Свято Успенская Святогорская Лавра где находится?

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Успенская Святогорская лавра

История

Первые монахи на месте будущей Лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным, в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

К концу 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Святогорске;
  • скит прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • Всехсвятский скит;
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области;
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области;
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области;
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области.

Святыни

Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, иконы Божией Матери «Казанская», «Троеручица», чтимые иконы святителя Николая Чудотворца, образ Архангела Гавриила, икона великомученицы Варвары и мученицы Татианы, мощи преподобного Иоанна Затворника, мощи преподобных отцов Святогорских, мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 6.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Святогорская лавра: чудотворные святыни обители

Есть красивая легенда о том, что монастырь на горе над Северским Донцом сам по себе появился из-под земли, — так гармонично его постройки дополняют пейзаж этого старинного места. Однако не только своим великолепием известна Свято-Успенская Святогорская лавра. Ее вырубленные в горе пещеры хранят немало секретов, а о великой силе чудотворных святынь этой обители знают православные всего мира.

Старинное прибежище

Первое официальное упоминание о Святогорском монастыре Донецкой области в исторических документах датировано началом XVI века, однако, согласно преданиям, иноческая жизнь в горах над Северским Донцом зародилась гораздо раньше.

Легенда гласит, что именно здесь нашли прибежище монахи, бежавшие из Византийской империи в VIII веке, во времена иконоборчества. Переселенцы прорубили в горе над рекой первые пещеры, дабы укрываться там от преследователей и воинственных кочевников. Именно там были устроены скрытые от посторонних глаз первые часовни и храмы. Они и положили начало будущей обители. Спустя несколько столетий в монастыре поселились насельники из Киево-Печерской лавры, разрушенной во времена нашествия Батыя. Считается, что тогда горы над Северским Донцом были названы Святыми, и это имя закрепилось за ними навсегда.

Однако существует и другая легенда, объясняющая это название. Когда монахи из Византии копали в горе первые пещеры, в одном из меловых столбов они нашли образ Николая Чудотворца. Икона стала главной святыней этого места, а ее многочисленные чудеса прославили место обретения образа на века.

Что скрыто в «Фаворе»

Ныне монастырская гора (прозванная монахами и паломниками «Фавором») представляет собой поистине удивительное место. Дело в том, что в своих недрах она скрывает старинную усыпальницу обители, кельи монахов-затворников, несколько храмов, часовни и множество проходов, которые пронизывают гору сверху донизу.

Одно из самых интересных «горных» сооружений, без сомнения, — Успенская церковь, находящаяся на самом верхнем ярусе. Дело в том, что ее основание, южный притвор и алтарь располагаются в пещере, высеченной из мела, а вот купола и крыша — наземные постройки, они венчают «Фавор» Святогорья. Этот главный храм лавры был известен еще в XVII веке, но за свою долгую историю пережил немало реставраций и даже не раз менял месторасположение, а нынешний облик приобрел лишь в 1868 году после глобальной перестройки всего здания.

Ярусом ниже в горе располагается храм Иоанна Предтечи, основанный еще в середине XVI столетия, в центре которого — массивный меловой столп. Согласно преданию, именно здесь много веков назад и был обретен чудотворный образ святителя Николая, а потому многочисленные паломники, посещавшие обитель, годами старались отколоть от столпа кусочек мела, так как верили, что такой «трофей» обладает целебными свойствами. Да и сам храм изначально был посвящен Святому Угоднику. Но после реконструкции в середине XIX века был переосвящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя мецената Ивана Малиновского, так как ремонтные работы проходили на его средства. Однако в то же самое время в честь Николая Чудотворца была освящена огромная наземная церковь, построенная на соседней горе.

По афонскому обычаю

На самом нижнем ярусе святогорского «Фавора» расположены Алексеевская церковь, усыпальница, где покоятся останки 17 иноков — первых насельников обители, — и часовня Святителя Николая. Считается, что именно отсюда берет свое начало Святогорская лавра. Часовня — самая первая ее постройка, и именно здесь собирались на молитву монахи, рубившие в горе первые пещеры. От Алексеевского храма извилистый ход ведет в особое помещение-усыпальницу, где еще сто лет назад находилось несколько ниш (многие из них были разрушены в советское время) разного размера. Дело в том, что много лет назад монахов в Святогорье хоронили по афонскому обычаю. Сначала тело умершего погребали на обычном кладбище, а через 3-4 года — «когда кости очищались от плоти» — останки извлекались из земли и переносились сюда, в заранее приготовленные ниши. Причем черепа хоронили отдельно от скелета.

