Суэцкий канал где находится?

Суэцкий канал

Суэ́цкий кана́л (араб. قناة السويس, ‎‎ Qanā al-Suways) — судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км). Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года. Главные порты: Порт-Саид и Суэц [1] .

Находится к западу от Синайского полуострова, имеет длину в 163 километра, глубину 20 метров. Канал расположен в Египте между Порт-Саидом (Būr Sa’īd) на Средиземном море и Суэцом (al-Suways) на Красном море. На восточной стороне канала напротив Порт Саида находится Порт-Фуад (бур Фуад), где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик (бур тауфик). На канале, в районе Крокодилового озера (Тимсах), расположен третий по величине город Египта и крупный промышленный центр — Исмаилия.

Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. До открытия канала транспортировка осуществлялась путем разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

Канал состоит из двух частей — к северу и к югу от Большого Горького Озера, соединяя Средиземное море с Суэцким Заливом на Красном море.

По данным Администрации Суэцкого канала, доходы от его эксплуатации в 2010 году составили 4,5 млрд дол. США, [2] что делает его вторым по значимости источником наполнения бюджета после туризма, который принес 13 млрд долларов США [нет в источнике] [3] . В 2011 году доходы составили уже 5,22 млрд долларов США, при этом через канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. [4]

Содержание

История

Античность

Возможно, ещё во времена Двенадцатой Династии фараон Сенусерт III (1878 до н. э. — 1888 до н. э.) проложил с запада на восток канал, прорытый через Wadi Tumilat, соединяющий Нил с Красным морем, для беспрепятственной торговли с Пунтом.

Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II.

Геродот (II. 158) пишет, что Нехо (609—594) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым, персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285—247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 −12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублен и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли Вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк — в нём могли свободно разойтись две триремы.

Император Траян (98-117 гг.) углубил канал и увеличил его судоходность. Он был известен под названием «река Траяна», он обеспечивал судоходство, но затем вновь был заброшен.

В 776 году по приказу халифа Мансура его окончательно засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата.

В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу разрабатывался план восстановления канала, но он не был осуществлён.

Современность

До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт, находясь в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером (Lepère). Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов. По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии. Достигнуть особенно значительный глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30—40 миллионов франков. Проект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события; он был окончен только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи» [5] .

В 1841 году английские офицеры, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчетов Лепера относительно уровня воды в двух морях — расчетов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье, исходя из теоретических соображений. В 1846 году образовалось, отчасти под покровительством Меттерниха, международное «Société d’etudes du canal de Suez», в котором наиболее видными деятелями были инженеры француз Талабо, англичанин Стефенсон и австриец Негрелли. Луиджи Негрелли на основании новых, самостоятельных изысканий выработал новый проект, который, однако, в общих чертах был повторением старого, Леперовского. Около того же времени французский дипломат Фердинанд де Лессепс, не производя новых самостоятельных изысканий, а опираясь лишь на исследования предшественников, напал на мысль провести канал совершенно иначе — так, чтобы он был «искусственным Босфором» непосредственно между двумя морями, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов [5] .

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши, вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид Паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту — 15 %, основателям компании — 10 %. [6]

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделенных на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша.

Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила, шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды — сперва рабочим, потом и поселениям, долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идет от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии, а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 — по дну; глубина его в среднем только 2¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году — 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Читайте также  Дешевые страны для проживания

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала, затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам — давно высохшим Горьким озёрам, дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. По случаю открытия канала итальянскому композитору Джузеппе Верди была заказана опера «Аида», первая постановка которой состоялась 24 декабря 1871 года в оперном театре Каира.

Суэцкий канал: где находится, что соединяет, история строительства

Сто пятьдесят лет назад в песках Египта был проложен Суэцкий канал, соединивший Красное море со Средиземным. Результатом титанических усилий стал рукотворный водный путь, благодаря которому переход из Индийского океана в Атлантику сократился более чем на три недели и на 8 тысяч километров.

Суэцкий перешеек, по которому был проложен канал, считается границей раздела Европы и Азии.

