Лопатинский фосфоритный рудник как добраться?

Лопатинский рудник

Фото Лопатинскjого рудника

Лопатинский рудник — Воскресенск, микрорайон Лопатинский, Центральная ул., 26

Лопатинский рудник – заброшенный фосфоритный рудник, расположенный в Подмосковье, неподалеку от города Вознесенска. Это очень интересное место, над обликом которого вместе поработали человек и силы природы – необычный ландшафт причудливо дополняют остовы гигантских экскаваторов и другой брошенной техники.

Рудник не оставит равнодушным любого ценителя экстремального туризма. Понравится здесь и любителям естественной истории – при должном везении можно найти раковину доисторического аммонита или зуб древней акулы.

Общая информация

Лопатинский рудник находится в 90 км на юго-восток от столицы. Он раскинулся на обширной территории между Воскресенском и Егорьевском. Этот объект образует на карте ромб, вершины которого – поселки Фосфоритный и Лопатинский, деревни Берняково и Максимовская.

Рудник расположен на территории Егорьевского месторождения фосфоритов – крупнейшего на европейском континенте.

История и нынешнее состояние рудника

Егорьевское месторождение открыли в двадцатые годы прошлого столетия, и уже в 1932 г. началась его активная разработка. Рост сельскохозяйственного производства в СССР требовал большого количества минеральных удобрений, сырьем для производства которых как раз и был фосфорит.

Уникальность месторождения заключалась не только в его размерах, но и в неглубоком залегании ценного минерала.

Такая особенность позволила отказаться от рытья глубоких шахт и вести добычу менее затратным открытым способом. Она же обусловила применения здесь весьма специфической техники. Для извлечения породы использовались огромные многоковшовые экскаваторы – так называемые абзетцеры. Хотя, применялась на Лопатинском руднике и другая техника: локомотивы, шагающие экскаваторы, бульдозеры.

Пик добычи пришелся на 60-е годы – в этот период на руднике ежегодно добывали до 400 тыс. т минерального сырья.

В 1993 г. работа объекта прекратилась – после развала СССР удобрения стали не нужны. Лопатинский рудник оказался фактически заброшен, большинство карьеров было затоплено. Техника и оборудование остались ржаветь под открытым небом, радуя охотников за металлоломом.

В 2000 г. около поселка Фосфоритный на одном из карьеров возобновили добычу кварцевого песка. В 2018 г. работы были приостановлены, а затем и вовсе прекращены. Железнодорожные пути, по которым вывозилось сырье, разобрали. Никаких планов относительно дальнейшей эксплуатации объекта в настоящее время не существует.

Ландшафт

Десятилетия добычи фосфоритов открытым способом привели к формированию на Лопатинском руднике уникального ландшафта. Здесь появилось множество карьеров, каждый из которых представлял собой узкий и протяженный ступенчатый желоб. Их длина достигает 5 км, ширина – 50-100 м, глубина – 30-40 м.

Между карьерами-желобами находятся отвалы пустой породы, образующие песчаные гребни, высотой до 50 м. Старые отвалы и желоба заровняли еще в советское время, засадив полученные площадки соснами. В результате образовался неповторимый пейзаж – плоские песчаные равнины, покрытые молодым сосновым лесом, между которыми расположились высокие бугры с крутыми склонами. На территории рудника встречаются странные пустыни с красными, черными и белыми барханами.

Многочисленные впадины заполнены водой и превратились в озера самых разнообразных форм и размеров. Местные жители любят приезжать сюда загорать и купаться, ибо вода в этих рукотворных водоемах чистейшая. Огромная ржавая техника придает пейзажу постапокалиптический оттенок.

На территории объекта проводят соревнования по спортивному ориентированию международного уровня.

Следы былых геологических эпох

150 млн лет назад на территории Московской области плескалось теплое море, в котором обитала самая разнообразная живность: аммониты, плезиозавры, блехиоподы, ихтиозавры. Фосфоритовые отложения относятся к Юрскому периоду истории нашей планеты. Рабочие неоднократно находили здесь прекрасно сохранившиеся раковины аммонитов, а иногда и целые скелеты древних водоплавающих ящеров.