Читайте также  Дом музей Булгакова как добраться?

Изучив этот погребальный обычай, принятый в монастырях Афона и Палестины, ученые, исследовавшие Святогорскую лавру, выдвинули гипотезу, что основателями обители могли быть монахи-подвижники с греческого полуострова Ашан-Орос (он же Афон). Однако других подтверждений этой версии пока не найдено.

Подвиг Затворника

Надо сказать, что сегодня к лику православных святых причислены семнадцать монахов, подвизавшихся в Святогорской лавре в самое разное время. А самым почитаемым из них является Иоанн Затворник.

Этот подвижник, принявший постриг в середине XIX столетия, изначально нес в Святогорском монастыре послушание эконома, и именно он обнаружил и расчистил в горе кельи монахов-затворников прошлых веков. После этого он тоже решил нести подвиг затворничества в одной из древних келий, где провел в полном одиночестве долгих 17 лет. Жил будущий святой в крохотной, высеченной из мела пещерке, большую часть которой занимал гроб, служивший подвижнику кроватью. Ежедневно он совершал 100 поясных и 700 земных поклонов, не снимая при этом грубой власяницы и тяжелых вериг, которые были выкованы для него в монастырской кузнице. Еду и воду Затворнику подавали через специальное окошечко, проделанное в двери кельи. Раз в неделю Иоанн по тайному ходу отправлялся в храм Иоанна Предтечи, где в алтаре принимал святое причастие.

От неизбежной сырости в келье одежда подвижника быстро истлевала и превращалась в лохмотья, но он неохотно менял ее на новую. В келье и в гробу кишели мириады насекомых, но Иоанн стойко переносил посланные ему испытания.

И лишь когда от постоянного сумрака Затворник стал терять зрение, он согласился принять помощь молодого послушника, читавшего ему по нескольку часов в день Святое Писание.

За несколько дней до своей смерти подвижник был перевезен в больничный скит монастыря, где и скончался 24 августа 1867 года. Согласно завещанию Иоанна Затворника, он был похоронен в том же самом гробу, который служил ему ложем на протяжении 17 лет. Также он не позволил снимать со своего тела вериги и власяницу, которые стали невольными свидетелями его подвига.

Иоанн был похоронен у больничной церкви Ахтырской Богоматери, а вскоре на его могиле стали происходить многочисленные чудеса исцеления. Однако после 1917 года больничный скит был закрыт и разрушен, место погребения святого утрачено. Мощи Иоанна Затворника были обретены вновь в 1988 году, и сегодня они покоятся в Успенской церкви Святогорской лавры, куда ежегодно приезжают несколько тысяч паломников, чтобы попросить святого избавить их от неизлечимых болезней.

Благодать чудотворных икон

Приезжают в Святогорскую лавру и многочисленные посетители, чтобы поклониться чудотворным иконам обители.

Одна из них — образ Святого Николая Чудотворца с частицей его мощей. Считается, что эта икона является копией, написанной в XVII веке с образа, некогда обретенного в скале Святогорья. В годы Великой Отечественной войны святыня была вывезена в Германию, но в 1999 году ее выкупил в одном из антикварных магазинов неизвестный меценат и преподнес в дар Святогорской лавре.

Сегодня чудотворный образ находится в Покровском надвратном храме обители, и известно немало случаев его благодатной помощи. Так, несколько лет назад в лавру привезли маленького мальчика с обваренными кипятком ногами. По прогнозам врачей, ребенка ожидала ампутация поврежденных конечностей, но после молитвы его бабушки у чудесной иконы несчастный получил полное исцеление.

Немало чудес произошло в лавре и у иконы Богоматери Святогорской, дарящей бесплодным женщинам счастье материнства. Она была написана в середине XIX века афонским монахом. Считается, что этот образ был укрыт в 1918 году иноками обители в доме одного прихожанина по подсказке самой Богородицы. После открытия монастыря в 1992 году икона вернулась в обитель — в храм Иоанна Предтечи, где она хранилась до революции.