Общие сведения о канале

Длина Суэцкого канала составляет 161 километр, ширина колеблется от 120 до 318 метров. Глубина равна 18 метрам. На своём пути он пересекает несколько озёр, благодаря которым был уменьшен объём работ по рытью его русла. По ходу следования канала нет ни одного шлюза, так как отсутствует сколько-нибудь значительный перепад высот между уровнями Средиземного и Красного морей.

Со стороны Средиземного моря у входа в канал находится город Порт-Саид, который был основан одновременно с началом работ по рытью этого грандиозного сооружения, и Порт-Фуад, где располагается Администрация канала. Со стороны Красного моря, возле южного входа в канал, находится город и порт Суэц.

Ежегодно через канал проходит до 80 миллионов тонн грузов, основную долю которых составляют нефть и продукты её переработки, а также руды и рудные концентраты. Средняя пропускная способность – 55 судов в день. Как правило, в течение суток проходит два каравана судов с севера на юг, т.е. из Средиземного моря в Красное, и один – в обратном направлении. Время прохождения канала одним судном составляет примерно 14 часов.

История строительства Суэцкого канала

Желание соединить каналом воды Красного и Средиземного морей впервые появилось ещё у владык древнего Египта. По свидетельству археологов, эта сложнейшая для тех времён задача была выполнена во время правления фараона Нехо, которое относится к седьмому столетию до нашей эры. Канал долгое время поддерживался в рабочем состоянии, а завоевавший Древнеегипетское царство Дарий, владыка Персии, даже предпринял усилия по его расширению. Однако после падения власти фараонов торговля пришла в упадок, а русло постепенно было занесено песком.

К идее строительства канала человечество вернулось в середине XIX века. Французский предприниматель Ф.М. Лессепс, который был личным другом тогдашнего египетского правителя Али Саида, в 1854 году получил разрешение на проведение работ и концессию по эксплуатации будущего канала. Первоначально стоимость строительства оценивалась в 200 миллионов франков, из которых чуть более половины предоставили французские акционеры предприятия, 44% внёс Али Саид, ещё немного добавили пайщики из других стран. Прибыль планировалось распределять так: 71% получали акционеры, 15% – правительство Египта и 10% – основатели компании.

Работы были начаты в апреле 1859 года и продолжались более десяти лет. За это время стоимость строительства возросла почти втрое, и на разных этапах в ней приняли участие около полутора миллионов человек. Основная часть работ выполнялась практически вручную: местные феллахи кирками дробили грунт, насыпали в мешки и выносили из русла канала. Для ускорения процесса были сконструированы и установлены экскаваторы и земснаряды.

Из-за тяжёлого труда, плохого питания и отсутствия гигиены среди рабочих свирепствовали болезни, смертность на строительстве была ужасающей. За десять лет погибли около 120 тысяч человек. Добровольно идти на стройку местные жители не хотели. Ежемесячно правительство Египта, выполняя договор, заключённый с Лессепсом, принудительно мобилизовало 60 тысяч человек, многие из которых убегали домой в первые же дни. Несколько раз судьба строительства буквально висела на волоске из-за недостатка средств и политических затруднений. Основным противником канала была Великобритания, которая не хотела терять монополию на доставку грузов из Индии и Африки морским путём.

Однако в 1869 году работы всё же были завершены. За десять лет итоговая стоимость канала увеличилась почти втрое от первоначальной и составила 576 миллионов франков. Торжества по случаю успешного окончания работ продолжались неделю. В них участвовали коронованные владыки ряда европейских стран – Франции, Австрии, Пруссии, Голландии. На торжества правительство Египта израсходовало баснословную сумму – 28 миллионов франков.

Значение Суэцкого канала

Буквально с первых лет эксплуатация Суэцкого канала стала приносить владельцам акций солидную прибыль, так как кораблям, везущим коммерческие грузы, больше не нужно было огибать Африку, чтобы попасть из Индийского океана в Атлантический. Спустя всего пять лет после завершения строительства египетский правитель продал свою долю в компании Великобритании, и канал де факто стал совместной англо-британской собственностью. Британия ещё более упрочила своё положение в 1882 году, оккупировав Египет. Спустя несколько лет в Стамбуле был подписан международный договор, гарантировавший всем судам, независимо от их флага, свободный проход даже в годы войны.

