Сколько стоит бензин в Казахстане

Почему топливо в Казахстане стоит дешевле, чем в России

Вопрос, связанный со стоимостью топлива в России, волнует почти каждого. Как много можно услышать негативных высказываний в сторону правительства о том, что в стране, где добывают нефть, цены на топливо превышают зарубежные. С одной стороны, это действительно так, но даже у такого явления есть свои причины. Более интересен вопрос еще и о том, что стоимость топлива разнится в каждом регионе. Где-то она выше, а где-то необъяснимо низкая.

Более рациональный вопрос — почему вообще нельзя в России снизить стоимость топлива? Заметим, что в разных регионах страны цены сильно различаются

Многие могли замечать, что стоимость топлива в России каждый год повышается. При этом рост специалисты отмечают за год несколько раз. Это связано со многими факторами на топливном рынке. В Министерстве энергетики специалисты предложили запретить продажу топлива за границей на определенный срок. На первое время приостановить экспорт можно на 3 месяца. Такое предложение выдвинуто с целью приостановления роста цен.

Более рациональный вопрос — почему вообще нельзя в России снизить стоимость топлива? Заметим, что в разных регионах страны цены сильно различаются. Так почему нельзя поставить их на уровень самой минимальной стоимости? Более того, в близлежащих странах цены на топливо даже ниже, чем в России. К примеру, в Казахстане литр бензина стоит 32 рубля, а в Московской области и Москве — все 58 рублей.

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, следует разбираться в особенностях топливного рынка. Станислав Митрахович является ведущим экспертом Финансового университета при Правительстве РФ. Он высказал собственное мнение по этому поводу.

Если стоимость топлива в России сократится, от этого получат выгоду не только обычные автомобилисты, но и крупные компании, которые занимаются перевозками

Если жители России хотят установить такую стоимость топлива, как в Казахстане, в первую очередь нужно исполнить другое обязательство. Следует снизить налоги на нефтяной и топливный бизнес. Сегодня этот сегмент составляет 60% в структуре общих затрат и доходов. Именно из этих показателей и складывается стоимость одного литра топлива.

Если стоимость топлива в России сократится, от этого получат выгоду не только обычные автомобилисты, но и крупные компании, которые занимаются перевозками. Транспортировка при таком положении станет намного выгоднее и дешевле. Однако, у любого положительного явления на топливном рынке есть и обратная сторона. Из-за этого сократится объем поступлений в бюджет. И эта проблема перейдет в самые неприятные последствия. В первую очередь правительство будет вынуждено сократить государственные расходы. Альтернативный вариант — поиск иных источников покрытия. А это может привести к повышению налогов в других отраслях. Это может ударить по всем гражданам и компаниям.

Производители обязаны поставлять до 50% продукции на внутренний рынок практически по себестоимости

Но почему же в Казахстане такая низкая стоимость топлива? Оправдать это явление можно тем, что размеры акцизов здесь совершенно другие. Кроме того, в Республике модернизировано нефтеперерабатывающее производство. Есть и еще одна причина, которую, судя по всему, можно считать основной — производители обязаны поставлять до 50% продукции на внутренний рынок практически по себестоимости.

Поэтому цены, которые указаны на табло АЗС в Казахстане, выставляются не производителями и продавцами. Эти показатели зависят от многих факторов — стоимость сырья, налоги, ценовой порог конкурентов и спрос на рынке.

Итог. Стоимость топлива в Казахстане сильно отличается от цен в Москве и многих других регионах России. Это объясняется несколькими факторами. Поменять ситуацию на рынке невозможно без потерь, поэтому повышение цен остается актуальным явлением.

Почему взлетели цены на продукты и какую роль в инфляции играет стоимость бензина

Цены на бензин шокируют казахстанцев уже с начала этого года. Со 150 тенге они поднялись до отметки 180 за литр АИ-92.

В Казахстане продолжается рост цен на востребованные товары и услуги. Об этом свидетельствуют данные Бюро национальной статистики. Буквально за последний месяц заметно подорожали яйца – более чем на 7%, свежие овощи – на 5,5%, сахар-песок и мясо птицы – почти на 1,5%. О том, какая есть связь между ценами на ГСМ и стоимостью продуктовой корзины, говорится в сюжете «31 канала».

