Медный всадник памятник кто изображен где находится?

Медный всадник

История создания

Для работы был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе, работавший в то время на фарфоровом заводе. Его кандидатуру предложил императрице Дени Дидро. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. Корысти не знает», — писал философ о Фальконе. Получив приглашение, скульптор сразу же согласился, он всегда мечтал о монументальном искусстве.

Фальконе решил представить Петра I как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны». «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей».

Чтобы создать точную модель скульптор велел построить площадку с тем же наклоном, который должен был иметь постамент. Фальконе делал зарисовки, глядя, как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Голову Петра I вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II браковала ее. В результате Мари предложила свой эскиз, который и был утвержден императрицей. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня — символ злых сил и победы Петра I над противниками его реформ, а также являющуюся третьей точкой опоры скакуна — выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда еще не была готова модель памятника. Говоря современным языком, был объявлен конкурс на поиск камня для постамента, газета «Санкт-Петербургские ведомости» напечатала объявление. Камень был найден в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга крестьянином Семеном Григорьевичем Вишняковым. За эту находку его наградили премией в 100 рублей. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень». Она больше чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит весил около 1600 тонн. Транспортировка камня заняла около полугода, сначала его на специальной платформе всю зиму волокли до Финского залива, а затем переправляли на судне.

Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. В то время это был пустырь, еще не было ни здания Сената, ни Исаакиевского собора. Начиная с 1775 года велись работы по отливке памятника. Этьену Фальконе не удалось завершить монумент самому, довершили дело Ю.М. Фельтон и Ф.Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника с военным парадом состоялось 7 августа 1782 года, в день 100-летия вступления Петра I на русский престол. Сигнал к открытию дала сама императрица.

Интересные факты

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I Лета 1782» на русском и латинском языках. Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.

В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну золотую и одну серебряную медаль императрица отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д. А. Голицына в 1783 году.

Своим названием Медный всадник обязан одноименному произведению А.С. Пушкина, хотя выполнен памятник из бронзы. Медный всадник фигурирует в романах Ф.М. Достоевского и Андрея Белого.

Во время блокады Ленинграда Медный всадник был укрыт мешками с землей и песком, обшит бревнами и досками.

При реставрации памятника в 1976 году проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Благодаря этому исследованию выяснилось, что каркас памятника может служить еще долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации, ее участниках и газетой от 3 сентября 1976 года.

Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.

Памятник Петру I (Медный всадник)

Описание

Памятник «Медный всадник» давно ассоциируется с городом Санкт-Петербургом, его считают одним из главных символов города не Неве.

Медный всадник. Кто изображен на памятнике?

Один из самых красивых и знаменитых конных памятников в мире посвящен Российскому императору Петру I.

В 1833 году великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным была написана знаменитая поэма «Медный всадник», которая и дала второе название памятнику Петру I на Сенатской площади.

История создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге

История же создания этого грандиозного монумента относится к эпохе правления императрицы Екатерины II, которая считала себя преемницей и продолжательницей идей Петра Великого. Желая увековечить память о царе-реформаторе, Екатерина повелевает воздвигнуть монумент Петру I. Являясь поклонницей европейских идей просвещения, отцами которых она считала великих французских мыслителей Дидро и Вольтера, государыня поручает князю Александру Михайловичу Голицыну, обратится к ним за рекомендациями для выбора скульптора, который способен был бы воздвигнуть монумент Великому Петру. Метры рекомендовали скульптора Этьен-Мориса Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года и был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшое вознаграждение – 200 000 ливров. Для работы над памятником, Этьен-Морис Фальконе, которому к тому времени уже было пятьдесят лет, прибыл с молодой семнадцатилетней помощницей — Мари-Анн Колло.

Императрице Екатерине II, памятник представлялся конной статуей, где Петр I должен был изображен в виде римского императора с жезлом в руке — это был общепринятый европейский канон, своими корнями, уходивших во времена прославления властителей Древнего Рима. Фальконе видел статую иной – динамичной и монументальной, равной по своему внутреннему смыслу и пластическому решению гению человека, создавшего новую Россию.

Остались записки скульптора, где он писал: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей».

