Рыльский монастырь как добраться?

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь — один из древнейших монастырей России. Находится в Курской области, на холме на окраине села Пригородняя Слободка, на противоположном от города Рыльска берегу реки Рыло.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
    • 3.1 Мощевик 1:
      • 3.1.1 Киево-Печерские святые:
    • 3.2 Мощевик 2:
      • 3.2.1 Оптинские святые:
      • 3.2.2 Глинские святые:
      • 3.2.3 Рязанские святые:
      • 3.2.4 Владимирские святые:
      • 3.2.5 Крест с частицами св. мощей и др. святыни:
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Точная дата основания неизвестная, первое упоминание в источниках — 1505 год. В Смутное время монастырь был подвержен разграблению польско-литовским войском.

В 1733 году заложена, а в 1783 году освящена первая каменная Церковь Воздвижения Креста Господня. Вторая каменная Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1747 году, третья — Церковь Николая Чудотворца — в 1757 году, ныне являющаяся соборным храмом монастыря. В 1740-х годах воздвигнута пятиярусная колокольня, и в то же время была сооружена надвратная башня с 2,5-тонными колоколом, снесённая в 1949 году.

В 1784 году открыто духовное училище, а в 1794 году был построен ещё один храм — в честь Ахтырской иконы Божией Матери (снесён в начала XX века). В 1820 году духовное училище стало четырёхклассным, а в 1876 году переместилось в Рыльск. В 1824 году в обители проездом побывал император Александр I.

На волне борьбы с церковью в СССР в 1925 году монастырь был закрыт. С 5 октября 1941 по 30 августа 1943 монастырь был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

17 июня 1991 года обитель была возвращена Русской православной церкви, и уже 16 октября 1991 года начаты богослужения в Николаевском храме.

Святые [ править ]

  • сщмч. Павлин (Крошечкин)
  • cщмч. Никодим (Кононов)
  • cщмч. Иоанн (Пашин)
  • прп. Андроник (Лукаш)

Святыни [ править ]

Мощевик 1: [ править ]

  • свт. ФЕОДОСИЙ Черниговский
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ Черниговский
  • свщмч. АФАНАСИЙ (Сахаров) еп. Кавровский
  • свщмч. НИКОЛАЙ пресв. Искровский
  • прпмчч. ЗВЕРИНИЦКИЕ
  • свщмч. СЕРГИЙ пресв. Васильевский
  • мч. КИРИЛЛ Васильевский
  • мч. ПРОХОР Васильевский
  • мч. ВИФЛЕЕМСКИЙ от царя Хозроя убиенный
  • свт. ДИМИТРИЙ митр. Ростовский
  • прп. ИЛАРИОН затворник Троекуровский
  • свщмч. КОНСТАНТИН Богородский
  • свт. ФЕОФАН затворник Вышенский
  • прп. СЕРАФИМ Саровский
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОН Целитель
  • свт. ЛУКА исп. архиеп. Симферопольский
  • вмч. ПАРАСКЕВА Пятница
  • прп. ГАВРИИЛ Афонский Одесский чудотворец
  • прп. ЕЛЕНА Флоровская
  • частица с гробницы свт. НИКОЛАЯ Мирликийского
  • частица гроба свт. ТИХОНА Задонского
  • прпмч. вл. кн. ЕЛИСАВЕТА
  • прп. СЕРГИЙ исп. Сребрянский

Киево-Печерские святые: [ править ]