По мнению экспертов, рост цен на бензин не должен ощутимо влиять на цены в других отраслях.

«К примеру, перевезти килограмм помидоров по цене 300-400 тенге из Алматы в Нур-Султан будет стоить чисто по топливу 6-8 тенге. Транспортные услуги – 17-18 тенге за килограмм, но конкретно топлива в них такая сумма», – пояснил аналитик нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.

Экономисты отмечают: удорожание бензина напрямую мало влияет на корзину потребления, но оказывает мультипликативный эффект. По расчётам экспертов, при росте цен на бензин на шесть с половиной процентов, продукты дорожают на 0,7%, непродовольственные товары – почти на 2%. Сильнее всего в таком случае растут цены на услуги транспорта и эксплуатацию авто – более чем на 2,5%. Общая инфляция в течение года с момента удорожания бензина на 6,5% увеличивается почти на один дополнительный процент. Пока можно заметить, что с начала года бензин подорожал примерно на 12-15%. И рост продолжится.

«Скорее всего, это будет происходить поэтапно. И один из механизмов, которые я вижу, – это может происходить через акцизы, как это делалось в начале этого года уже, когда повышали посредством акциза», – сказал AERC Галымжан Айтказин.

Специалисты поясняют, что нужно быть в этом вопросе предельно аккуратными, так как резкое повышение может ударить по покупательской способности граждан. Но рост цен на топливо неизбежен, так как он долгие годы был ниже, чем на соседних рынках. Сейчас разница составляет от 70 до 100 тенге.

Напомним, Казахстан – один из мировых лидеров по дешевизне бензина. Ниже цены – только в Иране и Венесуэле. По словам аналитика нефтегазового рынка Ерлана Жаукина, именно низкие цены – основная причина дефицита топлива, в частности солярки, на заправках Казахстана. Его просто вывозят в соседние страны, где ГСМ стоят дороже. На 2025 год запланировано введение единого рынка нефтепродуктов в рамках ЕАЭС. Тогда цены на автозаправках Казахстана непременно вырастут где-то до уровня российских.

Что же касается удорожания продуктов, то это сейчас общемировой тренд, связанный, в том числе, с пандемией. Очень сильно подорожал сахар – по официальным данным, на 23% с начала года. В Шымкенте, к примеру, килограмм сахара стоит уже почти 400 тенге. В больших магазинах введены ограничения на отпуск сладкого продукта – не более 5 кг на человека.

Цены на яйца тоже не радуют – в некоторых регионах за год рост составил 20%. По словам руководителя Ассоциации яичных производителей РК Максима Божко, государственные субсидии снизились наполовину, отсюда и рост цен. Также сыграл роль птичий грипп, убивший в 2020 году 20% поголовья кур-несушек. В результате пять казахстанских птицефабрик вовсе ушли с рынка.

Читайте также  Уровень жизни и цены в Венгрии

Финансовый аналитик Арман Бейсембаев в интервью Informburo.kz отметил, что пик нынешнего кризиса пришёлся на 2020 год, в 2022-2023 годах прогнозируется восстановление.

Экономист Расул Рысмамбетов сказал, что устойчивые экономики, такие как США и Европа, легче переживают нынешний кризис, хотя тоже ощущают рост инфляции, слабым же экономикам, в том числе Казахстану, придётся непросто.

«Страны стараются сейчас накачать больше денег в экономику чтобы запустить рост. США, Европа, Китай, Япония, Южная Корея – там очень хорошая производственная база, и сейчас, из-за того что в период пандемии продажи упали, где-то сырья не хватает, им нужно чуть больше денег, чтобы закупиться и встать на прежние рельсы. В Казахстане другая ситуация, потому что производственные рельсы у нас слабее: к примеру, у нашего текстиля даже шансов не было против Китая. Но

у нас из того, что правительство вливает в экономику, по моей оценке, большая часть денег идёт на потребление. Условно, нам дают в два раза больше денег, но мы начинаем не заводы открывать, а больше покупать готовой продукции в других странах. Таким образом мы подрываем собственную экономику, отдаляем наше хорошее будущее. Производство развивать долго, а кушать хочется прямо сейчас.