Останки доисторических животных и сегодня обнаруживают на территории рудника, но с каждым годом это случается все реже. Древние юрские отложения постепенно покрываются ковром из трав и мхов, разрушаются атмосферными осадками.

Лопатинский рудник, Воскресенск (Восток МО).

Достаточно популярный поход выходного дня на востоке Московской области. Ключевые места этого похода — еловый и сосновый лес на песчаных берегах озёр, сами озёра техногенного характера, и пока ещё целый абзетцер — большой экскаватор.

Первая часть похода начинается от посёлка Фосфоритный. По пути из Воскресенска будете проезжать фосфогипсовую гору, — это отвал после переработки добытой руды. В этот раз вместе с нами поехал Рид — русский спаниэль, мальчишка, которому еще нет и года.

Машину оставили на бывшей АЗС и углубились в лес. Все озёра были образованы после выработки абзетцерами и экскаваторами грунта, из которого добывали фосфорную руду, используемую в производстве удобрений.

По лесу идти достаточно интересно: разнообразный рельеф, стройные ряды елей, В Радужном озере (1 на карте) в принципе можно купаться, Рокси с радостью забежала в воду. Рид тоже активно интересовался водой.

У Голубого озера (2 на карте) есть качелька. Рядом с озером осталось деревенское кладбище, ранее на месте карьера находилась деревня Игнатово, которую разрушили в середине прошлого века.

Частично сохранились шпалы вдоль длинных выработок. Кое где Рида приходилось брать на ручки, потому что он пугался зарослей кустов, в то время как Рокси скакала по лужам только так.

Отмечу работу противоклещиной защиты: Рид был обработан Адвантиксом каплями. Из шерсти сняли на этом этапе около 7 клещей, ни один не присосался, все были без движения. Рокси у нас ела таблетку Бравекто (второй сезон уже используем), было около 5 клещей, тоже без движения.

Есть еще такое интересное место. Тут можно смотреть на горизонт поверх крон деревьев. Для нашей равнинной Московской обрасти это интересные ощущения. Почему-то в голове сразу всплыл кадр из «Рокового маршрута».

На озере Малый Дельфин (точка 5) ещё стоял лёд, поэтому Рокси выбежала на него первой, начала его есть и кататься. Ну а за ней уже вышел я. А озеро Большой Дельфин (точка 4) похоже чем-то на Малую Рицу в Абхазии.

Крайне жалко, что в этих местах очень много мусора от джиперов с шансоном.

У машины сварили суп, пообедали. Вся прогулка у нас заняла около 3,5 часов, прошли мы 8 км.

После обеда двинули к второй нитке маршрута и ключевой точке путешествия — абзетцеру Takraf ERs 710. Путь пролегает до деревни Новочерскасское по асфальтированной дороге, затем пешком через лес 2 км. Некоторые идут/едут со стороны жд.

Сама техника стоит на окраине карьера, в котором некогда добывала породу, сейчас полностью обездвижена, в скором времени планируют распиливать на металл. Выходя из леса, пятиэтажная махина выглядит впечатляюще. Наверх можно попасть за мзду охранникам, вокруг погулять можно просто так.

Как только вернулись обратно к машине, начали крутить собак со спины на брюхо, чтобы вытащить скопившихся в их шерсти клещей. Хорошо, что никто не впился. Покормили собак и двинули в обратный путь домой. С понедельника начиналась «самоизоляция». На обратном пути собаки, умотавшиеся за день, спали.

Читайте также  Заявление на продление регистрации иностранного гражданина

Путешествие на карте

Зайцева ул., 42, Фосфоритный, Moscow Oblast, Россия, 140235

Лопатинский карьер

Описание

Замечательный фоторепортаж тут: http://student-geolog.livejournal.com/72453.html

А тут описание: http://www.isles.ru/spots/lopatino.html

Координаты: 55°17′44″ с. ш. 38°49′57″ в. д. / 55.295440° с. ш. 38.832550° в. д. / 55.295440; 38.832550 (G) (O) (Я) Лопатинский фосфоритный рудник — гигантское заброшенное месторождение фосфоритов в Московской области, близ города Воскресенска.

