Потемкинская лестница где находится?

Потемкинская лестница в Одессе

Потемкинская лестница — бульварный спуск в Одессе, ведущий к морю. Лестница является одним из самых узнаваемых символов «жемчужины у моря», нередко ее называют «восьмым чудом света». Потемкинская лестница выполнена в стиле классицизм, это не просто приятное место для прогулок, но и настоящий памятник архитектуры позапрошлого столетия. С вершины лестницы (у памятника Дюку Ришелье) открывается одна из самых красивейших панорам Одессы — вид на морской порт и Одесский залив.

В современной Одессе Потемкинская лестница — это центр культурной жизни. Ежегодно проводится забег вверх по ступеням. Рекордное время подъема — 22 секунды. В летнее время ступени превращаются в трибуны для наблюдения за концертами и праздничными салютами, для просмотра фильмов на открытом воздухе.

Сколько ступенек на Потемкинской лестнице

Гордость Одессы состоит из 192 ступеней, поделенных на 10 маршей. По краям ступени лестницы обрамлены каменными парапетами толщиной 2 метра. Общая высота одесской лестницы — 27 метров, а протяженность — 142 метра.

В первые десятилетия существования объекта количество ступеней Потемкинской лестницы составляло 200, но, в ходе реконструкции и модернизации портовой территории, 8 нижних ступеней были разрушены.

Ступени лестницы сужаются по мере подъема. У основания ширина ступеней — 21,6 метров, на самой верхней точке — 13,4 метра. При этом создается оптический обман: если смотреть с высоты вниз, лестница кажется одинаковой ширины. Этот эффект заметен на фото Потемкинской лестницы Одессы.

В культуре

Восторженные воспоминания о Потёмкинской лестнице встречаются в заметках многих путешественников и писателей. Жюль Верн описал ее эпитетом «монументальная». Российский писатель-романтик Александр Грин называл объект «знаменитым». Американский писатель Марк Твен в своем романе «Простаки за границей» описал достопримечательность как «великолепную». Российский классик Островский называл одесский архитектурный памятник «единственным в своем роде».

Песня «Потемкинская лестница»

Популярная песня «Потёмкинская лестница — восьмое чудо света» в исполнении Сергея Рогожина закрепила за объектом статус «одесского чуда». Интересно, что песню помнят не все, но вот название лирической композиции закрепилось за лестницей и используется в наши дни.

Фильм о Потемкинской лестнице

Знаменитая лестница фигурирует в немом историческом фильме советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» (1925). Сюжет завязан на бунте матросов Черноморского флота, вспыхнувшем из-за червивого мяса. На помощь зачинщикам, приговоренным к расстрелу, приходят остальные матросы, а затем и мирные жители. Сцена с Потемкинской лестницей, по которой катится детская коляска, является одной из самых узнаваемых в кинематографе прошлого столетия.

На самом деле, сцена «расстрела на Потемкинской лестнице» — художественный вымысел режиссера, его личное переживание произошедших событий.

Считается также, что именно после широкого проката фильма лестница получила свое современное название.

История

Потемкинская лестница была построена в 1837–41 годах по проекту архитекторов К. И. Потье, Ф. К. Боффо, А. И. Мельникова. Архитектурное сооружение было задумано как парадный, торжественный вход в Одессу со стороны Черного моря. Лестница строилась по заказу графа Воронцова (по одной из легенд, под лестницей есть тайный выход из Воронцовского дворца). Проект обошелся графу в 800 тысяч рублей. Даже в наше время это невероятные деньги — в те времена за 5 рублей можно было купить корову.

В XIX веке одесская достопримечательность не имела официального названия. В разные годы ее именовали: Портовая, Ришельевская, Бульварная, Большая, Воронцовская и так далее. Историками до сих пор не подтверждено ни одно из множества названий. Изначально ступени были изготовлены из песчаника, но, спустя 100 лет, они износились. В 1933 году, в ходе реставрационных работ, ступени облицевали серо-розовым гранитом. С 1963 года Потемкинская лестница — памятник архитектуры СССР.