Поэтому нам выгоднее прямо сейчас вложиться в покупку, чем немного подождать. Экономический цикл у нас очень короткий: деньги дали – купил – продал. Если посмотреть на данные, чуть ли не половина кредитов в коммерческих банках выданы именно для сектора торговли. Потому что мы экономику не развиваем, мы развиваем потребление», – акцентировал Рысмамбетов.

Также эксперт обратил внимание на то, что экономика Казахстана остаётся сырьевой, но большинство наших отечественных месторождений уже прошли свой пик. Время нефти заканчивается, а что должно прийти ей на смену, в Казахстане так и не придумали.

Эксперты скептически настроены в отношении дальнейшего развития кризиса в Казахстане. Председатель регионального совета палаты предпринимателей «Атамекен» по Алматы Максим Барышев дал прогноз, что до конца текущего года мясо в республике подорожают ещё на 20%, а продукты в целом – на 30-35%.

Россияне ездят заправлять автомобили в Казахстан, где на российских АЗС бензин дешевле почти в два раза

Жители России ездят в Казахстан, чтобы заправлять свои автомобили. В соседнем государстве топливо стоит почти в два раза дешевле. Об этом рассказал один из автомобилистов на видео, которое сегодня опубликовал телеграм-канал «Усы Пескова».

«Мы в Казахстане, 15 километров от Оренбургской области. Я заправил 75 литров, заплатил 1900 рублей. Литр бензина стоит 145 тенге. Самый большой прикол в том, что бензин это российский. И газ тоже. Все россияне тут заправляются своим же бензином. На российские рубли газ — 10 рублей, бензин — 26,50 рубля. Это просто обалдеть. Просто беспредел, что с нами творят в России», — возмущается автор видео.

Судя по кадрам, мужчина находился на АЗС Qazaq Gaz в Актобе — практически на границе с Россией. В компании не стали комментировать корреспонденту Znak.com происхождение реализуемого бензина. Вместе с тем аналогичные низкие цены на бензин можно увидеть на казахстанских АЗС российской компании «Газпромнефть» (они работают, в частности, в Караганде и Нур-Султане — прим. ред.). «АИ-95 на „Газпромнефти“ стоит в пределах 170 тенге (в районе 28 рублей) за литр. В целом разбег цен на 95-й в Казахстане — от 155 до 175 тенге», — рассказал Znak.com екатеринбургский автомобилист, часто посещающий Казахстан.

Для сравнения — на АЗС в Екатеринбурге 22 июня бензин АИ-92 стоит в среднем 41,58 рубля, АИ-95 — 44,88 рубля.

В марте о ценах на «Газпромнефти» в Казахстане рассказал паблик «Инцидент Барнаул», где был опубликован ролик на эту тему. «Казахстан. Павлодар. Сеть АЗС „Газпромнефть“. Цена на бензин АИ-92 в пересчете на рубли по сегодняшнему курсу — 26 рублей 60 копеек. А цена сегодня в Новосибирске — 40 рублей 50 копеек», — сообщил автор видео.

Ранее на эту же тему рассуждал аналитик Андрей Нальгин. «Один мужик поехал в Казахстан на своем авто. И челюсть уронил… Потому что увидел цены на заправке такой же „Газпромнефти“, что и в России. Чтобы сразу была понятна суть, один литр АИ-92 у казахов стоит 26 рублей примерно. В России — более 40 рублей на похожей заправке», — написал он в «Живом журнале».

Нальгин констатировал, что условно существует одна стоимость сырья, равные затраты на переработку и дистрибуцию. «Но ценники на заправках отличаются более чем в 1,5 раза! В принципе, понятно, отчего так. Львиную долю чека c АЗС в России забирает себе бюджет. И второй момент: российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе — из России», — пояснил он и опубликовал инфографику «КП» о том, что входит в стоимость одного литра бензина в России.

25 июня стало известно, что правительство РФ не будет продлевать заморозку цен на бензин, срок действия которой истекает 1 июля. Соглашение между властями и нефтяниками о контроле за стоимостью топлива было подписано после резкого удорожания бензина весной 2018 года.

