Маяк Толбухин как добраться?

Толбухин маяк

На подходе к Санкт-Петербургу со стороны Балтийского моря, на маленьком искусственном островке на оконечности Котлинской косы, отходящей к северо-западу от острова Котлин, без малого триста лет тому назад был установлен маяк.

Это один из старейших маяков на Балтике и в России. На его траверзе начинается морская дорога к нашему городу — морской канал, или «Торная дорога» (так его прежде называли).

Содержание

  • Координаты и расположение маяка Толбухин на карте
  • Строительство Толбухина маяка
  • Название
  • Модернизация
  • Перестройка в камне
  • Строительство первой каменной башни
  • Чертёж каменного маяка 1886 года
  • Николай Александрович Бестужев
  • Маяк в наши дни
  • Фотографии маяка Толбухин
  • Фото отреставрированного маяка в 2018 году
  • Фото 15 декабря 2018
  • Фотографии маяка Толбухин 2012-1017 года

Маяк Толухин на карте

Координаты 60°2′33″N 29°32′32″E

Строительство маяка

Как и другие первые маяки страны, он был построен по личному указанию Петра I. В одной из записок вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года царь писал: «Сделать Колм (маяк) каменный с фонарем на косе Котлинской».

Выполняя это указание, Крюйс отдал 2 декабря письменное распоряжение капитану Лейну. К письму прилагался эскиз башни маяка, составленный собственноручно Петром I. На эскизе давались основные размеры башни маяка, а в нижней части сделана рукой императора приписка: «протчее дается на волю архитектору».

Сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и прежде всего большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому с согласия Петра I было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни.

Толбухин Федор Семенович

Первый деревянный маяк сооружен в 1719 году и по наименованию косы, на оконечности которой он возник, был назван Котлинским. На башне устроили фонарь, в котором зажигались в основном свечи.
В 1736 году маяк переименован, в Толбухинский. Это наименование он получил в честь полковника Толбухина Федора Семеновича, командовавшего полком, разбившим в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу…
Еще при заложении Петербурга Ф. С. Толбухин был назначен начальником гарнизона острова Котлин. Он также стал и первым военным комендантом с Кронштадта. Умер Ф. С. Толбухин в 1726 году. Построенный маяк не удовлетворял мореплавателей, так как видимость горящих в фонарях свечей была ничтожно мала. В 1723 и году маяк перешел на освещение конопляным маслом, которое к сжигалось в светильниках. Однако замена свечей конопляным маслом практически дальность видимости огня не увеличила. Поэтому решили по примеру Готландского маяка перевести «Толбухин» на освещение дровами и углем.

Первые проекты каменного маяка

12 апреля 1736 года Адмиралтейская Коллегия приняла решение приступить к строительству нового каменного маяка, которое было поручено Главному адмиралтейскому архитектору Ивану Коробову. Коробов, побывав на Котлинской косе, определил первоочередные работы и предложил вначале возвести деревянный маяк, постепенно ведя подготовку к строительству каменного.

В 1737 году второй деревянный маяк был построен.
К этому времени Адмиралтейская Коллегия, в ведении которой о находились маяки, вновь подняла вопрос о строительстве каменного сооружения на косе. Но так как построить каменную башню в сжатые сроки не удавалось, был вновь поставлен временный деревянный маяк.

Одновременно начались работы по сооружению каменной башни. К 1739 году удалось выложить только фундамент.
Работы производились в очень тяжелых условиях, так как при малейшем нагоне воды ветром косу заливало и люди работали по пояс в воде.

В 1744 году при пожаре полностью сгорели служебные помещения и караульный дом, пристань, весь запас дров и угля. Пожар вызвал еще несколько постановлений Адмиралтейской Коллегии о строительстве каменного маяка.

Перестройка маяка в камне

Строительство первой каменной башни связано с именем морского офицера Леонтия Васильевича Спафарьева, который с 1807 года, с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, занимал этот пост.
Л. В. Спафарьев разработал проект и смету на постройку Толбухинского и других маяков в Финском и Рижском заливах, принял энергичное участие в их строительстве. В 1809 году началось сооружение каменного Толбухинского маяка.

