Рдейский монастырь как добраться?

Путешествие в Рдейский монастырь

Спрятанный посреди бескрайних болот, Рдейский монастырь — одно из самых загадочных мест Новгородской области. Попасть сюда на колесной технике большую часть года практически невозможно, но нам все же удалось сделать это на стандартном Mitsubishi L200.

Посреди самого большого в Европе болота — Рдейского — есть огромное озеро. Формой своей оно похоже на неправильную восьмерку (знак бесконечности?). Перешеек образует два полуострова, на одном из которых и находится Рдейский монастырь, своим масштабом поражающий даже на спутниковых снимках.

Попасть сюда непросто. До ближайшей дороги — 12 километров болотной топи, большую часть времени преодолимой лишь на гусеничном вездеходе или болотоходе. Еще один вариант — идти пешком. Одна надежда — на суровый мороз, сковавший топь ледяными оковами.

450 километров по Новой Риге от Москвы до Торопца — это пять часов. Ледяная трасса Торопец-Холм — чуть больше сотни километров, но этот участок занимает еще почти три часа.

Узкая заснеженная дорога, лед, ямы — все это вытрясает душу и вынуждает быть особенно осторожным.

По сторонам проплывают черными истлевшими островками брошенные избы. Единственная жизнь здесь — в оазисах живых еще деревень и на лесопилках, которые примечаешь по тут и там сваленным в груды бревнам.

Указатель, знаменующий о переезде из Тверской области в Новгородскую — еще один из немногих признаков цивилизации.

От Холма до Наволока, последней «асфальтовой» точки маршрута — всего два десятка километров. Нужно принять решение — стучаться ли в дверь к местному жителю Владимиру, владельцу гусеничного вездехода, или пытаться преодолеть маршрут самостоятельно.

Нам повезло дважды — вездеходчика дома не оказалось, а мороз оказался настолько крепок, что дорога до монастыря стала практически каменной. Доехать можно было хоть на легковушке! Только расположенные повсюду в хаотичном порядке колеи от ГТС-ки, развороченные и покрытые колотым льдом, намекали, насколько нам повезло с погодой.

А вот и он, тот самый Рдейский монастырь.

Песчаный, поросший высокими соснами полуостров, на котором находится монастырь — единственный твердый участок суши на километры вокруг.

Начиная с конца 17 века, на этом месте существовала скромная обитель, основанная монахами-отшельниками. В конце 19 века при финансовой поддержке купца А.Н. Мамонтова, бывшего попечителем приходской церкви в Наволоке, на месте старой каменной церкви начали строить гигантский 50-ти метровый каменный храм, который вмещал бы 750 человек.

Первый вопрос, возникающий в голове – зачем строить такой большой храм посреди болот? Но это сегодня население всего Холмского района составляет менее 5800 человек, а 1897 году, согласно переписи, в Холмском уезде было учтено 88 000 душ населения.
Постройка храма была закончена в 1902 году и обошлась во внушительные 350 000 рублей. В те годы существовал золотой стандарт, и каждый рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчёте на метрические меры. Таким образом, при средней цене покупки грамма золота в 2425,2 рублей, по нынешним временам строительство храма обошлось примерно в 657 186 153 рублей.

При строительстве использовались передовые инженерные решения, например, паровое отопление. Грандиозный иконостас был высечен в Венеции из мрамора, а пол был отделан польской кафельной плиткой.

Как доставляли стройматериалы? В старые времена к монастырю вела неплохая дорога. Использование дренажных каналов позволяло ездить по гати в любое время года.

Строительство было завершено в 1902 году. На территории монастыря были возведены полукаменные жилые корпуса, хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор. Со стороны суши храм защищала мощная каменная ограда. К сожалению, она не могла защитить от неумолимого колеса истории.