В настоящее время Суэцкий канал национализирован и принадлежит государству Египет. В 1981 году была проведена масштабная реконструкция, после которой стало возможным прохождение по нему нефтеналивных судов, способных перевозить до 250 тысяч тонн сырья, и грузовых с дедвейтом, достигающим 370 тысяч тонн. Вторая реконструкция была проведена в 2015 году: параллельно основному было прорыто дублирующее русло, что позволило в несколько раз снизить время прохождения судов. Работы по рытью второго канала заняли всего один год.

Доходы от эксплуатации Суэцкого канала являются вторым по объёму (после туристической отрасли) источником пополнения бюджета Египта. Ежегодно казна пополняется на 10-12 миллиардов долларов США. Канал является одной из важнейших морских транспортных артерий. Авария, которая в марте 2021 года остановила движение судов всего на неделю, привела к панике на мировых биржах. В настоящее время Суэцкий канал обеспечивает до 7% мирового грузооборота. Он служит основным маршрутом поставки ближневосточной нефти в Европу.

Суэцкий канал – граница между двумя материками

Суэцкий канал – искусственный морской путь на территории Египта, отделяющий Евразию от Африки. Почти 150 лет он используется для кратчайшей транспортировки грузов из Средиземноморья в Индийский океан.

Суэцкий канал на карте отыскать очень просто. Он соединяет Средиземное море с Красным. С одной стороны Суэцкого канала находится портовый город Порт-Саид (на побережье Средиземного моря), а на другом — Суэц (на побережье Красного моря). Он «разрезает» самую узкую часть Суэцкого перешейка.

С 1956 года Суэцкий канал полностью принадлежит Египту. До этого им владела Всеобщая организация Суэцкого канала, принадлежащая Франции и Англии.

Размеры

В разных источниках можно найти различную информацию о длине, ширине и глубине Суэцкого канала. По последним данным, его длина, включая подходные участки и трассу, равна примерно 193 километрам. На всей протяженности Суэцкий канал имеет неодинаковую ширину и глубину. По официальной информации на глубине 11 метров ширина составляет 205-225 метров. В 2010 году максимальная глубина была 24 метра.

Цена за проход

Правила и цену плавания определяет Египет. Его бюджет во многом зависит от Суэцкого канала, ведь каждый год прибыль от использования этого водного пути составляет порядка пяти миллиардов долларов. Проход через Суэцкий канал является для владельцев судов наиболее предпочтительным, так как при использовании альтернативного пути, огибающего Африку, расстояние увеличивается на 8 тысяч километров, соответственно происходит большая потеря времени. К тому же есть вероятность нарваться на сомалийских пиратов. Стоимость прохода через канал зависит от веса груза, осадки судна, высоты груза на палубе, даты подачи заявки и прочих факторов, и составляет 8-12 долларов за тонну. Общая цена прохождения корабля с большим грузом может достигать миллиона долларов.

Роль канала в жизни Египта

Суэцкий канал имеет огромное значение для мирового рынка транспортировки грузов. Через него транспортируется около 20% всей перевозимой нефти и осуществляется около 10% всех мировых торговых грузоперевозок. Кроме того, на Суэцкий канал приезжают посмотреть и сделать фото туристы со всего мира, что тоже способствует увеличению бюджета Египта.

Модернизация Суэцкого канала

После того, как Суэцкий канал стал принадлежать Египту, правительство стало считать одной из своих основных задач его расширение, ведь его изначальная глубина была равна 8 метрам, а ширина – 21 метру.

Читайте также  Воссоединение семьи в Италии

Сейчас в планах правительства создание нового русла, которое будет проходит рядом с основным. Его длина составит 72 километра. Это позволит извлекать еще большую прибыль в связи с увеличением проходимость канала. Расширение должно сократить время ожидания прохождения пути до трех часов (сейчас это время составляет 11 часов) и в три раза увеличить количество судов, одновременно проплывающих через канал. Кроме того, появится огромное количество новых рабочих мест. На расширение планируется потратить несколько миллиардов долларов.

