал несоответствующими Конституции положения НK, которыми предусмотрено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход граждан включаются суммы пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышает 10 размеров прожиточного минимума.

Также признано неконституционным налогообложение пенсий, полученных из иностранных источников, если согласно международным договорам, такие пенсии подлежат налогообложению или облагаются в стране их выплаты.

Судьи посчитали, что налогообложение нарушает справедливый подход к установлению пенсии, так как приводит к уменьшению ее фактического размера, который устанавливается с учетом соотношения между длительностью страхового стажа и размером заработной платы (дохода) застрахованного лица.

По словам эксперта Центра политико-правовых реформ Юлии Кириченко, с момента признания норм НК неконституционными они прекращают свое действие и пенсии не должны больше облагаться налогом.

«Здесь не нужно предпринимать каких-либо действий, налоговая сама должна прекратить взимание платежей», — объяснил он.

Впрочем, если пенсионер захочет вернуть ранее уплаченные в бюджет средства, он должен будет заняться этим в индивидуальном порядке.

Как вернуть деньги из бюджета

Как известно, закон обратной силы не имеет. И формально налоги с пенсий взимались, когда действовали отмененные ныне нормы.

Однако, как отмечает управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз, статья 58 Конституции Украины позволяет распространять действие новых норм на прежние периоды, если эти новые нормы смягчают или вовсе отменяют ответственность граждан. То есть, идут им во благо.

«Поэтому пенсионеры, которые хотят вернуть свои налоги из бюджета, могут обратиться в налоговую с соответствующим заявлением. Правда, в 99,9% случаев они получат отказ», — говорит Виктор Мороз.

Поэтому почти наверняка придется обращаться в суд для отстаивания своих финансовых интересов. «Здесь очень многое будет зависеть от решения судов. Ведь они могут занять «государственную» позицию и под любым предлогом отказывать в удовлетворении подобных исков», — говорит Виктор Мороз.

Например, на том основании, что шестимесячный срок для обращения в административный суд уже давно прошел. Впрочем, Юлия Кириченко считает, что этот срок может отсчитываться только с момента вступления в силу решения КСУ .
«Нужно обращаться к суду именно на том основании, что решение КСУ стало нововыявленными обстоятельствами в нарушении прав гражданина, о котором ему ранее не было известно», — уверена Кириченко.

Однако, окончательные выводы можно будет сделать только после анализа полного текста решения КСУ . «Именно текст решения даст ответ на вопрос, с какого момента признано неконституционным норму абзаца 1 подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 Налогового кодекса Украины», — пояснил UBR .ua советник главы Высшего административного суда Украины Антон Поляничко.

Дело в том, что по общему правилу признанный неконституционным закон теряет силу со дня принятия решения КСУ . Но КСУ может выбрать более позднюю (не ранее даты принятия решения КСУ ) дату прекращения действия неконституционным закона.

Впрочем, в любом случае юрист не видит оснований для возврата налога с ранее выплаченных пенсий. Поскольку Решение КСУ не может предусматривать потерю силы закона до момента принятия такого решения.

«Таковы изменения, внесенные в статью 152 Конституции Украины, принятые в 2016 году в связи с судебной реформой», — отметил Поляничко.

Какой стаж теперь нужен для начисления пенсии

Если налог продолжат удерживать после принятия решения КСУ , пенсионеры имеют право требовать возврата сумм налога как излишне уплаченных в порядке статьи 43 НК. Подобная ситуация на практике уже возникала в связи с признанием неконституционными норм о налогообложении пожизненного содержания судей. Однако наиболее интересной является собственно мотивация, на основании которой КСУ пришел к выводу о не конституционности налогообложения больших по размеру пенсий.

Размер пенсий в Украине не достигнет даже черты бедности: Кабмин решился урезать минималку

Украинцев в 2022 году ожидает снижение реального размера минимальной зарплаты и пенсий. Дефицит Пенсионного фонда достигнет рекордной отметки, а Кабмин Дениса Шмыгаля вопреки своим обещаниям на значительное повышение социальных стандартов не решился.

