Крепость Еникале в Керчи как добраться?

Крепость Еникале

Крымская крепость Еникале (или Ени-Кале) расположена на берегу Керченского пролива. Была возведена для обороны турков от флота Российской империи. От мощной турецкой крепости осталось не много от первоначального вида, однако живописный берег делает прогулку притягательной для местных жителей и туристов.

В окрестностях можно обнаружить тихие безлюдные пляжи, поэтому на прогулку по крепости обычно выделяют целый день. Этот красивый памятник истории остается одной из самых посещаемых достопримечательностей на восточном берегу Крыма.

История крепости Еникале

Существует версия, что первые постройки в узком проходе Керченского пролива возводили генуэзцы в XIV-XV веках, используя для строительства бастионов развалины древнего города неподалеку.

История самой крепости началась в 1699 году, ее строительство осуществляли османы в течение 7 лет. Соответственно, название уходит корнями в турецкий язык и переводится как «новая крепость».

Возведение крепости было стратегически важным шагом для турков. Это связано с местоположением в самой узкой части пролива. Вооружив сооружение пушками, Османская империя имела превосходство и не давала пройти российским кораблям. С появлением крепости корабли оказывались как на ладони и не имели места для маневра.

В ходе русско-турецкой войны 1768–1774 года Турция не стала вступать в сражение за крепость, и русская армия получила Еникале. Впоследствии крепость потеряла значимость для военных, в XIX веке здесь был основан военный госпиталь, он работал недолго — до 1880 года. Позднее Еникале была совсем заброшена, из-за чего сохранились лишь ее части. Во время Второй мировой войны на территории крепости велись бои, которые также привели к разрушению оставшихся частей.

Реставрационные работы начались в XX веке. Сейчас крепость признана объектом культурного наследия народов РФ. При ее посещении можно увидеть сохранившиеся ворота, части стен и полубастион, расположенный со стороны берега. До окончания строительства Крымского моста еще большему разрушению памятника угрожала железнодорожная ветка, проходящая как раз через территорию крепости. Эта ветка связывала Керчь с паромной переправой, теперь ж/д поток перенесен на новый мост.

Архитектура керчинской крепости Еникале

Известно, что в проекте строительства большой трехъярусной крепости принимали участие инженеры из Франции. Из-за неровного рельефа крепость располагалась на разных уровнях и высотах. Площадь всей крепости составляла почти 2,5 гектара. Построена в форме неправильного пятиугольника с полубастионом на каждом углу. Эти оборонительные сооружения были способны выстоять длительные осады и мощный огонь. Чтобы увеличить площадь поражения противника, некоторые полубастионы вынесены за периметр стен. С одной стороны крепость защищал берег, с трех других — ров.

Расположенный на территории колодец не справлялся с обеспечением водой более 1000 жителей крепости. Чтобы решить серьезную проблему был построен подземный водопровод к источнику в нескольких километрах.

В крепости размещались жилые дома, арсенал, склады, мечеть, баня. Ранее к крепости вели многочисленные подземные ходы, которые позже были засыпаны.

Осмотр обычно начинается с нижней части у дороги. Нужно подняться на вершину скалы, к воротам, откуда открывается панорамный вид на крепость. Именно здесь можно оценить всю былую мощь и размах крепости. Затем можно спуститься вниз ко рву и небольшому мосту.

Как добраться до крепости Еникале

Крепость находится недалеко от поселка Сипягино, по дороге на Керченскую переправу. В 11 км от крепости — центральная автостанция Керчи.

Доехать до крепости можно на общественном транспорте:

  • Маршрутное такси № 24, остановка «Еникале» возле крепости.
  • Маршрутное такси № 18, остановка «Стройгородок». От этой остановки до крепости придется идти пешком около 2 км: после остановки пройти прямо и свернуть на ул. Ярошенко, которая приведет к ул. Крестьянская, выходящей к крепости.
  • Автобус № 1, остановка «м/н Опасное». Это маршрут проезда от железнодорожной станции «Станция Крым». От станции пройти к остановке «Рыбколхоз», проехать до «м/н Опасное» и затем идти около 1,5 километров по ул. Минина. Таким же маршрутом можно доехать до крепости от Керченской паромной переправы.

