Правила дорожного движения в Казахстане

Правила дорожного движения в Казахстане

Республика Казахстан – государство, с которым у России сохранились, пожалуй, наиболее близкие и дружественные отношения из всех бывших советских республик. На таком же уровне Россия поддерживает отношения, может быть ещё с Беларусью. Результатом многолетнего сосуществование в составе единого государства – СССР – стала глубокая взаимная интеграция двух держав на всех уровнях, включая общечеловеческий. Граждане наших стран продолжают поддерживать тесные межличностные отношения, а значит, периодически отправляются друг к другу в гости или по делам. Приезжая в Казахстан на собственном автомобиле, иностранец, в том числе россиянин, должен ориентироваться в правилах дорожного движения, принятых в республике.

Нововведения в ПДД 2021 года

В 2017 году в ПДД Казахстана были внесены некоторые изменения и дополнения в соответствии с законом, подписанным главой республики Нурсултаном Назарбаевым. Целью нововведений было дальнейшее развитие законодательства в области правил дорожного движения и устранение предпосылок к коррупционным деяниям со стороны сотрудников правоохранительных органов. Например, с момента вступления в силу поправок:

  • В случае остановки транспортного средства полицейский обязан подойти к водителю, представиться, предъявить удостоверение, объяснить причину остановки и, при необходимости, продемонстрировать показания радара. Такая последовательность действий полицейского теперь утверждена на законодательном уровне.
  • Перечень знаков, которые принято называть престижными и за обладание которыми необходимо внести дополнительную плату, несколько расширен.
  • Если транспортное средство остановлено, водитель имеет законное право на фото и видеосъёмку.
  • Законом чётко обозначены спецмероприятия правоохранительных органов, выполнение которых даёт право на остановку транспортного средства.
  • Упразднено требование пересдавать экзамены водителям, у которых истёк срок действия водительского удостоверения.
  • Нерегулярные перевозчики получили право на доставку пассажиров в ночное время.
  • Аэрография на автомобилях теперь разрешена;

с 2017 года разрешена аэрография на автомобиле

Помимо этого, выездом на встречную полосу теперь считается не только непосредственное движение по ней, но и разворот через сплошную линию, а за такое нарушение можно лишиться прав на срок до одного года.

Для приобретения автомобиля теперь необязательно оформлять доверенность: достаточно устной договорённости между продавцом и покупателем, т. е. из списка обязательных документов доверенность исключена.

Согласно изменениям в правилах, мопедом считается не только ТС с двигателем внутреннего сгорания, но и транспорт, оснащённый электродвигателем: электро-скутеры теперь необходимо ставить на учёт, а для управления ними потребуется водительское удостоверение категории А.

Категории водительских прав в Казахстане

Изменения коснулись и граждан ЕАЭС, которым теперь разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с частным извозом, на территории Казахстана.

Пешеходы в результате преобразований получили более широкий круг требований:

  • пешие участники ДД должны перемещаться только по тротуарам, обочинам, пешеходным переходам и другим, специально обустроенным для пешего движения местам;
  • для пересечения проезжей части необходимо использовать подземные переходы и размеченные переходы, а при их отсутствии в зоне видимости переходить дорогу следует на перекрестке по линии тротуара или обочины, если перекрестка вблизи нет – под 90 градусов к линии проезжей части;

пешеход не должен создавать помех движению транспорта, переходя проезжую часть, и появляться на дороге из-за стоящего транспорта, не убедившись в том, что к нему не приближается другое ТС;

Переход дороги в неположенном месте

Требования к участникам дорожного движения

Водитель автотранспортного средства, участвующий в дорожном движении (ДД) на территории Казахстана, обязан соблюдать предъявляемые к нему требования, в числе которых:

  • знание и соблюдение ПДД, а также положений Закона о внесении изменений в ПДД;
  • строгое соблюдение требований сигналов регулировщика и светофоров, дорожной разметки и знаков, используемых для регулирования ДД, световой и звуковой сигнализации, которая применяется в ходе дорожных работ, а также звуковых и световых сигналов автотранспорта специальных и оперативных служб;
  • участник движения не должен своим поведением причинять вреда остальным водителям, а также их транспортным средствам, обязан обеспечивать безопасность ДД;
  • содействовать поддержанию в надлежащем состоянии дорожного покрытия, знаков, светофоров и других технических средств регулировки ДД.