Как и почему изменится размер пенсий, читайте в материале OBOZREVATEL.

Что ждет пенсионеров в следующем году?

Дефицит Пенсионного фонда в 2022-м достигнет рекордной отметки в 200,6 млрд грн. Есть целый ряд причин для этого, но вот главные: отсутствие внятной политики по детенизации зарплат, отказ повышать минимальную зарплату до уровня ее реальной отметки, сложная ситуация в экономике (в том числе из-за медленной вакцинации).

Пока в правительстве сосредоточились на обещаниях ввести накопительный уровень пенсионной системы, но он коснется только будущих пенсионеров. Кроме того, при взносах с минимальной зарплаты размер «накопленной» пенсии будет еще ниже, чем при действующей системе.

А те 11 миллионов пенсионеров, которые сейчас живут на выплату из ПФУ, вынуждены будут оставаться за чертою бедности. И хотя прожиточный минимум, в том числе для пенсионеров, Кабмин Шмыгаля и обещал повысить до уровня реального, на проект бюджета-2022 это не повлияло.

Минимальная пенсия до июля 2022-го будет на уровне 1934 грн, в июле увеличится до 2027 грн, а в декабре – до 2093 грн. То есть самым малообеспеченным украинцам за год прибавят всего лишь 159 грн. И это при том, что уже сейчас, согласно рассчетам Минсоца, пенсионеру на самые базовые потребности (без учета мобильной связи, интернета и разнообразного питания) в месяц нужно 3692 грн.

Это значит, что большая часть украинцев на заслуженном отдыхе в 2022-м обречена на бедность. Если только их не обеспечивают работающие родственники. И речь идет даже о тех пенсионерах, которые всю жизнь исправно платили взносы в Пенсионный фонд и получали среднюю по стране зарплату.

Украинский закон обязывает государство выплачивать пенсии в размере не меньше 40% минималки для тех, кто выполнил требования по стажу и достиг 65-летия. Была надежда, что Кабмин хотя бы заложит реальный размер минималки в проект бюджета. Тем более сам Шмыгаль радостно сообщал, что средняя зарплата в стране уже достигла исторического максимума в долларовом эквиваленте.

Но этого не произошло. Минималку повысят всего на 200 грн, то есть на 3% – до 6700 грн. И это меньше, чем ожидаемый уровень инфляции в 5-7%. В первую очередь пострадают бюджетники, многие из которых действительно получают минималку. Но в целом от этого пострадают все: уровень зарплат в тени будет только расти, бюджету Пенсионного фонда на значительный рост поступлений рассчитывать не приходится.

OBOZREVATEL спрашивал на пресс-конференции у Шмыгаля, почему решили повысить минималку всего лишь на 200 грн. Он ответил, что якобы нельзя неконтролируемо повышать зарплаты. «Если неконтролируемо повышать минимальную заработную плату – это довольно большой ресурс, который будет иметь большое влияние на монетарную политику. Это может раскрутить инфляцию до гиперсостояния», – сказал премьер.

Но чтобы не росли цены, Кабмин решился фактически урезать реальный размер минималки (с учетом инфляции). А если будет меньше покупателей, то и продавцы не смогут повышать цены и будут конкурировать между собой.

Читайте также  Гора Аркаим где находится?

«40% застрахованных платят налоги с минимальной зарплаты. Значит, фонд оплаты труда будет заморожен, а это источник наших местных бюджетов. И параллельно это наносит удар по Пенсионному фонду», – пояснил экс-министр соцполитики Андрей Рева.

Ради справедливости стоит сказать, что в проекте бюджета есть и позитивные нововведения. Выделили деньги на повышение зарплат врачам до 20 тысяч гривен, нашли средства на покупку квартир ветеранам АТО. Однако в целом проект бюджета Кабмина Шмыгаля для украинцев может оказаться «бюджетом бедности».