Сегодня памятник «Медный всадник», который знают во всем мире, как символ Санкт-Петербурга – император с распростертой рукой на вздыбленном коне на пьедестале в виде скалы, для того времени был абсолютно новаторским и не имевших аналогов в мире. Немалых трудов стоило мастеру убедить в правильности и грандиозности своего гениального решения главную заказчицу памятника – императрицу Екатерину II.

Над моделью конной статуи Фальконе работал три года, где главной проблемой мастера была пластическая трактовка движения коня. В мастерской скульптора был сооружен специальный помост, с тем же углом наклона, который должен был быть у постамента «Медного всадника», на него взлетали наездники на лошадях ставя их на дыбы. Фальконе внимательно наблюдал за движениями коней и делал тщательные зарисовки. За это время Фальконе сделал множество рисунков и скульптурных моделей статуи и нашел именно то пластическое решение, которое и было взято за основу для памятника Петру I.

В феврале 1767 года в начале Невского проспекта, на месте Временного Зимнего дворца, возводят здание для отливки «Медного Всадника».

В 1780 году модель памятника была закончена и 19 мая скульптура была открыта на две недели для всеобщего обозрения. Мнения в Санкт-Петербурге разделились – одним конная статуя понравилась, другие критически отнеслись к будущему самому известному памятнику Петру I (Медному всаднику).

Интересен тот факт, что голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, ее вариант портретного изображения Петра I понравился Екатерине II и государыня назначила молодому скульптору пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

Отдельную историю имеет постамент «Медного всадника». По замыслу автора памятника Петру I, постаментом должна была быть естественная скала, по форме напоминающуюая волну, символизируя выход России к морю под началом Петра Великого. Поиски каменного монолита начались сразу с началом работ над скульптурной моделью и в 1768 году гранитная скала была найдена в районе Лахты.

Читайте также  Сколько зарабатывают переводчики в России

Известно, что о находке гранитного монолита сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков. По легенде, бытовавшей среди местного населения, когда-то в гранитную скалу ударила молния расколов ее, откуда и появилось название «Гром-камень».

Для изучения пригодности камня для постамента в Лахту был отправлен инженер граф де Ласкари, который и предложил использовать цельный гранитный массив для монумента, он же сделал расчет плана транспортировки. Идея была такова – проложить в лесу дорогу от места нахождения камня и переместить его к заливу, а там по воде доставить к месту установки.

26 сентября 1768 года начались работы по подготовке для перемещения скалы, для чего ее сначала полностью откопали и отделили ту отколотую часть, которая должна была послужить постаментом памятника Петру I (Медного всадника) в Санкт-Петербурге.

Весной 1769 года «Гром-камень» при помощи рычагов установили на деревянную платформу и в течении всего лета готовили и укрепляли дорогу; когда ударили морозы и грунт промерз, гранитный монолит начали перемещать в сторону залива. Для этих целей была придумано и изготовлено специальное инженерное устройство, которое представляло из себя платформу, опирающуюся на тридцать металлических шаров, передвигавшуюся по обитым медью деревянным желобчатым рельсам.

15 ноября 1769 года началось перемещение гранитного колосса. Во время передвижения скалы, ее обтесывали 48 мастеров, придавая форму, задуманную для пьедестала. Этими работами руководил каменных дел мастер Джованни Джеронимо Руска. Перемещение глыбы вызывало большой интерес и на это действие специально приезжали посмотреть из Санкт-Петербурга. 20 января 1770 года, в Лахту пожаловала сама императрица Екатерина II и лично наблюдала за движением скалы, которую при ней переместили на 25 метров. По ее указу, транспортная операция по перемещению «Гром-камня» была отмечена отчеканенной медалью с надписью «Дерзновению подобно. Января, 20. 1770». К 27 февраля гранитный монолит достиг берега Финского залива, откуда по воде должен был отправиться в Санкт-Петербург.

Со стороны берега через мелководье была сооружена специальная дамба, уходившая в залив на девятьсот метров. Для перемещения скалы по воде было изготовлено большое плоскодонное судно – прам, которое передвигалось при помощи силы триста гребцов. 23 сентября 1770 года, судно пришвартовалось на набережной у Сенатской площади. 11 октября пьедестал для «Медного всадника» был установлен на Сенатской площади.