«Разрыв со святыми или, вернее, уничтожение святого может стать всеобщим. Близится не новая революция, а могучее, беспощадное, бесстыдное, безоглядное, надменное преступление. Разве ты его еще не слышишь в раскатах отдаленных громов, не видишь, как небо, тяжелое от предчувствий, молчит и хмурится?»
— Штирнер

Потом случилась революция. Развернутая советской властью компания антирелигиозная компания набирала обороты. Если 1914 году в Российской империи насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей, то к моменту заката СССР в стране оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей, все остальные сооружения были уничтожены, заброшены, переоборудованы под хозяйственные постройки.

«Мы отрицаем Бога, мы отрицаем ответственность Бога; только так мы освободим мир» — Ницше

Благодаря удаленному расположению, службы в Рдейском монастыре продолжались до конца 1937 года, пока не был арестован и расстрелян последний его настоятель.

«Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок.

Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.»
— Ленин

После расстрела настоятеля, Рдейский монастырь был разграблен и заброшен. Во времена ВОВ, в нем прятались партизаны. Затем позиция была занята немецкими войсками, которые помимо прочего взорвали колокольню, но не тронули сам храм. Но уцелев в войну, храм оказался бессильным перед потомками своих прихожан.

«Вечная радость становления заключает в себе также и радость уничтожения» — Ницше

Непроходимые болота не стали препятствием для местных жителей, окончательно разграбивших храм и «украсивших» его своими «автографами».

«Возложим наше упование на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая!» — Бакунин

Некоторые из них требовали применения альпинистского снаряжения — но ведь всецело вдохновленного идеей разрушения человека не могут остановить никакие трудности!

Мраморный иконостас был разбит.

Кафельная плитка с пола собора отлично подходила для бани, а листовое железо куполов — для кровли сараев.

Черные копатели на славу потрудились на монастырском кладбище.

«Наша цель – ужасное, полное, неумолимое и всеобщее разрушение!» — Бакунин

В тренде разрушения оказались и рыбаки, засыпающие озеро пустыми водочными бутылками и прочим мусором, и даже добропорядочные туристы: джиперы и вездеходчики распахали все окрестности монастыря, нанеся непоправимый вред экосистеме болота.

«Чтобы воздвигнуть новый храм, храм должен быть разрушен — таков закон» — Ницше.

Сегодня в холодных стенах снова горят свечи.

При храме живут несколько отшельников, срубивших небольшую часовенку, и занимающихся консервационными работами.

Скромный ручеек пожертвований — капля в море необходимых средств, так что до серьезной реставрации этого уникального храма пока еще очень далеко.

Да и кому он нужен, этот храм, спрятанный посреди болот — кроме туристов-экстремалов, которых и развалины вполне устраивают? На этот вопрос я получил неожиданный ответ, встретив шагающую по замерзшей гати семью паломников.

Хочется верить, что когда-нибудь Рдейский монастырь будет восстановлен. А до той поры – это еще один памятник двум силам, живущим внутри человека – силе веры и силе разрушения.

Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!

Про Рдейский монастырь я слышала давно, но решили собраться мы туда только в этом году. Рдейский монастырь находится в Холмском районе Новгородской области. С трёх сторон он окружён Рдейским озером, которое считается святым, а с одной стороны болотом. Добраться до него летом самостоятельно проблемно, если только договариваться с местным предпринимателем, который возит до монастыря и обратно на гусеничном вездеходе «ГТС-ке», живёт он в деревне Каменка. Поэтому мы решили идти до Рдея зимой, когда болото затянется льдом. Идти нам предстояло долго — примерно 12 км в одну сторону.

Мы взяли с собой немного продовольствия и начали наш путь с деревни Наволок (Холмский район). В начале пути, мы прошли рядом с деревней Высокое — она, как и некоторые другие деревни была оставлена жителями после Великой Отечественной Войны.

Вокруг — тишина, снег и болото. По пути иногда проезжали снегоходы — или тоже в монастырь, или на зимнюю рыбалку на Рдейское озеро.

Когда ты понимаешь, что идёшь к святому месту, то путь не кажется таким тяжелым. Мы специально захотели пойти пешком, чтобы пройти своё малюсенькое испытание.

Завалиться на снег и просто полежать дыша свежим зимним воздухом всё-таки мне потребовалось.