В Еникале можно добраться и на своем автомобиле, ехать нужно от Керчи по направлению к паромной переправе, по Киммерийскому шоссе. Крепость легко увидеть сразу с дороги. Она расположена на ул. Репина.

Можно взять такси до крепости, в Керчи работает сервис Maxim.

Карта-схема пешего маршрута от остановки «м/н Опасное» до крепости Еникале:

Панорамный вид на крепость Еникале:

Видео о крепости Еникале на берегу Керченского пролива

Еникале — турецкая крепость на востоке Керчи

Трудно переоценить стратегическое значение, которое имеет Керчь. Крепость Ени-Кале (чаще название пишут слитно) – доказательство того, что государства, владевшие Крымом в прошлом, понимали это.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится крепость в Керчи?

Во время своего расцвета она административно не относилась к Керчи – это было отдельное поселение, фортификацию окружали домики мирных местных жителей. Но город с тех пор разросся, а Еникале оказалась в его черте. Карта может помочь убедиться в том, что она стоит как раз возле самого узкого места Керченского пролива. Совсем близко расположена действующая сегодня паромная переправа.

Еникале на карте Крыма

Ени-Кале: история существования

Построили Еникале на рубеже XVII-XVIII вв. турки, в зависимости от которых находилось Крымское ханство. Ее название переводится как «новая крепость». Оно мотивировано – турецкая фортеция заняла место более ранних оборонительных конструкций.

По имеющимся сведениям, на том же месте укрепленное городище существовало еще во времена Боспорского царства. Затем там же построились генуэзцы в период наиболее активной колонизации Причерноморья. Османская агрессия заставила их покинуть Крым, а строение досталось победителям. Они пробовали воспользоваться им, да не слишком получилось – укрепления подорвали казаки, нередко совершавшие набеги морем на крымские берега.

В XVII столетии крепости в Керчи фактически не было, предложения некоторых «продвинутых» турецких военных построить ее не встречали понимания у султана. Татарам же не разрешалось укреплять побережье, только Перекоп – Турция не желала рисковать своей монополией на морскую торговлю. Впрочем, особой нужды в форте действительно не было – соперников на Черноморье и Азове османы не имели.

Однако в конце века ситуация резко поменялась. Юный Петр I всерьез настроился «моря воевать», а в 1699 г. вышли первые корабли петровского флота. Была захвачена крепость Азов, а Турция столкнулась с необходимостью как-то контролировать движение русской эскадры, если она хотела сберечь свое господство в Черноморье.

С этого момента началась история собственно крепости Ени-Кале. Ее строили специалисты-европейцы (итальянец и французы) с 1699 по 1705 гг. Назначением нового бастиона было недопущение российских кораблей из Азовского моря в Черное. Но активно действовать форту долго не пришлось – на несколько десятилетий военные события на Черном море затихли. Они разгорелись вновь, когда в 1768 г. началась новая русско-турецкая война. И тут Еникале показала себя не с лучшей стороны – в 1771 г. она сдалась россиянам без боя.

Читайте также  Получение визы по прилету во Вьетнаме

Но Россия вскоре перестала в ней нуждаться – Азовское море стало полностью российским, да и на Черном спорить с ней стало опасно. Постепенно крепость превратилась в военный лазарет. Последний бой она дала во время Крымской войны, причем тоже неудачно – англо-французский десант легко выбил оттуда небольшой гарнизон. Лазарет существовал до 1880-х гг., а потом укрепление вовсе забросили.

Крепость Еникале – как объект для экскурсии

Сегодня в г. Керчь крепость Еникале охраняется государством как исторический памятник. Она сравнительно хорошо сохранилась, хотя состояние признается аварийным – невзирая на то, что в последние годы проводились незначительные реставрационные работы.

