Статуя Рабочий и колхозница где находится?

Монумент «Рабочий и колхозница»

Знаете, что чаще всего спрашивают в интернете при поисках информации об этой достопримечательности ВДНХ? «Памятник Рабочий и колхозница» — именно так звучит наиболее частый запрос.
И, в каком-то смысле, это соответствует действительности, ибо скульптура Веры Мухиной на проспекте Мира навсегда стала памятником советской эпохи.


Фото: современный вид монумента

Монумент Рабочий и колхозница был установлен на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ в июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия Выставки. Смонтированы скульптура и пьедестал были наспех, в угоду срокам и датам – проклятью советской пропагандистской машины.
Выставки в МВЦ «Рабочий и Колхозница» сегодня >>>
За два года до этого статуя Рабочий и колхозница украшала павильон СССР на Всемирной выставке искусств и техники 1937 года в Париже, где развернулась идеологическая борьба между советской и немецкой экспозициями.

Фото: Париж, 1937 год

Павильоны Германии и СССР стояли на той выставке напротив друг друга, словно символизируя будущее военное противостояние двух стран.

Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан

Идейный замысел скульптуры сформулировал архитектор Б.М. Иофан, автор павильона СССР на выставке. «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма. Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это — павильон Советского Союза. Я был убежден, что наиболее правильный путь выражения этой идейной целеустремленности заключается в смелом синтезе архитектуры и скульптуры… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Нике — крылатая победа. » — писал Иофан.
Павильон длиной 150 метров поднимался уступами, словно ступенями, на вершине здания находились «юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
Замысел архитектора был воплощён в реальность Верой Мухиной, создавшей монументальную композицию «Рабочий и колхозница». «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв», — вспоминала Мухина впоследствии.

Большая роль в техническом решении восьмидесятитонной конструкции (по другим источникам скульптурная группа весила 50 тонн) принадлежит профессору П. Н. Львову.
Уже на Всемирной выставке под личным руководством П. Н. Львова «Рабочего и колхозницу» собрали всего за 11 дней.
В Париже советский павильон был облицован самаркандским мрамором, вход украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова: гербы СССР и 11 союзных республик.
Главный приз парижской выставки был присуждён совместно немецкому и советскому павильону.

Созданная за рекордно короткий срок скульптура «Рабочий и колхозница» была сильно повреждена при демонтаже в Париже и транспортировке в Москву. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято решение об установке статуи у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, очередное открытие которой планировалось летом 1938 года. Очередное – потому что открытие ВСХВ, ставшей впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ, переносилось дважды – сначала на 1938-ой, а затем на 1939 год.

Рабочий и Колхозница на ВДНХ

Установка скульптуры парижского павильона в Москве обсуждалась на заседании руководства и оформителей ВСХВ 27 апреля 1938 года, когда ещё планировалось открыть выставку к 1 июня. Создатели «Рабочего и колхозницы» Иофан, Мухина и Львов настаивали на том, чтобы установить скульптурную композицию «лучше, чем в Париже», поскольку «эта вещь вошла в сознание масс».

Главный архитектор Выставки В.К. Олтаржевский, понимая всю сложность политической и хозяйственной ситуации вокруг ВСХВ, подвёл итог:
«В наших условиях такое (как в Париже) здание мы построить не сумеем. Строить придётся из бетона и дерева. Максимум, что можно сделать в отношении размера пьедестала, это (довести его) до 10 метров».
Высота павильона в Париже, где скульптура «царила над всей выставкой» была 34 метра.
Так и был установлен этот «памятник триумфа», Рабочий и колхозница, на пьедестал в треть от парижской высоты. Планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов.
После возвращения на московскую землю монумент стал стремительно превращаться в «эталон социалистического реализма» и неофициальную эмблему коммунистической идеологии и советского государства.
Практически сразу её увидели на киноэкранах миллионы советских людей в фильмах «Подкидыш» (1939 год)

и «Светлый путь» (1940 год)

А в 1945 году контуры Рабочего и колхозницы уже были видны в первых кадрах фильма «Здравствуй Москва».

