Монастырь в Покрове на острове как добраться?

Свято-Введенский Островной женский монастырь

Мiръ Россия Владимирская область Покров Свято-Введенский Островной женский монастырь

Покро́вская Свя́то-Введе́нская Островна́я пу́стынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — православный женский (в прошлом мужской) монастырь. Подворье Александровской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь — Введенского) озера.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор.

Современное состояние [ править ]

При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних детей. 1 сентября 2009 года в нем начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Монахини обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие девочки поют в монастырском хоре.

Монахини содержат золотошвейную мастерскую, изготавливают церковную утварь и реставрируют старые иконы. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную, расположенную на террасе над водами озера.

Святыни [ править ]

  • Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь свт.Николая Чудотворца

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Владимирская область, Петушинский район, Введенское, остров Вятского озера.

Проезд: Из Покрова пару км на запад (в сторону Москвы), затем пару км на север до Введенского озера (асфальт), в тупике — колония, которую надо обойти по берегу озера и выйти на мост. На многих картах место так и обозначено — «труд. колония». Рейсовый автобус ходит, но не часто

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Введенский Островной монастырь в Покрове

Глядя на фотографии, сделанные с высоты, кажется, что Введенский Островной монастырь во Владимирской области занимает солидную территорию – целый остров! На самом деле эта обитель совсем небольшая и очень уютная. На довольно скромной площади разместились храмы, звонница, несколько построек и прекрасный сад. Здесь, на круглом острове на водной глади такого же круглого озера, царят тишина и умиротворяющая атмосфера.

История

Введенский Островной монастырь, а точнее – Свято-Введенская Островная пустынь (именно так правильно называется обитель), возник в конце XVII века. Его основатели – Сергий и Тимофей, иноки Антониевой пустыни, которая находилась в то время, предположительно, на месте Покровской церкви в центре города Покров, примерно в пяти километрах от нынешнего Островного монастыря. В поисках уединения Сергий и Тимофей удалились на остров на Вятском озере. Они построили деревянную часовню и кельи и проводили дни в молитвах на новом месте.

Мост, ведущий к монастырю
Фото: Интересная Россия

Но уединение долго не продлилось: прослышав об отшельниках, к ним потянулись люди, желающие стать насельниками. Никто не остался отверженным, принимали всех – и вскоре братия составляла около двадцати человек. Стало очевидно, что без своего храма и служб уже не обойтись. Сергий и Тимофей попросили благословения на строительство церкви. Разрешение было получено – и в 1709 году на острове появился первый деревянный храм. Годом позже его освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы. После освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем возникшего монастыря. Обитель получила имя Введенская Островная пустынь по названию храма. А в след за ней переименовали и озеро – оно стало Введенским.

В самом начале своей самостоятельной жизни Введенский Островной монастырь был невелик и небогат. Несмотря на пожалованные земельные наделы и рыбные промыслы, он бедствовал и не справлялся с расходами на своё содержание и отчислениями в государственную казну. А потому вскоре потерял самостоятельность: в 1720-х годах монастырь приписали к Иоанно-Богословской пустыни Московского уезда. В это время настоятелем Островной обители был монах Нектарий. Он продал храм и всю церковную утварь и покинул остров. Оставшиеся четырнадцать монахов не пали духом: они обратились в Священный Синод с просьбой вернуть им монастырь. Их просьба была удовлетворена – и в 1729 году Введенский Островной монастырь вновь получил самостоятельность.

Процветание обители

Вторую жизнь монастырь получил с приездом настоятеля Лаврентия. На месте первой деревянной церкви возвели каменный пятиглавый собор и колокольню. Рядом построили небольшой тёплый храм во имя Николая Чудотворца – для зимних служб. Появились новые кельи для монахов и хозяйственные постройки. При Лаврентии к середине XVIII века из заброшенного и обветшалого монастырь превратился в процветающую обитель.