К сентябрю 1810 года были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни установили металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка.
Рядом с башней был построен каменный жилой дом, соединенный с ней специальной галереей.
22 сентября 1810 года каменный корпус вступил в строй.

Чертёж маяка Толбухин 1886 года

Впоследствии он не раз подвергался реконструкции.
Проектирование и строительство каменного маяка связано с именем известного русского архитектора А. Д. Захарова, автора и строителя зданий Главного Адмиралтейства в Петербурге.
Когда Л. В. Спафарьев составил проект маяка, то Адмиралтейский департамент отправил его по субординации на заключение Главному адмиралтейскому архитектору А. Д. Захарову. Тот внес в проект много изменений и добавлений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство.

После того, как на маяке установили телеграф, решили построить второй этаж над караульным домом. В 1833 году этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Это улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров.

Бестужев

Описывая краткую историю «Толбухина», нельзя не упомянуть и о декабристе Николае Александровиче Бестужеве, имеющем к нему прямое отношение.
В 1819 году молодой лейтенант Бестужев назначается помощником директора балтийский маяков. В этой должности он пребывал до 1824 года. В 1821 году Бестужев установил на «Толбухине» маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. В память о своих поездках и пребывании здесь Н. А. Бестужев написал рассказ «Толбухинский маяк».

Николай Бестужев был в первых рядах восставших 14 декабря, весь день находился на Сенной площади. Только вечером, увлекаемый беспорядочной толпой, он покинул площадь, заваленную телами убитых и раненых. Он решил бежать на Толбухинский маяк, там отдохнуть и потом двинуться дальше — в Швецию.

По льду Финского залива, забежав перед этим домой, на Васильевский остров, Бестужев на рассвете 15 декабря, уставший и промерзший, подошел к Кронштадту. На квартире у своих знакомых сбрил бакенбарды, загримировался, флотскую офицерскую шинель заменил тулупом и, надев шапку-треух, снова двинулся по Толбухинской косе к маяку.

Вскоре он увидел высокую башню, но достичь ее уже не удалось. Решил отдохнуть и поесть в убогом домике рыбака, где был настигнут и арестован жандармами…

Маяк Толбухин в наши дни

В настоящее время значение маяка-ветерана возрастает. Он вновь становится важным навигационным ориентиром при плавании на подходе к морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы.

В 2018 маяк был отреставрирован, оборудование маяка заменили на новое, отвечающее самым современным навигационным требованиям.

«У нас было все, кроме такого дома!». Как живется на старейшем маяке России

26 октября 2018 11:36

ВАКАНСИЯ МЕЧТЫ

– На Толбухине теперь все новенькое: и сам маяк, и маячники, – проводит ликбез на берегу начальник Толбухина маяка гидрографической службы Ленинградской военно-морской базы Петр Ефимов, которого коллеги называют просто дядей Петей.

Предыдущие смотрители старейшего маяка страны, муж с женой, уволились этим летом.

– Они прожили на нем три года и, видно, устали, – рассказывает дядя Петя, садясь в надувную моторку. – Не все способны жить на острове: помимо желания, нужно разбираться в дизелях, электрике, строительстве. Не прилетит добрый дядя в голубом вертолете и не прибьет тебе доску.

Все лето шел ремонт к трехсотлетию маяка. А в августе в сети появилась вакансия мечты. Уже три недели, как на Толбухином поселились новые хозяева – капитан второго ранга Дмитрий Масько и его супруга Юлия.

Читайте также  Прожиточный минимум в России

– Ну, как там Петербург? Что в мире делается? – улыбаясь, встречают «гостевую» лодку смотрители.

Рядом с ними – пара собак. Пес Фран, или, ласково, Фунтик, – старожил, остался от прежних маячников. А вот четырехмесячную девочку-маламута супруги купили накануне переезда на остров. Назвали Майей.

