Жигули город где находится?

КУДА ПОДАЛЬШЕ

Жигули и окрестности: Девья гора и загадочные круги на поле

10 июня 2016, 10:20 7 414

Продолжая рубрику «Куда подальше», ДГ публикует новый рассказ фотографа Алексея Авдейчева. Сегодня речь пойдёт о некоторых интересных местах в Жигулёвских горах. Вместе с фотографом мы посетим село Жигули, Муромский городок, Молодецкий курган, Девью гору и даже загадочные круги на поле.

Горы Жигули знают многие, а вот про село с одноимённым названием слышал далеко не каждый. Напрасно, ведь там есть на что посмотреть. Отправившись в погожий день по предложенному мной маршруту, вы получаете шанс как ознакомиться со всеми достопримечательностями села, так и забраться на одну из самых популярных вершин Жигулёвских гор.

1. Для начала выезжаем на трассу M5 и едем по ней в сторону Сызрани. Сразу после села Валы поворачиваем направо. Опознавательный знак — стелла совхоза «Жигули», на которой изображена женщина с урожаем в руках. С приходом советской власти на этих землях был создан совхоз «Жигулёвский». Здесь культивировались сорта ржи, пшеницы, овса, проса и овощи. В 1928 году совхоз прекратил свое существование, и на его месте был создан свиносовхоз «Жигули», просуществовавший до 1943 года. В тот год совхоз изменил специализацию на мясомолочное направление. Сегодня бывший совхоз «Жигули» представляет собой молочно-товарную ферму на 400 голов коров.

2. Проехав далее по дороге буквально 3 километра, по правую сторону увидите вот эту вышку. Если не побояться и забраться на неё, откроется вид на место, где в конце X — начале XIII веков располагался город, позже названный Муромским. Правда как таковых следов поселения вы с неё не увидите.

Муромский городок: 53°20’55″N 49°22’11″E

3. А вот если проехать ещё километр по дороге и свернуть направо на грунтовку, вскоре наткнётесь на табличку, оповещающую об археологическом памятнике.

Площадь Муромского городка составляла 150 га, а вместе с пригородами, окрестными селами и слободами — свыше 300 га. Численность населения достигала 10 тысяч человек.
Главной особенностью города является совершенно нетипичная для древней Руси система отопления зданий. Принцип её действия следующий: к зданиям, построенным из кирпича и известняка, примыкала топка, соединявшаяся магистральным каналом с системой дымоходов, в которых были проложены глиняные трубки. Горячий воздух из топки, проходя по трубам, обогревал не только полы во всем здании, но и специальные каменные диваны. Ученые предполагают, что данная технология была позаимствована у древних римлян. По такому же принципу работают современные «тёплые полы».

В 1236 году город был полностью разрушен и сожжён войсками Батыя.

4. Город был обнесён двумя линиями укреплений, состоящих из валов и рвов. В этом месте отчетливо видны оборонительные валы, здесь же производились археологические раскопки.

Село Жигули: 53°21’12″N 49°18’2″E

5. Следующая точка нашего маршрута — село Жигули. Остатки каменной постройки на въезде в село.

6. Село основано в 1660 году. Первые поселенцы рыбачили, охотились, жгли древесный уголь. В 1780 году население села составляли 389 помещичьих крестьян графа Орлова. В 1831 году село перешло во владение графа Давыдова.

В конце 19 века Жигули считалось богатым селом, помимо деревянной Вознесенской церкви, здесь были: сельская школа, библиотека, аптека, две паровых мельницы И. Е. Бесчастного и одна ветряная мельница, четыре бакалейные лавки, дровяной склад, конюшни.

В селе размещался Жигулёвский хутор Жигулевско-Приволжского имения Орловых-Давыдовых со штатом в 47 человек и Главная контора по управлению имением и делами А. А. Орлова-Давыдова. Основная специализация имения – торговля лесом, разведение племенных лошадей, ведение зернового хозяйства. Последний владелец поместья граф А. А. Орлов-Давыдов.

Пройдёмся по селу и посмотрим, что здесь есть интересного.

7. Заброшенная паровая мельница, построена в 1870-1880-х годах.

8. Внутри мельницы деревянные перекрытия, которые местами уже обрушились.

9. Внутренний двор.

10. Барельеф на здании местной школы.

11. Сохранилось несколько построек конного завода Орлова-Давыдова.

13. Здание ДК — это бывший манеж графских конюшен.

14. Детская площадка с абстрактными скульптурами.

15. Бюст одного из участников «Жигулёвской кругосветки» 1890 года.

Круги на поле: 53°21’47″N 49°15’50″E

16. Если будет время, можете доехать до так называемых «кругов на поле». Насчет того, что это такое, мнения разделяются. Кто-то считает, что это древний ведический храм Солунь, кто-то с серьезным выражением лица заявляет, что круги — следы инопланетной летающей тарелки. Мнений много, но я всё же склоняюсь к тому, что это ложная позиция ПВО, имитация ЗРК С-75. В любом случае, со спутника местность выглядит интересно (этим меня и привлекла).

17. А вот как выглядят круги с земли.

18. Кто-то посреди центрального круга поджег автомобиль. Явно специально, так как случайно там машина вряд ли могла бы оказаться.

Молодецкий курган: 53°24’21″N 49°18’47″E

19. Следующая наша точка — одна из наиболее живописных вершин Жигулёвских гор, известная как Молодецкий курган. Вход на его территорию платный, стоимость путёвки на одного человека — 50 рублей, еще 50 рублей придётся заплатить за стоянку автомобиля (250 рублей за автобус, 30 рублей — за мотоцикл). Но если хотите немного сэкономить, оставьте машину у лагеря «Жигулевский артек», он буквально в ста метрах от КПП и платной стоянки. Рядом с лагерем есть интересная скульптура пионеров.

20. Подъем на курган в спокойном темпе занимает в районе часа.

21. Многочисленные отвесные, лишенные растительности скалы и уступы придают Кургану суровый вид и резко выделяют его на темно-зеленом фоне Жигулей.

22. Обрывы очень крутые, поэтому близко советую не подходить.

23. Чем выше, тем живописнее. Вдали виднеется гора Лепёшка.

24. Немного научной теории о происхождении Молодецкого кургана и вообще Жигулевских гор.

В то время, когда образовались Кавказские горы, Альпы и другие горные массивы, по Европе и Азии прокатилась волна грандиозных перемещений земной коры. Такое перемещение произошло и на месте нынешних Жигулей. Изгибаясь в складку, твердые известковые пласты разорвались, образовалась трещина, причем пласты, лежавшие к северу от трещины, опустились. По опустившейся части теперь течет Волга, а поднятая сторона трещины представляет собою Жигулевские горы.

25. Растительность пробивается сквозь камни.

26. Молодецкий Курган отделяется от Усинского Кургана Жигулевской Трубой (бывшим оврагом, а ныне заливом).

27. Внизу Жигулёвское море.

28. Вид с вершины.

Девья гора: 53°24’5″N 49°18’10″E

29. Насладившись видом с Молодецкого кургана, начинаем спускаться вниз к Девьей горе.

30. Молодецкий Курган и Девья гора представляют собою в геологическом отношении одно целое. Разница в том, что Молодецкий Курган дает более полную картину слагающих его слоев, а Девья гора содержит только часть нижних пластов Молодецкого Кургана+.

31. Высота горы всего 50 метров.

32. Степан Гаврилович Петров-Скиталец в повести «Полевой суд» рассказывает легенду о происхождении названия горы:

«Стоит невысокая обрывистая Девичья гора: с нее когда-то, сотни лет назад, сбросили девушку в Волгу, невинную, чистую девушку; и с тех пор каждую весну горит село Девичье, горит весенней ночью, а на горе, в зареве пожара, видят люди ее огненный мстительный образ. Уже позабыто теперь, за что ее сбросили».

33. Вид в сторону Молодецкого кургана.

Могутова гора: 53°25’56″N 49°31’24″E

34. Вечереет, и мы выдвигаемся в сторону Самары. По пути заезжаем в Жигулёвск, чтобы с Могутовой горы посмотреть закат над ГЭС.

35. Подъем на гору от набережной Жигулёвска занимает от силы 10 минут. Открывающиеся виды стоят затраченного времени.

Текст и фото: Алексей Авдейчев

Почитать предыдущий выпуск рубрики про Чёртов палец и водопад Девичьи слёзы можно здесь.

Про Сергиевский район — здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»

Жигулёвск

Жигулёвск — город в Самарской области Российской Федерации, расположенный на правом берегу среднего течения Волги в северной части Национального парка «Самарская Лука» в долинах Жигулевских гор.

Читайте также  Андаманское море где находится?

Население — 57,6 тыс. чел. с подчиненными администрации Жигулевска населенными пунктами (на первое января 2010).

Содержание

История

Название города произошло от холмов «Жигулёвские горы» (или Жигули), в окружении которых он расположен.

Город образован по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 февраля 1952 в результате преобразования рабочего посёлка Жигулёвск. Граничит с городом Тольятти и Ставропольским районом Самарской области.

1 января 2006 года создано муниципальное образование — городской округ Жигулёвск. В состав городского округа Жигулёвск входят город Жигулевск и села — Бахилова Поляна, Зольное, Солнечная Поляна, Богатырь и Ширяево. Эти села, узкой полосой растянувшиеся на 25 км ниже по течению правого берега реки Волга, находятся в живописнейших местах Самарской луки. Выше Жигулевска на 5 км по течению реки Волги, на правом её берегу находится микрорайон (ранее — поселок городского типа) Яблоневый Овраг, также входящий в состав городского округа.

На месте Жигулёвска с XVII века находились села Моркваши и Отважное. В 1942 в районе Яблоневого Оврага, расположенного в черте города, в отложениях девонского периода была обнаружена нефть. Нефть была найдена и в других местах Самарской луки. В начале 1950-х годов в районе города началось строительство крупнейшей в мире на момент сдачи в эксплуатацию Волжской ГЭС им. В. И. Ленина (ныне — Жигулёвская ГЭС), которое было завершено в 1957 году. В 1950—1960 гг. в посёлке Яблоневый Овраг был построен крупный цементный завод.

Возведение города, ГЭС и цементного производства осуществлялось силами НКВД. На территории было размещено множество исправительных лагерей, которые после завершения строительства были расформированы. Для грандиозной стройки было заложено три известковых карьера по добыче пород Жигулей. Добыча открытым способом осуществляется по настоящее время, что наносит огромный ущерб уникальному уголку природы. В середине 80-х годов XX века был образован государственный Национальный парк «Самарская Лука», в ведение которого от карьеров передаются рекультивированные части. В августе 2006 года вся территория Самарской Луки, Жигулевского заповедника, зелёной зоны в городе Тольятти и другие близлежащие территории объявлены ЮНЕСКО биологическим резерватом.

Близкое расположение к Тольятти (формально города примыкают друг к другу, на практике разделены плотиной через Волгу и ГЭС) обуславливает экономические и социальные связи города.

Жигулевск славен своими спортсменами. В городе сильная школа бокса, её представители неоднократно становились чемпионами мира, Европы, России и Олимпийских игр.

Герб города

Постановлением Жигулевской городской Думы от 29.12.2002 г. № 39 утверждено положение о гербе города Жигулевска Самарской области. Идея герба принадлежит: М. Ваганову (г. Железнодорожный), К. Мочёнову (г. Химки); обоснование символики: Г. Туник (г. Москва), компьютерный дизайн: Г.Русанова (г. Москва.) Геральдическое описание герба города Жигулевска гласит: «В серебряном поле перед смещенной вправо зелёной скалой — лазоревая вода с большой бегущей вправо волной, гребень которой во главе щита превращается в слетающую вниз и обернувшуюся влево жар-птицу». В основу композиции герба положено особенное географическое расположение города Жигулевска к берегу реки Волги в живописной долине природно-культурного комплекса Самарской Луки, окруженной Жигулевскими горами. Самарская Лука — уникальный комплекс живой природы с неповторимыми формами рельефа, своеобразным микроклиматом, наличием интереснейших геологических образований, природных и исторических памятников.

Город возник на месте сёл Отважное (известно с 1840) и Моркваши (известно с 1647) в связи с разработкой нефтяных месторождений, Жар-птица имеет многозначную символику:

  • сказочные красоты реки Волги, лесов, гор;
  • символ удачи, поставленной высокой цели в жизни, совершенства;
  • хвост жар-птицы обвивает склон горы — это символическая «главная улица» города — великая русская река Волга образовала среди гор Жигули излучину на участке «Тольятти—Самара—Сызрань».

Гора символизирует уверенность, устойчивость, неизменность, нерушимость. Зелёный цвет дополняет символику природы, окружающей город, а также этот цвет символизирует жизнь, здоровье, процветание, стабильность. Серебро — символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира и взаимного сотрудничества.

Современный Жигулевск — город нефтяников, энергетиков, строителей. Главным достоянием города были и остаются люди — доброжелательные и предприимчивые, талантливые и деловые, созидающие материальные и духовные ценности. Сердца жигулевцев открыты навстречу гостям и добрым друзьям.

Герб города Жигулевска помещается на фасадах зданий, а также в залах заседаний органов местного самоуправления; предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Климат

  • континентальный;
  • быстрый переход от холодной зимы к жаркому лету;
  • среднее годовое количество осадков — 440 мм;
  • средняя годовая температура +3,6 °C;
  • среднемесячная температура января −13 °C;
  • среднемесячная температура июля +20,3 °C.

Промышленность

  • Электроэнергетика

Жигулёвская ГЭС, филиал ОАО РусГидро

  • Нефтедобывающая промышленность — практически свернута в связи с извлечением запасов нефти
  • Машиностроение

Аккумуляторный завод АКОМ

  • Добыча и производство строительных материалов

Жигулевские строительные материалы, филиал Евроцемент групп ЗАО Жигулевское карьероуправление.

  • Пищевая

Кондитерский комбинат УСЛАДА Жигулевский хлебозавод

  • Фармацевтическая промышленность

Жигулевский завод лекарственных препаратов ООО Озон

  • Предприятия ВПК

Транспорт

Через Жигулёвск проходит федеральная трасса автомагистраль М5 «Москва—Челябинск». Расстояние от городского автовокзала до Самары по автомагистрали равно 96 км, до Москвы— 969 км. От автовокзала Жигулевска осуществляются регулярные рейсы в Самару, Сызрань, Ульяновск, Димитровград, Кузнецк, Пензу

Имеется железнодорожное сообщение по ветке «Тольятти—Жигулёвское море—Сызрань—Москва». Проходит поезд 065/066 Москва-Тольятти-Москва (ежедневно), время стоянки 4 минуты в обоих направлениях.

Население

Численность населения
1959 1970 1979 1989 2002 2010 [1]
46 117 52 130 46 157 44 801 48 770 57 565 [2]

Известные жители

  • Муравленко Сергей Викторович (род. 1950) — депутат Государственной Думы, действительный член общественной Академии горных наук.
  • Плохов Евгений Михайлович (род. 1947) — с 2000 года начальник Куйбышевской железной дороги.
  • Саитов Олег Элекпаевич — российский боксёр, чемпион Олимпийских игр.
  • Чеволдаев Иван Захарович (18.03.1926) — машинист-экскаваторщик. Заслуженный строитель РСФСР. Участник ВОВ. Участвовал в строительстве Волжской ГЭС, в строительстве Асуанской плотины в Египте. Награждён орденами Ленина и Октябрьской Революции, медалью «За отвагу».

Городская власть

В 1991—2008 гг. главой города являлся Сергей Балахонов. После его ухода на этот пост претендовали две основные местные силы: Николай Радайкин — председатель Думы Жигулёвска и известный бизнесмен Максим Бородин — генеральный директор ЗАО «Жигулёвское карьероуправление». Губернатор Самарской области Владимир Артяков рекомендовал тольяттинского бизнесмена владельца группы «Тон-Авто» Александра Курылина, занимавшего на тот момент должность Первого заместителя Мэра города Тольятти. В 2008 г. главой Жигулёвска был избран Александр Курылин.

  • Местная газета «Жигулевский рабочий» [3]

Городской телеканал «ФТВ-Жигулевск»

См. также

Примечания

  1. 12Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1.01.2010 г.
  2. Резкое увеличение связано в первую очередь с муниципальной реформой, после которой ряд окрестных населенных пунктов вошли в состав городского округа
  3. «Жигулевский рабочий»

Ссылки

  • Официальный сайт Администрации мэрии города Жигулёвск
  • Официальный сайт Думы городского округа Жигулевск
  • Информационно-справочный сайт города Жигулёвск
  • Жигулёвск в энциклопедии «Мой город»
  • История герба Жигулёвска
Городской округ Жигулёвск
Посёлки Богатырь | Зольное | Яблоневый Овраг
Сёла Бахилова Поляна | Солнечная Поляна | Ширяево
Исторические топонимы города Моркваши | Отважное

Административно-территориальное деление:

Где находится Жигули, Россия (Самарская область), расположение на карте

Жигули, точное время

  • Жигули Россия
  • 04:35 пятница, 5.11.2021
  • 07:54 Рассвет
  • 16:58 Закат
  • 9 ч. 6 мин. Продолжительность дня
  • Самарское стандартное время Часовой пояс
  • UTC +4 Europe/Samara
  • 7 Число улиц
  • Русский рубль (RUB) Официальная валюта
  • 53.3546703, 49.29749690000001 Координаты

Ближайшие аэропорты

Международный аэропорт «Курумоч» 59 км Россия KUF
Аэропорт Казань 251 км Россия KZN
Аэропорт «Бугульма» 269 км Россия UUA
Аэропорт Уральск 289 км Казахстан URA
Саратов-Центральный 296 км Россия RTW

Жигули, Самарская область, расположение на карте, Россия. Данный географический объект располагается в часовом поясе Самарское стандартное время (UTC +4), координаты — 53.3546703, 49.29749690000001. По нашим данным, Россия — это страна, в которой официальной валютой является Русский рубль (RUB). Мы посчитали количество улиц для — Жигули, это число составляет — 7.

Удаленность до столицы (по прямой) составляет — 798 км (Жигули — Москва).

Читайте также  Беломорские петроглифы как добраться?
Лондон Великобритания 05 ноября 01:35
Лос-Анджелес Соединенные Штаты Америки 04 ноября 17:35
Париж Франция 05 ноября 02:35
Москва Россия 05 ноября 03:35
Дубай Объединенные Арабские Эмираты 05 ноября 04:35
Нью-Йорк Соединенные Штаты Америки 04 ноября 20:35
Пекин Китай 05 ноября 08:35
Шанхай Китай 05 ноября 08:35
Анталья Турция 05 ноября 03:35
Мумбаи Индия 05 ноября 06:05
Ниситокё Япония 05 ноября 09:35
Берлин Германия 05 ноября 02:35

Соседние места

Новокуйбышевск Самарская область, Россия 49 км
Чапаевск Самарская область, Россия 51 км
Самара Самарская область, Россия 63 км
Димитровград Ульяновская область, Россия 99 км
Ульяновск Ульяновская область, Россия 123 км
Балаково Саратовская область, Россия 180 км
Кузнецк Пензенская область, Россия 182 км
Бузулук Оренбургская область, Россия 208 км
Казань Республика Татарстан, Россия 276 км
Зеленодольск Республика Татарстан, Россия 282 км
Саранск Республика Мордовия, Россия 287 км
Нижнекамск Республика Татарстан, Россия 300 км
Елабуга Республика Татарстан, Россия 320 км
Оренбург Оренбургская область, Россия 430 км
Уфа Республика Башкортостан, Россия 462 км
Ижевск республика Удмуртия, Россия 463 км
Волгоград Волгоградская область, Россия 615 км
Липецк Липецкая область, Россия 654 км
Пермь Пермский край, Россия 678 км
Воронеж Воронежская область, Россия 707 км
Ярославль Ярославская область, Россия 759 км
Москва Россия 798 км
Екатеринбург Свердловская область, Россия 816 км
Челябинск Челябинская область, Россия 813 км
Тюмень Тюменская область, Россия 1,109 км
Варшава Мазовецкое воеводство, Польша 1,894 км
Хельсинки Финляндия 1,654 км
Осло Осло, Норвегия 2,429 км
Рига Латвия 1,640 км
Тбилиси Тбилиси, Грузия 1,337 км
Таллин Харьюмаа, Эстония 1,643 км
Астана Акмолинская область, Казахстан 1,523 км
Пекин Пекин, Китай 5,133 км
Сеул Южная Корея 5,988 км
Киев Украина 1,324 км

Выделите и нажмите Ctrl+C на своей клавиатуре чтобы скопировать данный код. Вы можете использовать его как активную ссылку на текущую страницу.

Эх, «Жигули» … Крупный моногород, который был известен не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Путевые заметки нашего корреспондента.

1000 километров железнодорожных рельсов и 18 часов пути отделяют столицу государства российского от столицы советского автопрома. Поезд отходит с Казанского вокзала. Пассажиры заняли места согласно купленным билетам и отправились в путь.

Дорога железная как ниточка тянется. За окном мелькают Жуковский, Коломна, Луховицы, Рязань, Сызрань. И вот она, конечная точка нашего путешествия — Тольятти.

Город встречает теплой весенней погодой. Поезд прибывает на железнодорожный вокзал. Это огромное здание, которое напоминает заброшенный город из фильмов про техногенные катастрофы. Кроме билетных касс и небольшой витрины с сувенирами, больше ничего здесь нет. Привокзальный буфет заменяет кофеавтомат. Доблестная полиция охраняет покой немногочисленных пассажиров. На несколько сот метров вокруг вокзала прошлогодний бурьян и разбитый асфальт. Местные жители рассказывают, что вокзал был промышленный и обслуживал АвтоВАЗ. Сюда приходили поезда, которые доставляли необходимый груз для работы автогиганта. Пассажиров встречали чуть раньше, на станции Жигулевское море. После того, как былая слава российского автопрома практически померкла, из промышленного объекта вокзал переоборудовали в пассажирский. Но, видимо, дальше смены статуса дело не пошло. Вообще, если бы это здание было в Москве. То вокруг него сразу же бы организовалась стихийная торговля. В воздухе витал бы запах чебуреков, шаурмы, сладкой ваты. Ушлые ребята стремились бы продать гостям города то, чему в базарный день цена копейка. В Тольятти лишь волжский ветер шумит вокруг здания

Красивое звучное итальянское имя городу присвоили 28 августа 1964 года. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР было приказано город Ставрополь Куйбышевской области переименовать в город Тольятти в честь Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Сам Пальмиро здесь никогда не было, но в Советский Союз приезжал неоднократно. Умер итальянский борец за права трудящихся от сердечно приступа во время поездки в пионерский лагерь «Артек».

На карте Российской Империи эта местность была обозначена как город Ставрополь, который был основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведётся отсчёт истории города. Памятник отцу — основателю стоит на берегу Куйбышевского водохранилища. Татищев смотрит на удивительные красоты Жигулевские горы и рябь воды, которая скрывает построенный им город. Говорят, в засушливое лето, над поверхностью водохранилища можно увидеть шпиль церкви, которую пытались несколько раз взорвать, но так и не смогли. Ставрополь затопили в 50 – е годы ХХ века. Люди не пострадали. Жителям разрешили вывезти все свои пожитки, разобрать и перенести на другое место дома. Но у тех, кто застал великое переселение и у их потомков до сих пор осталась в сердце печаль о малой родине.

Решение затопить город было принято в 50 – ые годы прошлого века. Это необходимо было сделать для строительства самой большой, на тот момент, ГЭС в мире, а сегодня самой большой в Европе. Гидроэлектростанция на самом деле впечатляет и своим размахом, и объемами работы. Жигулёвская ГЭС — это низконапорная русловая гидроэлектростанция. Она имеет I класс капитальности и включают в себя земляную плотину с сопрягающими дамбами, здание ГЭС с донными водосбросами и сороудерживающим сооружением, водосбросную плотину, судоходные шлюзы с дамбами и подходными каналами, ОРУ 110, 220 и 500 кВ. По сооружениям ГЭС проложены автомобильная и железная дороги. Установленная мощность электростанции — 2404 МВт, проектная среднегодовая выработка электроэнергии — 10 900 млн кВт·ч.

Второй, по величине, объект, это, кончено, Волжский автомобильный завод. Его история началась в 1966 году. Тогда совместно с итальянским автоконцерном FIAT в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Его территория занимает 600 гектаров. Общая площадь зданий равна 4 миллионам квадратных метров. Территория предприятия обнесена бело – синим забором, который скрывает от глаз прохожих таинство рождения автомобиля. Рядом с цехами построено самое высокое в городе здание — заводоуправление Проезжая мимо АвтоВАЗа можно увидеть испытательный полигон, на котором проходили проверку на прочность все марки автомобилей ВАЗ. Увидеть всю продукцию с первого по сегодняшний день можно в заводском музеи. Здесь и миллионная «шестёрка», и знаменитая желтая «Лада — Калина», за рулем которой сидел Владимир Путин, и любимая народом «копейка». Представлены и машины, которые не получили добро на массовое производство, но показали высокий уровень инженерный мысли.

Сотрудники автозавода воплотили в жизни мечту многих автолюбителей о самом быстром, современном и модном железном коне. «Жигули», в экспортном варианте «Лада», были самой престижной маркой машины в Советском Союзе. Получить ключи от заветного автомобиля было не так просто. Это был дефицит. Надо было, как тогда говорили, встать на очереди и ждать звездного часа. Ожидание могло длится годами. И когда наступал счастливый день, уже не важно было какой комплектации и какого цвета автомобиль, главное он твой. Те, кто не хотел ждать долго, отправлялись самостоятельно в Тольятти и «с рук» покупали машину. Наиболее предприимчивые устраивали шоптуры и пригоняли авто не только себе, но и свои близким, друзьям и знакомым. Купить машину в Тольятти можно и сейчас, прямо с завода. В среднем, машина в обычной комплектации, обойдется в 250 — 280 тысяч рублей. Но сегодня покупательский спрос не продукцию АвтоВАЗа крайне низок. Из – за этого рабочая неделя на заводе длится всего лишь 4 дня, а на конвейере «Лада — Калина» и вовсе два. Не покупают теперь российское. Сами тольяттинцы ездят либо на видавших виды «Жигулях», либо на иномарках различных фасовнов. Здесь они ни в чем не уступают москвичам.

Читайте также  Образование и обучение в Монголии

Музей под открытым небом

Еще один крупный центр, который заслуживает внимание гостей города, это

Технический музей. Открыт он был 7 сентября 2001 года. Это крупнейший в России музейно – парковый комплекс. Музей просто поражает не только площадью, которую он занимает, но и своими уникальными историческими объектами. На площади в 38 гектар, разместилось более 460 крупных и около 3000 мелких экспонатов. Представлены реальные образцы оружия времён Первой мировой и Великой Отечественной войн, выставлены модели техники, стоящей на вооружении современных армий. Также представлены грузовые и легковые автомобили отечественного и импортного производства. Создана экспозиция железнодорожной, сельскохозяйственной, космической техники. Некоторые экспонаты существуют в единственном экземпляре. Особое внимание вызывает дизельная подводная лодка Б-307 (проекта 641Б), доставленная с места службы целиком. Здесь можно увидеть бастионные пушки, 122-х мм гаубицы образца 1910 /1930 гг. , танки Т-34-85, ИС-3, Т-70 и чешский танк «PzKpfw 38t» «Прага», воевавший на стороне Германии, легендарная реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша», самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, шведская зенитная пушка «Бофорс», вертолет МИ-24, дистанционно-летательный аппарат «Пчела-1ТМ», 152-х мм самоходная гаубица «Акация» 2СЗМ, самоходные пушки 2С5 «Гиацинт» и 2С7 «Пион», танк Т-80У, зенитная самоходная установка «Шилка», самолеты МиГ-29 и Миг-31, боевые машины десанта и т. д.

В 2005 году количество посетителей музея составило около 40 000 человек.

Прошлое и настоящее

В целом Тольятти живет спокойной размеренной жизнью. Город с населением более 700 тысяч человек, пока что сохранил уклад советской эпохи. Приятно удивляет чистота улиц и скверов. Коммунальные службы трудятся здесь и в будни, и в праздники с утра до вечера: подметают, благоустраивают покосившиеся за зиму клумбы, вывозят остатки снега. В выходные дни, когда Москва и подмосковные города практически вымирают, улицы Тольятти наоборот – оживают. Молодые и пожилые пары неспешно прогуливаются по скверу под ручку, сидят на лавочках, дети вместе с родителями идут в парк кататься на каруселях. У первого и единственного в городе памятника Владимиру Ленину коммунисты, видимо в преддверии выборов в Госдумы, проводят митинг. Красные знамена красиво колыхаются на ветру. И под теплыми лучами солнца, это похоже на милую картинку из советского учебника по истории. У каждого свое хобби. Лозунги тольяттинских коммунистов мало чем отличаются от призывов их коллег в других регионах. Но одна из насущных проблем местной ячейки КПРФ засилье магазинов «Магнит». Известные московские сетевые магазины постепенно заполняют городские кварталы. Но местные жители признаются, что сами они предпочитают местные торговые точки: продукты там всегда свежие и вкусные. То, что для москвичей стало привычным атрибутом повседневной жизни, для тольяттинцев пока в новинку. Например, большие торговые центры, а –ля МЕГА. Одна жительница минут десять рассказывала нам о прелестях большого магазина, в котором можно провести весь ведь и сразу купить все, что необходимо, начиная от стройматериалов, заканчивая хлебом.

Вообще, тольяттинцы гордятся своей малой родиной. Все они приехали сюда из разных не только регионов, но и республик бывшего Советского Союза. Молодые перспективные люди ехали развивать автомобилестроение большой страны. Стройка завода автогиганта была объявлена – ударной комсомольской. За свой вклад в общее дело, каждый получал рабочее место, достойную зарплату и благоустроенную квартиру. Население Тольятти увеличивалось быстрыми темпами за счет приезжих. На отдельно взятой территории был создан практически социалистический рай. Лихие 90- е по Тольятти ударили очень сильно. По сути моногород, который создавался вокруг советского автогиганты, оказался не удел. Западные автомобили, хлынувшие потоком на территорию страны, заменили знаменитые «Жигули» и «Лады».

Со стороны складывается ощущение, что город застыл в 90 – х года прошлого столетия. О том, что прошло более двадцати лет напоминает лишь Макдональдс. В сложных экономических условиях каждый выживает по – своему. Кто –то просто с утра пораньше распивает спиртные напитки в сквере на лавочке. Субботним утром мы встретили пару таких веселых компаний. А кто-то ищет новые пути жизни. Вдоль улиц построено много маленьких продуктовых магазинчиков, палаточек с цветами, пирожками, разливным жигулевским пивом. В выходные на Центральной площади – выездная торговля. Одни продуют овощи и фрукты, другие рыбу, третьи – молочные продукты. Одна пожилая женщина прямо у прилавка вязала разноцветные мочалки и тут же их продавала.

Жизнь идет своим чередом. И каждый в ней по –своему счастлив. Первое впечатление безысходности, сменилось мнением, что вокзал – это не показатель города в целом. Это место временной дислокации между поездками туда и обратно. Надо всего лишь сделать шаг в сторону, чтобы за высоким бурьяном увидеть другой мир.

Мы снова в поезде. Делимся новыми впечатлениями. Ехать целую ночь. Сызрань. Рязань. Луховицы. Раменское. Жуковский. Москва. Казанский вокзал встречает нас шумом и гамом. Одни приезжают, другие уезжают. Пирожки, шаурма, беляши. Некогда остановится и оглядеться. Мы вернулись в привычную нам суету московских улиц.

Жигули (Ставропольский район)

Содержание

  • 1 География
  • 2 Название
  • 3 История
  • 4 Население
  • 5 Известные уроженцы
  • 6 Достопримечательности
  • 7 Галерея
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

География [ править | править код ]

Село расположено в 19 км до районного центра Тольятти и 59 км до областного центра Самара [2] .

Название [ править | править код ]

Название селу дано по фамилии одного из первых жителей — Семёна Григорьевича Жегуля, выходца из Великого Устюга [3] .

История [ править | править код ]

Село основано в 1660 году [3] . Относилось к Усольской вотчине Савво-Сторожевого монастыря до 1701 года. При селе было 1624 десятины пахотной земли и 577 десятин сенокоса.

В 1768 году село вошло в состав имения графа И. Г. Орлова. Являлось волостным селом.

В 1780 году, при создании Симбирского наместничества, село Жегулиха, помещиковых крестьян, вошло в состав Самарского уезда [4] . В 1796—1851 годах село входило в состав Симбирского уезда Симбирской губернии, с 1851 года — в состав Сызранского уезда Симбирской губернии.

В 1840 году была открыта сельская школа.

В 1859 году село Жегули входило в 1-й стан Сызранского уезда Симбирской губернии, в котором была церковь [5] .

В 1865 году прихожанами был построен новый деревянный храм (Вознесенская церковь). Престолов в нём два: главный в честь Вознесения Господня и в приделе во имя свв. бессребреников Космы и Демьяна [6] . В 1881 году при ней появилась благочинненская библиотека. Кроме православных в селе насчитывалось полторы сотни раскольников.

Имелись аптека, две паровых, одна ветряная мельница, 4 бакалейных лавки, ровяной склад. В селе размещался Жигулевский хутор Жигулёвско-Приволжского имения Орловых-Давыдовых со штатом в 47 человек и Главная контора по управлению имением и делами. Имение специализировалось на торговле лесов, разведении племенных лошадей, зерновом хозяйстве.

В 1917 году имение было национализировано, 9900 га пахотных и луговых участков перешли в ведение Сызранского уездного земельного комитета.

В феврале 1918 года в селе была установлена советская власть.

В 1925 году в селе появилось сельскохозяйственное кооперативное объединение «Замонастырское», которому были переданы участки, ранее принадлежавшие симбирскому Покровскому монастырю.

В 1928 году село перешло в состав Жигулёвского сельсовета Самарского уезда Самарской губернии.

В 1929 образован животноводческий совхоз «Жигулёвский» Свиноводтреста, а в 1930 — колхоз «Красные Жигули». К 1932 году колхоз располагал 1200 га посевных площадей, 146 лошадьми, 466 коровами, 4560 свиньями, 6 тракторами и автомобилем.

В 1930—1935 годах в селе также действовал Жигулевский опытно-показательный леспромхоз.

С 1941 года село вошло в состав Сосново-Солонецкого района Куйбышевской области.

С 1960 года входит в состав Жигулёвского района Куйбышевской области.

С 1963 года в составе Ставропольского района Куйбышевской области (с 1991 года — Самарской области.)

В 1963 году в Жигулях располагалась станция гражданского флота, имелись восьмилетняя школа, врачебный участок, клуб, библиотека [7] , два магазина Ставропольского райпотребсоюза. Насчитывалось 480 крестьянских дворов.