Вид на Введенский Островной монастырь
Фото: Интересная Россия

В 1760 году настоятелем Введенского Островного монастыря стал иеромонах Клеопа. Он был воспитанником монастыря Зограф на горе Афон и в Введенскую пустынь привнёс строгий монастырский устав, принятый в Афонских обителях. Новые порядки требовали от монахов ежедневной многочасовой молитвы, строгих постов и долгих проповедей. Но, как ни странно, суровые правила прижились. Более того, они привлекали в обитель больше насельников, искавших строгого православного воспитания и желавших посвятить свою жизнь служению. Для паломников на противоположном берегу построили странноприимный дом, в котором они могли останавливаться и жить три дня без всякой платы. В 1788 году старец скончался, его похоронили у алтаря в Введенском храме. В монастыре Клеопу почитали всегда. И до сих пор по особым случаям по нему служат заупокойную панихиду.

Читайте также  Остров Пиратов Хайнань как добраться?

В XIX веке на острове началось каменное строительство. Из красного кирпича выстроили пятиглавый Введенский храм. Перестроили и расширили зимнюю церковь Николая Чудотворца. На острове появилась колокольня, настоятельский корпус и новые здания келий. На противоположном берегу перестроили в камне дома для паломников.

В начале ХХ века Свято-Введенский Островной монастырь процветал. В его собственности были немалые площади пахотных и прочих земель, лесные и сенные наделы. Всё это приносило солидный доход, на который содержалась территория и монастырские постройки, бесплатно принимали и кормили паломников, обучали детей: в школе при монастыре учились более 20 ребят.

Введенский храм
Фото: Интересная Россия

В 1918 году Введенский Островной монастырь закрыли. Бывшие монастырские постройки в разные годы служили разным целям. Здесь размещались дом престарелых, детский приют, в 1930-е годы – трудовая исправительная колония для девочек-подростков. В 1940-е годы началась перестройка зданий. С Введенского храма сняли купола и превратили его сначала в школу, а потом в мебельный склад. В церкви Николая Чудотворца заложили окна и организовали клуб и кинозал. В келийных корпусах размещалось общежитие.

Монастырь сегодня

Монашеская жизнь вернулась на Введенский остров в начале 90-х. В 1991 году храмы передали Церкви. Сначала Введенская Островная пустынь была подворьем женского Муромского Свято-Троицкого монастыря. На остров прибыли монахини и взялись за восстановление обители. В 1995 году она получила статус женского монастыря.

Реставрация монастырских зданий началась в 1993-1994 годах. Починили протекавшие крыши, разобрали остатки складских помещений, вывезли мусор, изготовили новые купола и кресты взамен оригинальным утраченным.

Церковь Николая Чудотворца
Фото: Интересная Россия

Интересная история случилась во время реставрации Никольской церкви. После ремонта её фасад побелили. Но штукатурка на стенах плохо держалась и постоянно отваливалась. Дважды в год, перед Рождеством и Пасхой, храм приходилось заново белить. Однажды мастера решили удалить все старые слои штукатурки. Когда покрытие сняли, под ним обнаружили старинные росписи. Не все они сохранились, но те, что уцелели, решили восстановить. Затем во владимирских мастерских заказали для храма новый иконостас и иконы, поскольку старые были утеряны. Фрагменты старинных фресок XIX века сохранились и на стенах Введенского храма. Их тоже отреставрировали. Восстановление храма продолжается до сих пор.

Постепенно отремонтировали настоятельский корпус и служебные постройки. Колокольня, построенная в XIX веке, не уцелела. Уже в 2000-х вместо неё поставили небольшую кирпичную звонницу. Также на острове есть часовня-купель: от нее ступени идут прямо в озёрную воду. Рядом с большим мостом на сваях, прямо на воде, построили небольшую трапезную с открытой террасой на несколько столиков. Здесь можно отдохнуть и перекусить, отведав монастырские мёд, молочные продукты и выпечку, полюбоваться прекрасным пейзажем и послушать тишину.