Отливка самой статуи проходила с большими трудностями и неудачами. Из-за сложности работ многие мастера-литейщики отказывались от отливки статуи, а иные запрашивали слишком высокую цену за изготовление. В итоге Этьен-Морису Фальконе самому пришлось изучать литейное дело и в 1774 году приступить к отливке «Медного всадника». По технологии изготовления статуя изнутри должна быть полой. Вся сложность работ заключалась в том, что толщина стенок в передней части статуи должна была быть тоньше толщины стенок задней части. По расчетам более тяжелая задняя часть придавало статуе устойчивость, имевшей три точки опоры.

Изготовить статую удалось только со второй отливки в июле 1777 года, еще год велись работы по ее окончательной отделке. К этому времени отношения между императрицей Екатериной II и Фальконе испортились, венценосная заказчица была не довольна затягиванием сроков окончания работ над памятником. Для скорейшего завершения работ государыня назначила в помощь скульптору часовых дел мастера А. Сандоц, который занялся окончательной чеканкой поверхности памятника.

В 1778 году Этьен-Морис Фальконе, покидает Россию, так и не восстановив расположения государыни и не дождавшись торжественного открытия самого главного в своей жизни творения – памятника Петру I, который весь мир теперь знает как памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Этот монумент был последним творением мастера, больше он не создал ни одной скульптуры.

Окончанием всех работ по памятнику руководил архитектор Ю.М. Фельтен – пьедесталу была придана окончательная форма, после установки скульптуры, под копытами коня появилось выполненное по проекту архитектора Ф.Г. Гордеев, скульптурное изваяние змеи.

Желая подчеркнуть свою приверженность петровским реформам, императрица Екатерины II повелела украсить постамент надписью: «Екатерина II Петру I».

Открытие памятник Петеру I

7 августа 1782 года, ровно в день столетия вступления Петра I на престол, было решено приурочить торжественное открытие памятника.

На Сенатской площади скопилось множество горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные приближенные ее величества – все ожидали прибытия императрицы Екатерины II для открытия монумента. Памятник был укрыт от взоров специальной полотняной оградой. Для военного парада были выстроены гвардейские полки под командованием князя А. М. Голицына. Государыня в парадном облачении прибыла в шлюпке по Неве, народ приветствовал ее овациями. Поднявшись на балкон здания Сената, императрица Екатерина II подала знак, пелена укрывающая монумент упала и перед восторженным людом возникла фигура Петра Великого, восседающего на вздыбленном коне, триумфально простирающего свою десницу и взглядом устремленным в даль. Гвардейские полки под барабанную дробь двинулись парадом по набережной Невы.

Императрица по случаю открытия памятника издала манефест о прощении и даровании жизни всем приговоренным к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении более 10 лет за казенные и частные долги.

Были выпущена серебряная медаль с изображением монумента. Три экземпляра медали были отлиты из золота. Екатерина II не забыла о создателе памятника, по ее указу золотую и серебренную медали вручил в Париже великому скульптору князь Д. А. Голицын.

Медный всадник был свидетелем не только торжеств и праздников, которые проходили у его подножья, но и трагическим событиям 14 (26) декабря 1825 года – восстания декабристов.

К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Памятник Петру I был отреставрирован.

В наше время, как и прежде это самый посещаемый памятник Санкт-Петербурга. Медный всадник на Сенатской площади, часто становится центром для проведения городских торжеств и праздников.

Кто изображён на памятнике «Медный Всадник»? История создания.

Пожалуй, мало найдется в мире настолько узнаваемых памятников, как знаменитый «Медный всадник», установленный на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

В течение двух столетий он является символом Северной столицы, ее гордостью и местом паломничества туристов. С ним связано немало петербургских легенд, одна из которых послужила сюжетом для одноименной поэмы Пушкина. Но кто же изображен на памятнике «Медный всадник»?

Замысел памятника

«Медный всадник» был торжественно предъявлен публике во время царствования императрицы Екатерины. Это случилось 7 августа 1782 года, спустя ровно сто лет после того как на престол государства Российского взошел самый известный монарх в истории нашей страны – Петр Первый. Именно его конное изваяние стало впоследствии называться Медным всадником.