Весь остров, от пирса до дверей маяка, завален перьями. Сегодня ночью на пару с Франом Майя разодрала старую подушку, которую вынесли на улицу, чтобы сжечь (на маяке нет мусоропроводов, так что все отправляют в топку). Пока она не умеет сторожить, только баловаться.

ЗАЖЕЧЬ И ЗАЩИТИТЬ

Первым делом хозяева приглашают в «башню».

– Это единственный маяк в мире, где лестница не винтовая, а поэтажная, – горделиво отмечает Дмитрий. – Главная моя задача – протирать фонарь. Конечно, не каждый раз. Но поднимаюсь дважды в день минимум: смотрю, все ли нормально.

На старейшем маяке костров, конечно, давно не разводят: «начинка» у Толбухина вполне себе молодая – блоки светодиодов и автоматика. Мигает он сразу во все стороны тремя рядами, еще три – запасные.

– Сердце маяка – дизель-генератор, – продолжает Дмитрий. – Еще у нас есть дровяное отопление, а готовить собираемся на газу: привезли с собой плиту.

В обязанности Дмитрия входит не только обслуживание маяка, но и его… защита. Летом над маяками Кронштадта кружат «кукурузники», а зимой по льду – на санях, лыжах и велосипедах – к ним устремляются вереницы любопытных.

– Пустующие маяки к весне остаются разграбленными, – объясняет дядя Петя. – Например, оба маяка Санкт-Петербургского морского канала взламывают каждую зиму ради красивых фотографий. Даже металлические засовы не останавливают!

Единственные, кому на стратегическом объекте рады всегда, без согласования с военными, – это спасатели. У маячников блюстители безопасности узнают обстановку в округе. Наблюдает Дмитрий и за соседними маяками – Шепелевским, Красной Горкой и Стирсудденом. Если в темное время суток свет кого-то из них не виден, то докладывает дежурному по радиосвязи.

– Стыдно признаться, но я наверх поднималась пока только два раза, – признается Юля. – Высоко, трап узкий. В общем, страшно.

АРБУЗЫ НА НОВЫЙ ГОД

«Башня» растет из двухэтажного здания, в котором умещаются служебные помещения и две квартиры – хозяйская и гостевая. В какое окно из жилища маячников не глянь, открывается восхитительный вид.

– Привезли с собой плазмочку, думала, фильмы буду смотреть. Поставила Диме условие: без телевизора и посудомойки не поеду. Наивная! – всплескивает руками Юля. – До сих пор телевизор так и стоит запакованный. Некогда. Встаем в пять утра, в восемь вечера ложимся, вместе с солнцем. Столько дел переделываю за день, что сама себе поражаюсь. Но пока мне все нравится: жизнь и должна состоять из трудностей, даже бытовых, иначе жить будет просто лень.

Пока смотритель маяка Дмитрий смотрит за маяком, его подчиненный «техник» хозяйствует на кухне. Продукты на острова доставляют раз в полгода. Можно заказать то, что нравится, но в рамках норм: одни выбирают мороженое мясо, другие – консервы. Проблемы с питанием нет, спасибо холодильникам. В коридорах – коробки с консервами. Рядом – два арбуза. Они должны стать украшением новогоднего стола.

А вот с водой иногда бывают сложности.

– В суровую зиму здесь перемерзал колодец, смотрители оставались без питьевой воды, – отмечает Петр Ефимов. – Тогда мы доставляли воду на воздушной подушке вместе со спасателями. Иначе не добраться.

МОРЕ, ДВА ПЛЯЖА, ЗООПАРК

Вместе с капитаном Масько обходим его новые владения. Во дворе – сад: сосенка и лавочка под ней. На другой стороне острова, за дровяником, – огород из двух теплиц. Помидоры, репа, петрушка с укропом и щавелем, клубника, земляника, смородина, крыжовник, даже табак. Пока все это – плоды работы предыдущих смотрителей, но следующей весной Масько перестроят теплицы и посеют свой урожай.