Последние новости о налоге на пенсию в Украине в 2021 году

В предыдущем периоде стало известно о грядущих изменениях в пенсионной реформе, которая повлекла бы за собой налог на пенсию в Украине 2021 для работающих пенсионеров,а также представителей других категорий лиц преклонного возраста.

Во второй половине 2020 года ситуация является стабильной. Однако, это не означает, что с нового года не вступит в силу накопительная или другая, система, предполагающая собственные особенности. Вопрос изменения пенсионной реформы не теряет собственную актуальность. По этим причинам он часто поднимается при заслушивании законопроектов в Верховной Раде.

Последние новости о налоге на пенсию в Украине 2021 году

Анализируя последние новости о налоге на пенсию в Украине 2021 году, стало известно, что налог на пенсию для неработающих пенсионеров в Украине в 2021 году может быть введен в любой момент. Предполагается, что будущие отчисления будут проводиться из зарплаты работающего человека. В процентном соотношении они составят около 29. Указанные средства предназначены на состоятельную старость. Законодательные изменения коснутся всех пенсионеров без исключения.

С момента обновления пенсионной реформы каждый гражданин Украины сможет влиять на размер пенсионных начислений. Они будут зависеть от зарплаты и отчислений. Накопленными деньгами можно будет воспользоваться при переходе на пенсию.

Предполагаемые нововведения оцениваются украинцами по-разному. Одни, довольны обновлением пенсионной реформы, другие, предпочитают ничего не менять. В народе указанные отчисления называют «налогом в будущее».

Изменения в пенсионной реформе для трудящихся пенсионеров

Из заявлений представителей власти стало известно, что с налогом для трудящихся пенсионеров законодатели подождут. Печальный опыт 2017 года показал негативные последствия, в результате которых работающие пенсионеры недополучили около 15%.

Снятие военного сбора в количестве 1,5% также отменено. Поэтому указанная категория может не беспокоиться и не задаваться такими вопросами, как сколько платить в пенсионный фонд и в каком процентном соотношении будут повышаться налоги ежегодно?

Новости по теме:

  • Налог на пенсию для неработающих пенсионеров в…
  • Единый налог в 2022 году в Украине
  • НДФЛ в 2022 году в Украине
  • Какой будет налог на зарплату в Украине в 2022 году?
  • Митний калькулятор авто 2022 в Україні
  • Єдиний податок у 2022 році в Україні

Основные составляющие «второй пенсии»

Так что же собой будет представлять налог на пенсию неработающих пенсионеров в Украине и других категорий лиц в возрасте?

В 2019 налог в ПФ составил 22%, в будущем планируется добавить еще 1%. На сегодняшний день ситуация остается на уровне предыдущего года, нововведения станут известными в декабре. Вычета налога на предприятиях проводится постепенно, чтобы не создать негатива у вновь принятых работников.

Сегодня государство не в состоянии гарантировать достойные пенсии. Поэтому упор сделан на сознании украинцев и самостоятельном формировании пенсионных выплат.

По настоящее время неясно как будет реализовываться проект. После старта накопительной пенсионной системы деньги будут находиться в ПФ, затем будут переведены в другие негосударственные структуры. Со временем граждане Украины смогут самостоятельно выбирать, кому доверить право руководства финансами.

Пенсия для незанятых пенсионеров

В 2021 году налог для незанятых пенсионеров вводиться не будет, что стало одним из приятных сюрпризов.Налог на пенсию для инвалидов также станет неосуществимой мечтой некоторых законодателей.

Вторым подарком правительства является то, что планируемая в 2021 году индексация будет проводиться автоматически. Ее размер будет зависеть от таких показателей:

  • уровень среднемесячной зарплаты за последние 36 месяцев;
  • стоимость социально-значимых продуктов питания;
  • стоимость коммуналки на настоящий момент;
  • минимальный прожиточный минимум на данный период.

Результатом индексации станет долгожданное повышение пенсионных выплат.