Екатерина всегда считала себя продолжательницей дела Петра по укреплению мощи и славы России, увеличению ее территории и богатства. Нет ничего удивительного, что к столетию коронования великого императора она задумала создать ему величественный памятник. Для этого в Россию был приглашен наиболее известный скульптор Франции того времени Этьен-Моррис Фальконе.

Художник согласился работать за достаточно скромное вознаграждение, вдохновившись возможностью создать действительно величественное произведение монументального искусства.

История создания памятника

Хотя Екатерина желала видеть традиционный памятник в европейском стиле, где Петр был бы представлен в виде древнеримского императора, Фальконе сразу же отверг эту идею.

Он видел памятник совершенно другим – мощным и в то же время летящим, подвижным, воплощающим стремление к новым горизонтам.

В то время никто еще не создавал конную статую, изображавшую вздыбленного коня. Главная сложность заключалась в том, чтобы точно рассчитать ее вес и сделать так, чтобы памятник получился устойчивым при опоре всего на три небольшие точки – задние копыта и кончик хвоста коня.

Немало времени занял поиск пьедестала для памятника – огромной цельной скалы в форме волны. Она была найдена после долгих поисков возле Лахты, и немалых трудов стоило доставить глыбу весом 1600 тонн в Петербург. Для этого была выстроена специальная дорога с деревянными рельсами, обитыми медью, по которым скалу катили с помощью тридцати стальных шаров. Транспортировка пьедестала заняла почти год и сама по себе стала блестяще выполненной инженерной задачей.

Читайте также  Солигорские Терриконы как добраться?

Еще больше трудностей возникло во время отливки статуи. Она была задумана пустотелой изнутри, причем передняя часть должна была иметь более тонкие стенки, чем задняя. Обилие мелких деталей и сложность выполнения работы приводили к многочисленным ошибкам и переделкам, что, в свою очередь, увеличивало срок изготовления памятника.

Фальконе пришлось самому изучить литейное дело, так как мастера, назначенные ему в помощь, плохо понимали, что хочет от них скульптор. Статуя была полностью отлита только в 1777 году, после нескольких неудачных попыток.

Фальконе так и не пришлось увидеть главный труд своей жизни полностью завершенным: Екатерина разгневалась на него за многочисленные задержки, и ему пришлось уехать из России домой, во Францию.

Скульптуру заканчивали А. Сандоц, завершивший наружную отделку памятника, Ю. Фельтен, руководивший установкой статуи на постамент, и Ф. Гордеев, изваявший змею, которую топчет конь Петра и которая символизирует врагов России.

Легенды, связанные с Медным всадником

Великолепный памятник стал причиной появления множества легенд. Некоторые из них внушали ужас – как, например, рассказы о том, что в безлунные ночи статуя императора оживает, соскакивает с пьедестала и скачет по улицам выстроенного им города. Другие же были основаны на реальных событиях.

Так, говорят, что на идею памятника Фальконе натолкнул случай, произошедший с Петром на берегу Невы. Однажды царь поспорил со своими приближенными, что перепрыгнет с одного берега Невы на другой. Это происходило примерно в том месте, где сейчас стоит памятник. Император взял разбег на коне, воскликнул: «Бог и я!» — и перелетел на другой берег. Разумеется, он тут же захотел повторить прыжок и, закричав: «Я и Бог!» — послал коня в прыжок.

Однако на этот раз конь рухнул в ледяную воду Невы примерно на ее середине, и царя пришлось вытаскивать на лодках. С тех пор, как говорят, Петр никому не позволял ставить себя выше, чем Бог.

Медный всадник

Медный всадник: история и современность

Петр I — наиболее значимая фигура в российской истории последних веков. Он стал основателем нескольких городов и «прорубил» окно в Европу. Он стал «злым гением» для Швеции, покорившей значительную часть мира. Он попытался старую Русь, ходившую в лаптях, сделать европейским государством. Удалось не все, и не в той мере, как он хотел. Дело Петра было продолжено Екатериной I, дочерью Елизаветой Петровной и Екатериной II — немкой, сделавшей для страны больше, чем многие русские.