Введенский остров соединяют с противоположным берегом два моста: большой каменный с металлическими опорами и маленький деревянный. Там, где в XIX веке были гостиницы для паломников, в 2009 году построили школу-интернат на 50 детей и приют «Ковчег» для детей-сирот, малоимущих семей, беженцев и людей, оставшихся без крыши над головой.

Вид на монастырь с противоположного берега
Фото: Интересная Россия

Работы по восстановлению Введенской Островной пустыни продолжаются. Но уже сейчас благодаря усилиям монахинь и неравнодушным прихожанам ещё совсем недавно заброшенный и разорённый монастырь превратился в процветающую обитель.

Интересные факты

  • В 2008 году Введенский Островной монастырь отметил своё 300-летие. По случаю этого события в Покрове проходил крестных ход от Покровского храма до Островной пустыни.
  • У небольшой Свято-Введенской Островной пустыни есть подворье – храм Воскресения Христова, построенный в середине XIX века, в селе Матрёнино.

Как добраться

Адрес: Владимирская область, Петушинский район, г. Покров, посёлок Введенское

Координаты: 55.925713, 39.119875

От Курского вокзала в Москве сесть на электричку до станции Покров, далее на городском автобусе «Покров-Введенское» до конечной остановки.

На машине из Москвы нужно двигаться по трассе М-7 до Покрова. Трасса проходит через центр города. Не доезжая до него, повернуть налево на улицу Белозёрская и двигаться по ней через посёлок до озера.

Свято-Введенская пустынь — чудесный монастырь на острове

Иоанн Богослов назвал монастыри «островами Любви к Господу». В буквальном смысле это сравнение относится к Свято-Введенской островной пустыни. Расположена она среди сосновых лесов на острове посреди Введенского озера, в 4 км от города Покрова. Это потрясающей красоты место, очень тихое и светлое. И здесь совершенно особенная, легкая энергетика.

Как обитель оказалась на острове, почему мужской монастырь превратился в женский и какое отношение к этому месту имеют князья Голицыны, рассказывает народный экскурсовод Татьяна Лысова. Бонус: потрясающие виды с высоты птичьего полета. Смотрите!

Островное уединение

По преданию, островной монастырь в начале XVIII века основали монахи Сергий и Тимофей из Антониевой пустыни. В поисках уединения они поселились на острове тогда еще Вяткинского озера, где поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошел слух, другие люди стали приходить на берег озера и просить принять их в число насельников.

Братия стала множиться и решила просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 года было получено благословение от митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского на строительство церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы.

Как Вяткинское озеро стало Введенским

Спустя год из срубленного тут же, на острове, леса был построен первый монастырский храм. И постепенно за озером закрепилось новое название – Введенское. А сам монастырь стали называть Введенской островской пустынью. Было в ней около 20 насельников, а монах Сергий стал ее первым настоятелем. Введенское озеро вместе с землей вокруг являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали безвозмездно озеро и сам остров в собственность монастыря.

Колокол продали за 11 рублей

Во времена Петра I монастыри были обязаны отдавать долю своих доходов в казну. Введенская пустынь не справлялась с отчислениями в казну и вскоре потеряла самостоятельность. В 1722 году Введенская пустынь была приписана к Иоанно-Богословской обители Московского уезда. А настоятель Нектарий с несколькими монахами переселился в село Богослово, продав за 17 рублей храм в село Покровское, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенское.

Вид монастыря в прошлом. Фото: ostrov.lutmap.ru

Оставшиеся на острове 14 монахов терпели крайние лишения, но их дух оставался крепок, они неустанно молились о своей обители, и Господь внял их мольбам. В 1729 году монастырю вернули самостоятельность. Но деревянная церковь так и осталась в Покровском — вместо неё на острове возвели каменный пятиглавый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При храме была построена шатровая колокольня с большим колоколом и часами с боем. В тихие дни колокольный звон отражался от водной глади озера, от этого он становился особенно благозвучен и был слышен даже в очень отдаленных от монастыря деревнях.