С 2021 года на получение пенсии могут рассчитывать украинцы со стажем 15 лет при условии достижения им 60-летнего возраста. Со временем стаж будет увеличиваться. В результате к 2028 году он достигнет показателя 35 лет. Недостающие года можно приобрести за личные средства или с помощью работы на предприятии.

Налог на пенсию 2021 для инвалидов

В пенсионном законодательстве предусмотрены категории людей, которые могут претендовать на досрочную пенсию. К ним относятся украинцы с ограниченными возможностями:

  • мужчины-инвалиды 1 категории, достигшие 50-летнего возраста при наличии стажа не менее 15 лет;
  • 40-летние женщины-инвалиды при стаже работы не менее 10 лет.

Из информационных источников известно, что налог на пенсию инвалидов в наступающем году начисляться не будет. Наряду с этим, указанная категория пенсионеров также сможет воспользоваться возможностями обновленной пенсионной реформы, обеспечив себе достойную старость.

Новости 2020 года – что ожидает пенсионеров в будущем

Анализируя последние новости, становятся ясными преимущества нового закона. Поэтому власти рекомендуют не паниковать. Подготовлены законодательные акты гарантируют рост пенсионных выплат и улучшения благосостояния пожилых граждан. Воспользовавшись накопительной системой, пенсионеры останутся довольными на 100%.

Карачун интернет-издание

Новости

Идея насчет отмены единого социального взноса (ЕСВ), озвученная недавно министром экономразвития, торговли и сельского хозяйства Тимофеем Миловановым, вызвала обеспокоенность у настоящих и будущих пенсионеров. Несмотря на то, что, по словам самого Милованова, тезис был брошен как «предложение к дискуссии о том, какая налоговая система нам нужна», многие расценили это как предупреждение о том, что вместе с ЕСВ будут отменены и пенсии. Поскольку львиная доля ЕСВ идет именно как взнос работающих людей в Пенсионный фонд.

Сайт «Сегодня» попытался разобраться, действительно ли отмена ЕСВ означает отмену пенсий? И возможно ли такое в принципе?

Пенсии платят не во всех странах

Начнем, пожалуй, с того, что такое ЕСВ и что такое пенсии.

Пенсионная система Украины досталась нам в наследство от СССР и не менялась за всю историю независимой Украины. А вот единый социальный взнос существовал не всегда. Его ввели в 2011 году, и он объединил в себе четыре взноса, которые существовали до этого: в Пенсионный фонд, в фонд страхования на случай безработицы, фонд страхования по временной утрате трудоспособности и фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Соответственно, ЕСВ – это не только пенсии, но еще и больничные, выплаты по безработице и в связи с несчастными случаями на производстве (но интересно, что никто не связал возможную отмену ЕСВ с вероятной отменой больничных и других перечисленных выплат).

Надо отметить, что ЕСВ – это не налог, а разновидность страхования. А точнее, вид социального страхования. Разница между налогом и страховкой заключается в том, что налог человек или организация платят безвозвратно, а страховые взносы рано или поздно возвращаются к плательщику (в зависимости от условий страхования). Так, пенсионные взносы, или пенсионное страхование, возвращается к плательщику в виде пенсий. Именно поэтому пенсиями правильно называть именно те выплаты, которые получает человек, делавший на протяжении ряда лет страховые взносы именно на эти цели. А вот те, кто по каким-то причинам не работал либо работал без официального трудоустройства и не делал отчислений в Пенсионный фонд, по достижении пенсионного возраста получают не пенсии, а социальную помощь от государства. Как и люди с инвалидностью, и ряд других категорий.

Социальное страхование в том или ином виде существует во всех странах. А вот такой его подвид, как пенсионное страхование и, соответственно, пенсии – далеко не везде. Обычно, перечисляя страны, где пенсий нет вообще, называют такие, мягко говоря, слабо развитые государства, как Танзания, Афганистан, Нигер и ряд других. К ним принято добавлять и те страны, в которых пенсии получают менее 10% населения: Гамбия, Таиланд, Пакистан, Индия, Китай… Но на самом деле стран, в которых не существует пенсионных выплат, гораздо больше. И среди них есть те, которые «слаборазвитыми» не считаются. Например, Грузия.