  • свщмч. ВЛАДИМИР митрополит Киевский
  • свт. ФИЛАРЕТ митрополит Киевский
  • свт. ФЕОФИЛ
  • прп. ЗИНОН постник
  • прп. ВЕНИАМИН затворник
  • прп. МЕРКУРИЙ постник
  • прп. МАКАРИЙ диакон
  • прп. АХИЛА диакон
  • прп. МАРТИРИЙ диакон
  • прп. ПАВЕЛ Послушливый
  • прп. ИЛЛАРИОН схм.
  • прп. МОИСЕЙ чудотворец
  • прп. ФЕОДОР молчаливый
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ затворник
  • прп. ИПАТИЙ целебник
  • прп. ФЕОДОР кн. Острожский
  • прп. ИГНАТИЙ архимандрит
  • прп. СИСОЙ схм.
  • прп. ЕВФИМИЙ иеросхм.
  • прп. АРСЕНИЙ Трудолюбивый
  • прп. НЕСТОР Некнижный
  • прп. ГРИГОРИЙ чудотворец
  • прп. ПИМЕН постник
  • прп. ИОСИФ Многоболезненный
  • прп. СИЛУАН схм.
  • прп. ПАИСИЙ
  • прп. ЛОНГИН вратарь Трудолюбивый
  • прп. ТИТ воин
  • прп. ЗАХАРИЙ постник
  • прп. АГАФОН
  • св. отрок ЛЕОНТИЙ канонарх
  • св. отрок ГЕРОНТИЙ канонарх
  • прп. НЕСТОР Летописец
  • прп. САВВА Богоугодный
  • прп. ИОАНН брат Феофила
  • прп. АВРААМИЙ Трудолюбивый
  • прп. ПИМЕН Многоболезненный
  • прп. ФЕОДОТ

Мощевик 2: [ править ]

  • свщмч. ИГНАТИЙ Богоносец
  • мц. ТАТИАНА
  • свт. ВАСИЛИЙ Великий
  • свт. САВВА Сербский
  • прп. АНТОНИЙ Великий
  • прп. СЕРГИЙ Радонежский
  • прп. ИОВ иг. Почаевский
  • прп. НИКОДИМ Карульский
  • прп. АФАНАСИЙ Карульский
  • блг. кн. КОНСТАНТИН Муромский
  • частица Мамрийского дуба
  • камень из Горней с места рождения ИОАННА Крестителя
  • частица поручей св. прав. ИОАННА Кронштадтского

Оптинские святые: [ править ]

  • прп. ЛЕВ
  • прп. МАКАРИЙ
  • прп. МОИСЕЙ
  • прп. АНТОНИЙ
  • прп. ИЛАРИОН
  • прп. АМВРОСИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ старший
  • прп. ИСААКИЙ
  • прп. ИОСИФ
  • прп. ВАРСОНОФИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ младший
  • прп. НЕКТАРИЙ

Глинские святые: [ править ]

  • прп. ИННОКЕНТИЙ
  • прп. ИЛИОДОР
  • прп. ИОАННИКИЙ
  • прп. СЕРАФИМ (Амелин)
  • прп. ФИЛАРЕТ
  • прп. ВАСИЛИЙ
  • прп. МАКАРИЙ
  • прп. АРХИП

Рязанские святые: [ править ]

  • свщмч. МИСАИЛ архиеп. Рязанскийи Шацкий
  • свт. ФЕОДОРИТ архиеп. Рязанский и Муромский
  • свт. ГАВРИИЛ архиеп. Рязанский и Зарайский
  • свт. МЕЛЕТИЙ еп. Рязанский и Зарайский

Владимирские святые: [ править ]

  • прп. ГЕРМАН Зосимовский
  • прп. АЛЕКСИЙ затворник Зосимовский
  • прп. ЗОСИМА пустынножитель

Крест с частицами св. мощей и др. святыни: [ править ]

  • ап. и еванг. МАТФЕЯ
  • ап. АНДРЕЯ Первозванного
  • первомч. архидиак. СТЕФАНА
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОНА Целителя
  • вмч. ГЕОРГИЯ Победоносца
  • вмч. ДИМИТРИЯ Солунского Мироточивого
  • вмч. ФЕОДОРА Стратилата
  • вмц. ВАРВАРЫ
  • мчч. и бессер. КОСМЫ и ДАМИАНА, КИРА и ИОАННА
  • свт. НИКОЛАЯ архиеп. Мир Ликийских чудотворца
  • свт. ПЕТРА митр. Московского
  • свт. ЛЕОНТИЯ еп. Ростовского
  • свтт. ГУРИЯ и ВАРСОНОФИЯ Казанских
  • прп. МАКАРИЯ Ужненского
  • власы св. ФЕОДОРЫ Александрийской
  • камень со св. горы Елеонской
  • частица от Престола, где Господь постился

Престольные праздники [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 307371, Курская обл., Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2.

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XYI века.

В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством, переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года. Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске — одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое — внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли, в «Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова» 1615 года сообщается, что «на посаде дано в вотчину — рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок». Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. «В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли». Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог.

Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XYIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.

В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.

Читайте также  Проверка запрета на въезд в Россию

В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии , на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

Были установлены два крестных хода из обители с чудотворной иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которая была явлена в середине XIY века в селе Асмолово Рыльского уезда. Первый крестный ход совершался 29 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа до села Асмолово, второй — 2 сентября в память дня коронации императора Николая II в Рыльск.

XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий «новый порядок», обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, «Раймежколхозстрой», и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.

В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.
17 июня 1991 года монастырь был передан Русской Православной Церкви, и по благословению Иувеналия (Тарасова), архиепископа Курского и Белгородского в разрушенную обитель приехали первые насельники. Игумен Иоасаф (Шибаев) и два монаха поселились в одной из полуразрушенных келий. В октябре в Рыльский монастырь был назначен наместником архимандрит Ипполит (Халин). 16 октября 1991 года на первом этаже Николаевского храма, в Георгиевской церкви, начались богослужения. Впоследствии этот храм освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной.

В 1998 году началось восстановление Николаевского храма, большую помощь в котором оказали работники Курской АЭС. На второй этаж поднялась лестница, новую крышу и купола покрыли медью. Помещение было оштукатурено внутри, а 12 ноября 1998 года на куполе был установлен новый крест. С декабря 1999 года здесь стали совершать богослужения.

В этом же году началось восстановление монастырской ограды, установлены арочные въездные врата в западной ее части, произведен капитальный ремонт братского и игуменского корпусов. В течение последующих лет на территории монастыря построены трапезная с кухней, новая баня, пекарня, гаражи, погреба, сельскохозяйственные помещения. Монастырь создал подсобное хозяйство. На подворье появились козы, коровы и лошади, пчелы. При Свято-Николаевском мужском монастыре на территории Рыльского района были организованы пять скитов. В 2000 году началось возведение нового гостиничного корпуса.

Восстановительные работы, нелегкие в наше время, тяготы и заботы подорвали здоровье отца Ипполита. Батюшка скончался после тяжелой болезни 17 декабря 2002 года, его похороны состоялись 19декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, которого очень почитал отец Ипполит при жизни. Множество народа приехало проводить доброго пастыря в последний земной путь. На его могиле рядом с Николаевским храмом установлен бронзовый крест, всегда горит лампада, лежат цветы.

Весной 2003 года наместником монастыря был назначен игумен Моисей (Матюхин), при котором был росписан нижний Знаменский храм. В феврале 2005 года братию монастыря возглавил игумен Панкратий (Заикин), выпускник Курской духовной семинарии, до этого бывший насельником Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни. При отце Панкратии продолжилось возрождение обители.

В декабре 2006 года по ходатайству архиепископа Курского и Рыльского Германа Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал монастырю частицу мощей преподобного Иоанна Рыльского. Святой особенно почитаем в Рыльске.

В 2007 году началось восстановление Крестовоздвиженского и Троицкого храмов обители, на них установлены купола, медная кровля, фасад зданий приобрел свой первозданный вид. В 2008 году закончены работы по газификации монастыря. В 2009 году открыта гостиница для паломников.

В течение 2011-2012 годов продолжались восстановительные работы в обители, приведены в надлежащий вид колокольня и трапезная. Благоустроена территория монастыря, восстановлена западная часть ограды.

В сентябре 2015 года настоятелем монастыря был назначен игумен Роман (Архипов). В 2015 — 2017 годах произведена внутренняя отделка Крестовоздвиженского храма, отделка нового келейного корпуса. В помещении старой трапезной была организована пекарня и открыта пирожковая для паломников.

На территории монастыря находятся три храма – главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. В настоящее время полностью отреставрирован соборный Николаевский храм, в котором ежедневно совершаются богослужения. Восстанавливаются Троицкий и Крестовоздвиженский храмы.

Как доехать до Рыльского Свято-Николаевского монастыря из Москвы

История Свято-Николаевского монастыря, что расположился в г. Рыльск берет начало из далекого прошлого. С 1991 года монастырь стал центром духовной жизни всероссийского масштаба благодаря чуткому руководству отца Ипполита. Тысячи паломников со всей страны съезжаются на богослужения в это место. Не являются исключением столичные христиане. Мы расскажем, как удобнее всего добраться до Рыльского монастыря из Москвы.