Вот и виднеется уже в дали то, ради чего мы идём — наша жемчужинка — Рдейский Успенский монастырь.

Читайте также  Правила въезда в Чехию

Дороги напрямик к монастырю мы не увидели, хотя она там есть — обратно мы шли уже по ней, поэтому мы подошли к монастырю с другой стороны — прошли по льдом затянутому озеру.

Монастырь расположен на территории природного заповедника «Рдейский». Рдейский заповедник расположен на юге Новгородской области, на территориях Холмского и Поддорского районов и охраняет часть Полистово-Ловатской болотной системы.

Всё ближе и ближе мы приближаемся к этой загадочной святыне. В душе радость и спокойствие. Рдейский монастырь был основан в Лазаревском стане (городе) Торопецкого (бывшего Холмского) уезда (района) в 1666 году отшельниками.

Два храма, которые находились на территории монастыря были деревянными. Один из них был освящен во имя Преображения Господня, другой — во имя преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с шатровой колокольней во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев, освященный в 1710 году. Для храма была написана икона Успения Богоматери — святыня обители, которая содержала в себе частицы мощей святых мучеников.

Храм Преображения Господня был разобран в конце 18 века по ветхости.

В 1764 году мужская Рдейская пустынь, к сожалению, была упразднена и обращена в приход. Через некоторое время приход тоже был закрыт. Неравнодушный человек Александр Андреевич Усинин, в 1880 году написал состоятельным людям просьбу о пожертвовании на восстановление Рдейской обители. Ответная реакция последовала от богатого купца, пережившего тяжелую болезнь и оставившего свои торговые дела — Александра Николаевича Мамонтова. Мамонтов пожертвовал 6 тысяч рублей и в 1883 году приход был восстановлен. Прихожанами стали крестьяне окрестных деревень — Кокачево, Остров, Высокое, Шапково.

Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения с колокольней, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, каретный двор.

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается снова. Он является женским и при нем образовано училище для детей.

В 1893 году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная. В 1897 г. Успенскую церковь разобрали, а в 1902 году на ее месте построили новый каменный Успенский собор. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Вместимость его составляла — 750 человек!

Рдейский монастырь как добраться?

На границе Новгородской и Псковской областей привольно раскинулось Рдейское Болото — одно из самых крупных и труднопроходимых в Европе. У его восточного края, всего в каких-то семи километрах от Большой Земли, на берегу одноименного озера высятся руины Рдейского монастыря.

Монастырь находится в живописном месте на длинном узком мысу, почти разрезающем Рдейское озеро на две части. Мыс порос лесом, что очень приятно для путника, которому по дороге сюда приходится идти по голому зыбкому болоту. Рдейские топи настолько обширны и неодолимы, что и сами они, и заброшенный монастырь окружены ореолом таинственности. Люди, бывавшие здесь, любят при случае порассказать «правдивые» истории о встрече с НЛО или страшными болотными чудищами — от волосатых обезьян до чешуйчатых крокодилов.

Как добраться

Наиболее удобным путем является бывшая монастырская дорога, ведущая от деревни Наволок, что на шоссе Холм — Старая Русса. По шоссе ходят автобусы, как из Старой Руссы, так и из Новгорода и Санкт-Петербурга. Удобнее садиться на автобус в Старой Руссе, куда можно попасть поездом из Москвы , а летом и беспересадочным вагоном из Петербурга .

Бывшая монастырская дорога. Описание

С северного края деревни Наволок (у второго — третьего дома) в южном направлении уходит хорошо заметная полевая дорога, ведущая в деревню Шапково. Идем по дороге примерно 900 метров до трубы, в которую упрятан ручеек. Сразу за ручьем — поворот по колее направо. Движемся по ней примерно 1050 метров, пересекаем новую канаву и еще через 600 метров входим в лес. В морозную бесснежную погоду до этой точки можно без труда добраться на легковом автомобиле. Координаты — 57.30841 северной широты, 31.01506 восточной долготы.