Читайте также  Транзитная виза в Индию

Пожилые люди в Грузии получают деньги по достижении пенсионного возраста. Однако это не пенсии (в смысле, не возврат страховых выплат), а социальная помощь от государства. Система накопительных пенсий (то есть пенсионных отчислений) была там введена только в этом году.

«Грузины в какой-то момент поняли, что у них не хватает средств на выплату пенсий. Солидарная страховая система не очень хорошо работала, и еще при Кахе Бендукидзе они отменили аналог нашего ЕСВ и выплату пенсий. При этом они очень существенно уменьшили и количество налогов, и объем. И стали платить незащищенным гражданам определенные суммы просто из бюджета. Мы разговаривали с Джабой Эбаноидзе, который тогда возглавлял службу доходов Грузии, и он говорил, что эта реформа была довольно успешной. Для людей, у которых раньше пенсии были мизерные, назначение социальной выплаты из бюджета стало определенным решением проблем. Плюс после уменьшения налогообложения экономика страны стала достаточно белой», – рассказывает экономический эксперт, президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак.

Не ЕСВ единым

Вообще, моделей пенсионного обеспечения, а также источников сбора денег на пенсии и социальные выплаты существует великое множество. Причем аналогов нашего ЕСВ довольно мало (разве что в Великобритании социальные налоги и отчисления собираются в «один котел»). Зато во многих европейских странах деньги на гарантированные пенсионные (социальные) выплаты собираются не в виде страховых отчислений, а как налоги с работодателей и работников. А уж социальное страхование является обязанностью или правом только работающих граждан.

Собственно, о похожей системе, по всей видимости, и говорил министр экономразвития: отменить обязательный социальный взнос, компенсировав его налогами.

«Я понимаю, что сегодня это невозможно, но я бы рассмотрел такую ​​налоговую реформу.

2. Максимально снизить налог на доход физических лиц.

3. Для компенсации поднять налог на недвижимость.

4. Также для компенсации поднять налог на землю и другие активы.

5. Улучшить сбор налогов на недвижимость и другие активы.

6. Не трогать НДС. Улучшить сбор.

7. Продолжать детенизацию экономики прямыми и косвенными методами.

8. Оказывать государственную поддержку бизнесу только при условии работы в белую и создание достаточного количества рабочих мест», – написал министр

Пенсии напрямую из бюджета: возможно ли это в Украине

В настоящее время многие государства меняют либо ищут новые формы пенсионного обеспечения своих граждан. Продолжительность жизни растет, нации стареют. Солидарные системы пенсионного обеспечения, когда работающие за счет отчислений со своих зарплат должны «кормить» пенсионеров, изживают себя повсеместно. В Украине, к тому же, наблюдается отток трудоспособного населения. Поэтому уже сейчас чуть ли не половина пенсий, выплачиваемых украинским пенсионерам, – это фактически какие-то налоги. Например, за 2018 год собственные доходы Пенсионного фонда (от ЕСВ) составили 202 млрд грн, а 150 млрд Фонд получил в виде дотаций из госбюджета, который наполняется преимущественно за счет налогов.

«Возможно, и Украине придется идти по грузинской модели, потому что Пенсионный фонд вечно дефицитный, а ЕСВ и налог на доходы физических лиц, которые в сумме составляют 41,5% зарплат, – это существенная причина тенизации экономики. В Украине работника не волнует, какие налоги платит с его зарплаты работодатель. Он это не ценит. Его волнует исключительно то, сколько он получит на руки. В отличие от цивилизованных стран, где все давным-давно привыкли платить налоги самостоятельно. В мире часто граждане платят налоги на доходы физических лиц раз в год, включая налоги с зарплаты, с других доходов. И если работодатели выполняют функцию агента, то только частично, на минимальную ставку. Сейчас в Украине рассматривается возможность существенно уменьшить налогообложение зарплат. Например, перестать брать ЕСВ и платить пенсию из бюджета. А вместо ЕСВ поднять налоги, которые сложнее спрятать. Например, можно поднять налог на добавленную стоимость, который сложно спрятать, поскольку существуют автоматизированные системы сбора НДС. Сегодня он составляет 20%, а можно его поднять, условно говоря, до 23%. В этом случае ЕСВ будет не очень-то и нужно», – считает Тарас Козак.