Святогорская лавра

Святого́рская Успе́нская ла́вра (Свято́-Успе́нская Святого́рская Ла́вра) — православный монастырь Украинской Православной Церкви в Святогорске (Донецкая область). До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная Харьковской епархии. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены Украинской Православной Церковью в лике святых. С 1992(?) находится в ставропигиальном управлении, с 2007 де-факто приписана к Донецкой епархии.

Монастырь на высоком меловом правом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

Содержание

История

Первые монахи поселились в XIV или XV веках (по некоторым данным, даже в XI веке). Основателем Святогорской монашеской общины считается преподобный Иоасаф. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор.

В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

Учитывая древность обители, ее историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры [1] . Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине (после Киево-Печерской и Почаевской) Лаврой.

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших [2] . В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый [3] . Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38) [4] . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года [5] .

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина). [6]

Современное состояние

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России.

На сегодня отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стерты раны богоборческой эпохи, и восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божьего и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Настоящим памятником деревянного зодчества можно считать возрожденный Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.

Читайте также  Способы уехать жить на ПМЖ в Доминикану

Сегодня все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии.

Описание монастыря

Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проемы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проемы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене еще видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 г. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX в. Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет ее с квадратной трапезной, севернее которой шел проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведет к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 г. сюда, во времена царя, сослали раскольника Чекменьева, который «сиял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия.

Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали ее последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалеку от нее археологи нашли посуду VIII—X вв. Следовательно, здесь жили еще в каменном веке, сюда бежали люди в момент опасности, здесь отправляли язычники (язычники) и первые христиане свои культовые обряды.

На площадке мелового утеса торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, построенной в Харьковско-Изюмском стиле украинской архитектуры. Согласно рисунку монастыря в 1679 г. на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленимы окошками. Очевидно пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала ее украшением. Как в других украинских церквях, ее купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI вв., пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема. Над алтарем церкви возвышается пирамидальная баня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Центральную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) бани.

flackelf

Русский киевлянин пишет из Петербурга.

Для жителей центральной,а тем более западной Украины ,восток страны ассоциируется к сожалению только с шахтами,терриконами,индустриальным пейзажем,ну и таким нелюбимым президентом Януковичем со своими мифическими «донецкими бандитами»

Хочу попытаться сломать этот идиотский стереотип.
Есть на севере донецкой области местность под названием «национальный парк Святые горы» .Вдоль Северского Донца,а это самая крупная река на востоке Украины,тянутся живописные леса и меловые горы,на одной из которых прямо над Северским Донцом и расположен Свято Успенский мужской монастырь,которому в 2004 году был дан статус лавры.

Добраться сюда из Киева можно через городок Славянск,через который идет поезд №120 Киев-Донецк.Правда сейчас движение на этом жд участке сокращено из за реконструкции ,но вскоре поездов будет больше.Ехать туда из Киева через Донецк не рекомендую,Донецк по жд дальше от Киева чем Славянск ,да и ехать от него в Святогорск почти 180 км,через всю область,а Донецкий регион отнюдь не маленький.

В тот день я убежал от холодного циклона,накрывшего запад и весь центр страны.В Донбассе было почти жарко.

Для киевлянина сразу бросается в глаза обилие надписей на русском языке.Вернее почти полное отсутствие на украинском.На государственном пишет только почта,железная дорога и государственная администрация и то ,иногда надпись по украински продублирована русской.Неслыханно для Киева,ведь у нас вторая надпись обычно только по английски,
Английский это второй язык для киевлян,а вы не знали?Любой киевский обыватель,не говоря уже о пенсионерах,свободно им владеет. Все таки в Европу идем как никак.
А русский,это конечно иностранный, ведь так хочет государство .

Еще бросаются в глаза совершенно разбитые дороги и практически полное отсутствие дорогих автомобилей.

Иногда попадаются бигборды с вот такой идиотской рекламой.

На автовокзале Славянска

Маршрутка на Святогорск,единственная курсирующая в тот день.Транспортное сообщение Славянска со Святогорском отвратительное.Много проходящих из Донецка автобусов и маршруток ,но мест практически нет. Прямое сообщение Святогорска с Харьковым и другими города восточной Украины отсутствует.А ведь до Харькова ,крупнейшего города Украины,расстояние отсюда не более чем до Донецка.
Сказывается инфраструктурная и административная связанность Святогорского курорта только со своим регионом-Донецкой областью.Пора бы дончанам подумать о туристической «раскрутке» этих мест в общегосударственном масштабе.А места действительно очень красивые.