Как добраться до Потемкинской лестницы в Одессе

Рядом с лестницей оборудован фуникулер (слева от лестницы, если стоять к ней лицом), который соединяет Приморскую улицу и Приморский бульвар. Он был открыт в 2005 году. Подъем вверх занимает 1 минуту и 10 секунд. Два вагона фуникулера вмещают до 12 пассажиров каждый.

Остановки общественного транспорта находятся как у вершины лестницы, так и у ее подножия в порту:

  • «Морвокзал» (у подножия лестницы): автобус № 110, троллейбус № 10, маршрутные такси № 120, 190, 210.
  • «Ланжероновская» (на вершине, в двух кварталах от лестницы): автобус № 220; маршрутные такси № 117, 137, 145, 220, 221.

Карта пешеходного маршрута от остановки «Ланжероновская» до Потемкинской лестницы

Добраться до лестницы можно на такси. В Одессе функционируют службы: Uber, Яндекс.Такси и Uklon.

Потемкинская лестница, вид сверху (с Приморского бульвара): панорама на Google Maps

Видео «Потемкинская лестница в Одессе»

Потемкинская лестница

Про Потемкинскую лестницу хотя бы раз слышали даже те, кто никогда не бывал в Одессе. Эта достопримечательность является самой известной и узнаваемой в городе. По лестнице можно спуститься к морю, а с ее вершины открывается открыточный вид на Одессу.

Из скольких ступеней состоит Потемкинская лестница?

Чтобы спуститься по лестнице, придется преодолеть 192 ступени. Раньше их было ровно 200, но со временем восемь нижних разрушили. Ширина верхних ступеней значительно уже, чем ширина нижних, однако видно это только в том случае, если смотреть на нее снизу вверх. С вершины кажется, что вся лестница имеет одну ширину. Ее высота составляет 27 метров, но в длину она тянется на 142. С боков находятся парапеты из камня.

Ежегодно на Потемкинской лестнице устраивают забег на вершину. По состоянию на 2019 год рекорд принадлежит человеку, который совершил подъем за 22 секунды.

История постройки

Потемкинскую лестницу строили с 1837 по 1841 год. Проект разработали архитекторы Потье, Боффо и Мельникова. Предполагалось, что она будет являться парадным входом в город со стороны моря. Заказчиком сооружения выступал граф Воронцов. За работу граф заплатил 800 тысяч рублей, и если вам кажется, что эта сумма велика, представьте: в те годы пять рублей отдавали за хорошую здоровую корову. Над Воронцовым смеялись, считали, что его затея бессмысленна, а лестница пригодится разве что для того, чтобы Дюк мог спуститься к морю. Имеется в виду памятник дюку де Ришелье, который находится на вершине лестницы.

Существует даже легенда, что под ней существует тайный вход, через который можно попасть в Воронцовский дворец. По еще одной легенде под одной из ступенек спрятаны драгоценности, похищенные Мишей Япончиком.

Лестницу строили из песчаника, однако этот материал оказался недостаточно прочным. Через сто лет ступеньки начали изнашиваться. В 30-е годы XX века их покрыли гранитом серо-розового цвета.

Долгое время у достопримечательности не было официального названия. Ее как только ни называли: Портовая, Бульварная, Воронцовская… Разные названия встречались и в художественной литературе, и в газетах. Иногда лестницу вообще никак не именовали, потому что всем и так было понятно, о чем идет речь.Название «Потемкинская» закрепилось за ней после Великой Отечественной войны. Чуть раньше ее именовали Лестницей Потемкинского восстания, в первую очередь из-за фильма Эйзенштейна.

Вскоре после появления лестницы люди начали поговаривать о том, что прибрежные грунты не могут не повлиять на нее, и она долго не простоит. Однако, хотя реставрации и проводились, Потемкинская лестница по-прежнему стоит.

Читайте также  Храм Дивеево где находится?

Потемкинская лестница в массовой культуре

Самое известное упоминание лестницы в культуре – это, конечно, немой фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» 1925 года. По сюжету матросы Черноморского флота поднимают бунт из-за испорченного мяса. Зачинщиков приговаривают к расстрелу, однако им оказывают поддержку сначала другие матросы, а затем и местные жители. Одна из самых известных сцен фильма – детская коляска, катящаяся по лестнице вниз. Как позднее говорили исследователи, расстрел моряков на лестнице – не более чем выдумка режиссера. В реальности такие события не происходили.

