Налоги в Армении

Законодательство Армении

База данных «Законодательство Армении» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Армении

Общие положения

Налоговое законодательство Республики Армения не кодифицировано и согласно закону Республики Армения от 12.05.1997 г. № ЗР-107 «О налогах» состоит из данного закона, а также законов, регулирующих применение отдельных видов налогов.

Налоговая система является двухуровневой. Все налоги подразделяются на две категории:

  • государственные налоги
  • местные налоги

Государственные налоги

Налог на прибыль(установлен законом Республики Армения от 27.101997 года №ЗР-155 «О налоге на прибыль»). Этот налог является прямым. Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – прибыль, полученная на территории государства и за его границей (для резидента), а также прибыль, поступающая из армянских источников (для нерезидента). Размер налога составляет 20 процентов от облагаемой прибыли.

Подоходный налог(регулируется законом Республики Армении от 30.12.2010 года № ЗР-246 «О подоходном налоге»). Является прямым. Плательщики – физические лица. Объект налогообложения – доходы, полученные как на территории страны, так и за ее границей (для резидента), а также доходы, поступающие к нерезидентам из армянских источников. Ставка налога прогрессивная, повышается по мере роста дохода, минимальная ставка – 24.4 процента. В некоторых отдельных случаях предусмотрена льготная ставка, равная десяти процентам.

Акцизный налог(установлен законом Республики Армения от 27.07.2000 года № ЗР-79 «Об акцизном налоге»). Является косвенным. Объект налогообложения – различные операции с подакцизными товарами. К подакцизным товарам относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты. Ставки различаются зависимости от вида продукции. Минимальная установлена для вина – десять процентов от стоимости, максимальная – пятьдесят пять процентов для ряда спиртных напитков. Для табачных изделий и нефтепродуктов акцизы устанавливается в виде твердой денежной суммы.

Налог на добавленную стоимость(установлен законом Республики Армения от 16.06.1997 года №ЗР-118 «О налоге на добавленную стоимость»). Является косвенным, уплачивается при ввозе, производстве, обращении различных товаров, а также оказании услуг на внутри страны. Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект налогообложения – стоимость определенных операций (сделок), производимых плательщиком налога внутри государства. НДС по общему правилу составляет двадцать процентов от оборота товаров (услуг).

Перечень государственных налогов является единым, обязательным на всей территории страны и не подлежит расширительному толкованию на местах.

При соблюдении ряда условий (например, осуществлении определенного вида деятельности, получении прибыли (дохода) ниже установленного максимума и т.д.) все государственные налоги, за исключением акцизного, могут быть заменены фиксированным или патентным платежами, упрощенным налогом, налогом с оборота.

Такая специальная возможность предусмотрена специальными законами Республики Армения:

  • от 22.07.1998 г. № ЗР-236 «О фиксированных платежах» ;
  • от 30.12.2008 г. № ЗР-247 «О патентных платежах» ;
  • от 19.06.2000 г. №ЗР-61 «Об упрощенном налоге» ;
  • от 28.12.2012 г. №ЗР-236 «О налоге с оборота» .

Местные налоги

Согласно главе 2.1 Закона «О налогах», местные налоги в полном объеме поступают в бюджет муниципального района, внутри которого они сформированы. Обязательными для любого муниципального образования Армении являются земельныйи имущественныйналоги, ставки по ним являются общими для всех муниципальных образований страны. По остальным налогам местного значения их виды, а также минимальный и максимальный размеры ставок устанавливаются муниципалитетами самостоятельно.

К местным налогам относятся:

Налог на имущество(установлен законом Республики Армения от 30.12.2002 года № ЗР-82 «О налоге на имущество»). Является прямым. Плательщики – собственники имущества, подпадающего под налогообложение. Объекты налогообложения – недвижимость разных видов и транспортные средства. По обоим видам имущества ставка является прогрессивной. Для недвижимости она зависит от ее стоимости. Для транспорта варьируется в зависимости от мощности.

Земельный налог(установлен законом Республики Армения от 27.04.1994 г. № С-1005-1-ЗР-101 «О земельном налоге») Является прямым. Плательщики – законные владельцы земельных участков. Объект налогообложения – кадастровая стоимость земельных участков. Ставка зависит от категории земель.