На автомобиле

Чтобы не заблудиться, даже опытным водителям рекомендуется пользоваться картами и строго придерживаться дорожных указателей.

Доехать до Рыльска из Москвы можно по автотрассам:

• М3 (Калужская);
• М2 (Симферопольская).

Расстояние от Москвы до Рыльского монастыря по указанному пути составляет 126 км. Приблизительное время пути, если ехать, не останавливаясь и не отклоняясь от маршрута, – 1 час 45-50 минут.

Когда вы съедете с Калужской трассы, вскоре увидите дорожный указатель на город Рыльск. Отсюда следует повернуть на поселок городского типа Хомутовка. Нужно проехать прямо через весь поселок, нигде не сворачивая. На перекрестке также необходимо ехать прямо, двигаясь на Ольховку (небольшое село Хомутовского района). По пути вы увидите автозаправку с расположенными рядом магазином и кафе (последняя заправка перед Рыльском).

Удобнее всего будет свернуть на монастырь, не пересекая городскую черту Рыльска. Когда вы проедете указатели на Капыстичи, Березники, Висколь и т. д., а затем крутой спуск и подъем, увидите на возвышенности две вышки сотовой связи (в темноте их легко узнать по красным огонькам на верхушках). Направляйтесь в сторону вышек, не доезжая до них поворот налево, который и ведет к территории монастыря. Будьте внимательны, никаких обозначений для поворота нет. Свернув по указанному пути, вы выедете в слободку, и слева вскоре покажутся стены и храмы Рыльского монастыря.

На автобусе

Весьма удобны паломнические автобусные поездки. Вот уже с 1999 года ежемесячно в выходные дни совершается рейс из Москвы к Рыльскому монастырю на комфортабельном автобусе.

Автобус отправляется из столицы около восьми часов вечера пятницы, а прибывает к монастырю в 6-7 часов утра следующего дня. Если вы решите воспользоваться автобусом, вы как раз успеете к Божественной Литургии. Возвращение – около 22 часов в воскресенье.

Автобусные поездки всегда хорошо организованы, ведь они осуществляются вот уже почти двадцать лет.

На поезде

К сожалению, город Рыльск не имеет железнодорожного вокзала. Но существует прямой поезд, который следует из Москвы до соседнего населенного пункта – Льгова.

Поезд ежедневно отправляется с Курского вокзала в 23:30 и прибывает в место назначения – город Льгов примерно к 9:00.

Читайте также  Нило Столобенская пустынь где находится?

Рядом с железнодорожным вокзалом располагается автостанция, с которой отправляются автобусы на г. Рыльск. Автобус следует до пункта назначения 45-60 минут. Относительным минусом может являться то, что в Рыльске нет какого-либо городского транспорта. До монастыря придется идти пешком. Путь от автостанции займет немного времени – всего лишь 15-20 минут неспешной ходьбы по аккуратным улицам старого городка. Если вы торопитесь, на автовокзале очень часто с легкостью можно найти водителя, который довезет вас до монастыря.

Еще одним минусом поезда будет то, что в монастырь вы попадете, скорее всего, уже по окончании Литургии и молебна о недужных, который проводится каждое субботнее утро.

Единственный способ успеть к монастырской службе, приехав на железнодорожном транспорте – воспользоваться маршрутом фирменного поезда «Курский соловей». Он ежедневно отправляется из Москвы в 21:56 и прибывает в Курск к 6:30. Дорога из Курска в Рыльск займет около полутора часов. Скорее всего, придется воспользоваться услугами такси. До Рыльска ходят и автобусы, но в таком случае дорога будет вдвое дольше. Конечно, несомненным минусом подобного способа добраться до монастыря станет довольно высокая цена.

Поездка автомобилем удобна тем, что не стесняет во времени и средствах. Вы сами вправе выбрать час отправления, количество попутчиков, частоту остановок. Также можете заехать куда-либо по дороге, если имеете дела.

Для тех, кто посещает Рыльский монастырь впервые, рекомендована поездка на паломническом автобусе. Расписание очень удобное, а по прибытии паломникам дается возможность остановиться в монастырской гостинице. Также все желающие обязательно будут ознакомлены с монастырем и историей жизни архимандрита Ипполита. А в свободное время паломники могут прогуляться по живописным окрестностям.

