Репина Пенаты как добраться?

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Усадьба знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» относится к памятникам архитектуры и считается всемирным наследием ЮНЕСКО. Это один из самых первых мемориальных музеев, входящих в состав Российской Академии художеств. Кроме усадьбы Репина, сегодня филиалами академии являются музей-квартира И. И. Бродского, дом-музей П. П. Чистякова, мастерская Т. Г. Шевченко и музей-квартира А. И. Куинджи. Музейный комплекс в поселке Репино имеет три доминанты: усадьба, могила художника и парк.

История усадьбы

Илья Ефимович Репин приобрел этот участок в 1899 году. Здешняя природа с красивыми видами на залив способствовала творческому вдохновению. Художник в этот период уже прославился своими работами «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», «Иван Грозный» и др. Он не только активно писал картины, но и преподавал в Академии Художеств и потому искал уединенное место для работы. Усадьба стала идеальным вариантом. Название «Пенаты» она получила в честь римских богов, охраняющих домашний очаг. Их изображения (по рисунку Репина) встречались на воротах дома и на деревьях в саду.

Художник прожил в «Пенатах» 30 лет, здесь же находится его могила. Идея основать музей принадлежит спутнице художника и общественному деятелю — Наталье Борисовне Нордман-Северовой. Согласно ее завещанию имущество было передано Императорской Академии художеств для создания мемориального музея. Этот проект был осуществлен в 1940 году. Период Великой Отечественной войны стал самым трагическим в истории комплекса. В результате пожара, усадьба полностью выгорела. Понадобилось много лет чтобы восстановить дом.

Второе рождение музея состоялось в 1962-м. Несмотря на то, что усадьба считается новоделом, в ней можно увидеть личные вещи, картины, эскизы Ильи Репина (экспонаты были эвакуированы в военные годы). Также здесь выставлены произведения его сына Юрия и других известных художников. Восстановление дома производилось по сохранившимся документам, мастера постарались полностью воспроизвести утраченные помещения и интерьеры. Сегодня при посещении мемориального музея посетители могут посмотреть кинохронику из жизни известного живописца.

Экспозиционные залы «Пенатов»

В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина. Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.

Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца. Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды. В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.

Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв. В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни. Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.

Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.

Как доехать до Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе на автобусе или маршрутке?

Показать Музей-Усадьба Репина Пенаты, Курортный Район на карте

Маршруты до Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе на общественном транспорте

Эти транспортные маршруты проходят рядом с Музей-Усадьба Репина Пенаты

  • Автобус: 211
  • Маршрутка: К305, К400

Как доехать до Музей-Усадьба Репина Пенаты на автобусе?

Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

От точки Улица Токарева, Курортный Район

От точки Hyundai GLOVIS, Санкт-Петербург

От точки Сестрорецкий курорт, Курортный Район

От точки Петровский арсенал, Курортный Район

От точки Ж/д станция «Зеленогорск», Курортный Район

От точки Тарховка, Курортный Район

От точки Зеленогорский парк культуры и отдыха, Курортный Район

От точки Железнодорожный переезд (32 км. ст. Белоостров), Курортный Район

От точки Площадь Свободы, Курортный Район

От точки Ж/д платформа «Дибуны», Курортный Район

Остановки Автобус рядом с Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортный Район

Название остановки Расстояние
Пос.Репино Пенаты 3 мин. ходьбы Просмотр

Остановки Маршрутка рядом с Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортный Район

Название остановки Расстояние
Пенаты 3 мин. ходьбы Просмотр

Автобус линии до Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортный Район

Название линии Направление
211 Ст.Метро Чёрная Речка Просмотр

Вопросы и Ответы

Какие остановки находятся рядом с Музей-Усадьба Репина Пенаты?

Ближайшие остановки к Музей-Усадьба Репина Пенаты :

  • Пос.Репино Пенаты находится в 139 метров, 3 минут пешком.
  • Пенаты находится в 164 метров, 3 минут пешком.

Подробная информация

Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: Музей-Усадьба Репина Пенаты

Эти маршруты автобуса останавливаются около адреса: Музей-Усадьба Репина Пенаты: 211.

Какие маршруты маршрутки останавливаются около адреса: Музей-Усадьба Репина Пенаты

Эти маршруты маршрутки останавливаются около адреса: Музей-Усадьба Репина Пенаты: К305, К400.

На каком расстоянии находится остановка автобуса от Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе?

Ближайшая остановка автобуса около Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе находится в 3 мин ходьбы.

Какая ближайшая остановка автобуса к Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе?

остановка Пос.Репино Пенаты находится ближе всего к Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе.

На каком расстоянии находится станция маршрутки от Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе?

Ближайшая станция маршрутки около Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе находится в 3 мин ходьбы.

Какая ближайшая станция маршрутки к Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе?

станция Пенаты находится ближе всего к Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе.

Показать Музей-Усадьба Репина Пенаты, Курортный Район на карте

Общественный транспорт до Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе

Не знаете, как доехать до Музей-Усадьба Репина Пенаты в Курортном районе, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Музей-Усадьба Репина Пенаты от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Музей-Усадьба Репина Пенаты с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Музей-Усадьба Репина Пенаты? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Пос.Репино Пенаты; Пенаты.

Вы можете доехать до Музей-Усадьба Репина Пенаты на автобусе или маршрутке. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 211 (Маршрутка) К305, К400

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Музей-Усадьба Репина Пенаты с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Музей-Усадьба Репина Пенаты проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Курортного района! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Пена́ты — музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Куоккала) Курортного района Санкт-Петербурга, Приморское шоссе, 411. Wiki

«Пенаты» — музей-усадьба И.Е. Репина

В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. В начале прошлого века сюда стремились друзья и поклонники таланта знаменитого живописца Ильи Ефимовича Репина, чтобы с ним повидаться или заказать портрет. Ныне сюда приезжают, чтобы почувствовать атмосферу дома, где жил и творил художник в последние 30 лет своей жизни, ощутить магию места, в котором Репин пожелал остаться навсегда.

Содержание:

История и общая информация
Экспозиция и достопримечательности
Где находится и как добраться

История и общая информация

В конце XIX века северо-западное побережье Финского залива, где удивительным образом сочетались красота природы, тишина и уединенность с близостью к столице, стало излюбленным местом творческой интеллигенции Петербурга. Многие писатели, художники, музыканты облюбовали здесь дачи или дома.

В 1899 году один из самых известных русских художников, профессор и ректор Петербургской академии художеств Илья Ефимович Репин приобрел участок в поселке Куоккала (ныне Репино) на имя второй жены, писательницы Натальи Борисовны Нордман. Усилия супругов через несколько лет превратили два гектара заболоченной и поросшей диким кустарником земли в прекрасный парк с аллеями, прудами, мостиками и беседками.

На момент покупки усадьбы Репину было 56 лет. Полотна, создавшие ему имя, уже были написаны: «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Иван Грозный», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и многие другие, ставшие хрестоматийными. Находившемуся на пике популярности и карьеры художнику, после драматического развода с первой женой в 1887 году, недоставало лишь тепла домашнего очага, так называемых — «родных пенатов»…

Наталья Нордман, дама образованная, знавшая несколько иностранных языков, обладавшая оригинальными взглядами, называла усадьбу «Пенатами» по имени древних богов – покровителей дома, хранителей семейного благополучия. Название прижилось и закрепилось надписью с изображением фигурок этих римских божеств на расписных воротах усадьбы по рисунку Репина. Тогда же на входе появилась дата, которая отметила начало постоянного проживания хозяев в усадьбе — «1903 год».

Одноэтажный маленький домик, не приспособленный для работы художника, полностью преобразился. Был надстроен второй этаж, появились застекленный балкон и веранда, украшенная флюгером и резьбой. На территории усадьбы также был выстроен добротный двухэтажный дом-мастерская для сына Репина — Юрия, талантливого художника, который поселился здесь с женой и детьми в 1907 году.

Усадьба полностью оправдала свое название, стала и родным домом художника до конца дней, и символом родины для него и многих русских. В конце 1917 года Финляндия провозгласила независимость от России, усадьба оказалась по «ту сторону границы», которую закрыли в апреле 1918 года, а сам Репин, никуда не выезжая, превратился в эмигранта в собственном доме.

Ни многочисленные приглашения советских властей, ни даже посетившая летом 1926 года делегация деятелей искусств, возглавляемая его учеником Исааком Бродским, не смогли склонить Репина переехать в СССР. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Согласно ее завещанию усадьба оставалась Репину, а после его смерти переходила в собственность Академии художеств на условии создания в ней музея памяти художника. После оглашения завещания Репин перевел на счет Академии 40 тысяч рублей на содержание будущего музея.

В конце жизни И. Е. Репин выразил желание навсегда остаться в «Пенатах» и даже указал место для захоронения, что и было исполнено. В последние месяцы перед смертью отца все его дети жили в усадьбе. Скончался И. Е. Репин 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке рядом с домом, который так любил. Дочь Надежда пережила его всего на год. Вера и Юрий проживали в усадьбе до 1939 года, а затем по указанию финских властей из прифронтовой зоны спешно перебрались в Хельсинки. Младшая дочь Татьяна эмигрировала с семьей во Францию.

По итогам Зимней войны (1939-1940) между СССР и Финляндией «Пенаты» оказались в составе СССР и в 1940 году стали музеем. В начале Великой Отечественной войны экспонаты музея успели эвакуировать в Ленинград. Сама усадьба, в ходе военной операции 1944 года сгоревшая дотла, была тщательно реконструирована по фотографиям и воспоминаниям современников, ее торжественное открытие состоялось в 1962 году.

Желание владельцев усадьбы осуществилось. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств.

Экспозиция и достопримечательности

Посетители музея увидят парк, наружную отделку дома и внутреннюю обстановку помещений такими, какими они были в 1905-1912 годах, когда в стенах кипела жизнь, хозяева принимали гостей, вводили новшества, устанавливали традиции, пили чай и читали лекции, спорили и пели под рояль…

Небольшая, очень светлая благодаря огромному узорчатому окну, прихожая приводила в некоторое замешательство тех, кто, впервые попадая сюда, прямо с крыльца натыкался на плакаты, оповещавшие, что швейцара нет и ждать его не стоит, раздеваться и открывать дверь нужно самому, а при желании оповестить хозяев о своем приходе — весело бить в Там-Там. Так называли медный гонг, выписанный хозяйкой из Парижа, который находится тут же на бамбуковой подставке.

Девизом репинского дома было слово «самопомощь», прислуживание считалось недопустимым, а тот, кто провинился, должен был в качестве «наказания» выступить перед гостями с короткой остроумной речью.

Еще одной знаменитой традицией стали «Репинские среды» — по средам сюда съезжались гости, в этот день над усадьбой реял голубой флаг. Хозяева заранее готовились: Илья Ефимович оставлял на мольбертах готовые картины, если хотел показать их, а Наталья Борисовна составляла меню и плакаты.

Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Здесь в зимние вечера устраивали концерты с участием Федора Шаляпина, Александра Глазунова, Бориса Асафьева. Одними из первых посетили усадьбу известный критик В. В. Стасов и Максим Горький, именно здесь и произошло их знакомство. Здесь бывали Куприн, Бунин, Анненков, Маяковский, Хлебников… Впрочем, весь культурный бомонд обеих столиц бывал на репинских средах. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству.

На стенах гостиной висят картины друзей и учеников Репина, среди них: пейзаж с парусной лодкой Федора Васильева, этюд с рыжей собакой Валентина Серова, портрет Чуковского, выполненный Исааком Бродским. Всего в доме насчитывается более сотни полотен кисти Репина и его учеников. В «Пенатах» были написаны «Черноморская вольница», «Гопак», «Какой простор». Одно из лучших произведений Репина на религиозную тему, проникнутое трагизмом, — «Голгофа», датируется 1922-1925 годами, т. е. также относится к этому периоду.

Картины, украшавшие дом, постоянно менялись, их дарили и заменяли новыми. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Несмотря на то, что Финляндия больше ста лет входила в состав Российской империи, в ее главном музее русская живопись представлена не была. Оценив такой дар по достоинству, Репина наградили высшей наградой страны – орденом Белой Розы и в 1920 году удостоили звания почетного члена Общества художников Финляндии.

Из гостиной гости переходили в столовую и усаживались за предварительно накрытый знаменитый круглый стол, конструкция которого позволяла достать без посторонней помощи любое блюдо за счет вращающейся средней части. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Таким образом, необходимость в прислуге исчезала, и реализовывались принципы самообслуживания. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Хозяева исповедовали вегетарианство и предлагали гостям всевозможные кушанья из продуктов растительного происхождения и виноградное вино, а не водку, как было принято.

Стол был восстановлен по чертежам и стоит на прежнем месте, кроме того, посетители могут ознакомиться с экзотическим по тем временам вегетарианским меню, получая возможность самостоятельно оценить его рецепты. Для гостей Репина, конечно, притягательность этих обедов заключалась не в оригинальности ритуала и необычности угощения, а в увлекательных беседах и веселье, которыми они сопровождались.

К одной из комнат пристроен необычный кабинет: он застеклен с трех сторон и выходит в сад, который воспринимается как его естественное продолжение. Здесь находится библиотека и письменный стол – за ним были написаны воспоминания «Далекое близкое». По лесенке можно подняться на балкон, с которого был виден парк и берег залива. Летом Репин здесь спал на топчане, а зимой – в спальном мешке, только 20-градусный мороз вынуждал его спускаться в кабинет.

Самая интересная часть экспозиции находится на втором этаже. Поднявшись по узкой крутой лестнице, мы попадаем в зимнюю мастерскую. Она просто залита светом через стеклянный потолок и большие окна. В центре установлен мольберт с последним автопортретом (1920 год), здесь же в синей вазе – кисти художника, а на низкой табуретке лежит его подвесная палитра. В последние годы Репин вынужден был работать левой рукой, а палитру подвешивать на шею, чтобы не нагружать правую больную руку.

Отсюда можно подняться в летнюю мастерскую, где Репин работал уединенно и держал картины, которые не хотел показывать до завершения. Экскурсантам здесь демонстрируют 4-х минутные документальные кинокадры из жизни художника. На стенах развешены рисунки Репина и его учеников, чудом уцелевшие от распродажи родственниками.

Сами же хозяева больше всего любили восьмиугольную веранду, двери в которую ведут из гостиной. Это самая первая пристройка, служившая вначале мастерской. Здесь пили чай, устраивали лекции, концерты, чтения. Ее также называли верандой бюстов, так как здесь находились скульптурные работы Репина, три из которых: бюст хирурга Пирогова, Льва Толстого и Нордман, — можно видеть и сейчас.

Парк усадьбы отличается небольшими размерами и безупречностью планировки. Каждый уголок был продуман до мелочей, носил название и служил определенной цели. Парк является полноценной достопримечательностью усадьбы, тесно связан с индивидуальностью Репина, создан по его замыслу и при его непосредственном участии.

На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Площадь украшали причудливые корни деревьев, покрытые смолой, они были особенно эффектны зимой на фоне снега. Здесь также нашлось место огромным гранитным валунам. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году.

Обе беседки и ворота усадьбы были реконструированы в послевоенные годы, также как и артезианский колодец «Посейдон». Скважина глубиной 72 м дала выход мощной струе воды, которая наполняла чашу, а затем по ступеням поступала в большой пруд. Летом на нем катались на лодке, а зимой строилась ледяная карусель. Эту воду Репин считал целебной и в качестве профилактики от различных болезней пил по своей системе.

Завершая прогулку по парку, посетители музея могут поклониться праху художника, посетив его могилу у Чугуевой горки. Деревянный православный крест был установлен в 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Репина.

Где находится и как добраться

Музей-усадьба «Пенаты» находится по адресу: Санкт-Петербург, поселок Репино, Приморское шоссе, 411.

Понедельник и вторник – выходные дни в музее.

Добраться сюда несложно. От Финляндского вокзала идут электрички до станции Репино, от нее пешком до музея не более 30 минут.

Также можно доехать из города от метро «Черная речка» на № 211 автобусе или маршрутках:

  • № 305 от метро «Старая деревня»;
  • № 400 от метро «Площадь Ленина»;
  • № 680 от метро «Проспект Просвещения».

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» в Санкт-Петербурге

Музеи

Краткое описание

Усадьба Пенаты расположена неподалёку от Санкт-Петербурга и известна благодаря своему хозяину – знаменитому художнику Илье Ефимовичу Репину. В этом небольшом домике на берегу Финского залива он прожил самые счастливые годы своей жизни.

История

Датой рождения усадьбы Пенаты считается 27 мая 1899 года, когда была официально оформлена купчая на участок в посёлке Куоккала и находящийся на нём домик. Тихий уголок у Финского залива в конце XIX века стал популярным местом отдыха русской интеллигенции.

Сам Репин поселился в Пенатах в 1903 году. Он приехал в усадьбу на лето и начал активно заниматься садом и домом, чтобы поскорее устроить себе место для рисования. В конце лета, когда пора было возвращаться в Петербург, он неожиданно решил остаться здесь на зиму. Некоторое время художник ещё ездил в столицу, преподавал в Академии художеств. Он был профессором и вёл класс композиции. Окончательно Илья Ефимович обосновался в усадьбе осенью 1908 года, покинув профессорский пост.

С годами Пенаты завоевали славу одного из самых ярких центров культурной жизни Петербурга

  • Фёдор Шаляпин
  • Корней Чуковский
  • Василий Матэ

После смерти Ильи Репина в Пенатах остались жить его дети. Тогда в усадьбе было два дома:

  • Сын Юрий жил со своей семьёй в доме у дороги
  • Дочь Репина – Вера поселилась в главном доме

Когда в Пенаты приезжали посетители, чтобы почтить память художника, она за небольшую плату открывала для осмотра мастерскую отца

Архитектура

В строительстве усадьбы не было задействовано ни одного профессионального архитектора. Репин советовался со специалистами, нанимал рабочих, но план дома и проработку деталей интерьера взял на себя. Чтобы осушить болота на территории участка, была создана система искусственных озёр и прудов, которые наполнялись артезианской водой.

Стараниями художника запущенный участок превратился в пейзажный парк. Среди деревьев и кустарников были проложены дорожки, каждая из которых получила оригинальное название. От дома шла Аллея Пушкина. Она пересекала зелёную лужайку, именовавшуюся Площадью Гомера, и упиралась в ажурную беседку – Башенку Шехерезады

В 1905 году Репин решил перестроить старый домик. Для полноценной работы художнику требовалась просторная мастерская, с этой целью был возведён второй этаж. Для мастерской нужно было как можно больше света. Обычных окон оказалось недостаточно, поскольку дом окружал густой парк.

Илья Ефимович решил установить над мастерской стеклянный потолок и обратился за помощью к профессору Николаевской инженерной академии Вадиму Платоновичу Стаценко. Стеклянная крыша в виде пирамиды получилась настолько удачной, что Репин решил на этом не останавливаться. Вскоре были построены дополнительные крыши-пирамиды, которые по форме напоминали уличные фонари.

В годы войны

В 1939 году на Карельском перешейке начались военные действия, и дети Репина покинули усадьбу, перебравшись в Хельсинки. Когда посёлок стал относиться к территории СССР, усадьба отошла в ведомство Российской академии наук. В 1940 году здесь открыли Дом-музей Репина. Однако просуществовал он недолго: через год из Пенатов срочно эвакуировали картины, рисунки, мебель и личные вещи художника – Ленинград готовился к блокаде.

Вещи из музея спрятали в подвалах Академии художеств на Васильевском острове

Когда русские войска вернулись в посёлок Куоккала, обнаружилось, что усадьба сгорела. В 1944 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Репина, правительство приняло решение восстановить Пенаты ,как выдающийся памятник русской культуры, а посёлок Куоккала переименовать в Репино.

Несколько лет строители и работники музея искали материалы для восстановления здания. Использовались многочисленные фотографии, рисунки, картины и кинодокументы.

Пенаты восстанавливали более 10 лет:

  • отстраивали дом
  • собирали личные вещи и картины
  • искали похожую мебель

В 1962 году музей открылся во второй раз.

Мастерская художника

Помещение, где работал Репин, называлось Зимней мастерской. Тяжёлые портьеры делили помещение на три части, и когда в Пенаты приезжали ученики художника, работая в отдельной части мастерской, они могли спокойно рисовать, не мешая учителю. Сам Илья Ефимович мог одновременно работать над несколькими картинами. В мастерской обычно стояло несколько мольбертов с укреплёнными на них холстами.

Над Кабинетом находился балкон со стеклянной крышей. Подняться на него можно было по лесенке. Эта пристройка являлась продолжением Зимней мастерской, но уже на открытом воздухе. С балкона виден парк и берег залива.

Из Зимней мастерской можно было подняться в Летнюю мастерскую с широким окном, которое выходило на север. Это помещение появилось в доме одним из последних, Репин построил его на месте открытой террасы, где он когда-то рисовал. Эту мастерскую гости Пенатов прозвали секретной, потому что вход в неё был запрещён. Просмотр картин всегда проходил в Зимней мастерской художника.

В настоящее время это помещение восстановлено, хотя детали его прежнего убранства не реконструировались. В стенах мастерской висят эскизы, наброски и рисунки.

На полках лежат:

  • костюмы натурщиков
  • копия запорожского знамени
  • сабли
  • ружьё
  • сумки, которые использовались художником в картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Сохранилась оригинальная палитра художника, которую он подвешивал к поясу. Репин сконструировал её сам, когда у него начали атрофироваться мышцы правой руки. Художник не мог держать ею тяжёлые кисти, и ему пришлось научиться рисовать левой

Билеты

Цены на 2021 год

Вход на территорию усадьбы бесплатный

Стоимость посещения дома-музея:

  • Полная стоимость – 350 рублей
  • Льготные билеты для школьников, студентов и пенсионеров – 200 рублей
  • Экскурсионное обслуживание для организованных групп школьников – 3500 рублей

Бесплатно музей И. Е. Репина могут посещать:

  • члены Союза художников
  • работники государственных музеев
  • члены творческих союзов РФ
  • студенты и преподаватели Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

Официальный сайт

Телефон

Экскурсии

Для посетителей дома-музея И. Е. Репина организована аудиоэкскурсия по 4 комнатам, рассчитанная на 30 минут. На дополнительные вопросы могут ответить сотрудники музея, которые сопровождают гостей. Групповые экскурсии проходят только для школьников. По парку усадьбы можно прогуляться самостоятельно.

К сожалению помещения дома-музея не рассчитаны на большое количество посетителей как например в Екатерининском дворце, поэтому осмотреть экспозицию запускают не более 25 человек

Режим работы

  • Летом с 10.30 до 18.30.
  • Зимой – с 10.30 до 16.00

Выходные дни: понедельник, вторник.

Где находится

Адрес

посеок Репино, Приморское шоссе, д. 411

Как добраться

Из Санкт-Петербурга: автобус № 211, маршрутное такси № 305, 400, 425, 600, а также электричка с Финляндского вокзала до станции Репино.

От станции Репино: 30 минут пешком по Приморскому шоссе.

Интересные факты

  • Название Пенаты, в честь римских богов, охраняющих домашний очаг, для усадьбы придумала возлюбленная Репина — Наталья Нордман
  • Первой картиной, написанной в стенах усадьбы, стало полотно Торжественное заседание Государственного совета, которое сегодня находится в Третьяковской галерее
  • Чтобы гости не мешали работать художнику, посетителей принимали только в среду. В этот день ровно в три часа дня над усадьбой поднимали голубой флаг с белой надписью Пенаты, который был сигналом к тому, что дом готов к приёму гостей
  • После революции из-за сместившихся границ государств оказалось, что Репин стал жить за пределами России. Покидать усадьбу в финском посёлке Куоккала он отказался
  • При жизни художника в прихожей висел рукописный плакат: «Не ждите прислугу. Её нет, раздевайтесь сами, вешайте одежду сами и бейте крепче в Там-Там!». Тамтамом назывался большой медный гонг, который Наталья Нордман специально выписала из Парижа, чтобы гости могли предупреждать хозяев о своём приходе.

Отзывы

Гости усадьбы И. Е. Репина в целом положительно оценивают экспозицию дома-музея и работу его сотрудников. Посетителям нравится:

  • ухоженный парк
  • возможность бесплатно прогуляться по его территории

Из минусов отмечается:

  • завышенная стоимость билетов
  • большое количество посетителей в выходные дни

Музей-Усадьба Репина Пенаты

“Пенаты” — усадьба всемирно известного художника И.Е.Репина, автора таких знаменитых произведений искусства, как “Бурлаки на Волге”, “Иван Грозный и его сын Иван”, “Запорожцы” и многих других. В настоящее время в усадьбе располагается музей, а также филиал Научно-Исследовательского института Академии Художеств. Сейчас это настоящее достояние культуры, ведь Илья Ефимович не только прожил в “Пенатах” последние несколько десятков лет своей жизни, но еще и написал там часть своих картин.