В 1948 году Мосфильм официально принял изображение скульптуры в качестве своей эмблемы.
Напомним, что скульптура Мухиной Рабочий и колхозница никогда не являлась символом ВДНХ СССР и ВСХВ, несмотря на явное территориальное соседство. Путаница происходит из-за отдалённого композиционного сходства работы С.М. Орлова «Тракторист и колхозница», установленной на арке Главного входа ВДНХ (ВВЦ) и работы В.И. Мухиной.
Авторы парижского успеха – Иофан, Мухина и Львов неоднократно предпринимали усилия по переносу Рабочего и колхозницы на более высокий постамент, Вера Игнатьевна до конца жизни мечтала увидеть свою скульптуру на Ленинских горах в Москве.
В 1976 году реконструкции помешала смерть Бориса Иофана, а в 1987-ом, в разгар перестройки, когда был объявлен еще один конкурс на поиск места для прославленной группы, было уже не до перестройки исторического памятника.

Рабочий и Колхозница сегодня

В 2002 году была начата реконструкция всего сооружения, простоявшего с незначительными ремонтами 63 года. Скульптура была разобрана осенью 2003 года и вернулась на место лишь в 2009 году, обойдясь бюджету почти в 3 миллиарда рублей.
Сейчас основанием для 24-х метровой статуи служит здание музейно-выставочного центра «Рабочий и колхозница». Адрес монумента «Рабочий и Колхозница» (вернее, всего МВЦ) — проспект Мира 123Б.

Скульптурная группа «Рабочий и Колхозница», является госохранным объектом культурного наследия (памятником монументального искусства) федерального значения (охранный № 18, Постановление СМ РСФСР N 1327 от 30.08.1960 г.).

Монумент «Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот.

Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны.

Читайте также  Ищем дешевого, но надежного страховщика

После окончания выставки скульптуру перевезли в Москву и установили на десятиметровый постамент у Северного (на тот момент — главного) входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Из-за неаккуратного демонтажа и перевозки каркас и облицовку пришлось значительно изменить, отступив от оригинального проекта. В период с 1938 по 2003 год скульптуру практически не реставрировали, от коррозии и воздействия внешней среды она значительно обветшала.

В 2003—2009 годах выполнили реставрацию скульптуры, установили её на павильон, повторяющий оригинальный проект Иофана для парижской выставки. В цокольной части открыт Музей Веры Мухиной. После реставрации высота скульптуры составила 24,5 м, высота павильона-постамента — 34,5 м, общий вес каркаса вырос больше чем в два раза и составил 185 тонн

«Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века

Иофан, видимо, опираясь на опыт создания американской статуи Свободы, предполагал сделать скульптуру из дюралюминия, ибо статуя ему мыслилась в легком и светлом, но не блестящем металле. Профессор П.Н. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело, и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически.

На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках.

Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Она отказалась от статической диагональной композиции статуи и, введя летящий шарф и отброшенные назад руки, сделала эту композицию динамичной и горизонтальной. Ввместо сплошной массы слипшихся фигур появилась воздушность.

Существенной частью композиции является большое полотнище материи, летящее за группой и дающее необходимую воздушность полета. Создание этой «летящей материи» было наиболее существенным отступлением от первоначального эскиза Иофана и одновременно одной из самых замечательных находок Мухиной. Но первоначально у шарфа была и еще одна, чисто служебная роль: драпировка некоторых частей тела.

С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался это развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. Он имел размер около 30 метров, вынос 10 метров, весил пять с половиной тонн и должен был держаться по горизонтали без всякой подпорки.

Вера Игнатьевна писала: «Для большей крепости взаимной композиции с горизонтальной динамикой здания введено горизонтальное движение всей группы и большинства скульптурных объемов; существенной частью композиции стало большое полотнище материи, летящее за группой и дающее необходимую воздушность полета…»

Вид от Ростокинского акведука

В 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. К этому времени здесь был построен павильон, повторяющий павильон Иофана, спроектированный для Выставки 1937 года. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.с


Фото из интернета

Памятник «Рабочий и колхозница» — уникальное наследие социалистической эпохи

Памятник «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» — это символ социалистической эпохи, олицетворение союза рабочего класса и крестьянства, которые вместе смогли одержать победу в октябре 1917 года. Сегодня величественная скульптура, создававшаяся для парижской выставки 1937 года, установлена у Северного входа на ВДНХ.