История

Лопатинский рудник расположен в 90 км к юго-востоку от Москвы. Он занимает обширную территорию между городами Воскресенск и Егорьевск, которая по форме похожа на ромб с вершинами в поселках Лопатинский и Фосфоритный и в деревнях Максимовская и Берняково. Этот район представляет собой уникальное и крупнейшее в Европе месторождение ценных полезных ископаемых — фосфоритов. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы XX века. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Наиболее активная добыча велась в 60-е годы XX века.

На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые экскаваторы укомплектовывались специальным приспособлением — путепередвигателем, умеющим передвигать железнодорожное полотно.

Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему — грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова — медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.

Современное состояние

С начала 90-х годов рудник практически полностью заброшен, большинство карьеров затоплено, дорогостоящая импортная спецтехника ржавеет под открытым небом и постепенно разделывается на металлолом. Единственный функционирующий в настоящее время карьер расположен в окрестностях поселка Фосфоритный, к югу от реки Медведки, однако теперь здесь добывается преимущественно кварцевый песок. По сохранившейся одноколейной железнодорожной ветке время от времени курсирует тепловоз-«кукушка».

Комплекс мероприятий по добыче фосфоритов привел к созданию в этой местности невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды — высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. В настоящее время большинство карьеров затоплены, и в результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами и чистейшей водой. Здесь можно увидеть странные песчаные пустыни; разноцветные — черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте… Эти совершенно неземные пейзажи в сочетании с возвышающимися над ними заброшенными монстрами-абзетцерами делают Лопатинские карьеры уникальнейшим природно-техногенным заповедником, одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье, привлекающим все больше и больше туристов.

Пешеходный поход, Лопатинские карьеры

Административный регион
Москва и Московская обл., Россия

Сроки
С 23 по 25 августа 2019, из них ходовые с 23 по 25 августа 2019 (3 дня, из них 3 ходовых)

Планируемый километраж
40 км

Отъезд
Отъезжаем из Москвы на электричке https://www.tutu.ru/view.php?np=d8e906eea8&date=16.08.2019, по традиции 3 вагон. Можно приехать раньше или позже, проблем с электричками нет. Место стоянки скину по запросу. Приезжаем на платформу Трофимово ,от туда 1 км и ночевка.

Возвращение
В воскресенье

Нить маршрута
Трофимово шиферная

О походе (цели, требования к участникам)
Что интересного на маршруте

Маршрут замечателен, прежде всего, красивыми объектами, созданными в сотрудничестве человека и природы на обширной территории Лопатинского фосфоритного рудника – рекультивированных фосфоритных карьеров к востоку от г. Воскресенск. Лопатинский рудник – крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов, используемых для производства минеральных удобрений. Первые разработки начались в 1930-х гг., а наиболее активная добыча – в 1960-х. На карьерах работали огромные монстры – абзетцеры (многоковшовые экскаваторы).

Последние из этих машин еще можно наблюдать, в том числе и в работе, на действующем карьере №12 (точка для наблюдения ABSETZER, в 3 км к югу от маршрута).

Вся остальная территория рудника ныне не действует. Гряды и желоба заровняли и засадили сосновыми посадками. Теперь там очень красивый и интересный ландшафт: плоские равнины и пологие холмы, покрытые чистым и легко проходимым сосновым лесом, неожиданно перемежаются высокими песчаными буграми, крутыми склонами гряд и желобов. Многочисленные понижения заполнились водой и образовали озёра самых разных размеров и форм. На озёра приезжают загорать и купаться отдыхающие, а необычный ландшафт бывших карьеров привлекает туристов и организаторов спортивных соревнований. В районе Лопатинских карьеров проводились соревнования по ориентированию (в том числе, велосипедному), такие, как One Man Relay, ММБ, Bike-Off-Road. Предлагаемый вам маршрут Трофимово – Шиферная является одним из любимых беговых и лыжных маршрутов группы Дмитриева. Два наиболее заметных объекта на маршруте за свою характерную форму получили в узком кругу туристов громкие собственные имена: озеро “Байкал” и гора “Эльбрус” (сейчас от него уже срыли большой кусок).