Рядом с Введенским храмом поставили небольшую церковь Николая Чудотворца для служения в зимнее время. Также были построены новые кельи для обитателей монастыря, остров обнесли деревянной оградой. Со стороны озерных берегов островной земли не было видно, создавалось впечатление, что монастырская ограда и строения поднимаются из воды. Окруженное лесами озеро, небольшой остров и возвышающиеся над ним главы церквей являли собой такой замечательный вид, что никто не мог остаться равнодушным.

Старец Клеопа

Существенный след в истории обители внес настоятель Клеопа, получивший монашеское воспитание в Зографском монастыре Афонской горы. Старец и сам был к себе строг в части соблюдения монашеских устоев, и требовал того же от братьев. Во Введенской обители старец Клеопа установил общежитийный устав Афонской горы, который требовал от братии усиленного молитвенного подвига. Известно, что при нем Всенощное бдение длилось не менее семи часов.

Пустынь постепенно обратилась в своего рода школу для иноков, искавших строгого воспитания.

Отсюда ученики отца Клеопы распространяли общежитийный устав по другим епархиям России. Старец Клеопа после 18 лет наставничества умер в день праздника сорока мучеников.

Большая стройка

В 1870-е годы в монастыре началось крупное каменное строительство. Была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 годах вместо старого возвели из красного кирпича величественный пятиглавый двухэтажный Введенский собор.

Он собственно теперь и предстоит перед нами. При храме заново возвели колокольню. На острове появились кирпичные здания келий и настоятельского корпуса, кирпичная ограда, а рядом с островом на берегу два странноприимных дома для паломников. Всякий человек, пришедший в монастырь для богомолья, мог остановиться в одном из домов-гостиниц и жить трое суток на монастырском довольствии без всякой платы.

Читайте также  Барский колодец в селе Мураново как добраться?

Время разрушений

В 1918 году монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На острове, сменяя друг друга, размещались дом для престарелых и инвалидов, детский дом, трудовая воспитательная колония. В 1940 году началась перестройка зданий. На храмах были срублены купола, в братском и игуменском корпусах разместилось общежитие для заключенных.

Введенский храм в 1994 году

Во Введенском храме сначала устроили школу, затем на втором этаже сделали музей, а на первом – спортзал, мастерские и склад мебели. Никольский храм с заложенными окнами был превращен в клуб. Почти ничто не напоминало о том, что некогда здесь была процветающая обитель, остров духовной жизни.

16 сентября 1991 года исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение о возврате Русской православной церкви ее бывшего имущества. До 1993 года строения на острове постепенно были переданы святой обители. А в 1995 году Введенская пустынь получила статус уже женского монастыря. Его настоятельницей стала игуменья Феврония. Монахини прошли нелегкий путь восстановления обители. Искусством золотого шитья они начали зарабатывать первые средства. Ветхий мост, соединявший остров с берегом, отремонтировали, и по нему в монастырь стали приходить первые прихожане.

Чудесные росписи

В 1995 году был восстановлен храм Николая Чудотворца. Перед очередной побелкой стен решили размыть все слои штукатурки и с изумлением увидели под ней удивительной красоты старинные росписи и лики. На сводах храма древняя роспись почти полностью сохранилась, но на боковых стенах была практически утрачена.

Росписи решили восстановить: пригласили реставраторов и, следуя древним образцам, метр за метром восстановили утраченные святые образы. Для Никольского храма был изготовлен новый иконостас и заказаны иконы. Изящные деревянные киоты для икон, панихидный столик и многое другое сделали замечательные художники из мастерской резьбы по дереву города Владимира.

Для многочисленного монастырского хора в западной части храма решено было устроить клирос. Так Никольский храм приобрел современный вид.