Ежегодно эту достопримечательность посещают тысячи туристов и жителей Москвы, ведь скульптура установлена не просто на пьедестале, а на павильоне с интереснейшими экспозициями.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Изготовление памятника и павильона

После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.

Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.

Читайте также  Капорье Псковская область крепость как добраться?

Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.

Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:

  • работа велась в 3 смены;
  • к монтажу было привлечено 160 человек;
  • 30 метров и 5 тонн — таким получился изящный шарф «колхозницы»;
  • для работы использовали кран 35 м высотой со стрелой 15 м;
  • толщина досок для шаблонов составляла 15 см;
  • каркас скульптуры весил 63 т;
  • вес обшивки — 12 т;
  • толщина обшивки — 0,5 мм.

Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.

Выставка в Париже и возвращение в Москву

В Париж памятник «Рабочий и колхозница» отправился разделенным на 65 частей. Вместе с инструментами он занял 28 ж/д вагонов. Ценный груз и Мухину с инженером Львовым во Франции встречал сам Борис Иофан.

Собирать скульптуру начали даже до окончательной облицовки павильона. В некоторых местах стальная обшивка помялась и ее пришлось выправлять на месте. Щели между элементами заделывали тонкими стальными полосами. Все работы закончили на 2 дня раньше срока.

Советский павильон со скульптурой рабочего и колхозницы имел колоссальный успех. Его фотографии публиковали во всех газетах, а вскоре изображения памятника появились на сувенирной продукции — жетонах, платках, чернильницах.

Интересный факт! В одном из интервью Вера Мухина сказала, что не совсем довольна своей работой. Она видела в ней некоторые технические и художественные недостатки.

После парижской выставки памятник «Рабочий и колхозница» разобрали и отправили обратно в Москву. По определенным политическим причинам Мухину не допустили на демонтаж конструкции. Это привело к тому, что незнакомые с устройством скульптуры рабочие почти варварски разрезали ее на 44 части.

В Москве скульптурную композицию собирали заново, заменили обшивку на более толстую, переделали почти половину каркаса. «Рабочий и колхозница» украсили собой главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне — ВДНХ).

Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

Что было сделано:

  • проведены все необходимые замеры и расчеты;
  • спроектирован новый каркас, состоящий из несущих, промежуточных и конструктивных элементов;
  • разработаны новые материалы с высокой устойчивостью к коррозии;
  • проведен компьютерный спектральный анализ каждой из 40 частей, на которые разобрали памятник;
  • проведена рентгенография более 1 миллиона сварных точек;
  • выполнена очистка всех элементов памятника и их последующая обработка уникальной антикоррозийной пастой, которой понадобилось около тонны.

Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

Посещение памятника и павильона на ВДНХ

Осмотреть памятник «Рабочий и колхозница» могут все прогуливающиеся по ВДНХ. При желании можно посетить и одноименный павильон, разделенный на 3 этажа.

Здесь проводят различные выставки, лекции, тематические кинопоказы, конференции. Одна из постоянных экспозиций посвящена созданию павильона и венчающей его скульптурной композиции. Выставлены их макеты, архивные рабочие документы, фотографии и личные вещи В. Мухиной, Б. Иофана.

Видео: все самое интересное о скульптуре

Скульптура «Рабочий и колхозница» в Москве

Скульптура «Рабочий и колхозница» — это известная композиция, расположенная у северного входа ВДНХ в Москве и выражающая идеологию Советского государства в период строительства социалистического строя. Памятник сооружен для Всемирной выставки в Париже 1937 года, идея его создания принадлежит архитектору Борису Иофану, а воплотила в жизнь проект скульптор Вера Мухина.

Можно ли назвать скульптурную группу «Рабочий и колхозница» памятником? В каком-то смысле — да, поскольку это памятник советской эпохе.

Описание

Композиция представляет собой динамичные фигуры девушки и юноши, в поднятых руках которых — серп и молот, эмблема СССР. Работая над проектом, Борис Иофан хотел показать единство, дружбу и целеустремленность рабочего класса и крестьянства, что именно они являются хозяевами страны Советов.

Монумент выполнен из нержавеющей стали, его высота составляет 23,5 метра. Памятник установлен на павильоне-постаменте высотой 34,5 метра, в котором размещается Музейный комплекс «Рабочий и колхозница», общий вес композиции — около 185 тонн.