Петру I за его заслуги перед Россией и в соответствии с императорским статусом было поставлено много памятников, из которых наиболее известным является Медный всадник, разместившийся по заказу Екатерины Великой на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Важно подчеркнуть, что монумент и сам по себе является значимым событием в мировой архитектуре, и расположен среди зданий, сыгравших в судьбе страны значительную роль.

Современная панорама памятника:

Как создавался медный всадник

Инициатором возведения столь грандиозного медного, а точнее, бронзового, памятника стала императрица Екатерина ii. По ее распоряжению князем А. Голицыным приглашения взять работу на себя были отправлены Дидро и Вольтеру. Важно отметить, что с последним Екатерина долгое время переписывалась лично и очень ему доверяла.

Профессора лично не стали заниматься решением данного вопроса, но посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. По рекомендации Вольтера, скульптор отличался тонким вкусом и умом. И не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд.

Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре. Он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой всадника, изображавшей русского царя. Он согласился на оплату 200 тыс. ливров и переехал в Россию.

Ему пришлось столкнуться с тем, что единства мнений по поводу памятника и облика великого Петра I нет. Екатерина хотела видеть его на коне, И. Бельский, возглавлявший Императорскую Академию искусств, предпочитал более «классическое» воплощение — без лошади. Единственное, что хотели видеть все — жезл или скипетр в руке. Дидро предлагал вообще отойти от канонов создания памятников и отдать предпочтение фонтану. Штелин отдавал предпочтение аллегориям, но не вокруг фонтана, а вокруг Петра I. Скульптуры должны ассоциироваться с Благоразумием, Трудолюбием, Правосудием и Победой. А под ногами самодержца должны были пасть пороки человека, олицетворяющие лень, нежелание учиться, стремление к обману себе подобных и зависть к окружающим

Этьен Фальконе отказался реализовывать любой из предложенных вариантов. Он полагал, что скульптура должна быть одна, и обязана олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца.

Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. Модель лошади создавалась по эскизам, зарисованным с жеребцов Каприз и Бриллиант. В задачу гвардейских офицеров входило ставить коня на дыбы и удерживать его в таком положении, как можно дольше.

Фальконе не удалось вылепить голову Петра I так, как этого хотелось Екатерине. В итоге эта работа была перепоручена помощнице мастера Мари-Анн Колло. Ей удалось получить нужное сочетание мужественности, воли и разума. Девушка, прибывшая в Россию вместе с Фальконе, в одночасье стала членом Императорской Академии искусств за свою работу. А от императрицы ей пожалована пенсия в размере 10 тыс. ливров. Получать деньги Мари должна была пожизненно. Федору Гордееву — скульптору из России — поручено создать змею, попираемую Петром.

К середине 1778 года гипсовая модель готова. Екатерина II не одобрила облик, предложенный Фальконе, но не отобранный ею лично.

Как отливался Медный всадник

Важно подчеркнуть, что памятники таких размеров ранее не делались и не отливались. Никто из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. При этом за отливку с Фальконе запрашивали значительные суммы денег.

По итогам поисков к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся отливкой пушек. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора имеет значительные размеры, но при этом опирается только на три точки. Значительная часть статуи для облегчения веса должна была стать полой, а толщина стенок не должна превышать сантиметра.

Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась бронза. Практически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был испорчен. На подготовку новой модели ушло почти три года. Отливка завершилась успешно. Автор не смог избежать искушения и оставил надпись на плаще о том, что над данной скульптурой работал Этьен Фальконе.

Как проходила установка монумента

По первоначальному замыслу скульптора постамент предстояло вытесать в форме волны, используя природный камень. Но найти обломок скалы высотой более 11 метров долго не удавалось. В итоге решили обратиться к горожанам, и в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали просьбу указать, где можно найти нужный камень, чтобы установить памятник.

Вскоре поступила информация от крестьянина Семена Вишнякова, что подходящая скала обнаружена в непосредственной близости от деревни Лахта. Обломок получил название Гром-камня.