Неподалеку – компостная яма, где «разводят» червей для рыбалки. Покидать маяк без согласования или острой надобности нельзя, но отплыть на лодке немного от берега, чтобы закинуть поплавок, не возбраняется. Но, хотя супруги – заядлые рыбаки, а вокруг – целое море, пока улова нет. Причина – все те же дела по хозяйству.

Имеется на балтийской фазенде и два личных пляжа. На «пляже номер один» выгуливают собак, «пляж номер два» – для романтических вечеров и загара. Рассветы Дмитрий и Юлия с чашечкой кофе встречают на «террасе» – лавочке на берегу.

– Это единственное место, где не дует, – уточняют супруги. – И это без шторма. А если шторм, так по двору кирпичи летают.

Живность тоже в наличии. Фунтик и Майя делят остров с четырьмя котами – Мурой, Мурзиком, Соней и Мишкой. Все спасенные: кого-то подобрали на улице, кого-то взяли из приюта.

– Давным-давно у нас была кошечка, но ее прищемило дверью, – вздыхает Юля. – Отдали кучу денег, но ничего сделать было нельзя. Я пришла в ветеринарку, чтобы ее кремировать. А там мне предложили взять Муру. Хозяйка привезла ее на прививку, но так и не вернулась: погибла в автокатастрофе… Взяла. Иду радостная с Мурой, звоню Диме. А он: «И я взял!». Подобрал Мурзика на улице.

Дмитрий говорит, что живность на маяке наперечет. Есть птички, которых смотритель кормит галетами. Есть две мухи – Оля и Маша. А еще есть хорек Игорек, который живет под крышей уже много лет. Как он попал на остров – загадка, но, скорее всего, добежал с большой земли по зимнему льду. Маячник угощает и его, кладет печенюшку на карниз.

ПОСЛЕДНЯЯ ГВОЗДИКА

На маяке супруги планируют прожить пять лет минимум.

– Этот шаг – это не на полгода: мы всю свою жизнь перевернули, в которой было практически все – родители, квартира, дача, машина, – рассуждает Юлия. – Но такого вот дома у нас не было!

– Она была рада больше, чем я, – улыбается Дмитрий, глядя на жену. – В городе каждый день встаешь и бежишь на работу, толкаешься в транспорте, в пробках. А здесь утром проснулся, ноги – в тапки. И все, ты на работе.

Дмитрий – капитан второго ранга. О том, что где-то среди вещей таятся его мундир, медали и кортик, сам не говорит: об этом наедине нам гордо шепчет супруга. Единственный ребенок в семье военных, Дмитрий окончил Военно-морское училище Фрунзе и по распределению отправился служить на Сахалин, в Корсаков.

В то время Юля выучилась на медика в училище и ходила на подготовительные курсы, чтобы поступить в Мечникова.

– Первый лейтенантский отпуск. 23 февраля, – вспоминает капитан. – Моя девушка отказалась ехать со мной в Корсаков. Я купил охапку гвоздик, подходил к каждой девушке на улице, вручал цветок и спрашивал: «Вы поедете со мной на Сахалин?». Девушки от меня шарахались. Гвоздики заканчивались. Когда оставалась последняя, на автобусной остановке на Черной речке я увидел это чудо с огромными ресницами. Она была на концерте Маликова, но не досидела до конца: подруги почему-то не пришли, она была в плохом настроении. Ей было шестнадцать, мне – 24. Она ответила: «Если бы полюбила, поехала бы».

Спустя две недели Дмитрий уехал в Корсаков. Вернулся через год. Встретились снова.

– Когда Юле исполнилось восемнадцать и я пришел просить ее руки к отцу – а он, кстати говоря, был ФСБ-шник на пенсии, с Владимиром Владимировичем в одной столовой ел, – то получил «добро». Но при условии, что на Сахалин Юлю я не возьму, – делится Дмитрий. – 31 января мы поженились. Я уехал. А 2 апреля она сама прилетела ко мне.

Читайте также  Нило Столобенская пустынь где находится?

– Бежала тайно: папа не пускал, – улыбается Юлия. – Хотел, чтоб я стала врачом. Но жизнь распорядилась иначе. И я не жалею. Если бы был второй шанс, сделала бы все точно так же.