Обходные пути

Из-за высокой стоимости прохождения владельцы транспортных судов ищут альтернативные пути транспортировки грузов. Правительство Израиля предложило проложить обходной путь по своей территории. Это так называемое «шунтирование» канала. Однако этот маршрут невозможно сделать полностью водным, поэтому в планах есть строительство железнодорожного пути между городом Эйлат и Средиземноморским побережьем.

Росатомфлот также предложил заменить Суэцкий канал. Предположительно, в качестве замены можно использовать Северный морской путь, который соединяет Европу с Азией. Из-за таяния арктических льдов этот путь открыт более продолжительное время и, возможно, в ближайшем будущем, можно будет транспортировать грузы по территории России.

История строительства

Идея о проложении кратчайшего пути в воды Красного моря посещала жителей Египта еще много веков назад. Первые попытки были предприняты фиванскими фараонами в эпоху Среднего царства. Они хотели соединить Красное море с одним из притоков Нила.

История создания самого канала началась в конце VII – начале VI века до нашей эры. Найдены свидетельства Геродота, в которых говорится, что начал строительство фараон Нехо II, но до конца построил канал Дарий I век спустя. Дальше дела шли не очень хорошо. Реконструкция пути произошла в III веке до нашей эры под руководством Птоломея II Филадельфа. Углубление канала произошло через несколько веков по распоряжению императора Траяна, в период его правления в Африке. В VIII веке (в период завоевания Египта арабами) несмотря на то, что этот транспортный путь активно использовался, его засыпали.

В 1854 году французский бизнесмен Фердинанд де Лессепс решает возобновить историю Суэцкого канала. Так как в тот момент Франция имела большое влияние в Египте, ему было разрешено запустить этот процесс. Работы по строительству стартовали в 1859 году, канал был открыт через 10 лет. Большое количество жителей Египта были задействованы в принудительных работах, многие люди погибли от каторжного труда, обезвоживания и болезней.

В результате строительства экономика страны серьезно пострадала, что заставило Исмаила-пашу продать свою часть акций Всемирной организации Суэцкого канала англичанам. В 1882 году в этом месте расположилась британская военная база.

В середине 50-х годов XX века Египет провел национализацию морского пути, и ни Франция, ни Англия, ни Израиль не смогли ему помешать. В 1956 году Суэцкий канал полностью перешел во владения Египта.

Французский виконт и 120 000 мертвецов. Как строили Суэцкий канал

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, и являющийся кратчайшим водным путем между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана — важнейшая артерия мировой торговли. Доходы Египта от транзита судов через Суэц в 2018 году составили около 6 миллиардов долларов.

Сегодня представить себе мир без Суэцкого канала очень сложно. Тем не менее, проект его строительства был реализован сравнительно недавно, во второй половине XIX века.

«Канал фараонов» и бессилие Наполеона

Мысль о канале возникла еще в древности, и тогда же была впервые реализована. Так называемый «Канал фараонов», соединявший Суэцкий залив Красного моря с Нилом, был построен во II тысячелетии до нашей эры.

Впоследствии канал несколько раз восстанавливался как египтянами, так и завоевателями, пока окончательно не прекратил свое существование в VIII веке новой эры.

В 1798 году во время египетской кампании Наполеон всерьез заинтересовался вопросом строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Комиссия инженера Лепера оценила стоимость реализации проекта в 40 миллионов франков. Однако в 1800 году Наполеон, получив доклад инженеров, заявил: «Это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

Связи виконта де Лессепса

Спустя полвека потребность в канале значительно выросла. Развитие капиталистических отношений ускоряло жизнь в целом и требовало ускорения сроков перемещения товаров по земному шару.

Путь в страны Азии вокруг Африки уже не устраивал европейских предпринимателей. Существовала, конечно, альтернатива — грузы, прибывавшие в средиземноморские порты Леванта, перевозили побережью Красного моря или Персидского залива сухопутным путем, после чего снова грузили на корабли. Однако подобная логистика тоже не отличалась удобством.

В 1840-х годах идея проекта носилась в воздухе. Среди тех, кто пытался ухватиться за нее первым, был и Фердинанд Марк, виконт де Лессепс. Этот французский дипломат работал в Египте в 1830-х годах и обзавелся крепки связями с местными властями.