Никольский храм сейчас

Голос обители

В 2001 году в древнем городе Романове-Борисоглебске в мастерской братьев Шуваловых, а также на заводе им. Хруничева были отлиты колокола – неповторимый «голос» обители. Колокола освятили во славу Святой Троицы и в память новомучеников российских, их подняли на вновь построенную звонницу.

Благое дело

В 2009 году на берегу озера, где в XIX веке размещались дома-гостиницы для паломников, построено двухэтажное здание для проживания и обучения 50 детей. В здании размещены классные комнаты, библиотека, спортивный зал, столовая, благоустроенные спальни. Силами Свято-Введенской обители в этом здании открылся православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних, малообеспеченных, бездомных и беженцев – для всех тех, кто нуждается в социальной защите. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано.

Сестры монастыря обучают воспитанниц вышивке – ремеслу, которым славится обитель с первых дней основания. Дети участвуют в богослужениях, старшие поют в монастырском хоре.

Утки, беседка на воде и монастырские вкусности

Территория монастыря ухожена и красива. Радуют взгляд красивые клумбы с розами, а отдохнуть можно на установленных лавочках. Спокойная вода озера заросла романтичными кувшинками, а чайки, в огромном количестве здесь живущие, высиживают птенцов даже на клумбах монастыря.

Монастырю принадлежит небольшое подворье с живностью, где производят молочные продукты: молоко, сметану, масло, творог и даже мороженое. Выпекается пирожки и хлеб. Одно их важных производств — золотошвейная мастерская. Все продукты, вышивку, вязание можно приобрести.

В теплое время года перекусить и выпить чаю можно в чудесной беседке на воде. Она пристроена к зданию трапезной. Вид на озеро отсюда открывается великолепный.

На Введенском озере обитают общительные уточки, которые, завидев людей, сразу спешат за кусочком пирога. Посетители трапезной не скупятся на угощение. Птички в ответ благодарно крякают, но всегда готовы вступить в бой за еду друг с другом. Мы стали свидетелями подобной шумной потасовки: уж крику (точнее «кряку») было!

Стрекозы тоже не отстают

На территории монастыря хорошо всем: и людям, и живности. Таких толстых котов, к примеру, нечасто встретишь. Знакомьтесь, местная знаменитость — кошка Королева. Она не жалует фотографов (надоели), поэтому такая недовольная.

Кошка Королева не жаждет общаться с посетителями

Как добраться?

Добраться до обители очень просто. Из Владимира до Покрова — около 83 километров. От Покрова до Введенского — еще 4. Затраченное время вместе с дорогой и прогулкой (туда и обратно) — 5 часов. Обязательно посетите это живописное место. И советуем это сделать в ближайшие дни, пока во Владимирской области царит теплая золотая осень. Точно наберетесь здесь сил и светлой энергии!

Подготовили Татьяна Лысова и Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Свято-Введенская островная пустынь

Свято-Введенский монастырь находится на острове живописного озера. Раньше оно называлось Вятским.

В конце XVII в. обитель основали монахи Покровской Антониевой пустыни — Сергий и Тимофей. Они поставили в лесу на Вятском острове небольшую деревянную часовню и келью. В то время озеро со всех сторон окружали леса и болота, а до острова
можно было добраться только на лодке. В декабре 1708 г. монахи подали челобитную царю Петру I о дозволении построить на Вятском озере церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. По царскому указу Преосвященный Стефан Митрополит
Рязанский и Муромский благословил монахов, они срубили лес в середине острова и возвели деревянный храм. Основатель пустыни Сергий был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем обители.

Уединенный монастырь стали называть Введенской островной пустынью, а за озером закрепилось новое название — Введенское. Владевшие озером и окружающими его земля ми князья Голицыны пожертвовали озеро и остров в собственность монастыря.