«ВСЕ СБЫВАЕТСЯ»

На Сахалине Дмитрий отслужил пять лет на метеостанции, Юлия пробыла там с ним два с половиной года. Оба супруга называют это время лучшим в жизни: суровый климат, бытовые трудности – все молодым влюбленным было нипочем.

В 2000-ом Дмитрия перевели в Петербург, в Центральное картографическое производство ВМФ. Супруга устроилась там же, дошла до редактора. Муж по совместительству ее начальник последние четыре года. Когда военных сократили, Дмитрий остался на предприятии гражданским.

– Хочу организовать на маяке музей, – говорит Дмитрий, показывая копии старых карт с Толбухиным. – Как раз к трехсотлетию.

О том, что чета Масько не прочь перебраться на маяк, знали все друзья. О вакансии Дмитрию сообщили накануне его дня рождения. Юля согласилась сразу. Маме Дмитрия о решении сообщать долго не решались: все-таки семьдесят лет, единственный сын. У самой Юлии на берегу остались мама и брат.

– В августе было шесть лет, как мы обвенчались в Никольском соборе, Дима был в форме, – признается жена капитана. – С тех пор у нас произошли положительные изменения.

– Просто когда я что-то обещаю… – начинает Дмитрий.

– … всегда все сбывается! – заканчивает Юля.

– Пообещал, что будем жить в своем доме на берегу озера…

– …и сбылось… Так получилось, что у нас нету детей: был ребеночек, но умер… Может, еще даст бог, кто знает. Если верить.

СПРАВКА «КП»:

Толбухин маяк стоит на искусственном каменном острове в Финском заливе примерно в пяти километрах от Котлина. Его возвели в 1719 году по указу самого Петра Великого. Тогда маяк «на косе Котлинской» был деревянным. В 1736-ом ему дали имя полковника Федота Толбухина, первого коменданта Кронштадта, который отличился в Северной войне.

Только при Александре Первом временный деревянный маяк заменили по проекту архитектора Андреяна Захарова на каменный.

В 1990-ом старейший в Росси маяк включили в объекты всемирного наследия.

ТТХ:

Высота – 29 метров

Высота над уровнем моря – 30 метров

Дальность видимости – 19 миль (более 30 километров)

Пять самых романтичных маяков Петербурга и Ленобласти

Маяк всегда считался символом морской романтики и приключений. Он стал неотъемлемой частью многих мелодрам. Вспомните «Великого Гэтсби», где маяк для главного героя служил напоминанием о своей возлюбленной, о долге, служении той единственной в его сердце. Мы подготовили для вас маршрут по самым живописным и загадочным маякам Петербурга и Ленобласти.

Маяк Самбой

Это место — самая восточная точка Ленобласти. Находится она на Финском заливе, на мысе Чейнаволок. Маяк был сооружён во второй половине XIX века. Место всегда было очень опасным для плавания, так как у берега много мелей.

Пешая прогулка до маяка может приятно удивить живописностью этих мест. При этом сама башня уже долгое время является недействующим, но внутрь вы всегда сможете легко попасть.

Адрес:
Ленинградская область, мыс Чейнаволок.

Как добраться: от станции метро «Ленинский проспект» вам нужно будет поехать на маршрутке К-226 или К-35 и доехать до улицы Адмирала Черокова. Далее пешком около 2 км по направлению к пляжу.

Стороженский маяк

Это самый высокий маяк в России — седьмое место по высоте в мире!

Сооружён он был в 1828 году на Ладожском озере в деревне Сторожно. Башня перестроена в 1911 году и её высота сейчас около 77 метров. Чтобы попасть наверх, необходимо пройти около 400 ступеней. Попасть внутрь можно, но только если договориться со смотрителем. Сейчас это излюбленное место для туристов, ведь маяк находится в одном из самых красивых мест.

Адрес:
Ленинградская область, деревня Сторожно.