Упоминалась лестница и в литературе, причем писали о ней не только российские и советские авторы. Фигурировала она в романе Марка Твена «Простаки за границей» и в романе Жюля Верна «Упрямец Керабан». Что интересно, Верн никогда не видел сооружение своими глазами и знал о нем лишь по рассказам. А вот Твен действительно бывал в Одессе во время своего путешествия.

Писали про нее также Александр Островский, Виссарион Белинский, Яков Полонский, Александр Грин, Валентин Катаев, Константин Паустовский, Александр Куприн и многие другие писатели.

Наконец, главной одесской достопримечательности была посвящена песня «Потемкинская лестница – восьмое чудо света». Исполнял ее Сергей Рогожин. Сегодня эту композицию мало кто помнит, но само название сохранилось в памяти людей, которые продолжают называть сооружение чудом.

Потемкинская лестница сегодня

Потемкинская лестница – излюбленное место одесситов и туристов. В день города на ней собираются люди, чтобы посмотреть салют. Рядом с ней часто проводят концерты, устраивают кинопоказы.

Приморскую улицу и Приморский бульвар также соединяет фуникулер. Его построили еще в 1902 году, но в 70-е годы власти приняли решение установить вместо него эскалатор. В 90-е эскалатор сломался, тогда фуникулер решили вернуть. Его открыли 2 сентября 2005 года, в день Одессы. В каждом из вагонов фуникулера (всего их два) может одновременно находиться до 12 человек. Подняться на вершину можно за минуту с небольшим.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/

Величественное сооружение, cоединяющее центр Одессы с портом, с момента своего создания было связано с искусством иллюзии.

Потёмкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Попав в Одессу, практически каждый турист спешит пройтись по ее 192 ступеням, сделав небольшую передышку на каждом из 10 пролетов. Запечатлев себя на фоне этого известнейшего архитектурного сооружения города у Черного моря, путешественники со всех концов света оставляют себе на долгую память одну из самых красивых лестниц мира.

Рожденная за долго до начала строительства Одессы (в 1764 году) лестница служила соединительным мостом между вершиной холма, увенчанного турецкой крепостью Ени-Дунья (Новый свет), и берегом Черного моря. Изначально она составляла единое целое с холмом, ракушечная основа которого и послужила строительным материалом для создания.

После подписания Ясского мирного договора (29 декабря 1791 года) согласно которого данная территория переходила во владение Российской империи, и рескрипта от 27 мая 1794 года Екатерины II (1729 – 1796) о создании портового города, ее место заняла деревянная лестница в двести двадцать ступеней, которая спускалась к купальням на побережье.

Давайте вспомним историю этого сооружения …

Свое монументальное облачение же, тогда еще Воронцовская, лестница получает во время масштабной реконструкции 1837 — 1841 годов под руководством итальянского архитектора Франческо Боффо (1796 — 1867). Именно тогда, архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье она была спроектирована и несколькими годами позже возведена «на том же месте, где и была тропинка», по которой спускался к морю сам великий Пушкин. Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.

Архитекторы воплотили в жизнь проект, где при взгляде с вершины склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными.

Он планировал возвести ее всего за семь месяцев. Однако построили лестницу лишь в 1840-х годах. По плану Боффо, пролеты расширяются книзу, благодаря чему возникает оптическая иллюзия: если смотреть на лестницу сверху, кажется, что на всем протяжении она одинаковой ширины, а если снизу — что она длиннее, чем на самом деле. Как только лестницу не называли: Ришельевской, Воронцовской, лестницей Николаевского бульвара и бульвара Фельдман, Гигантской, Приморской, но официально долгое время она была безымянной.

Во время революции 1905 года, начавшейся с восстания на броненосце “Потемкин” лестница, как один из самых важных стратегических объектов, соединяющих город и мятежников в порту, была заблокирована казачьими войсками, но именно благодаря этим событиям получила свое нынешнее название — Потемкинская.