Экспонаты музея рассказывают об истории сооружения памятника, в его залах представлены проекты, макеты и фотографии, личные вещи создателей монумента.

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

Проспект Мира, дом №123Б, проезд до станции метро ВДНХ

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

Ехать до станции метро «ВДНХ». Если Вы едете со стороны центра, то Вам нужно подняться через выход, который ближе к первому вагону. В выходные и праздничные дни большая часть отдыхающих направляется к главному входу ВДНХ. Вам же нужно пройти около 700 метров дальше по проспекту Мира. Через несколько минут Вы увидите слева скульптуру «Рабочий и колхозница».

Рабочий и колхозница — история создания

Выставка во Франции проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Стране Советов важно было не только принять участие в этом мероприятии, перед участниками выставки стояла задача — показать достижения страны Советов и преимущество социалистического строя.

Проект павильона и самого памятника выполнил архитектор Борис Иофан, Павильон длиной в 150 метров представлял собой несколько уступов, на самом верхнем из которых были установлены скульптуры девушки и юноши, держащих в руках серп и молот. Композиция павильона СССР отражала динамику развития Советского государства, успехи в строительстве социализма в годы первых пятилеток.

Замысел архитектора воплотили в жизнь скульптор Вера Мухина, а также профессор, инженер-конструктор Петр Николаевич Львов, руководивший работами по сборке монумента.

На создание памятника ушло 3,5 месяца, а затем, чтобы доставить скульптуру в Париж, пришлось распилить ее на 65 частей и погрузить в 28 вагонов. На границе с Польшей ящики не проходили в туннель и отдельные части скульптур еще раз разрезали.

В Париже монумент под руководством П.Н. Львова был собран за 11 дней. Рабочий и колхозница, установленные на пьедестале высотой 34 метра, словно парили над всей выставкой. Павильон облицевали самаркандским мрамором, а его вход украсили барельефы, герб Советского Союза и одиннадцати Союзных республик.

Внутри павильона в одном из залов была представлена карта Советского Союза, выполненная с использованием драгоценных и полудрагоценных камней. На карте указывались места природных богатств и достижения индустриализации страны, а столицы союзных республик украсили рубиновые звезды. Удивили посетителей и многие другие экспонаты выставочных залов.

Жюри Всемирной выставки присудило её участникам, представителям СССР — предприятиям и организациям, а также отдельным ученым и инженерам 593 награды, причем из них 139 — дипломов гран-при, 62 — почетных дипломов и 92 — золотых медалей. Гран-при был вручен и Вере Мухиной за скульптуру «Рабочий и колхозница», увековечившую ее имя.

Читайте также  Правила въезда в Индию

Эта победа явилась триумфом советского искусства, а монумент Мухиной стали называть памятником триумфа, хотя сама скульптор называла свою работу ласково «Рабочий и крестьянка».

В Москве было решено смонтировать монумент перед северным входом на ВСХВ — Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ныне ВДНХ, которая должна была открыться в 1938 году.

Правда, установить скульптурную группу на такой же высокий постамент, как в Париже, не было возможности и она была водружена на пьедестал высотой в 10 метров, то есть втрое меньше парижского.

Надо отметить, что Вера Мухина до самой смерти мечтала, чтобы ее работа была перенесена на Воробьевы горы или на стрелку Москвы-реки, там, где сейчас стоит памятник Петру I работы Церетели.

Вскоре монумент «Рабочий и колхозница», выражавший идеологию социалистического государства, появился на экранах фильмов «Подкидыш», «Светлый путь» и «Здравствуй, Москва», а с 1948 года изображение скульптуры стало эмблемой киностудии Мосфильм.

В 2003 году монумент был разобран на 40 частей и началась его реконструкция. Открытие скульптурной группы «Рабочий и колхозница» состоялось в ноябре 2009 года. Основанием памятника служит специально построенный павильон музейно-выставочного центра, по своей форме, напоминающий тот, что был сооружен на выставке в Париже в 1937 году.

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

Время: вт.-вс. — с 12:00 до 21:00, пн.- выходной.

Стоимость: от 50 до 300 руб.