В 1854 году пашой Египта стал Мухаммед Саид-паша, который давно знал и хорошо относился к Лессепсу. В 1855 году Саид-паша одобрил идею создания компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

Решение Саид-паши было подтверждено фирманом турецкого султана, но это было мало. Лессепсу нужны были средства на стройку.

Одним — прибыль, другим — смерть

В 1859 году в Париже была основана «Всеобщая компания Суэцкого канала». 53% паев акционерной компании отдавалось Франции, только 44% — египетскому правительству и 3% — другим государствам. При этом акционерам уходило 74% прибылей, 15% шло напрямую Египту.

Египет принимал на себя обязательства о передаче канала в собственность компании сроком на 99 лет. Кроме того, власти Египта обязались предоставить не менее 80 процентов необходимой рабочей силы, а также обеспечить стройку транспортом и необходимым оборудованием.

25 апреля 1859 года строительство началось. Многие историки отмечали, что его успех стал возможен во многом благодаря энергии и настойчивости виконта де Лессепса.

О поте, крови и слезах рабочих говорят и пишут меньше.

Большую часть строительства, растянувшегося на десять лет, работы велись без средств механизации. Канал рыли лопатами, под палящим солнцем, в условиях пустыни, при острой нехватке питьевой воды. Путь в 164 километра через болота, пустыни и солончаки для многих стал последним. Египетские власти сгоняли людей на стройку десятками тысяч. Многим было не суждено вернуться домой. Некоторые историки полагают, что за десять лет строительства Суэцкого канала погибли около 120 тысяч рабочих.

Верди опоздал

Всего было перемещено около 75 млн кубометров грунта. Стоимость, которую называла в свое время комиссия Лепера, и близко не была похожа на действительное положение вещей. Суэцкий канал обошелся в 575 млн франков, что составляет около 9 миллиардов долларов в ценах XXI века.

Справедливости ради, усилиями виконта де Лессепса к середине строительства был решен вопрос с пресной водой за счет подводки к трассе пресноводного канала. А в последние годы работы в Египте появились даже экскаваторы.

Общая длина канала составила около 173 км, в том числе длина собственно канала через Суэцкий перешеек 161 км, морского канала по дну Средиземного моря — 9,2 км и Суэцкого залива — около 3 км. Ширина канала по зеркалу воды 120–150 м, по дну—45—60 м.

Торжественное открытие канала состоялось 17 ноября 1869 года. Это было событие огромного международного значения. В нем приняли участие французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Иосиф, прусский принц, писатели Эмиль Золя, Теофиль Готье, Генрик Ибсень и другие. Россию представлял посол в Османской империи граф Николай Игнатьев.

Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось Египту еще в 28 миллионов золотых франков. По заказу Исмаила-паши, сменившего Саида-пашу, итальянский композитор Джузеппе Верди писал оперу «Аида», которая должна была прозвучать на открытии Суэцкого канала. Верди, однако, не уложился в срок, поэтому премьеру оперы заменили праздничным балом.

«Панама»: как второй канал Фердинанда де Лессепса обернулся скандалом

Окончание строительства превратило Фердинанда де Лессепса во всемирную звезду. В 1869 году он стал кавалером Ордена Почетного легиона, почётным членом Английского королевского общества, членом Французской академии.

В 1880 году была основана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала, президентом и генеральным директором которой стал Фердинанд Лессепс, а его сын, Шарль Лессепс, стал вице-президентом.

Лессепсу-старшему верили, помня об успехе Суэцкого канала. Акции компании приобрели более 800 тысяч человек. Стройка, однако, забуксовала, из-за непродуманности проекта, а также из-за крайне тяжелых условий. Если в Египте рабочих косили невыносимая жара и жажда, то в Панаме болезни, в первую очередь малярия и желтая лихорадка. В 1888 году, когда работы были осуществлены лишь на треть, стройку приостановили. 4 февраля 1889 года было официально объявлено о банкротстве и ликвидации Панамской компании.

Читайте также  Как узнать долги перед поездкой за границу

В ходе расследования, начатого французскими властями, были выявлены факты расточительства, халатности, некомпетентности и коррупции в высших эшелонах власти. Выражение «панама» стало синонимом крупной аферы сначала во Франции, а затем и в других странах.