Правительство объяснило, почему в России подскочили цены на бензин

В мае этого года ФАС констатировала, что нефтяные компании не выполнили поручение вице-премьера Дмитрия Козака о стабилизации цен на топливо. Вопреки соглашению с правительством, нефтяники не увеличили поставки топлива на внутренний рынок и подняли оптовые цены на бензин и дизельное топливо на 20%.

В июне СМИ сообщили об очередном подорожании бензина. Рост цен произошел на АЗС в Туве, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областях, а также в Забайкальском, Алтайском и Красноярском краях. Также автомобилисты стали жаловаться на дорогой бензин в Казани, Петрозаводске, Омске и на Сахалине.

По данным Росстата, в мае бензин в России подорожал на 17,5%. Подорожание топлива, указали в ведомстве, произошло в 58 регионах страны. В правительстве назвали закономерным скачок цен на бензин.

Сколько стоит бензин в Казахстане

В Казахстане резко подорожал бензин. За несколько дней цены на топливо местами взлетели на 13 позиций. Сегодня литр самого ходового АИ-92 вполне можно залить за 200 тенге. А в некоторых регионах и вовсе образовался дефицит. Причин масса. И разбираться в них, по всей видимости, чиновники не торопятся. В Минэнерго заявили, стоимость горючего давно никто не регулирует. А между тем свободный рост – серьезная причина для поднятия цен на другие товары и услуги, считают экономисты.

Автор: Ксения Поляница

Режиссерская версия сериала «Дурь» – то, что нельзя показывать по ТВ (18+)

В Казахстане новый рекорд по суточному приросту ковид-положительных

В «желтую» зону перешли сразу две области Казахстана

Алматинские автозаправки меняют ценники. За несколько дней бензин самой ходовой марки местами поднялся на семь тенге. Такого роста, кажется, не ожидал никто. Стоимость 92-го взлетела до 168 за литр. Автовладельцы – в недоумение: за месяц это уже не первое подорожание.

Читайте также  Получение визы в консульстве Испании

Дархан Абдралиев, водитель:

– Что-то дорожает и дорожает. Месяц назад 150 стоил, сейчас уже на 13 тенге дороже стал – это 92-й. И то – за один литр.

Новая стоимость вызывает возмущение у автолюбителей по всей стране. В некоторых регионах ценники на табло перебивали уже несколько раз. Так, в Актау еще вчера 92-й отпускали по 159, а уже сегодня за литр просят 172 тенге. Еще дороже бензин в Петропавловске. На севере республики стоимость АИ-92 доходит до 178 за литр. Но и это не предел, уверяют операторы. В регионе уже начался дефицит. Ряд заправок отпускают бензин только по талонам.

– Я же вам сказала, у нас только по талонам.

– А в связи с чем?

– В связи с дефицитом топлива.

В Таразе в дефиците оказался 95-й. Эталонная марка поднялась в цене до 186 тенге. Еще хуже ситуация – на западе страны. Владельцы автозаправок заговорили о лимите на продажу – не больше 10 литров в один бак. Да и найти топливо непросто. Бензин в Уральске сейчас разливают по талонам.

Тамиля Гнётова, жительница г. Уральска:

– Конечно, вся эта ситуация очень возмущает. Потому что за ценами на бензин, за их ростом просто даже не успеваешь следить! Вот буквально он был 154, сейчас уже он более 170 тенге. Особенно учитывая тот факт, что города наши стоят на нефти и газе. И дефицит, я говорю, наблюдается дефицит. Выдают по 10 литров на одно авто.

Дешевле всего заправить полный бак в Актобе. Там цена хоть и поднялась, но незначительно – до 150 тенге за литр. На 10 тенге дороже топливо в Семее. В списке городов с низкими ценами на горючее оказался Тараз. Самый дорогой бензин в стране продают в Атырау. Там за литр просят 200 тенге. На восемь дешевле можно залить АИ-92 в Актау. Замыкает тройку Уральск – 170 тенге за литр.

Цены на топливо растут по нескольким причинам. В числе основных: плановый ремонт на двух нефтеперерабатывающих заводах, импортное сырье и экономический кризис. Все это привело к отложенному росту цен. Впрочем, в Минэнерго ничего страшного в ситуации не видят. Уверяют, топлива в стране достаточно и говорить о дефиците пока рано.