Его доставка стала целым событием. Первоначально на специальных платформах перекатили к водам Финского залива. От места находки к воде прокопали специальные желоба, в которые уложили шары из медного сплава. По шарам и катили платформу с камнем. Далее уже по воде на выстроенной только для камня барже везли к Сенатской площади. Во всех операциях, связанных с доставкой, было занято свыше 1000 человек.

Процесс извлечения Гром-камня из земли был начат 15 ноября 1769 года и только осенью 1770 года его удалось погрузить на борт баржи, специально для этого выстроенной на верфях города. 25 сентября 1770 года камень был перевезен на Сенатскую площадь.

Читайте также  Барбадос где это находится?

Размах операции был столь велик, что за ее ходом следили даже в Европе. Ранее ничего подобного в современной истории не было (если не считать Египетские пирамиды). Екатерина II для наиболее активных участников учредила награду «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»

Важно подчеркнуть, что Екатерина II так и не одобрила проект памятника. Ее отношение к скульптору ухудшалось с каждым годом и днем. До конца 1778 года Фальконе, не завершив работу, покидает Россию. Вместе с ним уезжает и Мари-Анн Колло. Далее операцией по установке руководил Федор Гордеев.

Открытие монумента

Зрители были приглашены на открытие Медного всадника 07 августа 1782 года. По различным причинам скульптор Фальконе так и не получил приглашения на парад по случаю окончанию отливки и монтажа памятника.

В честь данного события был проведен военный парад под руководством князя Голицына. Екатерина почтила своим присутствием балкон Сената. По взмаху руки императрицы с монумента удалена ткань, Петр I предстал перед изумленной публикой.

Если говорить о технических параметрах Медного всадника, то его вес превысил 8 тонн, высота непосредственно Петра I, восседающего на лошади, 5 метров. С лицевой стороны на постаменте высекли посвящение «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такая же надпись, но уже на латыни, была сделана на реверсе памятника.

Важно подчеркнуть, что название Медный всадник не появилось сразу. Тем более что скульптура отлита из сплавов бронзы. Устоявшееся современное название неофициально присвоено скульптуре только после выхода в свет произведения А. С. Пушкина «Медный всадник».

Медный всадник: мифы, небылицы и легенды

Среди наиболее востребованных у туристов мифов можно выделить следующие:

— Петр I отлично управлялся с лошадьми, сам не раз скакал во главе войск. Любил и похвастаться своей выправкой и выездкой. Один раз, приняв на грудь лишнего, решил показать, что может перепрыгнуть через Неву. Первые два раза ему это удалось. Но на третий раз он опрометчиво произнес фразу «Все мое и божье» по время прыжка. Наказание от господа последовало немедленно. И всадник, и конь окаменели там, где стояли. Так и появился памятник;

— Петр I тяжко заболел. В бреду ему показалось, что шведские войска штурмуют его любимый город — Санкт-Петербург. Петр в горячке сел на коня и хотел ехать шведам наперерез, но ему не дала этого сделать змея, опутавшая ноги лошади. А памятник был поставлен там, где змея стала спасительницей всадника — русского императора.

Некоторые летописцы приписывают Петру I фразу о том, что городу некого бояться, пока он взирает на город со своего места Сенатской площади. И эта легенда отчасти сбывается. В памятник не попадали снаряды в годы Великой Отечественной Войны, не смотря на то, что его не убирали с постамента. Все, что могли сделать горожане, это обложить его мешками, засыпанными песком и землей.

Согласно еще одной легенде памятник Петру I в Санкт-Петербурге смотрит в сторону монумента, возведенного в Стокгольме в честь Карла XII. А знатоки говорят, что в свою очередь рука шведского правителя направлена в сторону его непримиримого врага — великого Петра I.

Изначально вокруг памятника была выставлена ограда. За несколько веков от нее ничего не осталось. Нынешние власти Санкт-Петербурга всерьез раздумывают над тем, чтобы ограждение восстановить и даже выставить охрану. Слишком много туристов желает оставить на постаменте сообщение о том, что и они здесь были с указанием даты и года.

На сегодняшний день побывать в Санкт-Петербурге — городе на Неве и не увидеть Медного всадника, Петра I в бронзе на Сенатской площади, значит не видеть вообще ничего.