Гостиничный налог

Налог на парковочное место транспортных средств

Льготы

Действующим налоговым законодательством Армении предусмотрен широкий спектр налоговых льгот:

  • льготное уменьшение объекта налогообложения
  • сокращение ставки налога и общей суммы, подлежащей уплате
  • отсрочка срока исчисления и уплаты налога
  • освобождение, сокращение, отсрочка уплаты пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства

Краткий сравнительный анализ налогового законодательства Армении и России.

Если проводить сравнительный анализ налогового законодательства двух государств – Республики Армения и Российской Федерации, то первой отличительной чертой, бросающейся в глаза, является отсутствие в Армении кодификации данной отрасли законодательства. Это обстоятельство значительно усложняет не только применение налоговых законов, но подчас и их понимание. Данная проблема существовала и в РФ, однако была решена с принятием в 1998-2000 гг. двух частей Налогового кодекса.

Различие в системах налогообложения России и Армении кроется в разных формах государственного устройства.

Так, РФ является федеративной республикой, поэтому помимо местной и федеральной власти, имеет также и региональную. В связи с этим и налоговая система в России является трехступенчатой, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Унитарная Армения поделена на муниципалитеты, поэтому налоговая система имеет только две ступени.

Видимо, в связи с этим общее количество налогов в РФ намного больше, чем в Армении (только федеральных налогов восемь против четырех государственных в Армении).

Однако стоит отметить, что ставки по некоторым российским налогам значительно ниже армянских. Так, в России минимальная ставка подоходного налога по общему правилу составляет тринадцать процентов, в Армении – 24.4 процента; минимальная ставка НДС составляет десять процентов, а в Армении – двадцать.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоги в Армении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 27-01-23/84421 О ввозе транспортных средств для личного пользования из Республики Армения

Рассмотрев коллективное обращение по вопросу ввоза транспортных средств для личного пользования из Республики Армения, Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 30 и 31 приложения 3 к Договору от 10 октября 2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее — Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно — ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее — ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, в других государствах — членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

Читайте также  Обмен и получение нового паспорта Узбекистана

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При ввозе указанных автомобилей на территории других государств — членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 33 приложения 3 к Договору в их отношении проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей — совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС), иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.

В настоящее время при проведении физическими лицами операций с иностранными товарами для личного пользования применяются положения главы 37 ТК ЕАЭС и решений Евразийской экономической комиссии.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС:

иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года;

физическими лицами государств — членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах — членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.

Транспортные средства, зарегистрированные в государстве — члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2020 г. N 62 «Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2020 года).

Вместе с тем в соответствии с правом ЕАЭС транспортные средства, приобретенные до 31 декабря 2019 года и выпущенные в свободное обращение в Республике Армения в период с 1 января по 1 мая 2020 года по «пониженным» ставкам таможенных пошлин, признаются в других государствах — членах ЕАЭС иностранным товаром:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее — Решение N 107);

до 2 мая 2025 года.

При этом пунктом 35 приложения N 3 к Договору предусмотрена возможность ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств — членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств — членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств — членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Учитывая изложенное, в случае если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года и имеет статус иностранного товара, для получения паспорта транспортного средства необходимо осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложения N 2 Решения N 107.

Директор Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Н.А. Золкин

Обзор документа

Если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования в Армении после 10 октября 2014 г. и имеет статус иностранного товара, для получения ПТС необходимо задекларировать транспорт и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы сумм, уплаченных в Армении, и сумм, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета ЕЭК.

Армения Налоги 2021

Владельцы иностранного бизнеса и инвесторы ценят темп экономических реформ, безопасность, свободу и открытость Армении. Многие предпочитают приехать в Армению лично и зарегистрировать бизнес в качестве первого шага для выхода на рынок.

Квалифицированный местный юрист может помочь вам минимизировать риски, обеспечив соблюдение налоговых, трудовых, иммиграционных и других правил, избежать ловушек и воспользоваться налоговыми льготами и другими программами государственной помощи, особенно если вы не говорите по-армянски или планируете вести свой бизнес. удаленно.

Обзор налогового законодательства

Варианты налогообложения

В Армении средний и крупный бизнес платит налоги по обычным ставкам, в то время как малый бизнес может воспользоваться специальными налоговыми режимами, которые сокращают налоговое бремя и бумажную волокиту.

Общий налоговый режим. Если компания не выберет специальный налоговый режим, она будет облагаться корпоративным подоходным налогом 18% (КПН) и налогом на добавленную стоимость 20% (НДС).