Как добраться: От Ладожского вокзала на поезде до станции «Паша», далее автобусом до деревни «Загубье». И пешком около 18 километров по направлению к Свирской губе.

Осиновецкий маяк

Осиновецкий маяк особенно известен тем, что во время Второй мировой войны освещал Дорогу жизни.

Построен он был в 1905 — 1910 годах. Его высота составляет 70 метров. Вокруг поражающая туристов красота: песчаный пляж, Ладожское озеро и густой лес.

Маяк действующий. Посетить его можно в составе экскурсии.

Адрес:
Ленинградская область, посёлок станции Ладожское озеро.

Как добраться: От Финляндского вокзала на электричке до станции «Ладожское озеро». Далее пешком около 1 километра по направлению к пляжу.

Маяк Толбухин

Самый старый маяк в России, который включён как памятник во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Его построили по приказу Петра I в 1719 году. Изначально он носил название «Котлинский», но в 1936 году был переименован в «Толбухин» в честь первого коменданта Кронштадта Федота Толбухина.

Маяк действует по сей день и служит важным ориентиром в Финском заливе. Но попасть туда достаточно проблематично, в этом могут помочь лишь личные связи. Сам остров закрыт для посещения.

Адрес:
Ленинградская область, Большеижорское городское поселение.

Как добраться: На автобусе доехать до Кронштадта, выйти необходимо около форта Риф на остановке «Кронштадтское кладбище», далее пройти пешком около 1,5 километра в сторону форта.

Шепелёвский маяк

Расположен на одноимённом мысе полуострова Каравалдай. Он был выполнен из чугуна и изготовлен во Франции в 1910 году. Высота башни около 38 метров. Маяк действующий.

Попасть в него не получится, но поездка до этого места себя оправдает. Ведь в окрестностях очень тихо и живописно: песчаный пляж, железная вышка, с которой можно сделать отличные фотографии.

Адрес:
Ленинградская область, мыс Шепелёвский.

Как добраться: От станции метро «Автово» на маршрутке 401 до села «Шепелёво», далее пешком до конца села за мостом повернуть направо и по бетонной дороге прямо до берега залива.

Маяк Толбухин

Это один из старейших в России маяков, над эскизом которого работал сам Пётр I. Маяк находится на расстоянии восьми километров от большой земли, им можно любоваться издалека или отправиться на экскурсию по воде.

Для владельцев заведений

Маяк Толбухин возведён на созданном руками человека острове, где повсюду царят вода и камень. История его началась в 1719 году, когда на расположенном западнее Котлина острове соорудили из дерева временный маяк с установленным на нём свечным фонарём. Однако этой подсветки не хватало, и потому придумали жечь конопляное масло. Но и при этом, особенно ночью и в привычную в этих широтах непогоду, отбрасываемый маяком свет не замечался моряками, находящимися на очень близком расстоянии. Тогда было решено добиваться хорошего освещения от сжигания угля и дров.

Первоначальное сооружение назвали Котлинским, а впоследствии переименовали его в Толбухин маяк, в честь кронштадтского коменданта, отличившегося в русско-шведских сражениях. В этот период на замену деревянному стали возводить маяк из камня. Строительство шло в экстремальных условиях — порой рабочие в течение долгого времени стояли в воде очень низкой температуры — на первом этапе соорудили лишь фундамент, оставив основное строение по-прежнему деревянным. Это ещё на 70 лет продлило прежнему маяку жизнь.

Осенью 1810 года всё же построили каменную башню, на которой был установлен двенадцатигранный с серебряными отражателями и сорока масляными лампадами фонарь. По прошествии более двух десятков лет расположенный возле башни караульный дом расширили, что дало возможность маяку функционировать в штормовую погоду.

Читайте также  Как узнать долги перед поездкой за границу

Работы по усовершенствованию маяка Толбухин продолжались и позже — в конце 1860-х годов был приобретён диоптрический аппарат, а через 100 лет остров укрепили плитами из бетона и пристроили к нему причал.