Фердинанд Лессепс был отдан под суд и приговорен к пяти годам тюрьмы и денежному штрафу. Но за решетку его не отправили, приняв во внимание 87-летний возраст и прежние заслуги.

Виконт де Лессепс умер в 1894 году. У него было 17 детей, но главным детищем навсегда остался Суэцкий канал.

Суэцкий канал в Египте

Некогда прославлявшийся как триумф инженерного искусства девятнадцатого века и рассматривавшийся как стержень Британской империи, Суэцкий канал в настоящее время кажется «страшной, но выгодной канавой», как описал его Джозеф Конрад, соединяющей Красное и Средиземное моря. За исключением гаваней в устьях и тех мест, где видны проходящие между берегов суда, это довольно скучное место, интересное только у городов на берегах канала Порт-Саид и Исмаилия.

Порт-Саид с его навевающими размышления припортовыми районами, прозаическими пляжами и беспошлинным шопингом похож на Александрию без её культурного багажа, и это в большей степени по-настоящему приморский город. По контрасту канал мало влияет на застроенные виллами улицы Исмаилии, которая когда-то была резиденцией европейского персонала компании Суэцкого канала, а сейчас популярное место проведения медового месяца. Иностранцы обычно не уделяют внимания обоим городам, считая их такими же, как Суэц – неухоженный город, но важнейший транспортный узел между Каиром, Синайским полуостровом и побережьем Красного моря.

Направляясь к южной части Синая, пассажиры автобусов или водители автомобилей пересекают Суэцкий канал или по туннелю Ахмед Хамди (12 километров к северу от города Суэц), или на автомобильном пароме в 7 километрах к северу от Исмаилии. Северный Синай обслуживается пассажирским паромом в Кантара и новым подвесным мостом Фердан около него, доставляющими в Восточную Кантару. Построенный в сотрудничестве с Японией и открытый в октябре 2001 года, 4,1-километровый мост известен также как Салам, или Мир Мубарака.

Он предназначен для обеспечения ожидаемого возрастания трафика, связанного с несколькими крупными проектами по развитию северного побережья. В нескольких километрах к югу на месте старого пути находится железнодорожный мост Фердан, спешно построенный для перевозки войск в Газу во время Первой мировой войны, но разрушенный израильтянами в 1968 году. Самый большой откатный мост в мире, он был запланирован в период оптимизма на Среднем востоке, когда планировалась железнодорожная сеть для Восточного экспресса, которая должна была соединить Египет с Турцией и Европой через Палестину, Израиль и Ливан.

Проект был прекращён, но мост всё ещё можно увидеть. Когда он не используется, он располагается вдоль канала, ежедневно с 9:00 до 11:00 и с 21:00 до 01:00 он закрывается, сама процедура занимает 20 минут, чтобы пропустить поезда и автомобили через канал. Автобусы и маршрутные такси идут непосредственно из Исмаилии в Эль-Ариш на Синайском полуострове. Водители должны знать, что окрестности канала закрыты, и чтобы избежать общения с военными, следует двигаться по главной дороге.

История Суэцкого канала

Первая попытка соединить Красное и Средиземное моря каналом обычно приписывается фараону XXVI династии Нехо II (610-595 годы до нашей эры). Геродот утверждает, что до того, как проект был оставлен после предсказания оракула, что от канала выиграют только враги Египта, погибло 120 тысяч рабочих. Достаточно точно известно, что около 500 года до нашей эры первый канал в этом регионе закончил персидский император Дарий, соединив Красное море и Великое горькое озеро, которое было соединено более старым каналом Рамсеса II с Бубастисом на Ниле, а через него и со Средиземным морем.

Усовершенствованная Птолемеем и Траяном (которые добавили участок, ведущий к Вавилону Египетскому), эта система водных путей была восстановлена Амром после мусульманского завоевания. Она использовалась для транспортировки зерна в Аравию до восьмого века, когда поставки были прекращены, чтобы вызвать голод у бунтовщиков в Медине. Хотя венецианцы, крестоносцы и османы планировали восстановить старую систему, идея канала, идущего непосредственно между Красным морем и Средиземным морем была впервые поставлена на обсуждение, а затем оставлена инженерами Наполеона, которые неправильно вычислили разницу уровней двух морей в десять метров.