Налог с оборота. Налог с оборота — это форма налога с продаж, ставки которого обычно находятся в диапазоне от 1,5% до 5%, заменяя КПН и НДС. Только малые предприятия с годовым объемом продаж менее 115 миллионов драмов (примерно $240,000) могут иметь право на этот налоговый режим.

  • Микробизнес. Микропредприятия, определяемые как предприятия с годовым объемом продаж менее 24 миллионов драмов (приблизительно $50,000), освобождены от уплаты КПН и НДС. Однако есть список исключенных предприятий, которые не могут воспользоваться этой налоговой системой, например, торговцы, базирующиеся в столице Еревана, и большинство предприятий сферы услуг.
  • Компании могут выбрать режим налога с оборота или микробизнеса в течение 20 календарных дней после регистрации компании.

    Налоги на заработную плату

    Работодатели обязаны удерживать подоходный налог с населения (НДФЛ) и выплаты по социальному обеспечению из доходов, выплачиваемых своим сотрудникам или индивидуальным подрядчикам (заработная плата, льготы, премии, компенсация по временной нетрудоспособности, компенсация отпуска по беременности и родам и т. Д.). С 2021 года подоходный налог с населения применяется по единой фиксированной ставке 22%, независимо от суммы компенсации. В течение следующих нескольких лет этот показатель будет постепенно снижен до 20%.

    В дополнение к НДФЛ работодатели обязаны удерживать выплаты по социальному страхованию в размере 5% (доход до 500 000 драмов или $1 030) или 10% (доход свыше 500 000 драмов). Однако максимальный размер заработной платы, подлежащей выплате социального страхования, в настоящее время ограничен 1,020,000 драмов РА в месяц (15-кратный размер минимальной месячной заработной платы в размере 68,000 драмов РА). Кроме того, ставка социальных выплат снижена до 3,5% (на 2021 год) и 4,5% (на 2022 год) для заработной платы до 500000 драмов.

    Военные налоги (взносы в страховой фонд военнослужащих) удерживаются в следующем порядке:

    • 1500 драм ($3) для заработной платы до 100000 драм ($208)
    • 3000 драмов ($6) при заработной плате 100000-200000 драмов ($417)
    • 5,500 драм ($11) при заработной плате 200,000-500,000 драм ($1,041)
    • 8,500 драм ($18) при заработной плате от 500,000 до 1,000,000 драм ($2,083)
    • 15000 драмов ($31) для заработной платы свыше 1,000,000 драмов ($2,083)
    Читайте также  Двойное гражданство – США и Россия

    Например, сотрудник с ежемесячной заработной платой 600 000 драмов РА ($1,250) будет платить налог 22% со всего своего дохода, в результате чего подоходный налог составит 132 000 ($275). Сотрудник также будет платить 27 500 ($57) социальных выплат (из-за временно сниженных ставок) и военный налог в размере 8 500 (18). Прибыль после уплаты налогов составит 432 000 (600 000–132 000–27 500–8500) или $900, в результате чего общее налоговое бремя составит 28%.

    Налогообложение IT-стартапов

    Начиная с 18 мая 2019 года, недавно зарегистрированный бизнес (компания и частный предприниматель), работающий в ИТ-секторе, может подать заявку на получение сертификата ИТ-стартапа, документа, освобождающего бизнес от корпоративного подоходного налога до 31 декабря. 2022. Сертификат также снижает налог на заработную плату (подоходный налог, удерживаемый работодателем) до 10% с обычно применяемого 22%. Ходатайство о получении сертификата необходимо подать в течение 90 дней после регистрации бизнеса. Эти налоговые льготы недоступны для более крупных компаний с 30 и более сотрудниками, а также для дочерних компаний или филиалов иностранных компаний. Сертификаты IT Start-Up выдаются Министерством индустрии высоких технологий.