В статье описана подробная история усадьбы, упомянуты некоторые интересные факты — как о самой усадьбе и жизни художника в ней, так и о культурных мероприятиях, которые обладатель “Пенатов” любил проводить в своем доме. Также здесь можно найти полезную информацию о посещении музея, стоимости билетов и о том, как можно до него добраться.

Архитектурный стиль

Внешний облик музея-усадьбы спроектирован по эскизам Ильи Ефимовича. Абсолютно весь интерьер, вплоть до мельчайших деталей, проработан самим художником. По этой причине музей и выглядит так необычно, ведь он является олицетворением личных вкусов и идей Репина.

Нельзя сказать, что усадьба построена в каком-то определенном стиле. Кроме этого, после переезда Ильи Ефимовича в “Пенаты” их внешний облик менялся и дополнялся множество раз

Архитектурный стиль усадьбы совмещает в себе древнерусские мотивы и скандинавский модерн, присущий финской архитектуре. Это на первый взгляд несуразное архитектурное решение было раскритиковано соседями-финнами Репина.

История “Пенатов”

Покупка и строительство

Изначально на месте усадьбы Репина, в поселке Куоккала, располагался небольшой хутор, который художник купил в 1899 году. Территория вокруг дома была окружена болотами и заросла сорняками, а сам дом запущен. Его перестроили по личному проекту художника и назвали “Пенаты” в честь греческих богов-покровителей домашнего очага. Их изображения украшают деревянные ворота перед усадьбой.

При помощи системы искусственных водоемов болота удалось осушить — под чутким руководством Ильи Ефимовича территория вокруг дома была превращена в живописную местность. Несколько прудов и каналов были соединены между собой и впадали в Финский залив.

Последние года жизни Репина, проведенные в “Пенатах”

После того, как через четыре года после покупки усадьбы Репин принял решение туда переехать, этот дом стал местом частых встреч. Илья Ефимович и его вторая жена, Наталья Нордман, любили принимать тут гостей. Многие известные культурные деятели, такие как Корней Чуковский, Сергей Есенин и Фёдор Шаляпин, не раз съезжались в Пенаты на так называемые “репинские среды” и всегда оставались удовлетворены гостеприимством и радушием хозяев.

Через пару лет усадьбу усовершенствовали — построили второй этаж и стеклянные крыши в виде пирамид. Это была идея Репина — он стремился добавить в дом больше естественного освещения. После этого в усадьбе все чаще стали появляться новые пристройки, балконы и декорации.

До 1917 года Репин являлся профессором в Академии художеств, а затем решил отказаться от этой должности и стал проводить практически все время в “Пенатах”. Он любил проводить много времени за работой в своей мастерской и использовал для этого любую возможность. Именно поэтому художник часто зарисовывал гостей, приезжавших к нему в усадьбу.

Во время войны поселок Куоккала перестал относиться к территории России, его жители невольно превратились в эмигрантов. Несмотря на это, Репин не уехал из усадьбы и оставался в ней до самой смерти. В своем завещании он попросил похоронить его на территории парка вокруг “Пенатов”.

Усадьба после смерти художника

В 1914 году скончалась Наталья Нордман, а в 1930-м и сам Репин. После кончины Репина усадьба перешла к его детям, однако они были вынуждены эвакуироваться в Хельсинки в 1939 году. Также они вывезли часть отцовских картин.

В 1940 году было принято решение открыть в “Пенатах” музей, однако во время Второй Мировой случился пожар, и музей пришлось отстраивать заново. Полностью восстановить “Пенаты” удалось лишь в 1962 году.

Интересные факты

Об усадьбе

Помимо картин самого Репина в музее хранятся так же и рецепты вегетарианских блюд его жены, и часть работ его сына Юрия, который пошел по стопам отца и тоже стал художником.

Репин по назначению своего врача часто ночевал прямо на улице. Чаще всего он спал на веранде — даже в самые морозные дни. Своих домочадцев он всегда просил отрывать окна в комнатах, поэтому зимой внутри было так же холодно, как и снаружи.