Ени-Кале занимала площадь около 2 га, была рассчитана на гарнизон в 2000 человек. В плане она представляет собой пятиугольник неправильной формы. Кроме стен, имелись также ров и вал (с трех сторон). На территории располагались казармы для солдат, дома для офицеров, мечеть, арсенал, несколько жилых построек.

Известно, что под землей имелись многочисленные подземные туннели – вероятно, появившиеся еще в греческое либо генуэзское время. Их пытались исследовать перед Великой Отечественной, но ныне большинство из них засыпаны ради безопасности. Даже если и получится найти свободный, туристам категорически не рекомендуется забираться туда – без специальных навыков и оборудования это опасно для жизни.

Не получится увидеть и еще одну достопримечательность Еникале – керамический водопровод, спасавший от нехватки воды. После освобождения Керчи от фашистов местные жители разобрали его остатки ради ремонта собственных домов. Но известно, что он шел от Хрониной горы, где есть минеральные источники.

А вот стены и пять бастионов с нависающими башнями увидеть можно. Их часто запечатлевают на фото. Посещение Ени-Кале входит в программу многих экскурсий по Керчи, нетрудно попасть туда и самостоятельно – укрепления видны от паромной переправы. Рядом проходит и железнодорожная линия.

Последняя и виновна в аварийном состоянии памятника. Сотрясения почвы, вызванные прохождением составов, вызвали разрушения бастионных стен. Теперь периметр достопримечательности «ждет не дождется», когда завершится строительство Керченского моста. Когда его железнодорожная линия будет введена в эксплуатацию, от старой колеи запланировано отказаться, как следствие, вибрация перестанет разрушать старые строения.

Как добраться (доехать)?

Добраться до крепости Еникале несложно. В районе автовокзала садитесь на городские маршруты №1 или №18 и езжайте до остановки «Стройгородок», откуда придется преодолеть порядка 2 км пешком или на попутках. От железнодорожной станции впритык к достопримечательности ходит автобус №24. В районе микрорайона «Опасное» на него можно подсесть, двигаясь на маршрутке №1 от «Порта Крым».

На машине от центра Керчи доехать до Ени-Кале можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Сипягина, Керчь, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.349393, 36.604537.

Крепость Еникале в Керчи первой встречает гостей Крыма, прибывающих паромом с материковой России. И это замечательно, что большинство из них интересуется не только крымскими пляжами и винами, но и историей! В заключение предлагаем небольшое видео об этой памятке, приятного просмотра!

Крепость Еникале в Керчи

Крепость Еникале — турецкое укрепление на территории Керченского полуострова, находящееся на территории города Керчь. С турецкого название «Ени-Кале» с турецкого означает «новая крепость». Ее возведение на месте старых крепостных стен происходило в 1699 — 1705 годах с целью укрепления восточных рубежей Османской империи.

В это же время были возведены укрепления на Арабатской стрелке и Перекопе.

Крепость Еникале в Керчи возвели в самой узкой части пролива, что позволяло контролировать проход всех судов по фарватеру.

Крепость Еникале (Керчь) — история

Первые укрепления были построены на этом месте генуэзцами в XIV-XV веке. Материалом служили руины древнего городища, ведь первые поселения здесь появились еще до греков — в XIII веке до нашей эры, когда тут было Мирмидонское царство.

В 1475 году турки захватили Крым и вынудили генуэзцев покинуть занятую ими ранее крепость. Более 200 лет укрепления в Керчи были никому не нужны.

Но с выходом России к Азовскому морю ее заново отстраивают и укрепляют. Удобно выбранное место, возле окончания косы Чушка, позволяло легко расстрелять любой вражеский корабль.

Крепость Еникале в Керчи площадью 25 000 кв. км. напоминала неправильный многоугольник, вокруг нее был выкопан ров, а башни и стены позволяли выдержать осаду. В неё вели 3 дороги:

  • из Керчи,
  • Джанкоя;
  • от причала.

Местный гарнизон насчитывал до 2000 человек (преимущественно турок). Рядом с крепостью находились жилые поселки, где обитали турки, армяне, татары.