Поезд подойдет тем, кто не переносит путешествий автомобилем. Этот вариант самый дорогой, но по-своему удобный. Ведь именно поезд позволяет отдохнуть или выспаться прямо в дороге.

Не важно, каким путем вы доберетесь до Рыльского монастыря. Главное – цель поездки!

Рыльский Свято-Николаевский монастырь

«Есть такие тихие, почти заповедные места… лежат они далеко от туристических маршрутов… редкий паломник до них дойдет…» такой или примерно такой текст крутился у меня в голове в качестве пролога к рассказу про это место. Чего-то там еще было про покой, уединение и близость к Богу, край курской области, 50 км до границы с Украиной…

Вдруг подъехала машина, потом еще одна, почти сразу за ними ГАЗель. Все с туристамипаломниками. На календаре было за полдень. 3 января. Третье Января, чОрт возьми! Какое тут уединение и заповедные места?!

Пока мы гуляли по монастырю машины приезжали и уезжали. В том числе — с московскими номерами. Московскими, Карл! Добил местный житель, которые подходил ко всем таким машинам и интересовался наличием свободных мест и не подкинут ли его… до Москвы. От чего-то становилось отчетливо ясно, что такой автостоп тут норма.

В общем, ловите точку: Рыльский Свято-Николаевский монастырь, Широта 51°35′2″N (51.583936), Долгота 34°41′33″E (34.692616)

Немногим позже выяснилось, что этот монастырь место достаточно известное и популярное среди паломников. Имеет свой сайт и группу Вконтакте. Последняя не является мертвой, и вполне себе ведется). И ценится у паломников (не у туристов) гораздо выше, нежели Коренная пустынь в той же Курской области.

Нынешняя популярность монастыря связана с архимандритом Ипполитом, который с 1991 по 2002 был наместником этого монастыря. В сущности, он и занялся восстановлением самого монастыря и монастырских скитов. Он же привлек послушников.

Статью про митрополита (она коротенькая) стоит почитать. Хотя бы для того, чтобы лишний раз ужаснуться козням богоборческой безбожной советской власти, которая, разумеется из злокозненных побуждений, позволила в 1957 году 29-летнему парню спокойно уйти в монастырь, а потом еще и в 60-х годах отпустила в заграничную командировку на Афон.

Авторы таких статей ранее у меня вызывали недоумение. «Православие на всю голову?», «логика похер?» — такими вопросами я задавался. А недавно я задался одной идеей (связана она с реальными делами Сергия Радонежского), окунулся в омут научной исторической литературы. Буквально сразу выяснил, что у существует вполне определенная православная традиция написания жития и историй монастырей. Традиция основана на заимствовании друг у друга и большом количества штампов. Современные церковные тексты — точно такие же.

В большинстве церковных современных текстов фигурирует «безбожная Советская власть»(тм), гонения и репрессии на церковь и т.д. А… да… еще царя расстреляли… Ну вы в курсе. Логические не стыковки никого не смущают, что печально. Сайт самого монастыря неплохой (с точки зрения текстов), но так же не избежал штампов и разрывов логики.

Не подумайте плохого, я ни в коим случае не хочу принижать заслуги архимандрита Ипполита. Совершенно нет. Товарищ интересной судьбы, и явно неплохой организатор. Родился в Курской области в 1928 году в семье крестьян (тут и далее по материалам сайта монастыря). Тут сразу интересная ремарка — «его родной дядя священник Михаил служил в церкви соседнего села», а это 20-30-ые годы между прочим.

Про годы Великой Отечественной Войны на сайте не сказано, только то, что на ней погибли четыре брата Ипполита. Сам же он встретил Войну в 13-ти летнем возрасте. Закончил 10 классов. Предполагаю, что Войну провел, как и многие дети, в эвакуации.

Закончил ФЗО (Школа фабрично-заводского обучения), после нее — педагогическое училище. Отслужил в армии. Еще одна ремарка — «Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш»…» До чего довел «Проклятый Сталин» (тм) в послевоенные годы! (служил Ипполит в конце сороковых).