Время и атмосферные явления сделали свое неблаговидное дело, и к 1933 году лестничное покрытие остро нуждалось в обновлении. Работы по его восстановлению были незамедлительно выполнены, но за это была заплачена своя цена — безвозвратно утрачены восемь ступеней, а покрытие заменили на розовый гранит и асфальт.

В таком виде Потемкинская лестница приветствует жителей и гостей Одессы ныне.

Фото 3.

Лестница на Приморском бульваре под руководством Боффо, была создана из привезенного кораблями в качестве балласта триестского серо-зеленого песчаника. Опорами для лестницы служат десятки свай, а каждый из десяти пролетов опирается на каменные арки на пилонах, под вторым и третьим (сверху) из которых – устроены обратные арки. Поперечная устойчивость создана за счет двадцати четырех анкерных связок.

В ходе реконструкции 1933 года поврежденный временем песчаник на Потемкинской лестнице был заменен на розовый гранит, а площадки вымощены асфальтом, при этом ее высота в сто девяносто две ступени составила 27 м, а протяженность — 136,47 м. Зрительный эффект (обзор сверху — площадки, обзор снизу — ступени) достигнут за счет тонкого расчета каждого элемента, а визуальная параллельность парапетов организуется за счет значительного увеличения ширины одной ступени: на вершине холма — 13,4 м и 21,6 м — у его подножья.

Фото 4.

Визуально кажется, что лестница спускается к морю на юг, хотя на самом деле она ведет по направлению к северо-восточному берегу города. Такой эффект достигается из-за особенностей береговой линии Черного моря. В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками.

Фото 5.

Изначально лестница состояла ровно из 200 ступеней, однако в процессе строительства Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старики бают, что они так и остались зарытыми в самой глубине проезжей части.

Шло время, ступени лестницы медленно, но верно разрушала эрозия. В 30-х годах прошлого века было принято решение заменить песчаник розово-серым гранитом, а площадки покрыть ровным асфальтом. Именно такой внешний вид Потемкинской лестницы во времена Великой Отечественной Войны использовался на агитационных плакатах СССР.

Читайте также  Правила въезда в Грецию

Фото 6.

Сегодня Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером. Он был построен еще в 1902 году, и был обновлен уже в 70-х годах – заменен технологичным эскалатором. В 90-х годах эскалатор устарел, и местные власти приняли решение возвести новый фуникулёр. Он был запущен в эксплуатацию в 2005 году. Его открытие приурочили аккурат к 211-й годовщине со дня основания города.

Фото 7.

Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница — 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу.

Фото 8.

  • Ежегодно устраивается забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования на данный момент составляет 22,8 секунды.
  • По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing etv, Потемкинская лестница заняла шестое место в десятке самых красивых лестниц Европы
  • Из-за особенностей береговой линии Потёмкинская лестница спускается к морю на северо-восток, а не на юг, как кажется визуально
  • Во время празднования Дня города ступеньки лестницы используются в качестве огромной трибуны для зрителей, наблюдающих за праздничным фейерверком

Фото 9.

Интересны некоторые особенности Потемкинской лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, зрительно увеличить длину лестницы, придать ей тем самым величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, прибывавшими в Одессу за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом

Фото 10.

Одесский писатель Юрий Олеша писал: «…Знаменитая одесская лестница после картины «Броненосец Потёмкин» вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня».

Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский.

Фото 11.

Потемкинская лестница занимает шестое место в списке самых красивых лестниц Европы. Хотя если вы спросите мое мнение, то я вам скажу, что легенда этой лестницы и ее фото и видео материалы кажутся на много красивее, чем то что ожидает вас на самом деле. Может быть это связано с переделками антуража вокруг и за лестницей, может по другой причине. но на самом деле я увидел обыденную, далеко не длинную лестницу, которая упирается …. в забор, за которым идет автомобильная дорога ! Что бы попасть в порт и к морю надо спустить в «совковый» подземный переход. Нет и не чувствуется истории и какого то шарма Одессы. Как же просится, чтобы лестница выводила людей в порт, к морю или куда нибудь на площадь, открытое место. А так … кусок обычной бетонной лестницы 🙁 … ну это лично мое мнение.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Давайте продолжим обсуждать интересные лестницы мира : Лестница турков в Италии, а вот Лестница в колодец. Вот есть такая лестница в китайское небо и даже Недвижимая лестница. А вот такими бывают Городские лестницы