Минусом крепости было плохое водоснабжение — единственного колодца было недостаточно и для ее снабжения пресной водой прорыли трехкилометровый подземный водопровод.

21 июня 1771 года она без боя сдалась русским войскам. После победы России в войне с Османской империей в 1774-м укрепление вошло в состав Таврической губернии. В 1825 году ее закрыли и она постепенно превращается в лазарет (1835-1880 годы).

Но в мае 1855-го здесь велись бои с англо-французским десантом, который выбил русский гарнизон. После этого крепость Еникале была заброшена, больше ни разу не вступив в войну. Как и другое укрепление на Керченском полуострове, построенное уже русскими — крепость Керчь.

Сегодня крепость Еникале (Керчь) охраняется государством и считается памятником архитектуры. В XX веке здесь провели реставрационные работы, но состояние все равно аварийное. Этому способствовала вибрация от движения поездов, проходивших около крепостных стен. Введение моста через пролив позволит закрыть эту ветку и сохранить Еникале.

Крепость Еникале в Керчи — как добраться на машине

Находится форт на улице Сипягина недалеко от паромной переправы, где круглосуточно работают веб камеры. Добраться сюда от Керчи, где стоит увидеть также руины Пантикапея, можно на маршрутках 1, 18 и 24 прямо от автовокзала.

Крепость Еникале расположена около паромной переправы и если вы едете на своем авто, то советуем остановиться около нее и уделить немного времени истории Крыма. Точное место можете узнать на предложенной ниже карте.

Крепость Еникале в Керчи — великолепное наследие османов

Крепость Еникале в Крыму является одним из прямых доказательств того, что все государства, владевшие когда-либо полуостровом, понимали его стратегическое значение. Теперь крепость, представляющая собой одну из главных архитектурных и исторических достопримечательностей города, занимает одно из первых мест по посещаемости среди туристических объектов восточного побережья Крыма. Здесь вы получите множество позитивных эмоций, отличное настроение и эффектные фотоснимки, сделанные на фоне древнего архитектурного памятника.

Местонахождение крепости Еникале

Во времена расцвета крепость входила в состав города Керчь как отдельное поселение, окруженное домами местных жителей. Когда город начал разрастаться, Еникале оказалась уже в его черте. Она находится в районе, где Керченский пролив максимально сужается, рядом расположена паромная переправа.

История крепости Еникале

Крепость построена на рубеже 17-18 столетий турками, в вассальной зависимости от которых тогда находилось Крымское ханство. Строительство происходило на месте, где уже располагались старые оборонительные сооружения.

Читайте также  Идеи для открытия бизнеса в США

Укрепления в этом районе существовали со времен Боспорского царства, в период колонизации побережья Черного моря тут обосновались генуэзцы. Османское нашествие вынудило их уйти из Крыма, а сооружения перешли к победителям, у которых долго не получалось воспользоваться ими по прямому назначению.

В 17 веке крепости в Керчи не было, все предложения турецких военных о ее строительстве отклонялись султаном, а крымским татарам было запрещено самостоятельно укреплять побережье полуострова. Однако и особой потребности в укреплении береговой линии у турок на тот момент тоже не было – они и так господствовали на Черном и Азовском морях.

Но уже к концу века ситуация начала меняться – Петр I всерьез настроился получить выход к Черному морю и в 1699 году захватил крепость Азов, здесь появились русские корабли. Османская империя столкнулась с необходимостью контроля за передвижениями русской эскадры, ведь от этого теперь зависело ее господство в Черноморском регионе. Тогда и началась история крепости Еникале.

Для проведения строительных работ, начатых в 1699 г. и завершенных в 1705 г., были приглашены специалисты из Европы. Главным назначением бастиона стало недопущение русского флота из Азовского моря в Черное. Вскоре военные действия прекратились, и крепость перестала быть активно действующей. Но с началом в 1768 году войны между Россией и Турцией боевые действия возобновились. В их результате Еникале в 1771 году без сопротивления сдалась русским войскам.