В 1957 году (то есть после ХХ съезда) Ипполит уходит в послушником в Глинскую пустынь. (прошу заметить, 57-ой год, действующий монастырь). А менее чем резе год переходит в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь (ужос, опять монастырь действующий!). Там он проводит почти десять лет (конечно, ожидая репрессий)

Далее цитирую целиком (не могу удержаться). «В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как безбожное советское государство разрешило Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза.» Фраза прекрасная во всех отношениях. Внезапно (!), в СССР есть монахи, которых вполне себе посылают длительную (!) в заграничную командировку в Грецию (!). Обращать внимание на то, что при «безбожной» советской власти вполне себе существует РПЦ как-то даже не удобно. Видимо РПЦ усиленно сопротивлялась богоборческому режиму, да так, что режим оказался не в состоянии с РПЦ справиться.

Ипполит провел на Афоне 18 лет. Был казначеем и экономистом монастыря. А так же представлял монастырь в Священном Киноте Святой Горы Афон. В общем далеко не последний человек.

И еще один реверанс в сторону Советской власти от автора текста на сайте: «Очень трудно было вести хозяйство, ведь в советское время власти запрещали помогать монастырю. И по воспоминаниям архимандрита Авеля (Македонова), который около четырех лет был настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, они иногда с отцом Ипполитом сидели и горевали, думая, как накормить завтра братию, как сделать ремонтные работы, как существовать. Но милостью Божией монастырь существовал, молитва творилась, и проблемы потихонечку решались.» Гм… Угадайте, что тут не так?

Заметили? Цитата (вырвана из контекста?) представлена к пассажу про гнусную власть. Только вот неувязочка. Афон — это Греция. За-гра-ни-ца! В которой очень непростая политическая и экономическая ситуация (см. «Режим черных полковников»). Совершенно точно могу сказать, что государству виднее разрешать материальную помощь в такой ситуации или нет. А РПЦ являлась (и сейчас является, если кто-то не знает) отдельной от государства организацией, подчиненной государству.

В общем, монахов отправляли в «автономное плавание» за границу (развед- и дип-миссии — в нагрузку). И они смогли постепенно вытянуть монастырь из упадка!

В 1984 году Ипполит по состоянию здоровья вернулся в Советский Союз. «Некоторое время служил в сельских храмах Курской епархии, затем по благословению архиепископа Иувеналия (Тарасова) возглавил братию возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря». То есть спокойно вернулся из длительной загран командировки, спокойно служил в храмах, спокойно и заслужено получил новую задачу по восстановлению монастыря. Безбожная власть стала менее безбожной? Или Ипполит показал себя хорошим организатором? Наверное таки во власти дело, да. С учетом того, что назначили его в 1991 г., определенно, власть срочно дала денег РПЦ пришла к Богу.

Конечно, я могу еще долго иронизировать над автором текста. Но хватит уже.

С 1991 и до самой смерти в 2002 году Ипполит организовал общину, привлек инвестиции на восстановление монастыря и самое главное, смог грамотно организовать процесс . Инвестиции, к слову, были как местные (Курская АЭС и РПЦ), так заграничные — в виде туристов и паломников (нет-нет, причем тут 18 лет за границей). Подошел к делу он максимально прагматично — на местные средства (?) и своими силами привели в удобоваримый вид один из храмов. А потом организовали поток туристовпаломников. Под них уже получили финансирование на восстановление гостиницы. Дальше пошло-поехало.

Читайте также  Что нужно посмотреть в Италии?

Как итог: Ипполит — молодец! От слова «очень!». Почтение и уважение, как это водится, заслужил по делам своим. Только дела эти паломникам и туристам не видны.

Автор текста на сайте монастыря не очень молодец. Это грустно. Т.к. даже историки не будут заниматься делами архимандрита Ипполита (по историческим меркам не того масштаба личность). Дела (реальные) со временем просто забудутся. Останутся как обычно «безбожная власть», куча штампов, да воспоминания паломников. Но такова традиция написания подобных текстов.

Какой же монастырь без святого источника. Они есть всегда, так-как питьевая вода должна была всегда откуда-то стабильно поступать.

Источник Святого Николая (близ Свято-Николаевского монастыря) Широта 51°35′21″N (51.589269), Долгота 34°41′51″E (34.697584)
В данном случае — источник не представлял собой ничего особенного. А вот глина очень даже заинтересовала.