Далее идем по хорошо заметной лесной дороге. Вскоре она из леса выводит на небольшое поле с пригорком в его конце. Сразу за пригорком — очередной ручеек. На противоположном его берегу то, что раньше можно было назвать дорогой, заканчивается и начинается болото. Этот участок пути имеет длину около 1250 метров. Координаты точки выхода на болото — 57.30246 северной широты, 30.99703 восточной долготы.

Теперь вам предстоит решить две проблемы: определить куда идти сейчас и как возвращаться потом. Обе они легко решаются и без привлечения тяжелой артиллерии в виде GPS-приемника. Монастырь лежит от вас по курсу 243 градуса на расстоянии 6 километров 800 метров. При условии идеальной видимости можно даже различить верхушку собора. Впрочем, необходимости в этом нет — все что от вас потребуется, это умение держаться на курсе. Именно так, по идеальной прямой, и была проложена монастырская дорога. Нельзя сказать, что она хорошо сохранилась. Местами она различима легко, местами едва-едва. Но ее прямолинейности можно позавидовать.

Перед тем как двинуться в дальнейший путь, оглядитесь по сторонам. Справа от вас растет компактная группа высоких деревьев. Это идеальный ориентир для обратной дороги, видимый с расстояния минимум полутора километров.

Болото довольно сильно изъедено колеями от различного транспорта, разбегающимися в разные стороны. Летом они вряд ли окажутся полезными в вопросе достижения монастыря. Иное дело самый конец осени и начало зимы, когда болото встает, но снега еще немного. В такую погоду двигаться прямо по колее чрезвычайно удобно. Там, где летом глубокие лужи, в такое время ровный и прочный лед. Остается лишь выбрать самую топкую (летом) колею, ведущую в направлении монастыря. В целом, большая их часть тянется чуть правее бывшей монастырской дороги, периодически на нее выходя. Примерно через 4 километра на горизонте показываются купола собора, возвышающиеся над лесом. Еще 3 километра ходьбы — и вы под стенами монастыря. Координаты — 57.28249 северной широты, 30.88995 восточной долготы.

Лирическое отступление специально для любителей трофи-рейдов. Болото — это чрезвычайно хрупкая экосистема. Колеса вашей техники способны нанести ей непоправимый ущерб за минимальное время. Большая просьба — воздержитесь, пожалуйста, от езды по болоту на тяжелых транспортных средствах. Мы рекомендуем использовать более экологичные виды транспорта — «каракатицы», велосипеды и собственные ноги. Спасибо.

Страницы истории

Фото И.Гуревича.

Рдейский мужской монастырь был основан «не ранее второй половины 17 века». В.В.Зверинский в своей книге «. о православных монастырях в Российской империи» указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). «Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися». Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова.

В те времена (до 1700 года) все постройки монастыря были деревянными. Один храм был посвящен Преображению, другой — Зосиме и Савватию Соловецким. Первая каменная постройка возводилась в монастыре после значительного пожара и была завершена в 1710 году. Это был двухэтажный храм Успения Богородицы. В церкви стоял восьмиконечный крест с надписью: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго».

Красиво в старину писали!

Но не прошло и века с момента основания Рдейской пустыни, как в 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество — в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.

Читайте также  Поездка на поезде из России в Беларусь

Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается вновь, как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Этому открытию немало поспособствовало предоставление Мамонтовым капитала в 6.000 рублей.

Благодаря материальной поддержке Мамонтова в монастыре развернулось большое строительство. По описанию 1890 года, кроме каменной церкви Успения в монастыре была еще деревянная часовня, два жилых корпуса (двухэтажный деревянный и трехэтажный полукаменный), хозяйственные постройки, погреба, конюшни, сараи для дров и склады для провизии, хлебный амбар, прачечная и баня, каретный двор.

Кстати, наличие каретного двора, подтверждает свидетельства местных жителей, что некогда к монастырю вела вполне приличная дорога, которая поддерживалась в порядке системой дренажа. Сегодня же к руинам Рдейского карета может прибыть только по воздуху.

В 1890 году игуменья Евсевия получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной, она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон — деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года.

Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии.

Рдейский монастырь. Успенский собор. 1902 г.
Фото И.Гуревича.

Выводы Дьякова были приведены членами консистории в Императорскую Археологическую Комиссию в октябре 1896 года. Консистория ходатайствовала о сносе старой церкви и постройке новой. Одним из аргументов в пользу сноса служила недостаточность места для строительства нового большого храма. Императорская же комиссия выступала за сохранение старой церкви. В конце концов, возобладало мнение консистории: «Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то настоящий следует разобрать».

Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Мамонтов пожертвовал на строительство 150.000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Стоимость строительства составила 350.000 руб. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ — архитектор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров.

Александр Николаевич Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довел дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. Интересно отметить, что храм был оборудован более чем современной системой парового отопления. В подвале был котел (его остатки видны и сегодня), который нагревал воду, пар от которой, поступая по трубам наверх, обогревал все здание. В 1932 году храм был закрыт.

По свидетельствам местных жителей постройки монастыря сильно пострадали во время войны, когда по ним нанесли удар немецкие войска. Их целью являлись местные партизаны. Тогда же была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой.

Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Кое-где на местности, особенно вблизи самого монастыря, читается старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами. Внутри собора интересны мраморные детали иконостаса и ажурные чугунные решетки на окнах. Длинный путь через труднопроходимые болота предохраняет их от разграбления. Отчасти. На крыше собора растут деревья, на некоторых луковках сохранились кресты.

Рдейский монастырь. Лес на крыше Успенского собора.
Фото И.Гуревича.

Отправляться в эти края лучше всего зимой, когда Болото замерзает. Именно в это время красота монастыря может открыться в полной мере: преимущественно лиственный лес сбрасывает листву, открывая взору величественные руины.

Благодарим директора Холмского историко-краеведческого музея Семенову Елизавету Петровну за исторические сведения о монастыре и Пьянкову Надежду за помощь в работе с музеем.

Тайна заброшенного Рдейского монастыря. Кто и для чего его основал в глуши болот

Рдейский Успенский монастырь находится в труднодоступных и малонаселенных территориях Новгородской области и сейчас трудно понять как его смогли построить здесь.

Дорога к монастырю идет через обширное Рдейское болото. Зимой сюда можно попасть на лыжах (3,5 часа хода в одну сторону); если сухая осень, можно добраться до монастыря пешком. Весной и летом идти нежелательно — сыро и много комаров.

Когда и кем именно основана эта пустынь среди непроходимых болот и лесов, неизвестно, но в XVII веке в пустыни существовали два деревянных храма, которые, по всей вероятности, были построены на месте существовавших прежде зданий.

Пустынь упоминается в летописи 1666 года. В те времена все строения обители, в том числе, два храма, были деревянными. Храм этот сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с колокольней во имя Успения Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев. Освятили его в 1710 году. Специально для храма была написана икона Успения Богоматери, которая содержала в себе частицы мощей семи святых мучеников и она стала святыней обители.

М. И. Полянский в конце XIX века в своём «очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» пишет, что « Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам. »

Однако, уже в 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.

Отдаленный от населенных пунктов приход быстро обеднел и, в 1873 году вместе с Успенской церковью он был закрыт. Однако в 1880 году один из наволокских прихожан А.Усинин обратился к состоятельным людям с письменной просьбой о пожертвовании на восстановление Рдейской пустыни. Одно из прошений попало в руки купца А.Н. Мамонтова, оставившего из-за перенесенной тяжелой болезни мирские дела.

В 1880 году Мамонтов становится попечителем приходской церкви в Наволоке. Уже в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.

С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.

28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».

По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.

Храм был оборудован современной системой парового отопления

Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Автором проекта был академик А. С. Каминский. В оформлении собора были использованы элементы разных стилей, а художественная выразительность постройки была усилена применением декоративной ковки и дорогих материалов. Основным богатством и пышностью отличался мраморный иконостас, выполненный под руководством московского мастера Захарова. Храм был оборудован современной системой парового отопления.

После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

Читайте также  Водопады на Пхукете как добраться?