Но для России она стала на нужна – соперничать с ней на Черном море было уже небезопасно. Свой последний бой крепость дала во время Крымской войны. В мирное время, вплоть до 80-ых годов 19 столетия, в ней размешался лазарет.

Что следует посмотреть при посещении Еникале?

Посещение следует начать с нижней части крепости, находящейся у дороги. К сожалению, большая часть туристов на этом и заканчивают осмотр достопримечательности, однако, стоит подняться по тропе к воротам – и перед вами откроется прекрасная панорама.

С этой точки можно понять и масштаб сооружения, и оценить всю его красоту. Дойдя до самого верха, вы окажетесь у тропы, по которой можно спуститься к мостику и старинному рву.

Пройдя по дороге под мостиком, вы вновь вернетесь в начальную точку маршрута. В районе мостика расположен ряд различных построек, по большей части засыпанных землей. Местные краеведы рассказывают, что большинство имевшихся в Еникале подземных ходов засыпали еще в конце 19 столетия. Поведают они и о местных легендах, утверждающих, что на территории крепости спрятано несколько кладов.

Как добраться до крепости Еникале в Керчи?

Если вы хотите добраться до Еникале на автомобиле, то вам следует ехать от центра города к паромной переправе по Киммерийскому шоссе или же от паромной переправы – в сторону города.

На общественном транспорте вы сможете добраться до крепости следующим образом: у автовокзала сядьте на городской маршрут No1 либо No19 и проезжайте до остановки «Стройгородок», отсюда примерно два километра вам придется пройти пешком. Существует и вариант, при котором доехать до Еникале можно впритык – для этого у железнодорожной станции необходимо сесть на автобус No24.

Еникале на карте

Координаты: 45°20’51.36»N, 36°36’6.84»E.

Адрес крепости Еникале: г. Керчь, ул. Сипягина. Ее отлично видно с дороги и потому трудно пропустить. Отметим, что доступ к крепости открыт круглые сутки, а ее посещение – абсолютно бесплатно.

Авторы: Анастасия Берсенева, Валентина Фокина

Видео о крепости Еникале

Крепость Ени-Кале в Керчи

Заброшенная турецкая крепость Ени-Кале — одно из моих любимых мест в Керчи. Расположенная у самой кромки моря в тихом и уединенном районе города, крепость сразу притягивает к себе внимание, очаровывая своей особой атмосферой. Несмотря на то что крепость находится довольно далеко от центра города, всякий раз бывая в Керчи, я пытаюсь сюда ненадолго заехать.

Как добраться

Крепость Ени-Кале находится на самой окраине города недалеко от Керченской паромной переправы. Добраться сюда можно на маршрутном такси.

До крепости едут маршрутки № 18 и № 24. Ходят они довольно часто. По крайней мере у меня никогда не возникало проблем с ожиданием транспорта. Садиться нужно по направлению к Киммерийскому шоссе и паромной переправе. Выйти вы можете у самой крепости, маршрутки проходят прямо мимо нее. Так как крепость расположена сразу у дороги, не заметить и проехать ее сложно. Но для успокоения можно попросить водителя предупредить вас о том, когда нужно выйти. Водители, привыкшие к туристам, на подобные просьбы реагируют вполне адекватно.

От центра города на общественном транспорте ехать чуть больше часа, от автовокзала минут сорок, на автомобиле, конечно выйдет быстрее.

Со стороны города сюда ведет одна дорога, независимо от того, что вы выберете — общественный транспорт или личный автомобиль. Это проходящая в черте города трасса Е97 совпадающая с улицами Горького, генерала Петрова и генерала Кулакова. Сама трасса ведет к паромной переправе, а чтобы выехать к крепости, нужно после железнодорожного переезда свернуть направо.

Особенно удобно добираться сюда с паромной переправы, которая расположена от крепости на расстоянии трех километров в десяти минутах езды. Поэтому даже если вы в Керчи проездом, то я советую вам выделить немного времени и заехать полюбоваться развалинами старой крепости.

Вход в крепость бесплатный и свободный. Хотя при Украине были попытки ввести организованный проход туристов, они не увенчались успехом. С одной стороны это хорошо, но с другой, такая доступность крепости, конечно, сказывается на ее облике и состоянии.