В парке, окружающем усадьбу, расположена могила, где похоронен сам художник — это было его последнее желание, описанное в завещании. Также он завещал посадить дуб на месте своего захоронения.

Рядом с домом художника, в парке, расположен “Храм Осириса и Изиды” — летняя беседка, в которой часто проводились культурные мероприятия и лекции.

“Живая” атмосфера музея-усадьбы “Пенаты” позволяет посетителям проникнуться бытом художника и почувствовать себя ненадолго гостем на “репинских средах”.

На территории парка, поодаль от дома, расположена “Башня Шахиризады” — небольшая смотровая башня, которую также можно посетить с экскурсией.

О “репинских средах” в “Пенатах”

Вторая жена Ильи Ефимовича Наталья Нордман вела веганский образ жизни. Она отказалась от различных изделий из натурального меха, а также от мяса. Поэтому мясные блюда на “репинских средах” не подавались. Гостям-мясоедам приходилось приносить свою еду и есть тайком от хозяйки дома.

Во время “репинских сред” прислуга не выполняла своих обязанностей и даже обедала за общим столом, что было не очень характерно для тех лет. По дому были развешены таблички, такие как “Снимите пальто сами”, “Пройдите в дом сами”, в организации обедов и размещении гостей часто принимал участие непосредственно сам художник.

Поскольку в доме гостям приходилось обслуживать себя самим, очень удобным предметом мебели стал двухуровневый крутящийся стол с ручками. За трапезой гости могли при помощи ручек повернуть стол и взять порцию блюда.

Никаких особенных требований к гостям (кроме самообслуживания), приезжавших в “Пенаты” по средам, не было. Посетить усадьбу в это время можно было даже без приглашения.

Живописец был в восторге от творчества от молодого Маяковского и даже однажды пригласил его в “Пенаты”, чтобы нарисовать его портрет. После знакомства Репина с Маяковским футуристы часто стали посещать “репинские среды”.

Информация о работе музея

Режим работы музея

С 1 мая по 30 сентября 10:30 – 18:00
С 1 октября по 30 апреля 10:30 – 17:00
Информация о выходных Понедельник и вторник – выходные дни

Касса музея закрывается на час раньше, чем музей.

Посетить “Пенаты” с экскурсией можно только во время сеанса (по группам). В распоряжении гостей есть аудиогид, на котором можно выбрать язык проведения экскурсии.

Время работы парка вокруг усадьбы – до 20:00.

Стоимость билетов

Полная стоимость – 300 рублей (для иностранных и российских граждан отличается)

Цена льготных билетов – 250 рублей. Для льготников также существуют дни, в которые посетить музей можно абсолютно бесплатно.

Как добраться

На общественном транспорте

Адрес: Приморское шоссе, дом 411, п. Репино, Санкт-Петербург.

Музей располагается на побережье Финского залива, в 45 километрах от Санкт-Петербурга.

Доехать до него можно одним из следующих способов:

  • на маршрутном такси К-305 от станции метро “Старая Деревня”, на К-400 от станции “Площадь Ленина” (с пересадкой на автобус 211 на станции “Центр Репино”) или на К-680 от метро “Проспект Просвещения”
  • на автобусе № 211 от станции метро “Черная речка”
  • на электричке до “Репино”, затем пешком по Приморскому шоссе (около получаса ходьбы)

На других видах транспорта

До усадьбы можно добраться на автомобиле по Зеленогорскому шоссе (в сторону Комарово) со съездом на Приморское шоссе. Также до поселка можно доехать по Западному Скоростному Диаметру (платная трасса).

Прямо рядом с “Пенатами” на Приморском шоссе располагается автомобильная парковка. Следующая по близости находится в 500 метрах — по адресу Приморское шоссе 388А. От нее до усадьбы можно дойти пешком за шесть минут.

Можно воспользоваться услугами компаний, предоставляющих аренду автомобилей (каршеринговые компании). Список сервисов, зона эксплуатации которых включает в себя весь Санкт-Петербург и частично Ленинградскую область:

  • YouDrive
  • Делимобил
  • МатрёшCar
  • Carenda
  • CarSmile
  • Colesa.com
  • Rentme

Видео: Музей-усадьба художника Ильи Репина