    Следующие предприятия могут воспользоваться этими налоговыми льготами:

    • Разработка программного обеспечения, включая создание, модификацию программного обеспечения, услуги тестирования и поддержки; создание приложений для клиентов; разработка структуры и содержимого системного программного обеспечения, приложений, баз данных, веб-сайтов или создание машинных команд, необходимых для такой разработки или работы; трансформация и адаптация приложений к информационной среде заказчиков;
    • Консультационная деятельность в области компьютерных технологий, включая разработку и проектирование компьютерных технических средств, программного обеспечения и интегрированных компьютерных систем в области коммуникационных технологий; услуги, связанные с обучением пользователей;
    • Деятельность по управлению компьютерными системами, включая управление сетью и создание компьютерных систем для клиентов или обслуживание технических средств обработки данных, а также другие вспомогательные услуги;
    • Обработка данных, распространение информации в сети и сопутствующие действия, включая предоставление инфраструктуры для размещения веб-сайтов; обработка данных (полная обработка данных, предоставленных пользователями или с помощью приложения оригинального программного обеспечения; автоматизированная обработка данных; услуги ввода, включая услуги управления базами данных) и сопутствующие услуги; специализированные услуги по размещению сайтов (хостинг), т.е. размещение сайтов в сети (веб-хостинг), текущая передача данных (неразделенная, по планам) или размещение приложений; эксплуатация (запуск) программно-аппаратных ресурсов; обслуживание пользователей через центральный (глобальный) компьютер, работающий в режиме полного разделения времени;
    • Деятельность, связанная с веб-порталами, в том числе деятельность, связанная с веб-сайтами (использование поисковых систем для создания и поддержки крупномасштабных баз данных с информацией, размещенной в Интернете, с целью облегчения легкого и доступного поиска по адресам или содержанию); деятельность, связанная с другими веб-сайтами, которые работают как веб-порталы, такие как, например, новостные веб-сайты, предоставляющие регулярно обновляемую информацию;
    • Реализация образовательных и исследовательских программ в области информационных технологий;
    • Разработка, тестирование и производство электронных систем;
    • Компьютерная анимация и моделирование;
    • Проектирование и тестирование интегральных схем.

    Налоги на импорт

    Импортные товары обычно облагаются НДС 20%, хотя некоторые товары освобождены от этого налога. Более того, уплата НДС может быть отсрочена на срок до трех лет для товаров, ввозимых в рамках утвержденных правительством проектов.

    Армения является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместе с Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном. Товары, ввозимые из этих стран, освобождаются от ввозных пошлин, а товары, ввозимые из третьих стран, облагаются ввозными пошлинами, установленными Комиссией ЕАЭС.

    Прочие налоги

    В зависимости от характера своей деятельности армянская компания также может облагаться акцизным налогом, экологическим налогом, дорожным налогом, налогами на недвижимость и автотранспортные средства.

    Invest in Armenia

    • ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
    • АДВОКАТСКИЕ УСЛУГИ
    • БИЗНЕС КОНСУЛЬТАЦИИ
    • БИЗНЕС УСЛУГИ
    • ИССЛЕДОВАНИЯ
    • ДОКЛАДЫ ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА
    • КНИГИ

    Налогообложение физических лиц

    Территориальность и резидентство

    Для целей подоходного налога определяются 2 категории физических лиц:

    • Резиденты, которые несут обязательства по уплате налога с доходов, полученных у источников в Армении и за ее пределами. Стандартная ставка применяется к большинству видов доходов, включая зарплату, дивиденды, роялти и инвестиционный доход.
    • Нерезиденты несут обязательства по уплате налога только с доходов, полученных от источников в Армении.

    Физические лица являются налоговыми резидентами Армении, если:

    • Они фактически находятся на территории страны не менее 183 дней в течение периода, включающего 12 следующих подряд месяцев, начинающихся или заканчивающихся в налоговом году,
    • Их центр жизненных интересов находится в Армении,
    • Они являются государственными гражданскими служащими Армении.

    Физические лица, не соответствующим данным условиям, считаются нерезидентами.

    Доходы от роялти, процентов (не освобожденных от налогов), продажи имущества (не освобожденной от налогов) и лизинга имущества облагаются по ставке 10%. Если налог уплачивается налоговым агентом, он взимается у источника. Налоговыми агентами являются юридические лица Армении, частные предприниматели и филиалы или представительства иностранных компаний. Прочие доходы, выплачиваемые налоговым агентом, подлежат обложению налогом, окончательно удерживаемым у источника, на ежемесячной основе:

    • Первые 80 000 армянских драмов в месяц налогооблагаемого дохода облагаются по ставке 10%,
    • Сумма, превышающая установленный предел, до 2 миллионов армянских драмов облагается по ставке 20%,
    • Сумма сверх 2 миллионов армянских драмов облагается по ставке 25%. Прочие налоги, не полученные от налоговых органов, облагаются налогом на годовой основе:
    • Первые 960 000 армянских драмов (около $2460 США) в год налогооблагаемого дохода облагаются по ставке 10%
    • Сумма, превышающая данный предел, облагается по ставке 20%.