Ничего не оставалось, как 40 километров,отделяющих Славянск от Святогорска,проехать в совершенно забитой маршрутке.Водитель гнал со скоростью 100 км в час,петляя по извилистой дороге.Местность тут сильно пересеченная и когда маршрутка, на огромной скорости ,в очередной раз «проваливалась» в балку сердце замирало.Впрочем местные жители похоже привыкли к такой езде.

Совершенно разбитая международная трасса Харьков-Ростов на Дону.Дорога Е40 связывает Европу с Кавказом и югом России,через Украину.

В маршрутке конечно пришлось стоять,причем на одной ноге.Еще хорошо,что водитель брал стоячих. Альтернативой было только такси.Таксисты просят от Славянска до Святогорска 100 гривен,а маршрутка стоит всего 10гр с человека.Если ехать компанией,то лучше конечно воспользоваться такси.

Городок,вернее скорее поселок Святогорск, довольно маленький но очень ухоженный.Единственной отраслью экономики тут является туризм.

С северной стороны к поселку вплотную подходит сосновый лес,в котором расположены базы отдыха,бывшие санатории и пионерские лагеря.Некоторые из них в плачевном состоянии,но большинство этой инфраструктуры сохранилось.Тут расположены здравницы всего Донецкого края.

Кстати мой, уже покойный отец, родом из Донецкой области (город Краматорск), когда то рассказывал мне о этих местах.

Весь поселок в таких вот табличках.Я совершенно зря договаривался о жилье заранее ,по интернету.

Скульптуры из меловых пород

Почти со всех точек поселка открывается великолепный вид на высокий правый берег Северского Донца и храмы лавры,расположенные на меловой горе.

Неспешная провинциальная жизнь

В этих местах очень почитают все связанное с Великой Отечественной войной.В 1941-43 годах река Северский Донец была линией фронта и тут беспрерывно шли тяжелейшие бои.Мой отец,подростком пережил оккупацию недалеко отсюда,в городе Краматорске.Он много рассказывал о войне ,в том числе и о беспрерывной канонаде,доносящейся с фронта,проходящего по Донцу.

Уже на подходе к берегу Донца открывается потрясающий вид на Святогорскую лавру .

Река Северский Донец не очень широкая,наподобие нашей Десны,возможно даже уже.Течение у Донца не быстрое.Во времена СССР, Донец был грязной рекой и деиндустриализация последних 20 лет положительно сказалась на местной экологии.Впрочем это похоже единственный позитивный аспект ,развала отечественной индустрии.

Мостик,ведущий в Свято Успенскую Святогрскую лавру

Когда основан Святогорский монастырь точно не известно.Большую известность эта обитель приобрела с 16 века,но монахи тут жили с гораздо более древних времен.
Нелегко им приходилось,потому как места эти находились на самой южной окраине Руси ,на границе с Диким полем.
Статус лавры,как я уже писал,был дан монастырю совсем недавно,в 2004 году. Впервые за 170 лет,со времени присвоения этого статуса Почаевскому монастырю в 1833г.
Между прочим нынешний президент Украины,в бытность губернатора Донецкой области,оказывал большое содействие в возрождении обители.

На другой горе стоит огромная статуя Артема,установленная в советский период нашей истории.Во времена СССР монастырь был закрыт и использовался как дом отдыха.
В 1992 году обитель была возрождена.Вот такой неоднозначный был 1992 год,с одной стороны расчленение моей страны СССР и рассечение её искусственными границами,с другой -возрождение Православия на Руси.

Николаевская церковь на Святой Скале и часовня Андрея Первозванного

Заметил большое количество автомобилей из сопредельных регионов Российской федерации.Паломники и туристы приезжают сюда с Юга России,Северного Кавказа и это не считая приезжих с юго востока Украины,которых большинство.Со слов хозяина,у которого остановился,приезжие из Киева -тут нечастые гости.

Статуя Святой Богородице у входа в лавру.

Вход в лавру охраняется казаками.Все очень строго,женщин в брюках и мужчин в шортах не пускают.При этом никому не приходит в голову брать с людей деньги за проход на территорию святыни,как это делается в Киеве.