Другие объекты, связанные с производством минеральных удобрений: стела в пос. Фосфоритный, посвящённая добыче фосфоритов (точка STELA), горы-отвалы из фосфогипса: Белая (BEL-GORA, видна с Осташовского поля) и заросшая Зеленая (ZEL-GORA видна из Шиферной). Белая гора (Полигон №2 “Лопатинский”) – это склад отходов производства фосфорной кислоты. Имеет высоту 80 метров и поперечник 700 метров. Хорошо заметна с окрестных полей и даже с самолёта, если вылетать из Москвы в восточном направлении. Находится в сфере внимания экологов, так как является источником загрязнения окружающей среды: частички фосфогипса развеиваются ветром и вымываются водой. До недавнего времени Белая гора активно посещалась туристами и фотографами, сейчас объект находится под охраной.
Растительность и животные

В районе Лопатинского рудника основная порода леса – сосна, которой засажены бывшие карьеры. Заболоченные понижения заросли березой. Остальной лес – смешанный (сосна, ель, осина, береза, дуб). На полянах, опушках и возле дороги много земляники.

На маршруте можно встретить характерных для Подмосковья животных: кабанов, лосей , зайцев, бобров, а в сосновом лесу – белок.
Важно знать
Ограничения и особенности

Читайте также  Язык в Греции

Время прохождения пешком в спокойном темпе составляет 12 ходовых часов (2-3 дня).

Существенная часть маршрута проходит по хорошим песчаным дорогам, но также имеется много заболоченных участков и луж, проходов по колее в высокой траве.

В лесах на участке от пл. Трофимово до пересечения с шоссе А-108 имеются очаги поражения елового леса короедом-типографом: сухостой и труднопроходимые завалы. Встречаются и завалы после ураганов лета 2017г. На маршруте завалы в основном пропилены, но не везде, а в пропиленных проходах могут быть глубокие лужи. На лугах – высокая трава, в том числе, крапива.

Тем, кто не хочет промочить ноги, рекомендуется иметь высокую обувь, а в отдельных местах актуальны и резиновые сапоги.

Летом в сырых местах много комаров. Рекомендуется иметь репеллент и накомарник.

По характеру местности маршрут можно разделить на три участка:

Трофимово – Усадище, 9.8 км. В основном леса – суровые, с завалами, болотами, большими лужами на дороге и комарами. Имеется завал на дороге длиной 150м, хотя есть надежда, что он будет расчищен.
Усадище – Фосфоритный, 11.9 км. От Усадища до Лопатинских фосфоритных карьеров идет колея по полю. Есть небольшие заболоченности и участки с высокой травой. В районе фосфоритных карьеров начинаются хорошие песчаные дороги.
Фосфоритный– Шиферная, 15.7км. Хорошие песчаные дороги, с небольшим участком по колее в высокой траве в районе р. Медведка. Наиболее интересная часть маршрута. Здесь расположены основные достопримечательности. Затем тропа идет по лесу и по окраине г. Воскресенск.

Часть маршрута, пролегающая по району Лопатинских карьеров, может быть частично или полностью включена в велосипедный маршрут, но следует учитывать, что на дорогах много песка. Остальные участки не рекомендуются для велосипеда.
Как добраться

Маршрут проложен по Воскресенскому району Московской области между железнодорожными платформами Трофимово и Шиферная Рязанского направления.