Три столетия существования маяка Толбухин богаты различными знаменательными событиями. Мимо него проходили корабли, отправляющиеся в кругосветное плавание, и первая регата, проводившаяся в России. После Октябрьской революции трагические события того времени коснулись прославленного строения. Во время немецкой оккупации маяк пострадал от воздушных налётов и бомбёжек.

Сейчас путеводные огни маяка распространяются на далёкое расстояние. Здесь берёт своё начало Кронштадтский рейд.

Как добраться из Петербурга до маяка Толбухин в Кронштадте:

  1. Автобусом № 101 от метро «Старая Деревня».
  2. Маршрутным такси № К-407 от метро «Гражданский проспект» или «Проспект Просвещения».
  3. Маршрутным такси № К-405 от метро «Чёрная речка».
  4. Электричкой с Балтийского вокзала или ж/д станции Ленинский проспект до Ломоносова и далее автобусом № 175 до Кронштадта.
  5. Маршрутным такси № К-404 от метро «Балтийская» до Ломоносова и далее автобусом № 175 до Кронштадта.
  6. Маршрутным такси № 300, 424а от метро «Автово» до Ломоносова и далее автобусом № 175 до Кронштадта.
  7. Автобусом № 200 от метро «Автово» до Ломоносова и далее автобусом № 175 до Кронштадта.
  8. Маршрутным такси № 343 от метро «Проспект Ветеранов» до Ломоносова и далее автобусом № 175 до Кронштадта.

К маяку можно отправиться в составе экскурсионной группы, но некоторые арендуют лодку и добираются самостоятельно. Зимой особо азартные путешественники идут до маяка по льду.

Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.

Смотрите также:

  • Узнайте Россию с гидом TotalEnergies
  • Знакомство с Петербургом: небанальные экскурсии по городу
  • Обучающие курсы в Санкт-Петербурге
  • Увлекательные экскурсии для детей в Санкт-Петербурге
  • 10 недорогих развлечений в Петербурге

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Толбухин маяк в Кронштадте — Полный обзор

19.3.2021 19:38 | Разместил: mayboroda | Просмотров: 385 | Комментарии: 0

Строительство первых маяков в России началось при Петре Великом. Их свет служил кораблям ориентиром в ночное время и во время плохой погоды. Некоторые маяки и сегодня продолжают исправно выполнять свои «служебные обязанности». Одним таким долгожителем является маяк Толбухина. Он возведен на искусственном островке, находящимся в 5,2 км от острова Котлин.
«Мореходы плывут ночью в свете маяка так же смело, как днем при величии солнца», – писал о нем Н. Бестужев.

Краткое описание:

• высота строения – 29 м

• высота над уровнем моря – 30 м

• толщина стен внизу – 2,5 м, вверху – 1,2 м

• расстояние до ближайшего острова Котлин – 5,2 км

• свет виден на расстоянии – 30,5 км

История создания

2 декабря 1718 года капитан Лейн получил письменное распоряжение о строительстве каменного маяка. К нему прилагался эскиз башни, нарисованный самим Петром I. Царь указал только основные размеры, отдав «протчее на волю архитектору».

В Кронштадтском порту не нашлось ни квалифицированных каменщиков, ни достаточного количества необходимого для строительства материала. Тогда Петр дал согласие на возведение временного деревянного маяка.

28 августа 1719 года на Котлинской косе в фонаре маяка впервые зажегся огонь. Свет свечей был тусклым и не удовлетворял моряков. Вскоре маяк перевели на освещение дровами.

В 1736 году маяк стал называться «Толбухинский». В честь бесстрашного полковника, начальника Котлинского гарнизона Толбухина Ф. С.

Как выглядел каменный маяк изначально

Строительство каменного маяка происходило в тяжелых условиях. Даже небольшие волны полностью заливали косу. Люди были вынуждены работать по пояс в воде. И к 1739 году был выложен только фундамент. Пожар, случившийся в 1744 году, уничтожил пристань, все служебные и хозяйственные постройки, караульный дом, запасы дров. Строительство было отложено до 1809 года.