История крепости

Первые крепостные сооружения на этом месте были возведены еще генуэзцами, которые, как известно, на протяжении XIV–XV веков возводили свои оборонительные укрепления практически по всему побережью Крымского полуострова. В то время на месте Ени-КАле существовало генуэзское поселение Килиседжик. C XVI века Крым постепенно начал заселяться турками-османами. А на рубеже XVII–XVIII веков с момента получения Российской флота выхода к Азовскому морю турки занялись укреплением своих рубежей.

Ени-Кале, что в переводе с турецкого означает «новая крепость», была построена турками в самом начале XVIII века . Окончательный свой вид крепость приобрела скорее всего в 1703 — 1706 годах. Название она получила в противовес «старой» уже существовавший в то время в Керчи турецкой крепости. Находящаяся на юге Керческого полуострова между Черным и Азовским морями, Ени-Кале всегда обладала важным стратегическим значением. Сюда даже был переведен из Кафы (Феодосии) главный турецкий штаб.

Надо сказать, что крепость, имевшая внушительные размеры — порядка 25 тысяч квадратных метров, была рассчитана на пребывание там одновременно до двух тысяч человек. Крепость окружали жилые поселки, примыкающие к ней с севера, запада и юго-запада. Среди них — крупный населенный пункт с тем же названием, что и крепость, получивший на некоторое время даже статус отдельного города.

Читайте также  Новая Голландия как добраться?

Во время русско-турецкой войны Ени-Кале была сдана без боя, в 1774 году в результате подписания Кучук-Кайнарджинского мирного договора крепость, перейдя во владения к Российской Империи, вошла в состав Керчь-Еникальского градоначальства Таврической губернии.

В дальнейшем крепость, утратив свое важное значение, стала постепенно приходить в запустение. Единственное сражение произошедшее здесь с момента ее перехода в состав Российской империи произошло в 1855 году — бои с англо-французскими войсками. Во второй половине XIX века здесь разместили военный госпиталь, после ликвидации которого крепость оказалась вовсе заброшена.

Несколько раз крепость осаждали в период Великой Отечественной войны во время осады города Керчь.

Архитектура

Предполагают, что в качестве зодчего выступал французский инженер де Вобан, а возможно и один из его учеников, руководство процессом строительства взял на себя архитектор итальянского происхождения, принявший ислам —Голоппо.

Крепость, имевшая в плане неправильный пятиугольник, с трех сторон была окружена рвом, с четвертой — морем. Благодаря крутому рельефу, крепость размещалась в несколько ярусов. По углам крепости было установлено пять полубастионов с узкими щелевидными бойницами, завершенных небольшими куполами. которые выдержали многочисленные осады неприятеля. Крепостные стены были сложены из местами необработанных квадров камня.

В крепость вели ворота — Керченские, Азовские и Джанкойские, названные так по направлениям дорог, ведущим к ним. Недалеко от въезда со стороны Джанкоя находилась резиденция визиря или турецкого шаха. наиболее интересными с художественной точки зрения являлись Азовские ворота. Они представляли собой два массивных пилона с низким арочным пролетом в центре. По периметру ворот шел венчающий профилированный карниз с декоративным узорчатым поясом. Пилоны завершались зубцами.

Внутри крепости располагалась большое количество зданий и сооружений различного назначения, среди них — жилые дома, арсенал, водяная башня, пороховые склады, мечеть и даже баня. Сейчас все это,к сожалению, утрачено, но тем не менее позволяет представить о оценить размеры крепости в XVIII веке.

Существенным недостатком было отсутствие питьевой воды, единственный колодец не справлялся с задачей. Именно поэтому для устранения данной проблемы инженерами был возведен акведук, поставлявший внутрь крепости пресную воду.