Потёмкинская лестница — архитектурный символ Одессы

При взгляде снизу кажется, что поднимаешься прямо в небо

Идея создания монументальной лестницы, соединяющей берег моря с бульваром, принадлежит архитектору А. Мельникову; проект был создан Ф. Боффо в 1825 году. Конструкция лестницы разработана инженером Уптоном. Закладка сооружения состоялась 1 мая 1834 года, строительство закончилось в 1841 году.

Высота Потёмкинской лестницы — 27 метров, ширина марша вверху — 13, 4 метра, внизу — 21,6; количество ступеней — 192 (первоначально было 200). Ступени лестницы с 1933 года облицованы розово-серым гранитом, заменившим износившийся зеленовато-серый песчанник из Триеста.

Интересно, что при взгляде вниз видны только одни площадки, а вверх — только ступени.

Первоначально лестница называлась Гигантской, позже — Приморской, сегодня — Потёмкинской.

Вы думаете, название связано с князем Потёмкиным? Ошибаетесь.

В 1926 году весь мир аплодировал картине Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин». Сенсационный всемирный успех революционного фильма был ошеломляющим.

Фильм снимался в Одессе, многие одесситы участвовали в съёмках — Эйзенштейн выискивал на улицах города неординарные личности. Поэтому в день премьеры в Одессе в кинотетрах «Бомонд» и «Ампир» свободных мест не было.

«. летел по уступам лестницы безногий матрос, отталкиваясь колодками. А вниз неумолимо спускалась, стреляя, безликая шеренга солдат.
. Летела вниз по лестнице детская корляска, и стоном ужаса отвечали зрители.
Кончалась картина, проходил без единого выстрела сквозь эскадру мятежный броненосец с развевающимся красным знаменем свободы. Зал в едином порыве встал. Гремела овация.»
А.Каплер.

На Таможенной площади Одессы стоят памятники: скульптурная группа»Потемкинцам — потомки» и памятник Г. Н. Вакуленчуку.

Несмотря на кажущуюся простоту сооружения, создать на оползневых склонах такой «каменный каскад» из известняка было задачей непростой. Сложная система продольных и поперечных галерей, массивных столбов вот уже два столетия даёт возможность восхищаться Потёмкинской лестницей.

По обе стороны лестницы на террасированных склонах раскинулся обделённый вниманием городских коммунальных служб Лунный парк (одно время он носил название «Пионерский»). Летом 2013 года одну половину парка (с той стороны, где находится эскалатор) передали туркам — теперь эта зелёная зона называется парк «Стамбульский».

Потёмкинская лестница, органично сочетающаяся с памятником Ришельё и двумя полукруглыми зданиями на Приморском бульваре, — парадный вход в город со стороны моря. Эти полуциркульные здания построены в 1827-1828 г.г. по проекту петербургского архитектора А. Мельникова.

Из-за особенностей береговой линии Потёмкинская лестница спускается к морю на северо-восток, а не на юг, как считают многие.

В июле 2015 года на Потёмкинской лестнице был установлен памятный знак Европейской киноакадемии. Такие знаки уже были установлены в Лионе (Франция) на доме, где родились братья Люмьер; научно-методическом кабинете-музее С. Эйзенштейна в Москве; Центре Бергмана в г. Фаро (Швеция) и Мире Тонино Гуэрра в Пеннабилли (Италия).

Потёмкинская лестница и вид на Морской вокзал

Морской вокзал был построен на Новом молу в 1968 году по проекту архитекторов В. Головина и В. Кремлякова. Позже был перестоен. В 2001 году на оконечности мола выросла гостиница «Одесса», перечеркнув открывающуюся за зданием Морвокзала панораму Одесского залива. За гостиницей «Одесса» находится Музей якорей под открытым небом, Свято-Николаевский храм и яхт-клуб.

В 2016 году было принято решение отреставрировать Потёмкинскую лестницу. Узкую тропинку оставили для пешеходов, в остальной части ведутся реставрационные работы:

Узнать обо всех других одесских памятниках: Перейти на страницу «Памятники Одессы»

Есть что сказать?
Не молчи! Комментируй:

Великолепие и монументальность Потемкинской лестницы

Знаменитый пролет в Одессе

В 2010 году европейские эксперты решили обозначить топ самых красивых лестниц континента. Несмотря на то, что некоторым искусствоведам это показалось странным, в десятку лучших конструкций вошла знаменитая Потемкинская лестница, которая заняла почетное шестое место. Достопримечательность – бульварная лестница, выполненная в стилистике классицизма, которая ведет к морю в Одессе. Сооружение является одним из самых главных архитектурных памятников города. С последних ступенек открывается удивительно красивый вид на гавань, порт, а также Одесский залив.

  • Особенности достопримечательности
  • Создание одесской достопримечательности
  • История достопримечательности
  • Возникновение названия
  • Интересные факты об известном одесском памятнике
Читайте также  Бердск это где находится?

Вид на залив с вершины лестницы

Особенности достопримечательности

Каждый, кто собирался посетить Потемкинскую лестницу в Одессе, наверняка задумывался над тем, сколько в ней ступенек. На сегодняшний день их количество составляет 192 штуки, заключенные в десять пролетов. Изначально ступенек было 200, однако после того, как администрация города решила расширить порт, часть из них была засыпана. Сейчас они таятся в глубинах проезжей части.

На сколько же метров протянулась Потемкинская лестница? Ее длина составляет 142 метра.

Она спроектирована с применением очень интересного эффекта – нижняя часть конструкции гораздо шире верхней, поэтому, если взглянуть на панораму сооружения сверху вниз, создастся впечатление одинаковой ширины по всей ее протяженности.

Кажется, будто парапеты расположены параллельно, а взгляду доступны только площадки. Если же посмотреть на лестницу снизу вверх, можно увидеть бесконечный каскад ступеней – она кажется длиннее, чем есть на самом деле.

Одессе, городу, который находится на значительном возвышении, просто необходим был спуск к порту, размещенному у моря. Это и стало решением создания лестницы, которую впоследствии назвали Потемкинской. Одним из первых ее описал известный писатель Александр Островский в одном из своих драматургических писем: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница – она разделена на десть уступов по двадцать ступеней каждый. Кажется, двести ступеней, а входишь очень легко». Этого эффекта создателям удалось достигнуть благодаря оптимальному углу наклона и нескольким площадкам, которые позволяют пешеходам в любой момент остановиться и передохнуть.

Лестница в советские годы

Создание одесской достопримечательности

Потемкинская лестница была спроектирована в 1835 году, а ее строительство закончилось только в 1841 году. Среди главных архитекторы называют Боффо, Потье и Мельников, а среди инженеров, которые воплотили проект в жизнь, – Уптон и Морозов. Изначально Потемкинская лестница была названа совсем по-другому:

• после создания конструкции – лестницей Николаевского бульвара;
• в середине двадцатого века – лестницей бульвара Фельдмана;
• в разное время жители города также называли ее Портовой, Бульварной или Приморской.

На сегодняшний день Потемкинская лестница считается одной из главных достопримечательностей города и воплощает собой весь архитектурный облик Одессы как основной ее символ. Ее называли монументальной, великолепной и единственной в своем роде – Потемкинская лестница многократно описывалась писателями, поэтами, а также путешественниками.

Так выглядела лестница в минувшие столетия

История достопримечательности

Изначально в плане города, который был составлен известным инженером де Воланом, Потемкинская лестница не была предусмотрена. Идея ее создания появилось только после создания архитектурного ансамбля города и декоративного оформления Приморского бульвара. Было принято решение, что парадная бульварная лестница здесь просто необходима. Она будет нести не только функциональное значение и помогать спускаться вниз, к морю, но и символическое – демонстрировать связь города и водной стихии.

Считается, что идея ее создания принадлежит графу Михаилу Воронцову, который решил сделать своей любимой супруге Елизавете невероятный подарок. Согласно легенде на такой подарок графу пришлось потратить восемьсот тысяч рублей. По другой версии, Потемкинская лестница была построена в преддверие визита в город российского царя Николая I.

Сведения, связанные со строительством лестницы, которые сохранились в одесском историческом архиве, весьма скупы и отрывочны. Существует несколько проектов лестничной конструкции, информация о сумме и сроках, которые были выделены городской администрации на возведение сооружения – двести тысяч рублей и семь месяцев. На протяжении строительства лестницы многие эксперты вели споры – некоторые называли конструкцию бесполезной, другие же восхищались ею. В результате Потемкинская лестница и ее создание стало международной новостью – монументальная лестница из белого мрамора не могла не привлечь внимание.

Панорама с лестницей

Изначально Потемкинская лестница была создана целиком из белоснежного мрамора. В результате реставрационных работ, которые были проведены в тридцатых годах прошлого столетия, ступени конструкции были облицованы гранитом спокойного серо-розового оттенка. С шестидесятых годов Потемкинская лестница находится под охраной города как архитектурная достопримечательность всесоюзного значения.

Возникновение названия

Как уже указывалось выше, до некоторого времени лестница просто не имела определенного названия и в разные имена называлась гостями и жителями города по-разному.

Однако после знаменательного появления в одной из ключевых сцен фильма «Броненосец Потемкин», который был снят в двадцатые годы прошлого века Сергеем Эйзенштейном, все же была названа Потемкинской.

В фильме лестница была использована в кадре с детской коляской – та катится по ступеням вниз.

Все названия лестничной конструкции до «Потемкинской» были неофициальными. В энциклопедиях и многих исторических источниках ее зачастую просто называли одесской, огромной или гигантской, при этом употребляя эти слова с маленькой буквы. Это говорит о том, что данные эпитеты использовались не как название, а просто как прилагательные, характеризирующие объект. После окончания Великой Отечественной войны сам термин «Потемкинская» стал общеупотребительным и официальным.

Здесь часто снимаются фильмы

Интересные факты об известном одесском памятнике

За годы своего существования появилось множество исторических интересных фактов, связанных с архитектурным памятником в Одессе. Среди них непременно нужно назвать:

  • особая береговая линия Одессы определяет направление лестничной конструкции – она спускается к береговой линии не в южном направлении, как полагают многие, а в северо-восточном;
  • пока длилось строительство сооружения, многие горожане считали, что это самая бесполезная и самая дорогостоящая идея;
  • с лестницей горожане связывают множество мифов и легенд. Одна из них гласит, что сооружение было построено для того, чтобы замаскировать секретный ход, который ведет из Воронцовского дворца. Другая сообщает, что лестничные арки стали идеальным местом для сокрытия кладов, краденных контрабандистами, а одна из ступенек прячет драгоценности, которые были награблены известным бандитом Мишкой Япончиком;
  • по лестничной конструкции спускались на мотоцикле, велосипеде, автомобиле и даже на лыжах;
  • во время Дня города Одессы, одна из ее главных достопримечательностей используется в качестве гигантской трибуны;
  • администрация Одессы каждый год проводит легендарный забег по Потемкинской лестнице – участникам его приходится бежать вверх, преодолевая все десять пролетов. У соревнований есть даже свой собственный рекорд, который составляет 22,8 секунды.

Рядом с Потемкинской лестницей функционирует фуникулер, который служит для соединения Приморского бульвара и Приморской улицы. Что интересно, этот фуникулер был запущен еще в 1902 году.

В семидесятых годах он был ненадолго заменен эскалатором, который впоследствии власти города все же решили вновь заменить на фуникулер. Запуск нового фуникулера был приурочен к 211 дню города Одессы, который справляли в 2005 году. Фуникулер способен транспортировать 24 человека – по 12 в каждом из вагонов. Длительность езды составляет всего 70 секунд.

Если вы планируете посетить Одессу, обязательно пройдитесь по Потемкинской лестнице, восхититесь ее уникальной конструкцией, а также насладитесь превосходной панорамой, которая открывается с верхней ступени. А если вы уже сделали это – делитесь своими впечатлениями в комментариях ниже.