Впрочем, в Грузии такая реформа проводилась в период серьезного кризиса. В Украине сегодня провести ее будет гораздо сложнее, считает эксперт. Но он уверен, что необходимо искать новую модель пенсионного обеспечения, поскольку существующая сегодня солидарная система не работает.

Экономический эксперт Алексей Кущ также уверен: солидарная пенсионная система в Украине работать уже не может.

«Солидарная система – потенциальный банкрот. Это подтверждают постоянно растущие трансферты из госбюджета на покрытие дефицита ПФУ. На следующий год они составят свыше 170 млрд грн. Поэтому есть такая идея – начать выплачивать пенсии напрямую из бюджета. Таким образом мы, во-первых, будем экономить на администрировании ПФУ, а во-вторых, сама система станет проще. Единственное – тогда эти выплаты уже нельзя будет назвать пенсиями. Это правильнее будет назвать минимальной социальной выплатой», – объясняет он.

Эксперты считают, что моделей, на которые может перейти Украина в случае отмены ЕСВ, существует много.

«Возможна и такая модель, при которой ЕСВ останется, но будет уменьшен и будут идти на второй уровень пенсионного обеспечения – на личные счета украинцев в негосударственных пенсионных фондах. Люди смогут использовать накопленные таким образом деньги, когда выйдут на пенсию», – говорит Тарас Козак.

Алексей Кущ также предложил похожий вариант:

«Можно, например, расщепить ЕСВ на два налога. Один, порядка 15%, будет еще некоторое время собираться в бюджет, чтобы выплачивать минимальную социальную выплату – это будет налог на переходной период. А вторая часть – например, 7% – может идти на обязательное негосударственное пенсионное обеспечение. В таким случае мы перейдем к трехъярусному пенсионному обеспечению. Нижний ярус – минимальная государственная социальная выплата. Это, как говорится, на кусок хлеба. Второй ярус – негосударственный уровень, который будет финансироваться тоже за счет обязательных пенсионных отчислений. Это уже человек будет накапливать себе на кусок хлеба с маслом. А если человек захочет накопить себе на кусок хлеба с маслом и икрой – должно быть добровольное негосударственное пенсионное страхование», – говорит Алексей Кущ.

Между тем, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев считает вопрос отмены ЕСВ преждевременным.

«Мы, конечно, работаем над вопросом уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда. Убежден, что конкретные варианты можно будет обсуждать в дискуссии насчет малой налоговой реформы. Однако вопрос отмены ЕСВ как минимум преждевременный. Я не рассматриваю сегодня даже возможность отмены ЕСВ без адекватной компенсации. В то же время мы рассматриваем возможность объединения единого социального взноса, налога на доходы физлиц и военного сбора», – сказал Данил Гетманцев в комментарии сайту «Сегодня».

Какие налоги не платят пенсионеры

Налоговые льготы установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. После повышения пенсионного возраста условием для части налоговых льгот стало не право на пенсию, а достижение определенного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Дальше в статье эту категорию граждан мы будем называть предпенсионерами.

Пенсионеры пользуются льготами по уплате НДФЛ и судебной госпошлины, а также транспортного, земельного и имущественного налогов. Последние три часто обобщенно называют личными налогами. Предпенсионеры тоже могут на них сэкономить. Рассказываем подробно о сути налоговых льгот в 2021 году.