Лечебные свойства и все такое. Мы так и не поняли до конца — обвалившаяся конструкция на предыдущем фото — это старый источник, или там было культурное место забора глины?

Добывают ее паломники с туристами. Судя по вырубке — добытчики не сильно заботятся о сохранности источника и собственной безопасности. Это далеко не единственная дырка в холме.

На заднем плане — сам источник.

Мы то же приобщились — так как глину в качестве сувенира еще не привозили ни разу))). Так она уже четыре месяца и лежит дома как сувенир. Без дела.

Темнело. Нам предстояло возвращать в Курчатов Жаль. Места очень красивые. Хотелось бы летом вернуться или весной (вдруг оказия будет).

Рыльский монастырь Курской Епархии: история создания старейшей обители

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, возведенный когда-то во имя Николая Чудотворца и получивший за то его имя, очень отличается от православных храмов на Руси.

Никакой лепнины и золотых куполов. Прост и скромен, и тем красив.

О славном граде Рыльске

Вид города Рыльска

Это место, где две реки, Сейм и Рыло, сливаются в одну, где красуется сегодня город Рыльск, нашими предками обжито уже в древности. И свидетельств тому найдено множество. Только на землях монастырского комплекса найдено около пятидесяти могильных курганов, принадлежащих язычникам-северянам, а в округе их количество не счесть.

С князем Игорем поднялось на битву с ворогом войско этого стольного княжеского града, каким стал Рыльск, до 1180 г. бывший пограничной крепостью. О том походе говорится в «Слове о полку Игореве».

Место для строительства выбрано довольно живописное. Куда ни кинь взгляд, везде красота: это и заливные луга вдоль речки Волынки, и дубравы на равнине, и белые склоны Вискольских гор.

По преданиям времен, когда княжили Ольга, Святослав и Владимир, место это благодатное стало светочем православия. Оно пришло на эти, тогда еще языческие, земли из Болгарии, когда после ее падения болгарские иноки нашли здесь пристанище и во славу Иоанна Рыльского, своего небесного покровителя, основали храм. Они же на Русь принесли десницу его нетленных мощей.

Сам святой Иоанн Рыльский, как свидетельствует летопись, в грозные времена не раз помогал городу. От погрома Батыева спас в 1240-м, а в 1502-м – помог в противостоянии с золотоордынским ханом Ахметом.

Обитель из прошлого

Монастырь построен в 1505 г.

Год основания комплекса считают 1505 г., прежде всего потому, что именно к этому периоду относится первое упоминание о нем, как о Волынской пустыни, в письменах.

Хотя некоторые исследователи предполагают, что строительство велось ещё в конце XIV — начале XV столетий.

Деревянный храм сожгли войска Лжедмитрия. Только спустя почти век появились, как корабли, храмы каменные: Никольский, Крестовоздвиженский и Троицкий.

Более пятисот лет многие поколения рыльских монахов обращаются в молитвах к своему заступнику о благодатной помощи. И никогда монастырский комплекс не оставался без благословения и заступничества святителя Николая.

Сколько храмов Божьих русских, когда-то процветавших, исчезли с лица земли, и следа не найти, а эта обитель, что затерялась в глубинке, живет, как жила, и молится, как молилась все 500 лет. Ее не задели бомбы Великой Отечественной. И местные объясняют это только заступничеством покровителя.

Бойцам Красной Армии, поселившимся здесь, площади его служили для нужд хозяйствования, а ограда использовалась как полигон для стрельбы. Одно за другим сменяли друг друга разные советские учреждения. Каждое из них «позаботилось», чтобы внести посильный вклад в губительство обители и ее запустение. Пока от строений не остались лишь провалы сводов да груды кирпича.

Возвращение

Возрожденная святыня Курской Епархии

Это произошло в 1991-ом, когда монастырь поступил в распоряжение Курской Епархии. Ныне относится к монастырям Курской митрополии.

Спустя десять лет он стал уже средоточием духовной жизни области и всей России. Труды праведные и молитвы православных подняли обитель из руин и позволили стать ему тем самым маяком, который осветил путь для всех душ, покалеченных и страждущих.