    Как правило, налогооблагаемый доход физических лиц, зарегистрированных в качестве частных предпринимателей, рассчитывается как разница между валовым доходом и подтверждаемыми документами расходами, связанными с их деятельностью. Согласно общему налоговому режиму, предприниматели вправе принимать к вычету расходы по бизнесу и амортизационные расходы, согласно правилам, установленным Законом «О налоге на прибыль».

    Резидентные налогоплательщики несут обязательства по уплате налогов с доходов, полученных или начисленных в Армении или за ее пределами в течение отчетного периода, за исключением случаев, определенным образом освобожденных от налога согласно законодательству.

    Любые доходы, полученные или начисленные в качестве оплаты труда в денежной или натуральной форме в течение календарного года, облагаются налогом на доходы физических лиц.

    Доходы от независимой деятельности

    Доходы от независимой деятельности облагаются по стандартной ставке, если на данное физическое лицо не распространяются правила фиксированного платежа.

    Валовой доход от аренды имущества облагается по ставке 10%.

    Доходы от призов и выигрышей

    Доходы в форме призов (кроме денежных призов от государственных лотерей) и выигрышей в сумме, превышающей 10 000 армянских драмов за одну выплату, облагаются по стандартной ставке налога.

    Доходы от продажи или обмена акций или ценных бумаг освобождены от налога. Дивиденды освобождены от налога. Процентные доходы освобождены от налога, если получены от государственных ценных бумаг. В остальных случаях применяется ставка 10%. Валовая сумма роялти облагается по ставке 10%.

    Реализация движимого и недвижимого имущества

    Налогообложение доходов, полученных от реализации имущества, зависит от налогового статуса покупателя. Если покупатель является юридическим лицом или частным предпринимателем, от валовой цены продажи взимается налог по ставке 10%. В остальных случаях доход освобождается от налога.

    Доходы, освобожденные от налога

    В дополнение к освобождениям, указанным в тексте о валовых доходах, освобожденные от налогов доходы включают государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности и по опеке над больным членом семьи), пенсии, алименты, имущество и денежные средства, полученные в наследство, страховые возмещения и т.д.

    Вычеты расходов по предпринимательской деятельности

    Подтверждаемые документами расходы, прямым или исключительным образом связанные с получением предпринимательских доходов, принимаются к вычету.

    Читайте также  Город Домбай где находится?

    Вычеты расходов по прочей деятельности

    Налогоплательщик может вычитывать сумму взносов для религиозных, общественных и прочих некоммерческих организаций в максимальной сумме 5% от налогооблагаемого дохода. Физические лица также вправе принимать к вычету расходы на личные нужды в размере 32 500 армянских драмов в месяц с полученного дохода.

    Взносы в фонд социального обеспечения

    Налогооблагаемые доходы уменьшаются на сумму обязательных взносов сотрудника в фонд социального обеспечения.

    Зачет налогов для иностранцев

    Налоговые резиденты вправе зачитывать иностранные налоги, уплаченные с доходов, полученных вне пределов Армении, из своих армянских налоговых обязательств. Сумма иностранных налоговых кредитов ограничена суммой армянских налогов, которые образовались бы от эквивалентных доходов в Армении.

    Физические лица, являющиеся нерезидентами, несут обязательства по уплате армянских налогов только с доходов, полученных у армянских источников. Для физических лиц доходами от армянских источников являются доходы, полученные по армянским трудовым контрактам, от предпринимательской деятельности, осуществляемой в Армении, или капитала или имущества, использованных в Армении.

    Выполнение налоговых требований

    Обязательства агентов, взимающих налоги у источника

    С любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом физическому лицу, взимаются налоги, за исключением случаев, когда доходы выплачиваются частному предпринимателю и стороны подписали контракт, в котором указывается идентификационный номер налогоплательщика, паспортные данные, юридический адрес в Армении и номер сертификата государственной регистрации, выданного в начале предпринимательской деятельности. Если данное условие не выполнено, выплаты от коммерческих и некоммерческих организаций и частных предпринимателей облагаются налогом, взимаемым у источника, по ставке 11%. В настоящее время налоги, взимаемые у источника от выплат физическим лицам, должны выплачиваться в государственный бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, когда был выплачен доход или начислена зарплата.