Москва, проспект Мира, 123Б

Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» стала не только ее главным произведением, увековечившим имя художника, но и настоящим символом Москвы и всей России.

С удивлением узнала, что существует целый музей, посвященный ее творчеству и созданный прямо под недавно реконструированной скульптурной композицией на ВВЦ. Как замечательно, подумала я, что можно познакомиться детально с историей создания павильона-постамента в условиях непростой эпохи. Ведь композиция стала для страны не только художественным, но и политическим событием предвоенной поры. Замысел парной статуи «Рабочий и колхозница», которая должна была увенчать советский павильон на Всемирной парижской выставке в 1937 г., принадлежал архитектору Б.М. Иофану. Вера Мухина выиграла объявленный конкурс на создание скульптуры.

Павильоны СССР и Германии находились на выставке напротив друг друга. Немцы долго следили за строительством советского павильона. И когда тот был достроен, они решили сделать свой на 10 метров выше, поставив сверху башню, а на нее орла. Сама Вера Мухина говорила, что орел смотрелся довольно жалко из-за непропорциональности всего сооружения.

Зато наша скульптура поразила тогда всех: о ней много писали и говорили. Подходя к музею, я предвкушала, что разузнаю подробности создания павильона и найду для себя ответ, что же все-таки больше всего покорило тогда и простых людей, и всемирно известных художников, архитекторов и поэтов. Говорят, что динамичная скульптура с ее эмблемой мирного труда, серпом и молотом, была видна отовсюду — с любого ракурса и расстояния.

Немного о самом Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница». Его торжественно открыли 4 сентября 2010 г. в воссозданном павильоне-постаменте в пропорциях, которые повторяют павильон 1937 г. на Всемирной выставке. Вот «сухие» цифры габаритов постамента – 21 х 65,5 м, высота — 34,5 м, сама скульптура высотой 23,5 м. Павильон впечатляет и сейчас, несмотря на то, что расположен на оживленной трассе среди многоэтажных домов. Это достаточно большой музейно-выставочный комплекс и рассчитан на 1200 человек. Всего – 4 этажа и даже есть конференц-зал. На верхний этаж можно подняться на лифте, а можно и по очень удобному пандусу, что немаловажно для людей с ограниченными физическими возможностями.

Каково же было мое разочарование, когда, купив билет, и спросив, с чего мне начать осмотр экспозиции, мне сказали, что музея-то уже нет. От него остался только один макет на первом этаже. А я так рассчитывала увидеть экспозицию музея. В интернете ведь сообщалось, что здесь представлены архивные материалы и фотографии, а также макеты сооружений, скульптура, живописные работы, мемориальные вещи, которые принадлежали Б. Иофану и В. Мухиной. Все это предварялось просмотром документального кино.

Вот такое отношение к бесценному культурному наследию. Причин закрытия музея выяснить у сотрудников не удалось. Ничего не оставалось делать, как написать негативный отзыв руководству музея с призывом его восстановить. Оказалось, что я не одинока и, возможно, к этому вопросу вернутся в декабре уже этого года. Как говорится, есть надежда.

А пока Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» работает как площадка для периодических выставок. Мне предложили посмотреть выставку, посвященную Московскому зоопарку, которому исполнилось 150 лет. Что я и сделала. Она называется «Как построить зоопарк?». Кстати, она работает до 2 декабря 2014 г.

Выставка «Как построить зоопарк?» посвящена истории зоопарка как части развития большого мегаполиса. Экспозиция представляет зоопарк, который скрыт от постороннего взгляда. Здорово рассказано о людях, в обязанности которых входит забота о животных, о правилах составления рациона питания зверей и даже как им даются клички. Здесь и анималистика, и видеоинсталляция, и живопись, и скульптура. В экспозиции имеются любимые не одним поколением детей иллюстрации Н. Радлова к книге «Рассказы в картинках». Она впервые была издана в 1937 г. Для детей экспозиция будет интересна тем, что здесь предоставлена возможность самим попробовать себя в анималистике или поиграть в разные игры, которые придуманы сотрудниками зоопарка. В общем, есть что посмотреть, но все же нет главного – настоящей музейной экспозиции.

Как добраться
От метро ВДНХ пройти пешком минут 5 до пр. Мира, 123 Б.