Со всей России, с близких и далеких ее окраин, кто верит и не верит, потянулись люди к Рыльской святыне. Их были тысячи. Слово вразумительное, молитва, любовь и утешение преображали нравственно многих из тех, кто еще совсем недавно был далек от веры и Церкви.

Сегодня возрожденному комплексу не угрожает уже ничто. Свежие краски новых куполов и медных крыш придают ему живой вид. Хозяйство у монахов немалое, и забот требует тоже немалых: обрабатывают земли, разрабатывают огороды и держат скотину.

Газификация способствовала улучшению условий хозяйствования, позволила отапливать храмы. Появилась специально оборудованная для многочисленных паломников гостиница.

Совершаются здесь и требы, и вычеты — это такой специальный молебен о здравии недужных, и все другие службы, которые монастырю служить положено. Расписание богослужений можно найти на сайте обители. Там же указано, как добраться до монастыря поездом, на автобусах и автомобиле.

Паломничество

Паломников становится все больше с каждым годом

Из самых различных мест все едут и едут преданные друзья обители, едут и те, кто услышал отзывы о ней, сам только что к ней нашел путь и сделал для себя это чудесное открытие.

Это не только россияне. Трудно сказать, на скольких языках говорят приезжающие сюда паломники.

И здесь их души наполняет отрада, мир и покой. И уже дома, где-нибудь в Праге или Минске, или глухой российской деревушке, не оставляет желание сюда вернуться не раз, чтобы вновь отдохнула душа, измученная страстями.

Чтобы испить вод целебных источников: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, дабы получить избавление от разных недугов тела и души или набрать поблизости целебной глины.

Легенды

В советские времена здесь была тюрьма

За многие годы было сложено немало легенд, вот некоторые из них:

  • Цари здесь устроили тюрьму.

Не одно столетие комплексу оказывалась материальная помощь, даже иногда он освобожден был от налогов. Царским указом сюда то и дело отправляли провинившихся.

Екатерина Петровна в Рыльск сослала «на вечное заточение» князя Вяземского за избиение им приходского священника. Велено было держать его в уединении, под строгим караулом, никого к нему не пуская. Содержали его до самой смерти, так велено было.

Оказался среди узников Ефим Никитин, в одном лице крепостной и местный изобретатель. Он высказывал «сумасбродные» мысли о государственном правлении, изобретал машины, способные передвигать дома и пригодные в земледелии. За это и поплатился, и провел в обители ссыльные 13 лет.

Поиски места для своего будущего затворничества привели в 1825 г. сюда Александра I;

  • Здесь не взорвались бомбы и снаряды.

В Великую Отечественную, когда город заняли немцы, в обители разместились гарнизон и санчасть. Советские войска, штурмуя город, обстреливали монастырскую колокольню. Бойцы стреляли и крестились, а пули их не попадали в цель.

  • Ясновидец и целитель.

Есть человек, заслуга которого по восстановлению святого комплекса огромна. И это – отец Ипполит (18.04.1928 – 17.12.2002). С его приходом резко изменилась жизнь монастыря. Рассказывают о его даре ясновидения.

Именно благодаря ему на территории монастыря появились целебные источники. Говорят, он чувствовал воду и те источники сам нашел. К нему выстраивалась очередь из приезжающих. Отцу Ипполиту достаточно было крест очертить пальцем, и у больных проходили боли.

Общение со старцем Ипполитом меняло жизнь бомжей и наркоманов, блудниц и пьяниц, которых волею судеб дорога приводила к нему.

Когда хоронили его, радуга появилась на небе. Могильный крест начал мироточить после смерти на 9-й день. Свидетели говорят, что так много было святого мира, что в сугробах остались дорожки от него;

  • Образ святого старца в Беслане.

Имя этого святого старца связывают и укреплением православной веры в кавказских регионах. С его благословения появились православные монастыри в Северной Осетии, один из них совсем рядом со школой, что в 2004-ом захватили террористы. Очевидцы утверждают, что его образ явился верующим во время службы в Бесланском монастыре.

Какие бы трудности не случались, обитель живет и с каждым годом меняется его облик. Божия помощь, молитвы заступника Николая тому порука. Откройте для себя это удивительное место – Свято-Николаевский мужской монастырь.

Интересные факты о Рыльском Свято-Николаевском монастыре смотрите в следующем видео: