Усть Кут где это находится?

Карта Усть-Кута

Копировать координаты

Это место в:

Некоторые элементы карты не могут быть вставлены на сайт. Откройте предпросмотр и проверьте вид вашей будущей карты.

Поставьте маркер на карту в то место, где нужно исправить ошибку.

Подробно опишите что должно быть исправлено в этом месте Отправить сообщение об ошибке

Бэкап локаций

Импорт локаций на сайт

Если вы ранее делали бэкап локаций, то расположенная ниже форма позволит сделать импорт (локации из бекапа загрузить на сайт). Импортированные локации будут добавлены к уже сохраненным
Вставьте сохраненный ранее бэкап в текстовом виде сюда:

Усть-Кут – небольшой город в Иркутской области с населением 40783 человека. Первое упоминание поселения датировано 1628 годом и ознаменовалось проникновением русских первопроходцев в Сибирь, в устье реки Кут, левого притока Лены.

Усть-Кут на карте России

Усть-Кут находится в центральной части Иркутской области, расположенной на Юго-Востоке России. Согласно спутниковой карте, город растянулся на левом берегу вдоль реки Лена и Кут на протяжении 30 км. Незначительная часть муниципалитета располагается на правом берегу.

Достопримечательности города Усть-Кут

В центре города в небольшом сквере размещается памятник основателю Усть-Кута Ивану Галкину. Скульптура выполнена в историческом жанре, отражает предметы одежды первопроходцев и символизирует значимость отправившихся в Сибирь казаков в российской истории.

Недалеко от речного вокзала располагается мемориал Родина-мать, установленный в 1975 году в знак 30-летия победы во Второй мировой войне. Во время войны на фронте погибло 1027 жителя, и их имена были увековечены в памятнике. Недалеко на улице Реброва-Денисова установлен черный обелиск – памятник участникам Первой мировой войны.

На этой же улице находится Усть-Кутский исторический музей. На данный момент действуют 2 постоянные экспозиции, посвященные истории Верхнего Приленья и строительству Байкало-Амурской магистрали.

В центральной части города на улице Седова расположен относительно недавно построенный Свято-Успенский храм. Деревянная арка и колонны символизирует преемственность мировой архитектуры в русской культуре. В городе также есть деревянная Спасская церковь, выполненная в классическом стиле деревянного зодчества.

В Усть-Куте есть и другие достопримечательности:

  • Памятник Ленину;
  • Небольшой район с исторической сталинской застройкой;
  • Горнолыжный курорт, рядом с городом;
  • Стрелка в месте слияния рек Кут и Лена;
  • Многочисленные острова.

Усть-Кут окружен густой тайгой и многочисленными сопками, вершина которых часто представлены скальными образованиями. Леса, холмы и невысокие горы выделяют муниципалитет от других городов европейской части России.

Территориальное деление Усть-Кут

Усть-Кут административно не разделен, однако фактически местные разделяют город на исторические, новые микрорайоны, районы частной застройки и поселки. Выделяют микрорайоны «Лена» и «Речники», расположенные на карте города в центре, в них проживает большая часть населения и находятся значимые социокультурные и экономические объекты. Отдельно выделяется старый Усть-Кут, именно сюда в 17 веке прибыли первопроходцы.

Основные улицы Усть-Кут

Улицы Береговая, Кирова, Зверева, Халтурина, Речников, Пушкина, Луговая и Нефтяников проходят вдоль всего города, создавая единую транспортную линию вдоль реки. Благодаря растянутому положению улицы города соединяют жилой сектор, торговлю и место работы в единое пространство.

В западной части города от Береговой улицы отходит трасса А-331 – строящаяся на данный момент автодорога, которая в конечном счете должна соединить Иркутскую область и Якутию, заканчиваясь в Якутске.

Трасса 25к-258 отходит от улицы Речников в месте, расположенном рядом с территорией Спасской церкви. Автодорога соединяет Иркутскую область с республикой Бурятия, обеспечивает доступ к северной части озера Байкал.

Усть Кут где это находится?

Несмотря на то что из Усть-Кута до ближайшего турнира по боксу сутки езды на поезде, городскому боксерскому клубу «Боевые перчатки» в этом году исполняется 35 лет. Тренер клуба Федор Брызгалов проводит занятие на футбольном поле с видом на Лену. На тренировку пришли не меньше 40 мальчиков и девочек разных возрастов.

Брызгалов любит говорить о себе в третьем лице: «Родители хотят, чтобы Федор Викторович взял на себя бразды и был немножечко построже с ними. Дисциплины у детей мало, гаджетов много. А у меня здесь строго: Федор Викторович сказал так и никак иначе. Они еще и дома потом родителей постраивают».

Отвечая на вопросы, он успевает отдавать команды зычным тенором: «Встали все! Поменялись ролями! Бокс!»

Федор Викторович тренирует детей 27 лет — большую часть своей жизни. «Я вижу, кто пойдет дальше, кто сможет стать мастером спорта, — говорит Брызгалов. — Результатов добьются единицы. От большинства из них толку в спорте не будет, но не это главное. Главное сейчас массовость, чтобы детей вытащить с улицы. 90 процентов моих воспитанников потом поступают в высшие учебные заведения, некоторые из них тоже стали тренерами и работают вместе со мной в «Боевых перчатках»».

После тренировки дети выстраиваются в шеренгу по росту. Старшие увещевают подравшихся малышей: «Как Федор Викторович пальцем грозит?» Малыши показывают — грозят пальцами. Драка прекращается.

«Для меня это не работа, а хобби. А я еще за это получаю деньги, представляете? Дети растут, жена есть, кошку вот недавно завели. Больше ничего и не надо».

Под конец Брызгалов невзначай упоминает, что он — депутат городской думы. «Хотели поставить у нас целлюлозный завод. Надо было согласовать это дело с депутатами. Стали обсуждать. Я поднял руку: «Вы когда-нибудь ловили трехкилограммового ленка?» Они переглянулись. А я, говорю, ловил. И больше ловил. На удочку вытягивал».

Целлюлозный завод на Лене не поставили.

Усть-кутские подростки по вечерам собираются на ступенях портовой диспетчерской: напротив удобное место, чтобы прыгать в Лену. Ныряют кто в одежде, кто в трусах. Высота — метров восемь.

Те, кто смелее, зажмурившись и стараясь не размахивать руками, прыгают солдатиком. Те, кто благоразумнее, разводят для прыгунов костер: к середине июня вода еще не прогрелась и у мокрых смельчаков от холода стучат зубы.

Ноги ободраны и у прыгунов, и у благоразумных.

Синева Лены, зелень лесов и вспышки одуванчиков на склонах. Все цвета такие яркие, словно кто-то выкрутил настройки картинки до максимума. Зелено-синий пейзаж разбавляют вязанки кругляка: лес погрузят в вагоны и повезут на продажу. Тайга обступает Усть-Кут со всех сторон — из любой точки города до чащи можно дойти за 15 минут.

Железная дорога и река — две кормилицы Усть-Кута. Пересекаются они только в одном месте: на единственном железнодорожном мосту через Лену. Впрочем, с 2016 года рядом с ним строят еще один — для второй нитки БАМа. Строят всей страной: промышленные альпинисты приехали из Волгограда, электромонтеры из Белгорода, а прораб — из Воронежа. Новый мост готов, его красят альпинисты.

«Беру в руки «Волгоградскую правду», читаю — там целая страница институтов, училищ. Куда поступать, не знаю, — вспоминает Сазонов. — Глаза закрыл, пальцем повел — тык в железнодорожное училище. Поехал туда и поступил на бригадира пути. За два года выучился и сразу на БАМ, по путевке и по желанию. Тогда БАМ гремел. В деревнях, по радио, везде: «БАМ, БАМ, БАМ! Все на БАМ!» Вот и мне захотелось Сибирь посмотреть. Слышал некоторые рассказы. По радио передавали, да и книги я читал кое-какие. Приехал, посмотрел и навсегда здесь остался».

Читайте также  Законные способы остаться жить в Таиланде на долгий срок

На БАМе комсомолец Анатолий Сазонов высадился с четырьмя рублями в кармане. За год до его приезда Усть-Кут стал местом начала всесоюзной ударной комсомольской стройки: до станции Лена дорога была, а дальше — нет.

«Каждый год приезжали студенты из Африки. Я у них такие музыки записывал! В городе такой музыки не было, а у меня была, — рассказывает Сазонов. — Со мной в комнате жил геодезист, бурят Валера с Ленского затона. Я с ним как-то приехал туда и очумел: природа, красота! Стали ездить на затон рыбачить. Там и с женой познакомился. Она в десятом классе училась. Волосы у нее были вот такие вот, ниже пояса даже! Как фея. Увидел ее — все, что-то тыркнуло. По сей день вместе живем».

У Татьяны Георгиевны и Анатолия Ивановича сын и дочь. Оба железнодорожники. Летом Сазоновы перебираются на дачу в кооперативе «Строитель БАМа» на берегу Лены. Украшенный расписными деревянными наличниками домик похож на пряник — Анатолий Иванович декорировал сам.

«Сибирь меня удивила, — вспоминает он. — Природа — вообще вещь. Верить природе — все равно что богу верить. Только природе верить лучше. Вообще за свою жизнь я не обижаюсь. Мне кажется, хоть я нигде и не был, что весь мир видел».

В 50 километрах от нас, вниз по реке, деревня Таюра. При Екатерине II там нашли медь — наши места чем только не богаты! — и построили медеплавильный завод. Но, видимо, в таких невыносимых условиях рабочие трудились, что бежали один за другим. До Иркутска добегали, жаловались генерал-губернатору. Завод этот быстро развалился — до Екатерины далеко, не могла она через всю империю дотянуться. Осталась о заводе легенда. Я ее услышала от одного дедушки, участника Первой мировой войны. Он был неграмотный, в кино ни разу не был, а сказывал так:

«Ну че, девка, слушай. Недалеко от деревни Таюра заводишка знать-то стоял. Медь плавили. Так вот и рассказывали, что потом чудилось тама-ко. Один мужик, Матвеем его звали, со своей дочкой поплыл до деревни Таюры. Деваха-то уже большая была, Дарьюшка ее звали. Осень была, снежок шел и хлеб уже убрали — поэтому-то на полях никого не было. Глухоманишша кругом! Плывут они, вечереет, снежок валит помаленьку. До Таюры еще не доплыли и вдруг видят: на берегу костры горят, людей много, девки смеются. От костра кто-то рукой машет: плывите, мол, к нам. И дочка-то говорит Матвею: «Ну че, тятя, давай пристанем? А то уж темно скоро будет». Ну ладно. Подплывают они к этому месту — мать чесна, нету никого! Ни костров, ни людей, глухоманишша! И снежок по-прежнему валит помаленьку. Тогда и понял Матвей: это же причудилося. Во, говорит, Дарьюшка, греби скорей! А сам упал на дно лодки и давай молиться. Эдак до самой Таюры и молился».

Мини-сериал «Лучшая дорога нашей жизни» о комсомольской стройке БАМа: атмосферно, романтично и красиво снято. «Граждане пассажиры, скорый поезд до Байкала отправляется через пять лет!» — в шутку объявляет один из героев фильма, стоя посреди болота по колено в грязи в начале сериала. А в конце по магистрали действительно едет первый поезд: правда, не через пять, а через 10 лет.

Добротный динамичный советский сериал с хорошей музыкой: серия 1, серия 2, серия 3.

Город Усть-Кут

Видео ролик о городе

Общие сведения и история

Усть-Кут расположен в центре Иркутской области, в 500 км от ее столицы, в 255 км от Братска и в 215 км от Усть-Илимска, на реках Лена, Кута и Якурим. Является административным центром Усть-Кутского района Иркутской области, транспортным узлом на пересечении автомобильных, воздушных, железнодорожных и речных (городской порт в советское время являлся крупнейшим в стране) путей и грязелечебным курортом. Также значительно развита деревообрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых. Площадь города — 56 км².

История Усть-Кута берет отчет с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, и базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.

Несмотря на свое оборонительное предназначение, Усть-Кутский острог никогда не видел сражений — местные племена предпочли здесь вести торговлю с русскими и между собой. Кроме этого, через несколько лет после основания острога, в его окрестностях появилось промышленное производство — знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров открыл здесь солеварню, из которой затем вырос Усть-Кутский солеваренный завод (первое промышленное предприятие на реке Лена), продукция которого продавалась на всей северо-восточной части Сибири. Этот завод закрылся лишь в 1956 году. Так же Хабаров основал в этих местах ямскую гоньбу и занялся земледелием.

Из-за своего выгодного местоположения (пересечение двух крупных рек — Лены и Куты и конечная точка Ленского волока), Усть-Кутский острог вскоре приобрел значение как важный транспортный узел для путешественников (в Усть-Куте побывали, в частности, братья Лаптевы, Витус Беринг, Григорий Шелехов, Геннадий Невельский и первооткрыватели Камчатки Степан Крашенинников и Владимир Атласов) и казачьих отрядов, следующих по Сибири и на Дальний Восток. Также Усть-Кут служил транзитной точкой для грузовых судов, которые с Ишима, Енисея и верховьев Лены следовали дальше на север и восток. Благодаря всему этому Усть-Кут получил неофициальное название «Ворота на Север».

Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой.

Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.

Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.

Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений, чьей целью было овладение выходом к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.

Читайте также  Аренда автомобиля в американском городе Майами

В первые годы советской власти в Усть-Куте был сформирован перевалочный пункт для грузов, предназначенных для перевозки в Якутию, а также открыты верфь, больница и пристань Осетрово. В 1926 году Усть-Кут получил статус райцентра, а в 1928-м здесь был оборудован грязелечебный Усть-Кутский курорт.

В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить. На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Так же во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.

В 1951 году по БАМу между Тайшетом и Усть-Кутом открылось железнодорожное сообщение. Через несколько лет были построены аэропорт, Осетровский речной порт (крупнейший в СССР) и верфь металлического судостроения. Так же в Усть-Куте, ставшем в то время городом (с 29 июля 1954 года) и значимым транспортным узлом, начала интенсивно развиваться лесная промышленность. В 1955 году железнодорожный участок Тайшет-Лена был соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью.

В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии получивший статус памятника.

В 2001 году жители Усть-Кута пострадали от наводнения на Куте и Лене. Были разрушены строения в частных секторах и затоплены несколько городских улиц, участок автодороги Р419 (Тулун — Братск — Усть-Кут) и железнодорожная насыпь.

В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.

В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.

Районы Усть-Кута

Официального административно-территориального деления в городе не существует, хотя в нем можно выделить ряд микрорайонов и поселков частного сектора. Их названия активно используются как местными жителями, так и городскими властями.

Центральная часть Усть-Кута разделена на два микрорайона: Речники и Лена. Здесь проживает большинство устькутян и находится основная часть городских культурных и социальных учреждений.

Историческая часть города, которая раньше являлась селом Усть-Кут, в настоящее время называется «Старый Усть-Кут». Она, в основном, застроена древними деревянными домами.

Численность населения Усть-Кута на 2021 год. Количество жителей Усть-Кута

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Усть-Кута. В таблице указано распределение количества жителей Усть-Кута по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

УСТЬ-КУТ

Усть-Кут, нач. XXI в.

Усть-Кут, город в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области, в пределах Братской епархии. Расположен у впадения реки Куты в реку Лену, в 610 км к северо-востоку от Иркутска (воздушным путем). Через город проходит Байкало-Амурская магистраль. Здесь находятся крупный речной порт, аэропорт, железнодорожная станция. Население — 44 805 человек (2012) [1].

Один из старейших населённых пунктов на р. Лене. Город тянется вдоль реки на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 — 2,5 км.

История

Первые зимовья на «Ленском волоке» с реки Илим на реку Лену возникли во время похода десятника Василия Бугра в 1630 году. Первое зимовье в устье р. Куты на р. Лене поставлено енисейским атаманом Иваном Галкиным в 1631 году. Впоследствии зимовье было обнесено частоколом, в начале 1640-х годов поставлен острожек, который в конце XVII века по чертежу С.У. Ремезова представлял собой четырехугольник, обнесенный острожной стеной длиной в 61 саженей с 1 проезжей башней, стоявшей на стыке восточной и западной сторон. В остроге размещался двор приказчика и государевы амбары. Возле острога находились 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа.

Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене. Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.

В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.

В 1700 году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В 1723 году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.

В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию 1736 года «Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою. длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)«.

С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.

В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.

В конце XIX — нач. XX века село входило в состав Киренского уезда Иркутской губернии.

По описанию 1913 года Усть-Кут представлял собой «большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово» [2].

Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключённых (осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий). C 1950 по 1953 год здесь размещалось Усть-Кутское лагерное отделение [3].

С 1943 года — рабочий поселок.

К 1950 году в Усть-Куте была проложена железная дорога.

В 1954 году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В 1974 году был утвержден герб города.

В 1962 году открыта пристань «Осетрово» с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.

В 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.

На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ», Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в 1925 году.

Статистика

  • 1959 — 21,3 тыс. чел.
  • 1970 — 33,2 тыс. чел.
  • 1979 — 49,6 тыс. чел.
  • 1989 — 61,1 тыс. чел.
  • 1998 — 59,6 тыс. чел.
  • 2002 — 50,0 тыс. чел.
  • 2007 — 45,8 тыс. чел.

Религия

Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.

В «Описной книге» 1699-1700 годов имеется упоминание об острожной Спасской церкви . В течение двух веков храм несколько раз перестраивался.

С декабря 1721 года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.

В XIX веке на территории солеваренного завода был построен Прокопиевский храм.

Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1911 год:

В отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1915 год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт«.

В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.

К началу 1990-х годов в Усть-Куте была основана община православных христиан — около 20 человек. Община собиралась в половине двухквартирного списанного дома по улице Котовского. Старостой общины была Витковская Ксения Тарасовна.

В 1992 году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.

С 2006 по 2008 год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.

5 октября 2011 года город вошел в состав Братской епархии.

Храмы

Литература

  • Бандо Е.Г. Предбайкалье: Города и районы. кутск, 1976
  • Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989
  • Бояркин В.М. География Иркутской области. Иркутск, 1995
  • Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. Иркутск, 1998

Усть Кут где это находится?

666793 , ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.УСТЬ-КУТ, УЛ. ВОЛОДАРСКОГО, 69

  • Городская дума
  • О думе
  • История города Усть-Кут
Уважаемые жители Усть-Кута!
Правительством Иркутской области предлагается рассмотреть на уровне муниципалитета вопрос необходимости газификации частного сектора в Усть-Куте. Предлагаем вам выразить свое мнение за или против газификации в Усть-Куте. Свое мнение можете оставлять в комментариях после прохождения опроса.

ГАЗИФИКАЦИЯ В УСТЬ-КУТЕ

Усть — Кут — один из старейших населённых пунктов на Лене и один из самых молодых городов Иркутской области. Основанный в 1631 году, статус города он получил лишь в 1954 году.

Усть — Кут во многих отношениях необычный город. Во-первых, он очень длинный — тянется вдоль реки Лены на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 — 2,5 км. Во-вторых, в его топонимике соседствуют сразу три (!) названия. Сам город расположен в устье малоизвестной речки Куты. Если вы прилетите на самолёте, то попадёте в аэропорт под названием «Усть — Кут», поездом прибудете на железнодорожную станцию Лена, а теплоходом приплывёте в порт «Осетрово»…

Усть — Кутский острог был построен в 1631 году на устье реки Куты атаманом Иваном Галкиным и казаками по приказу Илимского воеводы.

Острог был построен в виде четырёхугольника с большой проезжей угловой башней, с постройками внутри и вне стен, без церкви. Острог этот очень часто подвергался пожарам, поэтому неудивительно, что на первой карте Сибири, составленной исследователем Семёном Ремезовым, Усть — Кутский острог изображён в виде четырёхугольника, обнесённого острожной стеной длиной в 61 сажень(122 метра) и с одной башней, которая стояла на стыке восточной и западной сторон. Представляя из себя, скорее всего, врубленную в стену Спасскую церковь, На территории этого острога размещались двор приказчика и государевы амбары, а возле него было 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа. Но в 20-х годах ХУ111 века Усть — Кутский острог был перестроен. Каким он был, позволяет судить его описание 1736 года. В нём говорится: «Усть — Кутский острог стоит над Кутою рекою…длиннику 17 сажень с аршином(35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином(31 м) кругом всего острогу 54 сажени( 109 м).

В 30-х годах XVII века важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу. Усть-Кут называли «воротами на Север», потому что через этот населённый пункт первопроходцы уходили вниз по Лене, к морю Лаптевых.

Здесь строились дощаники для великой Северной экспедиции Витуса Беринга, в Усть-Куте побывали братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели КамчаткиАтласов и Крашенников, «русский Колумб» Григорий Шелихов, исследователь устья Амура Невельский.

Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключённых (осенью1900 года в Усть-Куте (тогда бывшем селом) отбывал ссылку Лев Троцкий).

Усть-Кут затронула и Гражданская война. 13 ноября 1919 Усть-Кут был освобожден от колчаковцев партизанской армией под командованием Д. Е. Зверева. В микрорайоне Речники ему установлен памятник, в его честь названа улица.

В 20-30 годы в жизни населения произошли значительные изменения. Во всех деревнях были открыты школы. В 1926 году в Усть-Куте впервые была открыта больница, в 1928 году — Усть-Кутский курорт, знаменитый лечебными грязями.

В период Великой отечественной войны более 3 тысяч усть-кутян ушли защищать Родину. Более тысячи не вернулись с войны. 4 жителя Усть-Кута стали Героями СССР: Антипин И. Н., Андреев М. А., Пестерев А. И., Тюрнев П. Ф.

В 1950 году был построен Осетровский речной порт, которому в будущем было суждено стать самым крупным речным портом СССР.

В 1954 году Усть-Кут получил статус города путём объединения рабочих посёлков Усть-Кут и Осетрово.

В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Основными отраслями экономики нашего города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса.

Население Усть — Кута на 1 января 2016 года составляет 42560 человек.

В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ» Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек. В городе действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В городе есть санаторий «Усть – Кут», рассчитанный на 260 мест и санаторий — профилакторий «Эйсейра». Достижения усть — кутских спортсменов известны далеко за пределами Усть — Кута. Например, наши бегуньи Елена Задорожная и Елена Болсун представляли Россию на Олимпийских играх в Греции, Триколич Оксана Борисовна — чемпионка России, Европы, мира по армреслингу.