Талгат Курманбаев, зам. директора департамента развития нефтяной промышленности МЭ РК:

– На сегодняшний день цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложения. Стоимость АИ-92 по стране варьирует в диапазоне от 154 до 172 тенге за литр. Нефти в резерве достаточно. И нами предусмотрены все ситуации, чтобы не было нехватки.

Впрочем, эксперты уверяют, что это еще не предел. Треть наших заводов получает сырье из России. А там цена за литр давно превысила отметку в 200 тенге. Говорят: если ситуация не изменится, дорожающий бензин может всерьез ударить по стоимости товаров и услуг.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

– На казахстанском рынке бензин продавался по ценам ниже себестоимости. Долго это, естественно, продолжаться не могло. Цена на нефть имеет ключевое значение. От цен на нефть зависти абсолютно всё. Доставляют хлеб в магазин, доставляют на транспорте, а это – нефть. Этот рост цен на нефтепродукты, рост цен на топливо может привести к очень тяжелым последствиям. То есть это начало, может быть, даже неконтролируемого роста цен.

Что будет с ценами дальше, пока неясно. Чиновники лишь уверяют, что в любой момент готовы направить на заправки резервное топливо. Это почти 300 тысяч тонн.

Такой дорогой дешевый бензин Казахстана

В своем исследовании эксперты РИА «Рейтинг» проследили цены на бензин АИ-95 и дизтопливо в первой половине 2021 г. среди 32 стран Европы. В очередной раз Казахстан занял первое место по дешевизне – 34,3 рубля (около 197 тенге) и 33,6 рубля (около 193 тенге) за литр соответственно. Дороже всего бензин обходится жителям Нидерландов (162,3 рубля, или около 934 тенге за литр), Дании (150 рублей, или 865 тенге за литр), Португалии (147,8 рубля, или около 852 тенге за литр).

Казалось бы, вот он топливный рай. Но, увы, среднестатистическому автовладельцу радоваться не приходится, поскольку он вынужден пересчитывать свой семейный бюджет в связи с увеличением расходов на заправку машины. И это понятно.

Цены на бензин в разных странах следует сравнивать не столько по самой стоимости, сколько по его доступности населению страны. А вот по этому показателю Казахстан оказался в рейтинге на 17-м месте. Так, если на одну среднемесячную зарплату в Норвегии можно приобрести 2,3 тыс. литров бензина при его цене 2 доллара за литр, то в Казахстане при цене в 0,44 доллара за литр объем купленного топлива будет более чем вдвое меньше. Вне конкуренции, по данным picodi.com, остаются страны Персидского залива: Катар (0.51 долл/литр) – 6532 литра, Саудовская Аравия (0.62 долл/литр) – 5170 литров, Кувейт (0.28 долл/литр) – 5158 литров.

В текущем году стоимость бензина в Казахстане довольно быстро обновила исторические максимумы «дефицитных» 2017–2018 годов. Так, если у розничных реализаторов в январе литр бензина марки АИ-92 в Алма-Ате продавался по 151 тенге, то в марте его стоимость выросла до 159 тенге, продолжила повышаться в последующие месяцы и в настоящее время составляет 171 тенге. Более сложная ситуация сложилась с дизельным топливом.

Остановка на плановый ремонт НПЗ в Чимкенте привела к тому, что в июне на юге страны дизельное топливо оказалось в дефиците, его стоимость доходила до 300 тенге (0,7 долл.) за литр. На одних АЗС горючего вообще не было, на других его отпускали только по талонам. А ведь властями заявлялось, что перед началом ремонта были накоплены необходимые запасы топлива. Для этого ремонт нефтеперерабатывающего завода был перенесен с марта на май текущего года. Не помогло.

Более того, в свое время власти уверяли, что после завершения модернизации в 2018 году всех трех НПЗ – Атырауского, Павлодарского и Чимкентского – Казахстан решит многолетнюю проблему дефицита ГСМ на внутреннем рынке и станет полностью обеспечивать себя бензином и летним дизельным топливом. Утверждалось, что ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года.

Переработка нефти в РК в 2020 году составила 15,8 млн тонн, производство бензина – 4,48 млн тонн. Первые значительные поставки светлых нефтепродуктов на экспорт республика начала в 2019 году. При этом в прошлом году объем экспорта бензина увеличился почти втрое – со 180,7 тыс. до 493,6 тыс. тонн. Росту экспорта, несомненно, способствовало снижение потребления более чем на 10% на внутреннем рынке из-за карантинных ограничений на фоне COVID-19.