Что вы узнаете

  • НДФЛ
  • Госпошлина
  • Транспортный налог
  • Налог на имущество
  • Земельный налог
  • Льготы по налогам пенсионерам
  • Если налоговые уведомления не приходят
Читайте также  Срок окончания действия загранпаспорта для поездки за рубеж по странам

НДФЛ не облагаются любые пенсии, которые выплачиваются от государства: в частности, пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Остальными доходами — зарплатой и доходами от продажи или сдачи в аренду недвижимости — пенсионеру по-прежнему нужно делиться с государством.

Однако у тех пенсионеров, которые продолжают официально работать либо получают иные доходы, облагаемые НДФЛ по 13%, есть эксклюзивное условие для возврата НДФЛ при получении имущественного вычета. Они могут вернуть налог не только за тот год, в котором оформили право собственности на квартиру, но и за три предыдущих года. Фактически, пенсионер при покупке квартиры вправе вернуть уплаченный НДФЛ сразу за четыре года. Для этого ему нужно подать четыре налоговые декларации. Больше ни у кого такой привилегии нет.

Работающий пенсионер Федотов в 2020 году купил 1-комнатную квартиру за 3 млн рублей. С зарплаты Федотова в год удерживают НДФЛ 65 000 Р .

В 2021 году, чтобы получить 260 000 Р вычета по НДФЛ, он подаст декларацию не только за 2020, но сразу и за 2019, 2018 и 2017 годы. Таким образом, он за один раз получит всю сумму причитающегося ему имущественного вычета.

Госпошлина

Пенсионеры не должны платить госпошлину, если они обращаются к мировому судье или в суд общей юрисдикции с имущественным иском к ПФР, негосударственному пенсионному фонду или, например, военный пенсионер — к Минобороне, при таких условиях:

  1. Иск связан с каким-то пенсионным вопросом. Например, при назначении пенсии человеку не засчитали в стаж несколько лет работы, из-за чего его пенсия сейчас меньше положенного.
  2. Исковые требования пенсионера не превышают 1 млн рублей.

За судебные тяжбы по вопросам, не связанным с пенсией, пенсионеры платят госпошлину как и все остальные граждане.

Транспортный налог

Каждый регион устанавливает собственные льготы по транспортному налогу.

Например, в Москве специальных льгот для пенсионеров-автовладельцев нет, но есть льготы для других категорий граждан, среди которых большинство уже пенсионеры.

Транспортный налог за одну машину мощностью до 200 л. с. в Москве не платят:

  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
  • ветераны и инвалиды других боевых действий;
  • чернобыльцы и инвалиды вследствие ядерных испытаний.

А вот в Санкт-Петербурге все пенсионеры и предпенсионеры не платят транспортный налог за один автомобиль мощностью до 150 л. с., произведенный на территории РФ или ЕАЭС.

Питерские льготники «в возрасте», в частности, герои СССР и России, ветераны, инвалиды — тоже имеют право не платить налог на одну машину, но с ограничением по мощности.

Таких щедрых регионов, как Санкт-Петербург, немного. Большинство наших субъектов РФ ограничилось тем, что установило для пенсионеров и предпенсионеров:

  1. либо скидку на уплату налога по автомобилям малой мощности. Например, в Костромской области действует 50%-я скидка;
  2. либо пониженную налоговую ставку. К примеру, в Тамбовской области это 5 Р вместо 20 Р за каждую л. с. для авто мощностью до 100 «лошадок».

Налог на имущество физических лиц

Это местный налог, но льготы по его уплате установлены на федеральном уровне, в налоговом кодексе.

Действующие пенсионеры и раньше были освобождены от уплаты налога на имущество физлиц, а с 1 января 2019 года освобождение распространили также и на предпенсионеров.

Все пенсионеры и предпенсионеры могут не платить налог на имущество лишь с одного объекта недвижимости каждого вида. Это:

  1. дом или часть дома;
  2. квартира или ее часть;
  3. комната;
  4. гараж или машино-место;
  5. хозяйственная постройка площадью до 50 м² на дачном участке;
  6. творческая мастерская, ателье, студия — если льготник профессионально занимается творческой деятельностью.

Если у пенсионера в собственности один дом, одна квартира и один гараж, то он не будет платить налог ни за один из этих объектов. Но если у него, к примеру, две квартиры, то за одну из них налог платить придется.

В этом случае пенсионер может сам выбрать, по какой из квартир применить льготу. Для этого нужно подать уведомление. Срок — до 31 декабря того года, за который начисляют налог. Уведомление по налогам за 2021 год нужно подать до 31.12.2021. Если сделать это позднее, то выбранная льгота начнет действовать только с 2022 года.

Если пенсионер не подаст уведомление о выборе льготной недвижимости, то ИФНС автоматически предоставит ему льготу по тому объекту, где максимальный налог к уплате.

Земельный налог

По этому местному налогу для пенсионеров и предпенсионеров тоже установлена федеральная льгота, которая действует во всех регионах — так называемые необлагаемые 6 соток. Например, если у пенсионерки есть участок размером в 5 соток, то под земельный налог он вообще не попадает. А если у пенсионера 10 соток земли, то платить он будет только за 4 из них.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены муниципальными властями.

К примеру, петербургские пенсионеры и предпенсионеры с 1 января 2019 года не платят земельный налог за один участок площадью до 25 соток.

В Балаково Саратовской области у пенсионеров скидка 75% на уплату земельного налога с участков, занятых жилой застройкой, и садовых участков независимо от площади. В столице Хакасии Абакане на такие же участки у пенсионеров и предпенсионеров скидка по налогу 50%, а для граждан от 65 лет — все 100%.

Как пенсионерам получить льготы по налогам

Чтобы получить льготу по по транспортному, земельному налогу или налогу на имущество физлиц, нужно один раз подать заявление. Хотя ФНС утверждает, что если человек заявление не подаст, инспекция сама предоставит ему льготу на основании имеющихся у нее сведений, лучше все же подстраховаться. Заявление можно подать:

  1. через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru. Зайдите в раздел «Жизненные ситуации» и выберите опцию «Подать заявление на льготу». В графе «Информация о документе, подтверждающем право на льготу» предпенсионеры указывают данные своего паспорта;
  2. лично в любой налоговой инспекции, захватив с собой паспорт;
  3. заказным письмом;
  4. через МФЦ.

Если человек в 2021 году достигнет предпенсионного возраста, то оптимальнее всего ему подать заявление о льготе до 1 мая 2022 года, чтобы налоговики успели учесть эту информацию до того, как начнут рассылку уведомлений на уплату налогов.

В заявлении можно указать данные пенсионного удостоверения как документа, подтверждающего льготу, но необязательно: получив заявление, налоговая сама должна запросить недостающие сведения в ПФР.

Получение налоговых льгот — право, а не обязанность, поэтому можно обратиться в ИФНС в любой момент после достижения предпенсионного возраста. Но если сильно припоздниться, то вернуть переплату за давние периоды не получится. Налог пересчитают лишь за три года. Проверьте налоговые уведомления и информацию в личном кабинете.

Налоговая рассматривает заявление о льготе по личным налогам в течение 30 календарных дней. По результатам рассмотрения она направит либо уведомление о предоставлении налоговой льготы, либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

Что делать, если налоговые уведомления не перестают приходить после оформления льготы

Если пенсионер подал заявление на налоговую льготу и уже получил извещение о том, что ее предоставили, по льготным объектам не должно быть текущих начислений. А за прошлые годы налог должны пересчитать. Если прошел месяц после обращения в ИФНС, а уведомления о назначении льготы нет, значит, что-то пошло не так. Причины могут быть разные: нет ответа на запрос по поводу документов, нарушены сроки для ответа и пересчета, что-то не дошло или не так заполнено.

Для начала всегда стоит написать обычное обращение в налоговую. Обычно инспекторы перезванивают либо присылают ответ с пояснениями, что нужно для пересчета и почему его не сделали.