Успенский собор лавры.Отрыт для посещения только во время богослужений.

Читайте также  Боровичи где это находится?

за Успенским собором находятся вольеры ,в которых живут павлины и другие красивые птицы.

Отсюда начинается ход в пещеры,прорытые монахами в меловых породах горы.По пещерной галерее идет 900 метровый подъем на Святую гору ,где расположены храмы.Посетители и паломники могут пройти туда только со специальным экскурсоводом,экскурсия совсем недорогая,всего 8 гривен

Совершенно потрясающий монастырский кот.

Вместе с группой,через пещеры, я поднялся на Святую гору.Нет слов передать великолепие видов,открывающихся с неё.Оттуда на много километров на север видна прилегающая местность.
Представляю с какими трудностями столкнулась Красная армия,когда в 1943 году штурмовала донецкий фронт, ведь тут была идеальная позиция для немецких наблюдателей.

Здесь хорошо видны размеры Святогорска.Весь поселок -как на ладони.

Далее ,за горой расположен монашеский скит ,названный Всехсвятским,в честь Всех Святых в земле Русской просиявших.
Построен (восстановлен) в последние 10 лет в русском стиле

Тут же рядом ,могилы воинов Красной армии

По этой дороге,длинной в 2,5 километра,идет извилистый спуск вниз,к мосту через Донец.По ней кстати можно подняться на Святую гору, минуя экскурсию по пещерной галерее.

Скит преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Места изумительные и воздух чистейший

Продолжение в виде отчета по Харькову и Изюму ,следует.

Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области

В самом начале рассказа хотелось бы отметить, что поездку в Святогорскую Лавру мы не планировали. В очередной раз проведывая нашего дедушку в Харьковской области решили, что будний погожий денек приятно провести где-нибудь в интересном месте. Так как по «родной» Харьковской области в 2011 году мы катались довольно много, то в этот раз приняли решение начать осматривать соседнюю — Донецкую. Свое знакомство с этим регионом Украины мы начали со Святогорска. И надо сказать, что мы ни разу не пожалели о своем выборе: Святогорская Лавра — удивительное по красоте и атмосфере место, в котором обязательно нужно побывать. Святогорский историко-архитектурный заповедник находится на территории национального природного парка «Святые горы» и включает в себя 30 памятников истории и культуры, первые упоминания о которых относятся к 16 веку. По одной из версий обитель основали монахи из Киево-Печерской лавры, по другой — монахи святой горы Афон. Существует и красивая легенда о том, что монастырь лавры сам вырос из-под земли. Лавра пережила и набеги крымских татар, и польскую войну. Дважды обитель упраздняли. Первый раз во времена Екатерины II — монастырь был превращен в дачу графа Потёмкина. Второй раз советская власть организовала тут санаторий для рабочих. Богослужения возобновились лишь в 1992 году, а статус лавры обитель получила совсем недавно, в 2004 году.

Свято-Успенская Святогорская Лавра находится в одноименном городе Святогорске, на берегу реки Северский Донец. Если Вы добираетесь на автомобиле, то вам нужна улица Заречная. Но даже не зная точного адреса, вы вряд ли заблудитесь — даже в будний день в сторону лавры идет большой поток автобусов и машин с паломниками. Из Харькова до Святогорска можно добраться на поездах, которые идут в сторону Донецка, Мариуполя или Луганска, а затем на такси или автобусе до самой Лавры. Дорога займет чуть больше трех часов. Тем, кто планирует посетить Святогорско-Успенскую Лавру в качестве паломника, будет полезен сайт Православного Донбасса, на котором указано расписание служб и молебнов. Для туристов же стоит знать, что музей на территории Святогорской Лавры работает с 9 утра до половины пятого вечера. Цена билета всего 8 гривен (0,68 евро), а вход в саму Лавру — бесплатный.

Еще на подъезде к Святогорску, на вершине «Лысой Горы», можно заметить памятник революционеру Артему. Появился он на территории монастыря в 1927 году. Высота памятника 27 метров, вес 1000 тонн. Возводился он в течение двух лет, так как много работ проводилось вручную. Детали памятника отливались на террасе монастыря, а затем грузовиками поднимались на гору, где с помощью автокрана устанавливались на свои места.