Читайте также  Уэно Кейсай Акасака как добраться?

Основными импортерами казахстанских нефтепродуктов (в основном бензина АИ-92 и летнего дизельного топлива) в 2020 году стали страны Центральной Азии, на долю которых пришлось свыше 90% казахстанского экспорта. Так, почти половину экспортного бензина – 234,2 тыс. тонн отгрузили в Узбекистан, 97,7 тыс. тонн – в Кыргызстан, 62,5 тыс. тонн – в Таджикистан.

Экспортные поставки дизельного топлива составили 175,9 тыс. тонн. Из них 88 тыс. тонн ушло в Узбекистан, в Кыргызстан – 27,1 тыс. тонн и в Таджикистан – 10,2 тыс. тонн. Транзит через Россию составил 50,5 тыс. тонн. В 2019 году в Казахстане действовал запрет на вывоз дизельного топлива и его экспорт не осуществлялся. Экспорт бензина и дизельного топлива принес бюджету в 2020 году более 160 млн долларов.

Однако экспорт топлива в текущем году из-за роста внутреннего спроса вряд ли достигнет прошлогодних показателей. Кроме того, наращиванию экспорта в сегменте бензина и дизельного топлива препятствуют технические и экологические требования: в Казахстане производство топлива класса К-5 пока ограничено и на упомянутых рынках доминируют российские производители.

Безусловно, выросший экспорт топлива оказался одним из факторов, спровоцировавших возникновение его дефицита и последующего скачка цен. И это понятно. Цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются на основе не только спроса и предложения, но и регулярно выявляемых Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) ценовых сговоров крупных АЗС страны и установке ими необоснованных цен на дизтопливо и бензин. И это тоже понятно.

Такие крупные игроки, как «КазМунайГаз», Helios, Sinooil, «Газпром нефть» практически монополизировали рынок нефтепродуктов. Вход туда новым предпринимателям без договоренностей с монополистами-ресурсосодержателями практически исключен, поскольку более чем 90% товаров реализуется по прямым контрактам, как правило, аффилированным поставщикам. Территориальными подразделениями АЗРК выносятся уведомления об устранении признаков антиконкурентных согласованных действий путем снижения цен. Субъектами рынка уведомления исполняются, но через некоторое время все повторяется.

Стараясь избежать возникновения дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке, власти периодически вводят запреты на вывоз за пределы республики бензина, дизтоплива, других нефтепродуктов. Очередной такой запрет ввели с 9 мая 2021 года сроком на 6 месяцев. Ранее аналогичный запрет вводился в ноябре 2019 года. Однако, как показывает практика, подобные административные потуги помогают мало и представляют лишь попытки устранения последствий несовершенства действующей структуры рынка. Это говорит об отсутствии у профильного ведомства внятной стратегии и адекватных мер реагирования на рост цен на топливо.

Вместо этого чиновниками называется множество причин того, почему не решаются проблемы топливного рынка страны. Безусловно, кроме «субъективных» есть и «объективные» причины роста цен на топливо. Среди них – модернизация заводов, повышение курсовой разницы, закредитованность предприятий, изменение конъюнктуры цен на нефть, подорожание логистики и прочие влияющие на ценообразование факторы. Не стоит забывать и о том, что мы движемся к созданию Единого энергетического рынка в рамках ЕАЭС. По плану он должен заработать 1 января 2025 года. К этому времени цены на топливо у всех его участников должны гармонизироваться с российскими.

Для Казахстана это означает повышение стоимости, поскольку в республике действуют самые низкие цены среди стран ЕАЭС. Все это так. Однако не следует забывать главного – необходимости безотлагательной выработки эффективных механизмов регулирования цен на нефтепродукты. Для этого нужна полная реформа ориентированной преимущественно на экспорт сырья экономической модели развития страны, но с этим – большие сложности. Поэтому пока интересы монополистов и посредников на энергетическом рынке страны будут ставиться выше интересов конечных потребителей, ожидать, что цены на бензин поползут вниз, не стоит.