Помимо этого, участник ДД должен:

  • не создавать помех или угроз безопасности движения путём выбрасывания или оставления на дороге посторонних предметов;
  • обращать внимание на помехи, обнаруженные на дороге, которые могут представлять собой угрозу безопасности движения;
  • не нарушать этических норм на дороге, быть корректным и вежливым;
  • не засорять участки дорог бытовым мусором;
  • не ремонтировать автотранспортное средство на проезжей части, кроме случаев, когда убрать ТС с дороги невозможно.

Сегодня вступают в силу обновлённые правила дорожного движения

С 11 ноября, как сообщается на странице Комитета административной полиции МВД РК в соцсети, в Казахстане начнут действовать новые правила и дорожные знаки, которыми во время езды должны руководствоваться автомобилисты, мотоциклисты, велосипедисты. Не лишним будет знать о них и пешеходам. Мы изучили измененные ПДД и постарались выделить наиболее значимые новшества.

Ознакомьтесь, распишитесь!

Если ваш автомобиль останавливают сотрудники полиции, то человек в форме должен подойти к водителю и разъяснить причину остановки. По требованию водителя страж порядка предъявляет служебное удостоверение. В этой части всё осталось по-прежнему. Но вот если шофер нарушил ПДД или требования Закона «О дорожном движении» и этот момент зафиксирован на специальные техсредства, полицейский должен продемонстрировать предполагаемому нарушителю фото или видео с фиксацией проступка.

Кроме того, если раньше пассажиры не имели права покидать машину во время остановки полицейским без его разрешения, то в новой редакции правил это исключено.

Задний ход

Если в прежних правилах сообщалось, что «движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот», то в новых ПДД этот пункт дополнен. В частности, добавлено следующее: «Движение задним ходом разрешается при условии, что манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения».

Видоизменился и раздел, касающийся расположения транспортных средств на проезжей части.

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Далее, обратите внимание, дается уточнение, которого не было: «На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено правилами, знаками и (или) разметкой». Напомним, что игнорирование этого требования карается лишением прав на год.

Точка пересечения

В новых правилах изменили понятие «перекрёсток». Согласно документу, это «место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удалённые от центра перекрёстка начала закруглений проезжих частей дорог. Не считаются перекрёстками выезды с прилегающих территорий, а также места пересечения (примыкания) с полевыми, лесными, выездами из жилых зон и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены знаки приоритета».

— С 11 ноября снова стоит помнить, что ограничение, к примеру, скорости будет действовать до следующего перекрёстка, а выезд со двора перекрёстком уже не является, — отмечают на сайте kolesa.kz.

Несколько видоизменился и раздел «Проезд перекрестков». В новой редакции он изложен так: «На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, продолжает движение в направлении, указанном включенной стрелкой, если его остановка создаст помеху транспортному средству (транспортным средствам), следующему (следующим) за ним по той же полосе».

Зелёный свет

Появились новшества в разделе «Применение специальных сигналов». В частности, дополнен перечень транспортных средств, которые можно оснащать проблесковым маячком оранжевого или жёлтого цвета. Это специализированные транспортные средства служб инкассации при выезде на маршрут и автомобили, сопровождающие организованные группы велосипедистов.

Напомним, водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета могут отступать от требований некоторых дорожных знаков и ПДД при условии обеспечения безопасности движения. Шоферы других автомобилей не должны им препятствовать.

В ряд и в шлеме

Отдельно стоит остановиться на требованиях к движению велосипедов и мопедов.

Велосипедистам, а также водителям мопедов при отсутствии велополос или велодорожек разрешили ездить по специальным полосам для общественного транспорта в один ряд.

На всякий случай напомним: водителям велосипеда и мопеда запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, двигаться по пешеходному переходу, перевозить пассажиров, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Кроме того, если раньше в ПДД сообщалось, что «при управлении мотоциклом водители находятся в застегнутом мотошлеме», то сейчас это же требование дополнено одним, но важным предложением: «. и не перевозят пассажиров без застегнутого мотошлема».

Больше двух не собираться

Владельцам сельхозживотных тоже не мешало бы ознакомиться с правилами дорожного движения. К примеру, по дороге перегонять скот следует, как правило, в светлое время суток. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно делиться на группы, чтобы за каждой из них могли уследить погонщики.

По понятиям

В Правилах дорожного движения изменились некоторые основные понятия, сообщается на странице КАП МВД РК в соцсети.

Отныне «опережение» — это движение транспортного средства со скоростью, большей, чем скорость движения транспортного средства, движущегося по соседней полосе, одного направления.

Поменялось и понятие обгона: опережение движущегося впереди одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

К мопедам теперь относится двух- или трехколесное транспортное средство, не только снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 кубических сантиметров, но и с электрическим двигателем, имеющих максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час.

Также изменено понятие «обочина». Теперь это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, в ПДД введено несколько новых понятий, которые ранее отсутствовали. Теперь правила дают определения велосипедиста, велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения, такси и ограниченной видимости. Так, ограниченная видимость — видимость водителем дороги менее 100 метров в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Что делать при остановке сотрудником дорожно-патрульной полиции Версия для печати

Смотрите также:

В череде повседневных дел мы иногда не задумываемся о том, насколько правильно с правовой точки зрения мы их совершаем. Будь то продажа/приобретение автомобиля, его «растаможка» или даже страхование. Добавим к этому списку ситуацию, с которой сталкивался каждый казахстанский водитель, – остановка водителя сотрудником дорожно-патрульной полиции. В каких случаях вас может остановить сотрудник ДПП, какие документы потребовать и какие штрафные санкции предусмотрены в случае нарушения Правил дорожного движения. Представляем вашему вниманию список наиболее часто задаваемых вопросов в случаях, если вас остановил сотрудник дорожно-патрульной полиции.

В каких случаях вы должны остановиться?

Какие служебные сведения водитель может запросить у сотрудника ДПП?

Какие требования должен соблюдать сотрудник дорожно-патрульной полиции при патрулировании?

Обязательное страхование ТС и доверенные лица на управление ТС

С 1 января 2019 года в стране введено обязательное электронное страхование.

Согласно закону, полицейские будут проверять наличие страхового полиса у водителя с помощью планшетов, обращаясь к единой базе данных по страхованию. Требовать бумажную версию страховки полицейским будет запрещено.

Таким образом, автовладелец, управляющий транспортными средством, при себе будет обязан иметь только водительское удостоверение и свидетельство о госрегистрации транспортного средства (или документ, свидетельствующий о праве собственности на ТС).

Напомним, что бумажные полисы, оформленные до указанного срока, будут действительны до даты окончания действия документа.

Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

Какие документы необходимо при себе иметь при остановке сотрудником дорожной полиции?

Если вас остановили за нарушение ПДД, при себе необходимо иметь следующие документы:

  • водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.

Нарушение правил дорожного движения является административным правонарушением, за которое предусматривается штраф согласно Кодексу РК об административных правонарушениях.

Имеется ли срок давности у административных правонарушений?

Какие права вы имеете при остановке вас инспектором ДПП:

  • водитель вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
  • при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
  • выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
  • порядок обжалования постановления по делу.

При возникновении конфликтных ситуаций, как говорилось ранее, водитель вправе запросить у инспектора номер нагрудного знака (жетона) и ознакомиться со служебным удостоверением . При несогласии с нарушением Правил дорожного движения или иным причинам остановки сотрудником ДПП вы можете письменно изложить свое несогласие в протоколе об административном правонарушении.

Что исключено из обязанностей пассажира ?

Покидать транспортное средство в случае остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения.

При остановке в течение какого времени ожидать инспектора?

На каком основании сотрудник ДПП имеет право снимать номера?

Какая ответственность наступает при превышении на 9 км/ч установленного скоростного режима?

Превышение установленного скоростного режима допускается до 10 км/час, иначе, при превышении на величину:

  • — на 10-20 км/ч — штраф 10 МРП;
  • — на 20-40 км/ч — штраф 15 МРП;
  • — более 40 км/ч — штраф 30 МРП;
  • — при повторном превышении скорости в течение года — штраф 40 МРП.

Размер МРП в 2020 году составляет 2778 тенге.

ПДД Казахстана 2019

Правила дорожного движения республики Казахстан, их соблюдение и применение является залогом безаварийного передвижения водителя техники по дорогам общего пользования. ПДД в Казахстане позволят грамотно реагировать на ситуации во время движения, что сохранит не только здоровье, но и жизни людей.

Портал autoVERcity предлагает изучить новые правила дорожного движения в Казахстане по состоянию на нынешнее время (21 октября 2017 года № 667).

  • 1. Общие положения
  • 2. Общие обязанности водителей
  • 3. Обязанности пешеходов
  • 4. Обязанности пассажиров
  • 5. Сигналы светофора и регулировщика
  • 6. Применение специальных сигналов
  • 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  • 8. Маневрирование
  • 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  • 10. Скорость движения
  • 11. Обгон, встречный разъезд
  • 12. Остановка и стоянка
  • 13. Проезд перекрестков
  • 14. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств
  • 15. Движение через железнодорожные пути
  • 16. Движение по автомагистралям
  • 17. Движение в жилых зонах
  • 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  • 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  • 20. Буксировка механических транспортных средств
  • 21. Учебная езда
  • 22. Перевозка пассажиров
  • 23. Перевозка грузов
  • 24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
  • 25. Обеспечение движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Для чего изучать ПДД Казахстана?

В измененных нормативах применяются ключевые стандарты, нормы, обязательные для изучения и соблюдения любыми категориями участников дорожного движения:

  • Обозначения, наименования всех видов техники;
  • Перечни прав, важнейших обязанностей владельцев техники;
  • Виды знаков KZ;
  • Правила движения в рамках жилых зон, автомагистралей;
  • Положения, обязанности сотрудников дорожных служб;
  • Требования к перевозке всевозможных типов грузов.

Новые правила ПДД в Республике Казахстан, постановления, поправки необходимо изучить всем владельцам автомобилей и пешеходам, чтобы знать современные положения о поведении на дорогах, собственные права. Это поможет надлежащим образом использовать положения в жизни, что способствует безаварийному управлению машиной.

В знаках, разметке, регулировочных нормах содержится конкретная информация для владельцев техники, без которой шофер может ошибиться, спровоцировав ДТП. Также знание поможет избежать нарушений ПДД с вытекающими взысканиями, повысить собственную безопасность во время передвижении по дорогам.

Дорожная разметка и знаки

Правила ПДД в Казахстане используют дорожную разметку — действенный метод организации передвижения различной техники. Преимущество метода основывается на том, что им устанавливаются особые положения езды, выступая качественным наглядным средством для всех участников. Использование разметки возможно самостоятельно либо в качестве дополнения к другим способам регулировки езды автомобилей, другой техники.

Освоение дорожной разметки, ее характеристик, рабочих нюансов наглядных обозначений, а также норм следования со стороны водителей и пешеходов является обязательным условиям безопасного движения. На autoVERcity вы можете узнать все актуальные нормы о дорожной разметке, применяемой на территории Казахстана, с характеристиками, наглядными материалами.

Дорожные знаки и их обозначение — это визуальные пояснения, предупреждения для шофера, других участников движения. Вместе с разметкой, светофорами, регулировщиками, дорожные знаки в Казахстане обеспечивают поддержку при регулировке перемещения транспортных средств, пешеходов.

Эти визуальные обозначения действенны, что обусловлено следующими нюансами:

  • Средства видны издалека, а применяемая графика предельно ясна. Что здесь изображено, то и обозначается. Если вы не в курсе значения конкретного рисунка, об этом легко догадаться.
  • Вид этих средств довольно экономичен для регулирования ситуаций на дороге. В сравнении с другими графическими сведениями, нуждающимися в затратах, а также сотрудников дорожных служб, находящимся на обеспечении, зрительное предупреждение необходимо лишь установить у дороги.
  • Любые сигналы имеют длительный период службы. Разметка выходит из строя за квартал, а зимой накрывается льдом, снегом. Светофоры ночью отключаются, а регулировщик – это человек, не всегда способный быть объективным. Только зрительные сигналы всегда исполняют свои обязанности.

Обновленные стандарты вождения требуется освоить каждому владельцу транспортного средства и пешеходу, чтобы узнать современные нормы поведения на дорогах, а затем отстаивать личные права. На портале VERcity вы узнаете новые дорожные знаки KZ на текущий момент.

Езда без водительских прав и штрафы за нарушение ПДД в 2021 году: всё, что нужно знать

Как будет проводиться проверка водительских документов и как изменятся штрафы для автовладельцев и пешеходов в 2021 году?

С 13 февраля казахстанские водители могут не носить с собой права и документы на авто. Соответствующие поправки по вопросам дорожного движения подписал Президент страны Касым-Жомарт Токаев. Рассказываем, какие ещё изменения внесли в законодательство и как это отразится на казахстанцах.

При проверке документов удостоверение личности заменит права

С 13 февраля в Казахстане вступают в силу подписанные Президентом страны поправки в некоторые законодательные акты по вопросам дорожного движения. Согласно нововведениям, теперь проверка водительских документов будет проводиться через информационные системы, что позволит автовладельцам не носить с собой бумажные документы.

Ранее за отсутствие одного из водительских документов предусматривалось предупреждение (если впервые) или штраф в 5 МРП (1 МРП в 2021 году = 2917 тенге). Теперь водителям при управлении автомобилем достаточно будет иметь при себе только один документ – удостоверяющий личность. Выданные в Казахстане водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис, а также документ, подтверждающий прохождение техосмотра, полицейский будет проверять через планшет. А в населённых пунктах и на трассах, где нет доступа к интернету, проверка будет проводиться по каналам радиосвязи.

Норма не касается казахстанских водителей, лишённых права управления автомобилем, а распространяется лишь на автовладельцев, имеющих казахстанские действительные водительские права.

Как отмечал ранее глава МВД РК Ерлан Тургумбаев, «это ещё один шаг, направленный на развитие современной сервисной полиции».

«Благодаря новым мерам значительно упрощается управление транспортом, но водители должны помнить о своей ответственности за безопасность других участников движения. Поэтому хочу призвать водителей и пешеходов к неукоснительному соблюдению правил и культуры дорожного движения», – написал Ерлан Тургумбаев на своей официальной странице в Facebook.

Теперь сотрудники полиции будут оформлять правонарушения на дороге с помощью планшетов. По словам заместителя министра внутренних дел Марата Кожаева, таким образом будут составляться административные протоколы, а сведения о правонарушителях сотрудники полиции будут получать из баз данных МВД.

«При остановке правонарушителя будет забиваться в систему его ИИН, а остальные данные система выдаст автоматически. Единственное условие: водителю будет необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Таким же образом можно проверить транспорт: забив госномера, база данных выдаст всю информацию по автомобилю», – пояснил Марат Кожаев на пленарном заседании мажилиса в декабре 2020 года.

По его словам, этот метод был проработан сотрудниками полиции на блокпостах в марте 2020 года во время жёсткого карантина, вызванного пандемией коронавируса. А данные автомобиля по его страховке сотрудники полиции получают из баз данных уже с 2018 года.

В случае сбоев или медленной работы интернета проверка документов автовладельца будет осуществляться посредством радиосвязи: данные запрашиваются в Центре оперативного управления дежурной части, сотрудники которого в течение нескольких минут смогут предоставить всю информацию о водителе транспортного средства.

«Как таковых проблем нет. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в скором времени обещает покрыть страну широкоформатным интернетом. Следовательно, все проблемы, связанные с доступом в интернет, исчезнут», – отметил Марат Кожаев.

Новые нормы не коснутся иностранцев, не имеющих казахстанского водительского удостоверения и управляющих транспортом, не зарегистрированным в Казахстане. Поскольку у сотрудников полиции РК нет доступа к иностранным базам данных, эта категория водителей должна иметь при себе документы.

Новшества для водителей автобусов

С 1 января 2022 года ожидается ещё одно нововведение: вводится запрет первичной регистрации автобусов старше 10 лет. Считается, что благодаря этому улучшится безопасность дорожного движения.

Когда законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дорожного движения» рассматривали в сенате, депутат Нурлан Бекназаров привёл статданные МВД, согласно которым каждый третий автобус в Казахстане эксплуатируется свыше 20 лет, что, в свою очередь, увеличивает количество ДТП. Так, за последние три года в республике было зарегистрировано 45 950 ДТП, в результате которых травмы различной степени тяжести получили более 60 000 человек, погибло 6498 человек.

По данным Комитета по правовой статистике и социальным учётам Генпрокуратуры РК, только за 2020 год в стране было зарегистрировано 13 515 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадал 19 841 человек (на 19,3% меньше, чем в 2019 году), в том числе было ранено 17 844 человека (на 19,5% меньше, чем годом ранее), погибло 1997 человек, тогда как за 2019 год – 2405.

Согласно статистическим показателям, основная масса дорожных происшествий происходит в населённых пунктах: за 2020 год было совершено 10 080 ДТП, что составляет 74,6% от общего количества дорожно-транспортных происшествий.

Более 86% ДТП (11 717) произошли по вине водителей, в том числе 544 из них находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Как показывает статистика, смертность из-за столкновений и наездов на пешеходов составляет 65% (или 1298 человек) от общего числа погибших в ДТП.

По данным МВД, самая распространённая причина аварий в стране – это превышение скорости. В 2020 году из-за превышения скорости было совершено 3732 ДТП, или 27,6% от общего количества дорожно-транспортных происшествий.

«Несмотря на то что в последние годы реализуется ряд мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и снижается количество ДТП, этот вопрос остаётся актуальным. Одна из основных причин ДТП – эксплуатация в сфере пассажирских перевозок устаревших транспортных средств. Поэтому возникает необходимость в обновлении парка автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки. В этой связи в закон о дорожном движении предлагается поправка, предусматривающая запрет на первичную регистрацию автобусов возрастом более 10 лет. Данная норма вводится в действие со следующего года», – сказал Нурлан Бекназаров на пленарном заседании палаты в январе 2021 года.

Насколько выросли штрафы для водителей и пешеходов

Ежегодно с ростом месячного расчётного показателя (МРП) увеличивается и размер штрафов. В 2021 году МРП увеличен на 5% и составляет 2917 тенге (на момент введения показателя в 1996 году он составлял всего 302 тенге). В связи с этим рассмотрим обновлённое денежное наказание за наиболее распространённые нарушения правил дорожного движения.

Новшеством в ПДД 2020 года стали карантинные зоны, которые могут быть введены при высоких показателях заражаемости Сovid-19. Но как показал весенний опыт, не все казахстанцы склонны соблюдать эти меры. Теперь попытка проехать карантинную зону без разрешения обойдётся нарушителю в 10 МРП – 29 170 тенге.

За отсутствие маски в общественном транспорте и местах скопления людей грозит штраф в размере 30 МРП, или 87 510 тенге, в 2021 году (в 2020 году – 83 340 тенге).

За превышение скорости предусмотрен штраф, который зависит от степени нарушения:

  • превышение на 10-20 км/ч – 5 МРП, или 14 585 тенге;
  • превышение на 20-40 км/ч – 10 МРП, или 29 170 тенге;
  • более 40 км/ч – 20 МРП, или 58 340 тенге.

За создание помехи другим участникам движения на перекрёстке нарушителю придётся заплатить штраф в размере 3 МРП – 8 751 тенге.

За остановку посередине дороги без причин и создание затора – 10 МРП (29 170 тенге).

Не уступившим дорогу транспортным средствам, пользующихся преимущественным правом проезда перекрёстков, грозит штраф в размере 15 МРП (43 755 тенге).

Парковка в неположенном месте: на пешеходной зоне, цветочной клумбе, детской или спортивной площадке или на месте для инвалидов без наличия удостоверения об инвалидности предусматривает штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге); неуплата за парковку на специальных платных зонах облагается штрафом в размере 3 МРП (8 751 тенге).

За выключенные фары при передвижении днём (в тех местах, где обязательно их использование) нарушитель подвергается штрафу в размере 3 МРП (8 751 тенге), а за не включенные фары в тёмное время суток – 5 МРП (14 585 тенге).

За создание аварийной ситуации на дороге при переезде железнодорожных путей нарушитель будет обязан заплатить штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).

За отсутствие пристёгнутого ремня безопасности или шлема у мотоциклистов прописан штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге), такой же штраф грозит, если не включили поворотники или стоп-сигналы при манёвре.

Несоблюдение правил перевозки пассажиров и грузов влечёт штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге).

Водителям, не подавшим сигнал перед началом движения, перестроения, поворота, разворота или остановки, грозит штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге).

Движение задним ходом в неположенном месте предполагает штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).

Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика влечёт штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).

За езду в неположенном месте, например по пешеходной зоне, придётся заплатить штраф 15 МРП, или 43 755 тенге. Такой же штраф предусмотрен за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Подобные нарушения, совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф в размере 30 МРП (87 510 тенге).

Лишить прав на 6 месяцев могут тех, кто выехал на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения в случаях, если это запрещено ПДД, в том числе сопряжённый с разворотом или поворотом. Лица, лишённые или не имеющие прав, будут облагаться штрафом в размере 50 МРП (145 850 тенге).

За использование телефона во время вождения полагается штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге). Это правонарушение, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечёт штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).

Эксплуатация автотранспорта, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, влечёт предупреждение или штраф на физических лиц в размере 2 МРП (5834 тенге).

Нарушение водителями правил дорожного движения, в результате которого были повреждены грузы, дороги, дорожные сооружения или иное имущество, причинившее материальный ущерб, влечёт штраф в размере 25 МРП (72 925 тенге) или лишение прав на срок до 6 месяцев. Те же действия, повлёкшие причинение потерпевшему лёгкого вреда здоровью, облагаются штрафом в размере 40 МРП (116 680 тенге) или влекут лишение прав на срок до 9 месяцев.

Автовладельцам или другим лицам, управляющим авто в состоянии алкогольного или наркотического и опьянения, грозит административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством на срок до 7 лет.

Нарушение ПДД водителями автомобиля, автобуса, троллейбуса или трамвая, повлёкшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 1 000 МРП (2 917 000 тенге) либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до 400 часов, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком на 10 лет. Причинившие тяжкий вред здоровью будут наказываться штрафом в размере до 3 000 МРП (8 751 000 тенге) либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до 1200 часов, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определённые должности сроком на 10 лет.

Водителям, не уступившим дорогу пешеходам, грозит штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге). Если нарушение повторится в течение года, нарушителю придётся заплатить 15 МРП (43 755 тенге).

Пешеходы, водители мопедов, велосипедов, электросамокатов и другие участники дорожного движения также несут ответственность за соблюдение общей безопасности.

За нарушение ПДД пешеходами (например, переход дороги в неположенном месте) и иными участниками дорожного движения грозит штраф в 2 МРП, или 5834 тенге. Повторное нарушение влечёт наказание в 10 МРП – 29 170 тенге. Такой же штраф предусмотрен для пешеходов-нарушителей, по вине которых пострадало третье лицо (получен вред здоровью). Повторное нарушение с причинением вреда здоровью грозит пешеходам или иным участникам движения штрафом в 20 МРП (58 340 тенге) или арестом на трое суток.