Медный всадник

Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник, посвященный русскому царю Петру I. Монумент является одним из главных символов города.

История создания

Модель Медного всадника создал французский скульптор Этьен Фальконе, которого рекомендовал Екатерине II философ Дени Дидро. Работа над статуей заняла у Фальконе 2 года. Помощниками скульптора были Федор Гордеев, вылепивший змею, и ученица Фальконе — Мари Анн Колло, создавшая голову статуи. В 1773 году в помощь французскому мастеру был назначен профессиональный архитектор Юрий Фельтен, который занимался общим руководством.

Гипсовая модель была закончена летом 1769 года и ожидала отливки. Сам Фальконе никогда не занимался подобной работой и потому отказался самостоятельно отливать статую. Первая, не совсем удачная, отливка состоялась в 1775 году. В процессе работы лопнула труба и только благодаря мастерству литейщика Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть скульптуры. Верхнюю часть закончили во время второй отливки, спустя 2 года.

Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Фальконе на нем не присутствовал, так как покинул Россию в 1778 году. Работы по завершению проекта выполнил Юрий Фельтен. В 1976 году памятник был отреставрирован, так как на нем появились трещины.

«Гром-камень»

Пока шла работа над статуей в Петербург доставили «гром-камень» на котором установлен памятник. Камень нашли недалеко от деревни Конная Лахта. В настоящее время на этом месте находится Петровский пруд, который образовался в результате затопления котлована, после извлечения камня.

Перевозка и установка «гром-камня» заняла почти 5 месяцев, для этих работ специально выбрали зимнее время, чтобы земля не проваливалась под тяжелым грузом. На Сенатскую площадь огромную глыбу доставили на судне 26 сентября (7 октября) 1770 года. После обработки «гром-камень» значительно потерял в объеме.

Описание памятника «Медный всадник»

Медный всадник является вторым конным памятником, посвященным Петру I. Первый из них, работы скульптора Растрелли, находится перед Михайловским замком на Кленовой улице Санкт-Петербурга.

Концепция Медного всадника была разработана при участии Екатерины II, философов Дидро и Вольтера. Основная идея памятника заключалась в том, чтобы передать достижения Петра I в. развитии страны. Фальконе изобразил императора в простой развевающейся одежде, что по мнению автора отражает героизм Петра I. Царь восседает не в седле, а на медвежьей шкуре, которая символизирует народ, цивилизованный государем. Лавровый венок на голове и меч на поясе указывают на победы императора в качестве полководца. Петр I сидит на вздыбленном коне, под ногами которого извивается змея, что символизирует успешную борьбу с внешними угрозами. Кроме того змея служит более практичной цели, она обеспечивает устойчивость монумента, так как основной вес скульптуры приходится на задние ноги коня.

На постаменте имеется надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.», таким образом Екатерина II хотела показать преемственность власти.

Вид на памятник с Сенатской площади: панорама Google

Памятник в культуре

Самым известным произведением, благодаря которому памятник получил свое название, является поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». По сюжету главный герой произведения — чиновник Евгений, потерявший свою возлюбленную в результате наводнения 1824 года, приходит к памятнику Петру I и бранит царя за создание Петербурга — города, который принес Евгению столько несчастий. Медный всадник оживает и бросается в погоню за главным героем.

Скульптуре часто приписывают мистические свойства. Известны легенды, когда бронзовая статуя являлась во снах или преследовала людей. Авторы художественных произведений не редко использовали этот мотив в своих книгах.

Как добраться

Медный всадник находится на Сенатской площади, рядом с Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга.

Остановка общественного транспорта «бул. Конногвардейский» находится в 5 минутах ходьбы от памятника. Здесь останавливаются автобусы № 3, 22, 27, 71, 100 и маршрутные такси № К-169, К-306.

От ближайшей станции метро «Адмиралтейская» (линия 5/фиолетовая ветка) идти около 10 минут. По дороге можно зайти в Александровский сад.

Заказать такси можно через мобильные приложения: Яндекс. Такси, Maxim, Uber, Gett.

Кроме того можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.

Маршрут из аэропорта Санкт-Петербурга до Медного всадника на карте — Google Maps

Медный всадник: аэросъемка