Подлинного духовного расцвета Введенская пустынь достигла во второй половине XVIII в., когда ее настоятелем стал иеромонах Клеопа, бывший насельник Зографского монастыря на Афоне. В 1778 г. старец Клеопа почил и был похоронен у алтаря веденского
храма. По кончине смиренного подвижника являлись особые знамения и исцеления. В 2009 г., при ремонтных работах во Введенском храме, были обретены мощи старца, в настоящее время они пребывают в Никольской церкви монастыря.

В начале XIX в. храмы обители обновили. Новый величественный пятиглавый Введенский собор отличался красивым позолоченным иконостасом и великолепными росписями.

В 1918 г. Введенский монастырь закрыли, однако богослужения продолжались до 1924 г. Потом, сменяя друг друга, на острове размещались дом для престарелых и инвалидов, детский дом, с 1932 г. — колония для девушек-подростков. С храмов сбросили купола, перестроили здания: в Введенском устроили школу, в Никольском — клуб и кинозал. В 1993 г., благословением Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и указом Высокопреосвященного Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, началось возрождение Введенской островной обители. Бывший мужской монастырь стал женским, его настоятельницей и строительницей была назначена игумения Феврония.

В 2009 г. на берегу Введенского озера возвели двухэтажное здание для проживания и обучения 50 детей. В нем размещены классные комнаты, библиотека, спортивный зал, столовая, благоустроенные спальни. Силами Свято-Введенской обители в этом здании открылся православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних, малообеспеченных, бездомных и беженцев — для всех тех, кто нуждается в социальной защите.

Проезд: электропоездом с Курского вокзала (г. Москва) или автобусом со Щелковского автовокзала (г. Москва) до станции «Покров».
Далее — местным автобусом «Покров – поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский».
Далее — пешком.

Свято-Введенский Островной монастырь в г. Покров

Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — в 1708-1918 гг. мужской монастырь, с 1993 г. — женский. Подворье Владимирской и Суздальской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь — Введенского) озера, по прямой в 3-х верстах от города Покрова, Петушинского района Владимирской области.

Монастырь основан в самом конце XVII в. иноками Антониевой пу?стыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго — о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пу?стыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословлении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.

В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), в которой монахи благословлялись:

« . на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте . построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы . »

Храм был построен в центре острова, на очищенном от леса месте, и 14 января 1710 г. освящён приехавшим из Москвы иеромонахом Иоакинием. Был тот храм деревянным:

Читайте также  Получаем гражданство Словении различными способами

« . осмерик, а поверх шестерик, крыша тёсом, глава и шея обиты чешуёю деревянной, на главе крест деревянный опаен жестью . »

Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем «для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пу?стыни к часовне совершался Крестный ход.

Инок Сергий по постройке храма был рукоположен в иеромонахи и назначен первым настоятелем (строителем) монастыря. Его наставничество длилось недолго — в 1713 г. он почил в Бозе и на его место из Москвы был прислан монах Нектарий.

Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу?стыни:

« Лета 1711 июня 11 дня по указу Великого Государя . отданы по разряду . рыбные ловли Антониевы пустыни . озеро Вяцкое . и большое озеро Беленское . из него проток в Шитское озеро . озеро Ланковское . для того, что прежние обротчики отказали, а вновь никого не нашлось, а оброку платить ему строителю с братией присланного канцелярского три рубли шестнадцать алтын четыре деньги . »

Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу?стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу?стыни осталось 14 монахов.

Самостоятельность монастырю вернул своим указом «правительствующий Синод» в 1729 г. На место Нектария приехал иеромонах Александр из Антониево-Любецкого монастыря Черниговской губернии. Колокол возвратили в 1735 г., при новом настоятеле Лаврентии, а церковь так и осталась в Покровском — взамен неё на острове возвели новый, каменный, храм. Храм был пятиглав, при нём была построена шатровая колокольня с колоколом и часами с боем. Рядом поставили каменную же церковь во имя Николая Чудотворца — «тёплую», для служб в зимние времена. На воротах пу?стыни выстроили деревянную церковку в честь пророка Илии.