По специальной лестнице можно подняться на гору Артема, чтобы увидеть монумент с близкого расстояния. Рядом находится мемориал Великой Отечественной войны — там захоронены советские бойцы, которые погибли при обороне Святогорья. Мы не стали тратить время на подъем на «Лысую Гору», а отправились сразу в Лавру.

Визитной карточкой Святогорской Лавры считается храм святителя Николая Мерликийского, который был возведён в XVII веке на обрыве меловой скалы. До посещения Святогорска мы никогда не видели ничего подобного: практически невозможно увидеть место, где храм переходит в гору. Создается впечатление, что церковь выросла из горы. Только ради того, чтобы увидеть это своими глазами стоит посетить Святогорск.

Парковка для гостей располагается достаточно далеко от входа в заповедник, поэтому придется прогуляться пешком. Но именно по дороге к Святогорской Лавре открываются самые красивые виды на храм Святого Николая, Северский Донец и меловые горы.

Как и в большинство других православных монастырей и лавр, вход для женщин — только в юбках и только с покрытой головой. Для тех, кто забыл об этом, в сентябре 2011 года на входе можно было приобрести платки за 10 гривен (0.84 евро).

Свято-Успенская Святогорская Лавра получила свой статус только в 2004 году, возродив славу Святых гор. В честь этого события у входа на территорию заповедника была установлена мраморная скульптура Богородицы.

Налюбовавшись видом Николаевской церкви, мы решили ее посетить. Но нам, к сожалению, не удалось побывать внутри храма святителя Николая — он был закрыт на частичную реставрацию. Кстати, именно здесь находится самая известная из местных святынь — икона Николая Чудотворца. По преданию икона появилась на меловом столбе, когда обитель только начинали возводить. Среди туристов и паломников ходит легенда, что если погрызть мел с этого столба, то никогда не будет зубной боли.

На территории архитектурно-музейного заповедника Святогорская Лавра находится несколько интересных и очень красивых церквей. Самой «громкой» церковью Святогорья считается Покровская церковь, построенная в 1850 году по проекту А. Тона. Под церковью расположены Святые врата — парадный вход в монастырь, украшенный росписью.

Во время закрытия Святогорского монастыря в стенах Покровской церкви находилась сначала водолечебница, а потом, после войны, разместился зал лечебной физкультуры и библиотека.

Над церковью располагается колокольня с восьмью колоколами. Звон Покровской церкви слышно на 10 километров вокруг, поэтому ее называют «самой громкой».

Самое монументальное сооружение Святогорской Лавры — Успенский собор, построенный в 1859-1868 годах. Его купола покрыты настоящим золотом 999-й пробы. В Успенской церкви находится главная святыня Святогорья — икона Божьей Матери Святогорской.

По преданию ее написал паломник со святой горы Афон в Греции и подарил монастырю. В праздники и выходные дни очередь к святыне несколько раз опоясывает храм. В будний же день мы потратили всего несколько минут, чтобы прикоснуться к всемирно известной святыне.

Перед храмом фонтан в виде креста.

А рядом с Успенским храмом — импровизированный зоопарк с домашними птицами и вход в монастырские пещеры, в которые нам посчастливилось попасть совершенно случайно: дело в том, что на экскурсию приехала группа из Донецка, а мы за небольшую денежку попросили экскурсовода взять нас в пещеры вместе с ними. Если Вы собираетесь посетить заповедник, то лучше заранее заказать сюда экскурсию на официальном сайте Святогорской лавры.

В пещерах, к сожалению, фотографировать нельзя, как и часовню, находящуюся на вершине меловой скалы. Длина этих пещер — более 800 метров. Со свечкой в руках и в полной тишине группа туристов поднимается на самый верх меловой скалы в храм Иоанна Предтечи.

По пути мы побывали в пещерной церкви святого Алексея, в монашеских кельях и посмотрели усыпальницы. Это очень необычная и интересная экскурсия и если вам представится шанс на нее попасть — ни в коем случае не упускайте его.

Свято-Успенская Святогорская Лавра — удивительное и необыкновенно красивое место, в котором хоть раз обязательно стоит побывать.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Святогорская Лавра на карте

Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области 2012-02-03T13:29:00+03:00 2019-07-30T14:37:24+03:00 Natalya ‘Poznamka’

хочу сказать словами Высоцкого . только чуть иначе-лучше Святогорья может быть только Святогорье.

Очень жаль, что вы не поднялись на Лысую Гору к Артему)