Легенды монастыря

С Рдейским монастырем связано множество легенд и тайн.

Несмотря на то, что вокруг монастыря нет святых ключей, а чистейшую питьевую воду берут из озера, считается, что целительными свойствами обладает Успенский храм. Разного рода «сенсорные» рамки вращаются в церкви с неимоверной скоростью. Из одержимых людей здесь якобы изгоняют бесов, а женщины, страдающие бесплодием, исцеляются от недуга.

Как здесь говорят, все, кто приходят в монастырь со злыми намерениями, обратно в свой дом добро не приносят. Это касалось и тех, кто сбрасывал кресты, выселял монахинь и делал из храма скотный двор. До недавнего времени в болоте зловеще торчала труба колхозного трактора С-80, на котором лихач попытался до войны вывезти кирпич с сестринских келий…

Во время войны была зверски убита последняя монахиня Голубушка, сохранившаяся келья которой сегодня считается святой. Полуостров вдоль и поперек был заминирован, а окрестные крестьяне то и дело здесь подрывались, так и не раскрыв главной тайны не сломленной святыни.

Бесконечное путешествие

Как не просидеть всю жизнь дома

Рдейский монастырь на машине зимой

В этом посте расскажем о нашем опыте поездки на Рдейский монастырь зимой на машине. Случилось это событие в феврале 2010 года, а точнее на длинные выходные, выпавшие 23-е февраля. Перед этим мы очень внимательно мониторили погоду в районе поселка Холм Новгородской области, чтобы быть уверенными, что болото замерзло.

Если посмотреть на карту, то становиться понятно, зачем мы ждали до самого холодного времени года и к тому же все равно следили за погодой — дорога от асфальта до монастыря большей часть проходит по болоту и утопить машину где-то на этих 10 километрах не хотелось категорически.

На посещение Рдейского монастыря собралась довольно большая компания из разных городов, но что-то с согласованием времени встречи на асфальте сорвалось и в итоге мы подъезжали к началу спец.участка aka болото в составе двух машин Toyota Hilux Surf 185 Gek Finn’a и LSDink’и и наш Suzuki Escudo.

Погодка была не самая томная — минус 15 и плотная пурга. Так что еще на пути от Локни до Холма мы ехали на полном и местами с трудом — дороги замело и машина походила на снежный ком.

Обнадеживало только то, что за 4-5 часов до нас тут прошло несколько машин и они дошли до монастыря — это мы знали наверняка по смс от них (колея уже правда угадывалась с трудом). В рацию никого не слышно. Договариваемся о порядке передвижения и уезжаем в пургу и ночь.

Уехали мы не далеко — метров через 200-300 с насыпи свалилась L-200 с паломниками. Откопали и вытолкали совместными усилиями (там было человек 5 мужиков). Кстати, паломники в это место ездят в основном зимой на своих машинах, т.к. в другое время года тут проедет либо ГТТ либо пешком.

Временно оттолкали эльку немного в сугроб и мы проскочили мимо них, конечно вернув их в нашу колею после этого. В следующем месте где L-200 боролась с бездорожьем также свалившись с насыпи, я подъехал слишком близко к сурфу Gek Finn’a и на выходе пришлось сбросить газ. Итог понятный — висим на защите и колесики уже бодро вращаются.

Сдающий назад (но уже по насыпи Сурф садиться всей кормой на снег — там намело местами по пояс) и мы весело откапываемся полчаса. Открытая на 10 секунд дверь каждый раз добавляет в салон изрядную порцию снега. Зато не скучно 😀 Лопата, веревка и грубая «женская сила» — высвободили нас, а тут и Гена откопался.

Марина: хорошая машинка был Эскудик. Маленький, легкий. Поддавался даже моему толканию… если сидел неглубоко:)

И вот мы видим впереди отблески фар и тут же слышим в рацию , что метрах в 500 впереди нас села колонна, выезжающая в Холм (ребята ночевали в гостинице).

Колею между нами замело совсем — едем «по приборам» (GPS и 500% в OziExplorer) и угадываем дорогу среди кустов.