Ени-Кале сегодня

Как я уже писала, потеряв свое прежнее значение, крепость оказалась ненужной, в результате чего пришла в упадок и запустение. Во второй половине XX века Ени-Кале была поставлена на охрану в качестве памятника архитектуры, однако, серьезных реставрационных и восстановительных работ не проводилось. Негативным, я бы даже сказала, разрушающим фактором для крепости оказалось строительство железнодорожного полотна, проходящего в нескольких метрах от ее стен.

Несмотря на большое число туристов, это место не очень приспособлено для посещения. Здесь нет палаток с напитками или сувенирами, нет туалетов, кафе. Поэтому, собираясь посетить Ени Кале, лучше взять с собой воду и легкий перекус.Тем более, что в тени крепости можно устроить отличный пикник. Но лично я все выше перечисленное не считаю минусом, наоборот, это позволяет сохранить непередаваемую атмосферу этого тихого и уединенного места, насыщенного некогда яркими историческими событиями. Всеми забытая турецкая крепость, органически связанная с природой и окружающими ее маленькими деревянными жилыми домиками почти у самой воды, оставила у меня неизгладимое впечатление. А для особо дальнозорких крепость будет примечательно еще и тем, что именно с ее стен можно увидеть место слияния двух морей — Черного и Азовского.

Хотелось бы сказать вот о чем, в прошлом 2016 году один из местных жителей возле своего домика у стен крепости продавал прохладительные напитки и сушенную и вяленую рыбку, естественно своего собственного приготовления и улова. Очень любезный мужчина даже предлагал приготовить нам ужин. Такое местное «предпринимательство» как нельзя лучше вписалось в общую атмосферу места. Но к сожалению, не могу быть уверена, что мужчина будет торговать там на постоянной основе.

Маршрут осмотра

Для себя я составила вот такой маршрут осмотра. Красным обозначила границы крепостных стен, желтым — своеобразную протоптанную «туристическую тропу», двигаясь по которой можно увидеть самые значимые уголки внутри крепостных стен.

Выйдя из автотранспорта вы окажетесь у подножия крепости, то есть у ее нижнего яруса. Мне например сразу бросились в глаза остатки полубастионов Ени-Кале, нафотографировавшись на их фоне только потом я обратила внимание, что справа имеются ворота (Керченские как оказалось), через которые идет дорога наверх.

С нее можно попасть в полубаостион, заглянуть в бойницы и пройтись по остаткам крепостных стен первого уровня. Кстати, через эти ворота часто проезжают машины, автомобильная колея хорошо видна. Это, конечно, удобно, но, как вы понимаете, неблагоприятно отражается на сохранности исторического памятника.

Но не вздумайте на этом останавливаться! Для дальнейшего осмотра Вам нужно найти тропу, ведущую вверх, по ней вы доберетесь до следующих — Азовских ворот, отсюда откроется вид на всю территорию, некогда принадлежавшую крепости, позволяющий оценить ее истинные размеры. Ну и конечно, с вершины вы сможете полюбоваться морем или даже двумя.

Двигаясь на север и затем на северо-запад, встречая на своем пути остатки стен, вы дойдете до ее верхней северной точки, с нее можно будет увидеть сохранившийся ров и развалины Джанкойских ворот.

К сожалению даже очертания строений, находившихся внутри крепости едва различимы, лишь кое где виднеются остатки фундамента. Но проявив фантазию, можно попытаться представить, что же было там в далеком XVIII столетии. Далее, продолжая идти на северо-запад по уже проторенной тропинке, вы попадете в исходную точку маршрута.

Кстати, при желании прямо возле Ени-Кале можно окунуться в море — заход есть, правда будут попадаться валуны, а вот в метрах 300 от крепости есть более-менее оборудованный галечный пляжик. Честно сказать, ни там, ни там я не купалась, так как была в Ени -Кале ближе к вечеру и не было так жарко, но говорят, вода в этих местах грязновата.

На мой взгляд, Ени-Кале — одно из необычных и знаковых мест Восточного Крыма, которое нужно обязательно посетить, даже если вы в Керчи проездом. Ведь в этом памятнике как нельзя лучше происходит переплетение истории, архитектуры и уникальных ландшафтов полуострова.