Открытие их ошибки в 1840 году подвигло младшего французского консула Фердинанда де Лессепса представить собственный план Саид Паше, который одобрил его вопреки возражениям англичан («этого нельзя сделать, это не должно быть сделано; но если это будет сделано, то между Англией и Францией будет идти война за обладание Египтом», – заявил Палмерстон). Работа началась на стороне Средиземного моря в 1859 году и продолжалась в течение всего правления преемника Саида, Исмаила (отсюда и названия Порт-Саид и Исмаилия).

Из двадцати тысяч египтян, занятых в строительстве Суэцкого канала, многие умерли от холеры и несчастных случаев, сам Исмаил стал банкротом, пытаясь финансировать свою третью часть от 19 миллионов фунтов стерлингов инвестиций, большая часть которых ушла на оплату банковских процентов. В 1875 году Исмаил был вынужден продать свои акции Британии всего за 4 миллиона фунтов стерлингов, и Суэцкий канал стал фактически концессией империи.

Обратившись за займом к Ротшильдам во время обеда, премьер-министр Дизраэли купил акции Исмаила, прежде чем Франция смогла сделать предложение, и доложил королеве Виктории: «Вы получили это, мадам». Когда канал наконец открылся в 1888 году, его значительные доходы пошли за границу Компании Суэцкого канала, которая действовала как государство в государстве. Две мировые войны превратили Зону канала в самую большую военную базу на Земле.

После окончания Второй мировой войны усилились протесты националистов против британского присутствия, атаки партизан в Зоне канала привели к нападению британцев на полицейские бараки в Исмаилии, что вызвало «чёрную субботу» в Каире. После революции 1952 года новые лидеры Египта требовали отвода британских войск и большей доли в доходах канала. Когда Запад отказался предоставить займы для финансирования строительства Асуанской плотины, Насер объявил о национализации канала (26 июля 1956 года).

Британия и Франция попытались помешать этому процессу, представляя Насера как «арабского Гитлера». Наступление Израиля на Синайском полуострове в октябре того же года стало приемлемым поводом для них, чтобы «обезопасить» канал путём бомбардировок и вторжения в города на канале. Но, заняв твёрдую позицию и взывая к мнению возмущённой мировой общественности, Насер вышел из Суэцкого кризиса победителем. Разрушенные города канала едва восстановились, когда война 1967 года с Израилем вызвала дальнейшие разрушения и блокировала канал затопленными судами.

Канал был закрыт, и Суэц эвакуирован во время «Войны на истощение», тянувшейся до 1969 года, когда Израиль укрепил линию Бар-Лев вдоль восточного берега. Египтяне штурмовали её во время Октябрьской войны 1973 года (известной арабам и израильтянам соответственно как война 10 Рамадана, или война Йом-Кипур). Хотя канал был вновь открыт для судоходства в 1975 году, обе стороны оставались в окопах на противоположных берегах до 1982 года, когда Израиль отошёл с Синайского полуострова.

Пока канал был закрыт, были построены супертанкеры для плавания вокруг Африки, и когда Суэц снова открылся, они оказались слишком большими для него. Несмотря на это, сегодня канал пропускает до девяноста судов в день, перевозящих четырнадцать процентов мирового торгового оборота. Направление движения меняется при среднем времени прохождения пятнадцать часов. При длине 167 километров это третий по длине канал в мире и самый длинный канал без шлюзов, хотя есть планы по углублению канала и удвоению его ширины.

Достопримечательности зоны Суэцкого канала

1). Хищные птицы – Мигрирующие хищные птицы и орлы весной пролетают над Суэцем;

2). Исмаилия – Для строителей канала построен город садов в европейском стиле;

3). Фестиваль Лимбо – Праздник сжигания кукол, который ежегодно проходит в Исмаилии через неделю после Пасхи;

4). Средиземноморский воздух – Свежий морской бриз, шопинг и приятные кафе на улицах особенно привлекательны в Порт-Саиде;

5). Наблюдение за судами в Суэцком канале – Международные паромы находятся среди многих гигантских кораблей, которые курсируют по каналу, всё ещё важнейшей торговой артерии между Востоком и Западом.