Немного поковырявшись все выехали и кое-как разъехались на узкой дороге. Нас сильно уговаривали дальше не ехать т.к. там «все совсем плохо, а снег все идет». Ну мы подумали, что пока колея набита мы метнемся туда и уже на месте решим, что делать дальше. К тому же, выяснилось, что у монастыря осталось несколько машины и в том числе Santa Fe (что нас сильно обнадежило — откапываться в компании намного веселее 😀 )

Буквально через 500 метров мы встретили этот самый Santa Fe бодро рулящий на выезд, но по информации от них на месте еще как минимум 3 машины. Так что мы не раздумали 😀 и продолжили двигаться к монастырю. Как раз и ребята в лагере уже слышали нас в рацию.

И интересный знак на подъезде (от него надо уходить влево на стоянку)

Марина: На этом знаке написано, что участок леса, на котором находится Рдейский монастырь, находится в аренде ООО «Рдейский край» и за его посещение взымается экологический сбор в размере 200 рублей с человека. Для местных — бесплатно. Деньги, как уверяет надпись, пойдут на восстановление монастыря. Но о деньгах позже.

У костра оказалось людно :D, а лица все знакомые — в общем мы решили, что совершено точно ночуем тут — «ну и что что пурга? у нас еще 3 дня впереди — выедем как-нибудь :D»

Пока мы отмечали наш доездинг и ужинали рацию было слышно, что на пути к асфальту происходить «что-то, судя по всему, очень интересное». Как потом выяснилось нашу колею уже почти замело и встреченные нами машины рубились практически по целине, периодически уходя по нашим колеям (ага 😀 ) с насыпи в болото. Всех спас патруль на 35-х, который и до нас доехал часом позже, сопроводив всех на асфальт.

Внезапно к нам вернулись Андреич и Олька, которые тоже доехали до асфальта со всеми и теперь решили, что и мы с Геной поедем обратно, но к этому моменту было совершено ясно что никто, никуда уже точно не едет…»

Утро было приятнее вечера — снег почти закончился.

Марина: с утра пришли девушки, которые живут при монастыре. Они попросили пожертвовать сколько-то на восстановление храма. Каких-то конкретных денег не просили, несмотря на то, что на щите перед въездом на территорию было указано по 200 рублей с человека. Знаю, что это не всем понравилось. Может, знак с вечера не увидели. Мы оставили деньги в ящике в здании монастыря, никто нас не проверял, не напоминал.

Мы быстренько попили чай и пошли смотреть монастырь.

Тут живет несколько монахов, которые восстанавливают монастырь по мере своих сил.

Марина: если я правильно поняла, это не монахи, а верующий мужчина с дочерьми, который и взял в аренду этот участок леса. К сожалению, я потеряла записи с их именами. Они занимаются восстановлением храма, помогают и показывают монастырь туристам.

По рассказам других джиперов, долгое время в монастыре жил отшельник Юра. Сейчас его не было.

Нам и про монастырь рассказали и на крышу подняться разрешили.

Внутри сохранилась иконостас, мраморный

Спасибо, тем кто живет у монастыря и восстанавливает его за интересный рассказ и за чай и уху ,которыми нас угостили.

Марина: угощали абсолютно всех желающих и бесплатно, не проверяя, пожертвовали они на храм что-то или нет.

Но нам пора было собираться в обратную дорогу, т.к. у всех на сегодня большие планы — ребята едут дальше в сторону Новгорода, а мы должны доехать до озеро Бросно и заночевать уже где-то там.

Стоило нам выехать на лед Рдейского озера, как мы встретили колонну УАЗиков, идущую встречным курсом. Колею замело за ночь так, что они думали, что будут тут одни.

Ну а нам было намного проще идти по уже пробитой десятком машин колее (пусть и от 33-х) .

Благополучно добрались до асфальта (немного другой дорогой — мы свернули в сторону населенки и выехали уже в нее а не прямо на трассу).

Прощаемся с ребятами, чистим диски от снега и в путь! Нас ждет еще 2 дня интересного зимнего маршрута