Ближайшие города: Воскресенск (

До пл. Трофимиво или Шиферная можно доехать на электричке от Москвы-Казанской, время в пути чуть меньше двух часов. При выборе пунктов старта и финиша рекомендуется учитывать расписание: на пл. Трофимово между электричками есть большие перерывы. Также следует учитывать, что участок Москва Казанская – Голутвин, в отличие от всех остальных российских железных дорог, имеет левостороннее движение – будьте внимательны при нахождении рядом с путями и выборе платформы для отъезда.

Недалеко от середины маршрута находится пос. Фосфоритный с регулярным автобусным сообщением на Воскресенск и Егорьевск. Поэтому можно пройти часть маршрута (Трофимово – Фосфоритный, 21.7 км, или Шиферная – Фосфоритный, 15.7 км), уложившись в один день. Также можно уехать на автобусе из дер. Берендино и Осташово. Населенных пунктов непосредственно на маршруте только два: пос. Фосфоритный и микрорайон “Коммуна” (г. Воскресенск), примыкающий к ст. Шиферная.

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекса.

Все что требуется от участников, это желание пойти, учавствовать в переписках в предпоходе, и иметь минимум туристической снаряги (обсуждается отдельно, но желательно иметь спальник и пенку)

Лопатинский фосфоритный рудник как добраться?

Всего каких-то 150 миллионов лет назад, во времена юрского периода, когда на территории нынешней Московской области простиралось бескрайнее море, здесь во множестве обитали закрученные в свои раковины немногословные аммониты, ныряли и резвились шустрые зубастые ихтиозавры.

Всего каких-то 15 лет назад, когда доисторическая живность давно уже сошла с арены истории, здесь еще обитала колония огромных экскаваторов . Стальные чудовища, жадно вгрызались в донные пески древнего моря и с грохотом наполняли продуктами своей жизнедеятельности бесконечные железнодорожные составы.

Времена и тех, и других монстров безвозвратно ушли, чудища, как и положено динозаврам, вымерли, но если органические скелеты первых обнаружить, порой, еще можно, то металлическим скелетам вторых уже назначено последнее свидание с плавильной печью.

Достопримечательности

  • Ископаемые окаменелости юрского и мелового периодов
  • Инженерные сооружения второй половины 20-го века
  • Уникальный рукотворный ландшафт

Общая информация

Лопатинский рудник занимает обширную территорию к востоку от города Воскресенска , которая, с известной долей условности, может быть названа ромбом с вершинами в поселках Лопатинском и Фосфоритном и в деревнях Максимовской и Бернякове. Большая его часть, на первый взгляд, на рудник совершенно не похожа. Местность здесь вообще слабо похожа на что-либо еще в средней полосе России — странные песчаные пустыни; разноцветные — черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте. Все это — следы еще недавней бурной деятельности человека. Все это — не более чем гигантские заброшенные карьеры Лопатинского рудника.

Карьеры Лопатинского рудника — место для Подмосковья уникальное. Здесь и сегодня встречаются настоящие динозавры . Точнее, водные ящеры – ихтиозавры. Было время, целые скелеты этих доисторических существ перемалывались мощными ковшами рудничных экскаваторов. Дела до них никому особого не было — разрабатывалось месторождение не динозавров, а фосфоритов. Динозавры, впрочем, попадались не так уж и часто. Другое дело — живность помельче. Достаточно было копнуть буквально в произвольном месте отвала, чтобы обнаружить какую-нибудь доисторическую раковину. Одних аммонитов в Лопатинских карьерах найдено более 35, а двустворок — более 45 видов, плюс к этому — белемниты , брахиоподы , губки , морские ежи . Полный список ископаемой живности (в основном, юрского периода) насчитывает почти 150 различных наименований! Научная общественность била тревогу — под ковшами экскаваторов погибал настоящий » Парк Юрского Периода «. Но то, что было не под силу остановить «гнилой интеллигенции», оказалось элементарной задачей для «новой рыночной экономики». Как-то вдруг, совершенно неожиданно, получилось, что одно из крупнейших в Европе месторождений ценнейшей для сельского хозяйства субстанции (фосфоритов) оказалось решительно нерентабельным. Поражающая размерами и сложностью техника, зачастую импортная, как выяснилось, годится лишь на металлолом. Так, в результате очередного изменения климата — на этот раз, экономического — в Подмосковье вымерло еще одно, новейшее, поколение динозавров, с виду гораздо более надежных и долговечных, чем их предшественники. Хозяйке на заметку: работы по демонтажу последнего экскаватора должны начаться со дня на день. С визитом имеет смысл поторопиться.

Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась уже в августе 1932 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами ), обладающих повышенной производительностью.

Многоковшовый экскаватор — удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1.

Читайте также  Репина Пенаты как добраться?

На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой — путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.

Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему — грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова — медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.

Комплекс этих мероприятий привел к созданию невероятного ландшафта . Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды — высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. Увеличивается не только возраст, но и высота, и вот, мечта друида — огород становится настоящим лесом! Для полноты картины необходимо учесть, что рудник, по большей части, заброшен, а многие старые карьеры и другие техногенные впадины затоплены. В результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами и чистейшей водой, большая часть которых, вдобавок, не обозначена ни на одной карте. Все это делает Лопатинские карьеры одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье.

Как добраться

В целом,
Лопатинский рудник расположен примерно на равном расстоянии от Москвы и Рязани чуть к востоку от города Воскресенска , что в Московской области . К разным частям рудника удобнее добираться с разных сторон и разными способами. В данном случае мы рекомендуем исключительно пеший вариант перемещения, поскольку именно так, с нашей точки зрения, удастся в полной мере прочувствоваться духом местности.

На своих двоих.
От Москвы до пл. Москворецкая — электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Голутвин и Рязань. От платформы идти в генеральном направлении на восток, вверх по течению речки Семиславки. Всего ходу до начала карьеров около 5 км по нормальной лесной дороге с колеей. Дорога, уже в лесу, пересекает Семиславку дважды, потом вливается в бетонку, служащую в данном месте условной границей рудника. Последний уцелевший экскаватор — по бетонке направо (на юг) где-то в полукилометре. Существует также отличная тропа (гораздо более приятная, чем дорога от пл. Москворецкой) от поселка Строителей (близ пл. Цемгигант, конечная остановка автобуса №4 ), однако найти ее сложнее. Кроме того, есть тропа из окрестностей станции Шиферная (больше электропоездов), но она проходит севернее и по ней попадать к последнему экскаватору менее удобно.

Общественным транспортом.
От Москвы до пл. 88-й км — электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Вoскpесенск, Шиферную, Голутвин и Рязань. Оттуда пешкoм дo автoвoкзала (пo хoду пoезда напpавo через мост и впеpед). Далее автобусом №24 «Воскресенск — Фосфоритный», в ходу буквально круглые сутки (с 4 утра до 10 вечера), около 30 рейсов в день. Также можно воспользоваться автобусами №22 «Воскресенск — Ёлкино» и №37 «Воскресенск — Ёлкино — Медведка», каждый из которых очень удобен, но имеет лишь по 4 рейса в день. Также на станции Воскресенск можно пересесть на электропоезда кольцевого направления, следующие в Егорьевск и Куровскую (в сумме около 8 отправлений в день), до остановок Лопатино, Берендино, Хорлово, Рудниковская — по выбору. Далее пешком. Повторимся, приятнее и полезнее идти пешком с самого начала (см. выше).

Личным транспортом.
Автомобильные дороги подходят как со стороны Воскресенска , так и со стороны Егорьевска . К последнему уцелевшему экскаватору следует двигаться от деревни Ёлкино через Новочеркасское, далее в генеральном направлении на запад — юго-запад, по бетонке приемлемого качества. Объект расположен чуть к югу от уреза 112,8 на речке Семиславке, пока виден издалека.

[ Статья подготовлена А.Тилипманом
специально для проекта «Малые Острова России» ]