    Возврат налога, удержанного с физических лиц

    Армянские налоговые резиденты, получающие доходы, не облагаемые армянским налогом, удерживаемым у источника, должны предъявлять налоговую декларацию по налогам с доходов физических лиц до 15 апреля следующего года. Соответствующий налог должен быть выплачен до 1 мая.

    Избежание двойного налогообложения

    По состоянию на 1 января 2012 года, у Армении действующие налоговые соглашения с 35 странами. Положения соглашений обычно действуют автоматически в том случае, когда местная компания имеет соответствующий сертификат резидентства, выданный иностранными налоговыми органами. Армения не соблюдает положений налоговых соглашений, действовавших в бывшем Советском Союзе до обретения страной независимости.

    Особенности ввоза легковых автомобилей для личного пользования из Республики Армения

    При ввозе физическими лицами из Республики Армения легковых автомобилей для личного пользования, необходимо учитывать по каким ставкам ввозных таможенных пошлин, налогов эти автомобили были выпущены на территории Армении в свободное обращение при их ввозе из третьих стран, а также момент их ввоза.

    С 1 января 2015 года Республика Армения является членом ЕАЭС на основании Договора от 10.10.2014 о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 года. Договором определены условия и переходные положения, связанные с присоединением Республики Армения к ЕАЭС.

    В частности разделом III Приложения 3 к Договору установлены особенности ввоза из Армении на территорию других государств-членов легковых автомобилей и других транспориных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенных в Армению физическими лицами для личного пользования из третьих стран, связанные с применением ставок ввозных таможенных пошлин.

    Единые ставки таможенных пошлин, применяемые в ЕАЭС, в отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены Приложением 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

    Однако эти единые ставки таможенных пошлин, налогов, не применялись в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом (ЕТТ) ЕАЭС. Таможенные пошлины исчислялись по ставкам, установленным законодательством Республики Армения на период действия переходных положений, предусмотренных Договором о присоединении к ЕАЭС.

    С 1 января 2020 года установлено начало применения в Республике Армения ставок ЕТТ ЕАЭС в отношении транспортных средств, классифицируемых в вышеуказанных товарных позициях Решением Коллегии ЕЭК от 28.04.2020 N 62 «Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ЕАЭС».

    Поэтому легковые автомобили, классифицируемые в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенные физическими лицами для личного пользования на территорию Республики Армения из третьих стран после присоединения к ЕАЭС, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, отличающимся от установленных ЕТТ ЕАЭС, признаются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации иностранными товарами со всеми вытекающими из этого последствиями и ограничениями:

    • до уплаты таможенных пошлин в размере разницы уплаченных в Армении сумм и сумм подлежащих уплате по ставкам, установленным Приложением 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107;
    • до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ.

    Разница между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов и суммами, подлежащими уплате по ставкам, указанным Приложении 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107, может быть уплачена в бюджет Республики Армения до ввоза на территории остальных государств-членов ЕАЭС.

    При ввозе таких легковых автомобилей на территории других государств — членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.

    Если при ввозе и таможенном оформлении таможенные пошлины были уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС, никаких ограничений на перемещение таких автомбилей на территории остальных государств ЕАЭС не накладвается.

    Если выяснится, что таможенные пошлины, налоги в размере вышеуказанной разницы сумм не были уплачены в бюджет Республики Армения до ввоза на территории других государств-членов ЕАЭС, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании этих автомобилей в бюджет того государства ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили.

    Автомобили, ввезенные из третьих стран с уплатой таможенных пошлин налогов в соответствии с законодательством Республики Армения, зарегистрированные на ее территории, могут временно ввозиться на территории других государств-членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Ввоз, использование на территориях других государств ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях других государств ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих государств и уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы ежду фактически уплаченнми суммами и подлежащими уплате в соответствии с Приложением 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107.

    При этом автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора о присоединении к ЕАЭС, с даты вступления в силу этого Договора (с 1 января 2015 года) считаются товарами ЕАЭС.

    Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения после подписания Договора о присоединении к ЕАЭС по истечении 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС признаются товарами ЕАЭС независимо от факта уплаты в бюджет таможенных пошлин, налогов в размере разницы факически уплаченных сумм и сумм таможенных, подлежащих уплате по ставкам, установленным приложением 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107.