Лаврентий оставался настоятелем обители по 1758 г. — до самой своей кончины — с небольшим перерывом в 1752-54 гг. (настоятель — Иоасаф). Затем строителем был игумен Алимпий, а с 1760 по 1778 г. — старец Клеопа, ученик преподобного Паисия Величковского.

Будучи строителем монастыря, иеромонах Клеопа ввел в пу?стыни строгое общежитие и особый Афонский устав, требовавший от монастырской братии молитвенного подвига. Ища уединённой иноческой жизни, он дважды, в 1765 и в 1770 гг., внезапно покидал обитель, но всякий раз просьбами монахов по возвращении восстанавливался в чине настоятеля. После исчезновения и возвращения 1770 года, некоторое время — до 1773 — пребывал в монастыре рядовым монахом, затем вновь стал его строителем. Почил в Бозе, в полном согласии со своим предсказанием, 9 марта 1778 г., в свой любимый праздник — День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

При Клеопе, в 1768 г., пу?стынь посетил академик П. С. Паллас со своею экспедицией, предпринятой по Высочайшему указу Екатерины II Великой. Об этом событии в его дневнике имеется запись:

« Недалеко от Покрова . протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете. »

В XIX столетии монастырь прирастал имуществом и богател. Павел I пожаловал пустыни сенные покосы и мельницу на реке Мелёже при деревне Новой (ныне — деревня Глазуны Фряновского городского поселения). Мельница сдавалась монахами в аренду и приносила доходу 200 руб. в год. В 1831 г. княгиня Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая селом Ивановским в 7-и км от обители, передала монастырю 20 десятин земли на ближайшем берегу озера:

« . пожертвована в вечное монастырское владение болотная, находящаяся на берегу Вятского озера земля . »

На этой территории со временем возвели монастырскую гостиницу со двором, где по обычаю, введённому ещё Клеопой, богомольцы могли бесплатно провести три дня — но не более,- и так же бесплатно столоваться в обители. В 1856 г. эти 20 десятин стали предметом спора между монастырём и ротмистром князем К. Ф. Голицыным, который к тому времени стал владельцем Ивановского и пожелал забрать себе «самовластно присвоенную в пользу Пустыни» землю. Тяжба длилась 5 лет и завершилась 28 октября 1861 г. вердиктом Гражданского суда, по которому спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына».

В 1876-1878 гг., при настоятеле Иосифе, была перестроена и расширена зимняя церковь святителя Николая Чудотворца. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменён новым — из красного кирпича — также пятиглавым. Иконостас был посеребрён и позлащён, а соборные стены — расписаны образами «греческого письма». Этому храму досталось пережить в следующем, XX-ом, веке разорение, реконструкцию и новое освящение. При храме поставили колокольню (не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и кирпичную же ограду.

К началу 10-х гг. монастырь выглядел вполне благополучным: его запасной капитал в 1910 г. оценивался в 65 тыс. руб., пахотной земли в 1911 г. было 15 десятин 128 саженей, сенокосной — 23 дес. 230 саж., лесу — 227 дес. 936 саж., болота и неугодий — 52 дес. 1152 саж. Из этого числа в аренду сдавалось 34 дес. 1124 саж., обрабатывалось собственными силами 8 дес. 1512 саж. Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники — в том же 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов, — при обители работала школа (в 1911 г. учились: 12 мальчиков и 11 девочек).

В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором руководили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать здания. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинозал.

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу — 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г. Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-либо ремонта и без куполов — кресты пришлось устанавливать непосредственно на крышах. К этому времени в Веденском соборе на 2-ом этаже располагался музей, а на первом — спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая — как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из названной обители на остров прибыли первые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиньей Февроньей, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.

В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами.

Почтовый адрес монастыря: Россия, 601120, Владимирская область, Петушинский район, г. Покров, п/о Введенское.