Меньше, чем за год удалось возвести

  • круглую кирпичную башню
  • гранитный цоколь
  • караульный дом

Большой жилой дом из камня соединялся с башней специальной галереей. По ней было удобно ходить во время штормов и сильного ветра. Позже возвели второй этаж караульного дома, баню, помещение для шлюпки. В 1833 году установили телеграф. Команда телеграфистов размещалась на втором этаже караульного дома.

Претерпел большие изменения фонарь. 40 масленых ламп были помещены в 12-гранник, установленный в фонарном сооружении, высотой 3,80 метров. 24 серебряных отражателя значительно увеличивали дальность света.

Изюминкой маяка стала 5-пролетная аркада, на которую упиралась галерея. К сожалению, сейчас она не видна из-за хозяйственных построек.

Когда увидеть огни мешал непроглядный туман, маяк можно было услышать по звуку колокола, который весил 328 кг. Он сохранен для потомков, как часть истории.

Если бы маяк мог говорить, он рассказал бы о кораблях, уходящих в «кругосветку», о первой российской регате, о «баржах смерти», о налетах авиации во время ВОВ…

Экскурсии

Маяк «Толбухин» – закрытый стратегический объект. Высадка на его территорию возможна только по специальному разрешению.

Осмотреть исторический объект, входящий в список ЮНЕСКО можно:

  1. Из форта «Константин», расположенного в 48 км от Санкт-Петербурга, в будние дни организовываются вечерние прогулки на быстроходных катерах к старейшему маяку.
  2. Осмотр маяка обязательный пункт экскурсии «Западный Котлин».
  3. Самостоятельно арендовать лодку.
  4. Зимой на лыжах по льду Финского залива.

Экскурсии по фортам и маякам Кронштадта организовывают Кронштадские Истории.

Закатные лучи солнца, крики чаек, шум волн, высокая башня, которую венчает фонарное сооружение – зрелище невероятно красивое и запоминающееся. Безопасность гарантируют опытные капитаны, сверяющие выход в море с прогнозом погоды.

Внутри маяка

Отличительной чертой «Толбухина» является лестница, ведущая наверх к фонарю. Она не винтовая, а поэтажная и выполнена из дерева. Два раза в день по ней поднимается смотритель, проверяет автоматику и блоки светодиодов.

Сотрудники живут в квартирах городского типа на втором этаже кирпичного здания. Есть и ванная комната и туалет. На острове устойчивая мобильная связь всех операторов, скоростной интернет, прием почти всех телеканалов.

Нападение на маяк

18 февраля 2021 года в 20:03 на пульт дежурного МЧС поступило сообщение о вооруженном нападении на смотрителя маяка «Толбухин», Дмитрия Масько. Мужчина был госпитализирован в тяжелом состоянии. Позже он сообщил, что вечером в окно караульного домика постучали неизвестные люди. Сколько их было, он не знает. Они попросились на ночлег, а получив отказ, ударили смотрителя ножом в область живота.

Но в результате расследования полицейские пришли к выводу, что удар ножом нанесла жена смотрителя, Юля. Во время распития спиртных напитков между супругами вспыхнула ссора. Долгое нахождение на закрытой от посторонних территории, могло стать толчком к преступлению.

Сам Дмитрий категорически отрицает причастность жены к нападению на него.

Интересные факты

  • В начале XIX века в штат маяка входила целая команда сотрудников. Смотритель, служители, телеграфисты. В 1807 году их насчитывалось 9 человек. Сегодня в штат входят всего 2 человека, смотритель и техник.
  • Всего 2 раза в год на маяк завозят продукты, топливо и все необходимое. Скоропортящиеся продукты хранятся в холодильниках, консервы – в коробках.
  • Смотритель маяка – по совместительству его охранник. Зимой иногда по 50 человек в день приходится отгонять от вверенной территории.

Финский залив таит множество опасностей. Сильные ветра, переменчивые течения, многочисленные отмели становятся причинами крушения кораблей. Независимо от стремительного развития техники, навигационных приборов, значение маяка-ветерана по-прежнему велико. А еще он уникальный архитектурно-исторический памятник